Урок по окружающему миру по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Обелец Елена Анатольевна

Развернутый конспект урока по окружающему миру соответствует НОО ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_obelets_e.a.docx706.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   "Откуда приходит в наш дом вода и куда она уходит?» 

Тип урока:

урок «открытия» нового знания.

Цель: формировать представления о том, как в наш дом приходит вода и как она уходит.

Задачи: 

с помощью опытов показать процесс загрязнения и очистки воды, познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;

систематизировать знания детей о воде;

выяснить, каково значение воды в жизни человека;

выявить причины загрязнения водоёмов и меры по охране водоёмов от загрязнения;

развивать логическое мышление, воображение, восприятие;

воспитывать бережное отношение к воде;

воспитывать интерес к окружающему миру.

Методы и формы обучения:

Частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная, фронтальная работа в группах, в парах.

Образовательные ресурсы:

  • учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2011
  • рабочая тетрадь "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2011
  • электронное приложение к учебнику А.А.Плешаков «Окружающий мир»
  • глобус;
  • шаблоны из бумаги "капельки";
  • иллюстрации растений, животных, человека, водопровода;
  • рисунок Злючки - Грязнючки;
  • для опыта - мерный стаканы, тушь, кисточки, воронки, фильтры;
  • ноутбук, интерактивная доска, документкамера.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные:
  • научатся: понимать значимость воды для жизни, очищать воду через фильтр;
  • получат возможность: сравнивать способы очистки воды.
  • Метапредметные:
  • Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), осуществлять пошаговый контроль своих действий,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.
  • Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания,  формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
  • Личностные:
  • развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.

Ход урока

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Методический комментарий.

1 Самоопределение к деятельности. (Организациооный момент.)

Микроцель:

- обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.

Всё ль на месте?
Всё ль в порядке –
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре

Громко, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Пожелание успеха друг другу и учителю.

2

Актуализация знаний. Микроцель:

-возникноверие проблемной ситуации.

- Что вы знаете про воду? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода растениям? (на доску вывешивается изображение растений)

- Как они её получают?

- Нужна ли вода животным? (на доску - изображение животных)

- Нужна ли вода человеку? (на доску - изображение человека)

- Для чего нужна вода человеку?

- Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как  лечебное средство, но и  для питья.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, рассуждают.

Ситуация для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций

3 Постановка учебной задачи.

 Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? - спросил росу.
- Поверь, и я из океана!

- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.

На поле лёг туман седой,
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана.

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождике, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

Ребята, какую проблему мы сегодня будем решать на уроке?  На какой вопрос ответим?

Читают стихотворение по ролям.

 Высказывают мнение по проблеме урока, формулируют её.

Ситуация для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций

4 «Открытие нового знания»

 - Кто сегодня пользовался водой?

- Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Предположения детей)

- Где начало этого пути?

- Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.

- Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами.

- Почему речная вода попадает на станцию очистки? (Предположения детей) 

- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают. В настоящее время существует несколько способов очистки воды. Самый простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу.

- Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей.

Работа со схемой движения воды по интерактивной доске.

Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают своё мнение, доказывают правильность своего суждения.

Проговаривание нового знания.

Проблемная технология

Информационно – коммуникативная технология

5 Первичное закрепление.

-Работаем с учебником в парах. Вспоминаем правила работы в парах. Ребята показывают путь воды (капельки).

 

Рассказы учащихся по иллюстрации в учебнике. Раскрашивают свои капельки.

Игровая технология

6 Релаксация (физминутка)

Движение капелек под музыку.

Выполнение физминутки.

7 Практическая работа

8.Физминутка

9.Практическая работа (продолжение)

Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка - Грязнючка. В какой воде она живёт?

Опыт 1. Моделируем загрязнение воды.

- У вас в колбах  чистая вода. В первой колбе воду оставим чистой, а в другой запачкаем. Обмакните кисточку в краски и опустите во второй стакан с водой.

-Что произошло с водой? В ней появляется Грязнючка. Надо ее «вылечить».

-- Что мы делаем?

- Что наблюдаем?

- Делаем вывод.

