Рабочая программа по окружающему миру. 3 кл.УМК "Начальная школа XXI века"
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, 3 класс) по теме
Рабочая программа, календарно- тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_okruzhayushchiy_mir.docx | 36.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Руководитель МО _____ /______________/ ФИО Протокол №____ от «___» _________20__г.
| Согласовано: Заместитель директора по УВР ______/ ./ ФИО «___» _________ 20__г. | Утверждаю: Директор
________/ . / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя начальных классов
Гераскиной Елены Александровны
Ф.И.О.
по окружающему миру, 3 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № _____ от
«____» _________20 __г.
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Особое значение изучения образовательной области «Окружающий мир» состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни;
осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
В программе представлены следующие содержательные линии:
- человек как биологическое существо;
- человек и другие люди;
- человек и мир природы;
- человек и общество;
- история родной страны.
Интегрированный и культурологический характер курса позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности; основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний является рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.
В методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть (рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»).
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану образовательного учреждения. В авторскую программу внесены изменения: на изучение темы «Грибы» отводится 2 часа, добавляется ещё 1 час на тему «Бактерии» (изменения в учебнике 2010 г.), на изучение темы «Земля – наш дом» - 9 часов. Учитывая особенности класса, считаю необходимым дополнить темы материалами, позволяющими расширить кругозор третьеклассников, формировать элементарную эрудицию, общую культуру, овладеть знаниями, превышающими минимум содержания образования. Эти материалы отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» учебно-тематического плана.
Изучение предмета «Окружающий мир» требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (на пришкольном участке, в парке, музее, спортивном зале и пр.).
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их – оживить знания школьника, которые он получил не только на данном уроке, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Формой итоговой проверки знаний учащихся является тестирование.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Виноградова. Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 144 с.: ил. – (Начальная школа XXI века);
Виноградова. Н. Ф, Калинова Г.С. Окружающий мир: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2010. – 48 с.: ил.- (Начальная школа XXI века);
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2007. – 240 с.: ил. - (Начальная школа XXI века).
Окружающий мир: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания/О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен». – 48 с.
CD Окружающий мир. Интерактивные карты для начальной школы + 1С: конструктор интерактивных карт, фирма «1С», 2010.
CD Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире.: наглядное пособие по естествознанию для младших школьников, - М. изд. «Новый диск», 2010.
CD Основы безопасности жизнедеятельности. Образовательная коллекция / Учебник TeachPro для учащихся начальной школы, фирма «1С», 2010.
CD и DVD Безопасность на улицах и дорогах. Учебно-методическое пособие для начальной школы, - студия «Премьер-УчФильм», 2010.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ (68 ч)
Введение (1 ч), авторская программа – 1 час
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Земля — наш общий дом (9 ч), авторская программа – 10 часов.
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие.
Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.
ОБЖ: правила поведения на водоемах в разные времена года.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Растительный мир Земли (11 ч), авторская программа – 11 часов.
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Грибы (2 ч), авторская программа – 1 час
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животный мир Земли (11 ч), авторская программа – 11 час
Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч), авторская программа – 20 часов.
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Рыболовство и охота на Руси и в России.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):
тела живой и неживой природы;
планеты Солнечной системы (2-3);
свойства воздуха, воды;
состав почвы;
древние города и их достопримечательности;
имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
различать (соотносить):
год, век, арабские и римские цифры;
названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
животных разных групп (одноклеточные — многоклеточные, беспозвоночные — позвоночные);
приспособления животных к среде обитания;
особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;
соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);
рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Календарно-тематическое планирование
Класс: 3 «В»
Предмет: Окружающий мир
Программа: Окружающий мир. Н.Ф. Виноградова УМК «Начальная школа XXI века»
Учитель: Гераскина Елена Александровна
N п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Административный контроль |
