урок для 1 класса по окружающему миру на тему "Откуда берётся и куда девается мусор"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок открытия новых знаний с элементами исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkuda_musor_2.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

 

Предмет: окружающий мир        

Автор учебного комплекта »Мир вокруг нас» А. А.Плешаков

Раздел: »Откуда и куда?»

Класс:1

Тип урока: открытие новых знаний с элементами исследовательской деятельности

Тема: "Откуда берётся и куда девается мусор?"

Автор:  Пестрикова Ирина Борисовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1

г. Березники Пермского края

Цели урока:

- организовать деятельность детей  на исследование проблемы, сравнение, анализ полученных результатов опытов и практическое освоение знаниями некоторых свойств предметов окружающего мира;

-учить применять полученные знания в классификации данных предметов с целью предполагаемой формулировки  возможного решения проблемы  окружающего мира;

- развивать сенсорные возможности (обоняние, осязание) детей для активизации познавательных  действий в овладении знаниями об окружающем мире;

- учить детей взаимодействию при работе  в подгруппах как одной из форм исследовательской деятельности;

- развивать умения вести наблюдения, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты;

-развивать образное мышление учащихся на основе эмоционального восприятия  элемента системы гуманистических ценностей: окружающая природа как условие жизни и здоровья людей;

- воспитывать культуру поведения в окружающем мире.

Планируемое  время урока - 40  минут.

Демонстрационный материал:  презентация по теме урока; штатив, горючее для демонстрации опытов; пакеты с надписями  «пластик», «металл», «макулатура»; ёмкости с  заранее заложенными опытами (4 шт.), коллекция «Пластмассы».

Раздаточный материал:  бумажные стрелки для учащихся для этапа первичного закрепления; использованные упаковки (мусор) для этапа мотивации учебной деятельности, «пазлы» с изображением символического  знака «утилизация мусора» ( по числу подгрупп) ) для этапа  рефлексии, учебник для этапа организации пробного действия , рабочая тетрадь учащихся, карандаши для этапа выявления места и причины затруднения.       

Примечание:

деятельность учителя-  символ +

деятельность учеников- символ *

Реализация проекта урока:

1.Мотивация учебной деятельности. «Откуда берётся мусор?»: моделирование ситуации «Чем пользуется человек каждый день» (с  пояснениями учителя). +

Тезисы: человек в процессе жизнедеятельности использует большое количество вещей (гигиена, питание, учёба, досуг и пр.); став ненужными, они превращаются в мусор, как и упаковки от этих вещей.+

 ( предметами в упаковках пользуемся каждый день; перебирают подготовленные упаковки, показывают, называют цель использования предмета)*

2. Актуализация знаний по теме.  (слайд 1,2)

 Тезисы:кукла как модель человека, став ненужной, оказывается в куче мусора ; кучи  мусора - отражение   человеческой жизни ( Что нового узнали из просмотра слайдов? Чем опасен мусор?)+*

3. Организация пробного действия: «Откуда берётся мусор» .  Работа с учебником  (с. 62)*

4.Выявление места и причины затруднения. Выход на проблему. ( слайд 3,4,5)+

 Тезисы: упаковка  составляет большую часть мусора; ½ мусора- самая большая часть из названных; примеры упаковочных материалов; их основа- искусcтвенные смолы. 

Выводы по этапу урока: какого мусора больше всего; причина большого количества вещей из группы полимеров.+*

Демонстрация коллекции «Пластмассы»+

 Формулировка ответа на вопрос « Откуда берётся мусор?» (слайд 6), работа с тетрадью (с. 26 з. 1)*

 Тезисы:должен ли быть мусор рядом с человеком?

5.Выход на цель урока.  Формулировка проблемы: человек не может жить без этих вещей------ эти вещи мешают жизни ( слайд 7- 14)+*

 Тезисы:так ли прекрасна наша Земля, когда она завалена грудами мусора; как сохранить красоту Земли.