- Можем ли мы очистить воду от Злючки - Грязнючки?

Опыт 2. Очищаем загрязнённую воду. Какую цель мы ставим этим опытом? (очистить воду)

-Итак, пропускаем воду через фильтр.

-Давайте сравним воду в двух колбах. Что увидели?

-Достигли мы поставленной цели?

-Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

(воду можно очистить)

-Вот и не стало Злючки-Грязнючки!

- Пока вода очищается,  мы поможем капелькам  воды подружиться.

Под музыку дети (капельки воды) танцуют, кружатся по классу, затем берутся за руки и образуют большой хоровод.

Что наблюдаем?

Движение капелек под музыку.

Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязнючку? Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях.

- Делаем вывод.

-В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому на станции очистки воды ее пропускают через толстый слой песка и другие очищающие устройства. А загрязнённую воду очищают на очистных станциях, а затем вода попадает опять в реку.

Общий вывод:

1. Вода из реки или подземная вода приходит  в станцию очистки воды.

2. Очищенная вода приходит в наш дом.

3. Из нашего дома загрязнённая вода попадает в очистные сооружения.

4. Очищенная вода возвращается в реку.

Ставят цель, выполняют опыт, наблюдают, рассуждают,  делают вывод, заносят результаты в тетрадь.

Отдыхают

Читают в учебнике, проговаривают вслух.

Практическая работа

Исследовательская технология

Самостоятельная работа.

Здоровьесберегающая технология

10. Включение нового знания в систему знания и повторение.

- Покажем путь воды в наш дом, а также куда уходит вода из нашего дома. Ребята работают на интерактивной доске.

Отвечают, объясняют путь воды по интерактивной доске

Активизация мыслительной деятельности в конце урока.

11.Экологическая страничка. Рефлексия.

Микроцель:

-дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль.

- Много ли воды на Земле?

-- Посмотрите на глобус.  Какого цвета на глобусе больше? Вода занимает  большую часть поверхности земного шара. Но лишь малая часть всей воды пригодна для питья. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан.

Поэтому воду нужно беречь! Вода - это жизнь!

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… ВОДЫ!

-Кто из вас, ребята,

- Сделал для себя ОТКРЫТИЕ!

- АКТИВНО  работал  на уроке!

- Кому на уроке было  ИНТЕРЕСНО!

- Кому урок подарил ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ! Оцените свою работу на уроке.

  • Я понял и могу рассказать другим
  • Я понял, но не могу объяснить
  • Я не понял

(Учащиеся показывают смайлик  соответствующего цвета)

- Благодарю вас за стремление общаться на нашем необычном уроке, за ваши улыбки и доброжелательное отношение  друг к другу. Закончен ещё один урок, но стремление к получению новых знаний должно быть бесконечным. Успехов вам, ребята!

Читают стихотворение хором с интерактивной доски, которое проецируется  на неё через документ камеру.

Активизация мыслительной деятельности в конце урока.

Формирование умения фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой

Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом, что дал урок.

12. Информация о домашнем задании.

Творческое задание по желанию. Нарисовать рекламные плакаты: «Берегите воду!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Комплект учебников и рабочих тетрадей (автор А.А.Плешаков) по УМК "Школа России"....

Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит» с использованием здоровьесберегающих технологий и применением мультимедийной презентации

Тема: «Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит». Цели : Образовательные:-познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;- сформировать у детей представления о том, как...

Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" УМК "Школа России"

Урок окружающего мира в 1 классе УМК "Школа России". Тема: "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит". Данный урок разработан с применением приёмов технологии развития критического мышле...

Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Включает цель, задачи, планируемые результаты, УУД. В ходе урока раскрываются этапы, действия учителя и учащихся....

Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

Конспект урока окружающего мира по теме "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"...

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" 1 класс

Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит" 1 класс. Ребята в ходе урока узнают откуда появляется вода  в наших домах - испол...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Откуда к нам приходит вода и куда она уходит?"

Конспект урока окружающего мира в 1  классе по теме "Откуда приходит вода и куда она уходит?" ("Школа России") Учебник "Окружающий мир. 1 класс"  А. А. Плешаков...