Введение | 1ч | |||
1. | Как работать с учебником. Условные обозначения. | 1 | 4.09 | |
Земля – наш общий дом. | 6ч | |||
2. | Где и когда ты живёшь. Счёт лет в истории. | 1 | 6 | |
3. | Солнечная система. Какие бывают природные тела. Искусственные тела. | 1 | 11 | |
4. | Солнечная система. Солнце – огненный шар. Земля – шар. | 1 | 13 | |
5. | Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле. | 1 | 18 | |
6. | Условия жизни на Земле. Значение воды для жизни на Земле. | 1 | 20 | |
7. | Условия жизни на Земле. Воздушная оболочка Земли. | 1 | 25 | |
Человек изучает Землю | 2ч. | |||
8. | Человек познаёт мир. Как изображают Землю. О меридианах и параллелях | 1 | 27 | |
9. | Зачем нужны карта и план? Географическая карта | 1 | 2.10 | Контрольный урок. Тест. |
Бактерии и грибы | 2ч | |||
10. | Бактерии. Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии. | 1 | 4 | |
11. | Грибы. Что такое гриб. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы. | 1 | 16 | |
Растительный мир Земли | 13ч. | |||
12. | Растения встречаются повсюду. Растения дикорастущие и культурные. | 1 | 18 | |
13. | Если бы на Земле не было бы растений. (Защита проектов.) | 1 | 23 | |
14. | Растения прекрасные, но опасные. | 1 | 25 | |
15. | Разнообразие растений на Земле. Водоросли, мхи, папоротники. | 1 | 30 | |
16. | Разнообразие растений на Земле. Хвойные растения. Цветковые растения. | 1 | 1.11 | |
17-18. | Растения – живые тела (организмы). Как живёт растение. Корень, его значение. | 2 | 6 8 | |
19. | Побег – сложный надземный орган растения. Лист – орган питания. Стебель – часть побега. | 1 | 13 | |
20. | Цветок – самый красивый орган растения. Какие бывают плоды. | 1 | 15 | |
21. | Размножение растений. Как плоды и семена попадают на новые территории. | 1 | 27 | |
22. | Как долго живут растения. | 1 | 29 | |
23. | Человек и растения. Культурные растения в жизни человека. | 1 | 4.12 | |
24. | «Красная книга» России. | 1 | 6 | |
Животный мир Земли | 13ч | |||
25. | Какова роль животных в природе. | 1 | 11 | |
26. | Разнообразие животных. Животные – живые существа (организмы) | 1 | 13 | |
27. | Как животные ориентируются. Как животные питаются. | 1 | 18 | |
28. | Как животные передвигаются. Как животные дышат. | 1 | 20 | |
29. | Кровеносная система. Органы выделения. | 1 | 25 | |
30. | Размножение животных. Как животные приспосабливаются к условиям жизни. Поведение животных. | 1 | 27 | |
31. | Беспозвоночные животные. | 1 | ||
32. | Позвоночные животные. | 1 | ||
33. | Земноводные. Пресмыкающиеся. | 1 | ||
34. | Птицы. | 1 | ||
35. | Млекопитающие (звери) | 1 | ||
36. | Что такое природное сообщество? | 1 | ||
37. | Человек и животные. | 1 | Контрольный урок. Тест. | |
38. | Срез знаний. | 1 | Администр.к\р | |
Наша Родина: от Руси до России. | 7ч | |||
39. | Древняя Русь. | 1 | ||
40. | Древнерусское государство. | 1 | ||
41. | Московская Русь. | 1 | ||
42. | Российская империя. Пётр I Великий. | 1 | ||
43. | Российская империя. Екатерина II Великая. | 1 | ||
44. | Российская империя. Последний российский император Николай II. | 1 | ||
45. | Советская Россия. СССР. Российская Федерация. | 1 | ||
Как жили наши предки | 9ч | |||
46. | Имя, отчество, фамилия. Защита проектов «Моя родословная» | 1 | ||
47. | Какими людьми были наши предки. Как выглядели. Как работали. | 1 | ||
48. | Какими людьми были наши предки? Как защищали Родину. Как помогали друг другу. | 1 | ||
49. | Какими людьми были наши предки? Как принимали гостей. Как отдыхали. | 1 | ||
50. | Какие предметы окружали русских людей. «Скажи, какой у тебя дом» | 1 | ||
51. | По одёжке встречают. | 1 | ||
52. | Русская трапеза | 1 | ||
53. | Боги древни славян. | 1 | ||
54. | Принятие христианства на Руси. | 1 | Контрольный урок. Тест. | |
Как трудились наши предки | 12ч. | |||
55. | Что создавалось трудом крестьянина. | 1 | ||
56. | Что создавалось трудом ремесленника. Что такое ремесло. | 1 | ||
57. | О гончарном круге, керамике и фарфоре. | 1 | ||
58. | О веретене, прялке и ткацком станке. | 1 | ||
59. | Русские оружейники | 1 | ||
60. | Что создавалось трудом рабочего. О первых мануфактурах, завода и фабриках России. | 1 | ||
61. | Наличие полезны ископаемых – условие работы промышленных предприятий. О первых железных дорогах. | 1 | ||
62. | Открытие, которое совершил человек в XIX-XX веках. (пароход) | 1 | ||
63. | Открытие, которое совершил человек в XIX-XX веках. (автомобиль) | 1 | ||
64. | Открытие, которое совершил человек в XIX-XX веках. (самолёт) | 1 | ||
65-66. | Время космических полётов | 2 | ||
67-68. | Уроки обобщения. Россия XIX-XX веков | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...
рабочая программа по окружающему миру 2 класс школа 21 века
рабочая программа по окружающему миру 2 класс школа 21 века...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Школа XXI века
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру по программе Н.Ф. Виноградовой...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века"
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс школа 21 века
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф, 2012....
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Школа 21 века.
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Школа 21 века....
Комментарии
Елена Александровна, большое
Елена Александровна, большое вам спасибо за все ваши материалы, касающиеся планирования по 3 классу. Очень помогли в составлении собственного КТП