6. Первичное закрепление. Организация  исследовательской деятельности  по формированию представлений о возможности поиска путей ответа на вопрос

 « Куда девать мусор?»: работа с учебником  (с. 63-стрелки); (слайд 15 -17) *+

Тезисы:свалка мусора- катастрофическая реальность; особенности разложения в природе разных групп предметов (пакеты, железо, стекло); мусор приносит Земле вред.

Выдвижение гипотез (с записью их на доске): закопать мусор, сжечь, увезти, запретить мусорить………………………………………………………………………….?*+

 Продолжение деятельности  по формированию представлений о возможности поиска путей ответа на вопрос« Куда девать мусор?»: сравнение результатов заранее заложенных опытов: пищевые отходы в почве, на почве, в воде, пластик в земле; формулировка выводов.*+

Выводы по этапу урока:  виды мусора по разному разлагаются; создают предпосылки экологической катастрофы.

7. Физкультминутка   
8
. Самоконтроль.  Выход на формулировку возможности решения проблемы (слайд 18 частично)+, демонстрация опыта:  сжигание  частицы пластиковой упаковки+; защита органов дыхания (надевание маски на органы дыхания)-коллективная работа ( фронтально)* , проветривание как элементы разумного отношения к своему здоровью+; (слайд 18 полностью)+; опровержение данной гипотезы (сжигание пластика).*+

9. Включение в систему знаний. Формулировка возможности сортировки мусора(слайд 19)+

 Формулировка ответа на вопрос «Куда девать мусор?» (слайд 20)*+

Практическая деятельность уч-ся по сортировке мусора (игровая ситуация «Паровозик везёт мусор» по подгруппам); проверка сортировки по ходу игры ( игровая модель «Робот-контролёр»)*+

 Работа по по формированию представлений о дальнейшей утилизации мусора(слайд 21-26) ; объяснение учителя.+

Тезисы:сортировка как способ получения сырья для изготовления нужных человеку вещей; культура быта- пример гуманного отношения к окружающему миру.

10.Рефлексия.

Какова была цель урока? Достигли  ли мы этой цели? Какими способами?+*

 Итог урока: работа над раскрытием элемента гуманистических ценностей- окружающая природа как условие жизни и здоровья людей (слайд 27-28)

 Тезисы:даже персонажи мультфильмов-  животные берутся решать проблему мусора; человек способен на большее.+

 Формулировка выводов урока  (обобщение) (слайд 27-31)+

 Тезисы:грамотная утилизация мусора; природная  чистота в окружающем мире.*+

Самооценка: работа с пазлами в подгруппах  по составлению символического знака   «Утилизация мусора»; рекомендация: поискать такой знак на упаковках; выбрасывать мусор правильно.*

 Релаксация (музыка видеоролика « Простые правила здоровья»+*

Приложения:

дата

Описание опыта

выводы

дата

Описание опыта

выводы

дата

Описание опыта

выводы

дата

Описание опыта

выводы

металл

пластик

макулатура


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Откуда берётся и куда девается мусор?" по программе "Школа России"

Приоритетной целью современного начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения является формирование у младших школьников умения учиться. Овладение умением у...

Окружающий мир. 1 класс. «Школа России» Откуда берётся и куда девается мусор?

Окружающий мир, 1 класс. "Школа России". Откуда берётся и куда девается мусор? Формировать представление об источниках бытового мусора и способах его утилизации; убедить в необходимости собл...

От куда берётся и куда девается мусор

Конспект урока Окружающий мир  "Юный эколог" на тему "От куда берётся и куда девается мусор"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме: "Откуда берётся и куда девается мусор?"

Конспект урока окружающего мира по теме: "Откуда берётся и куда девается мусор?" (1 класс)...

Урок-сказка окружающего мира во 2 классе "Откуда берётся и куда девается мусор?"

УМК "Школа России". Урок с презентацией.https://nsportal.ru/sites/default/files/2022/04/16/prezentatsiya_k_uroku.pdf...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Откуда берётся и куда девается мусор?» - 1 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления об источниках бытового мусора и о способах его утилизации. Задачи урока:Дидактические: 1) познакомить об...