Рабочая программа по окружающему миру ,3 класс.УМК " Перспектива
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
программа по УМК « Перспектива»
Окружающий мир ,3 класс
Пояснительная записка
Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития обучающихся.
Цели.
· развитиевосприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышлениякак умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
· освоениезнаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
· воспитаниепозитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
Задачи.
За годы обучения в начальной школе у каждого обучающегося должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями обучающихся.
Принципы:
— принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
— принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
— принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
— принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
— принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
— принцип ценностного подхода.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Содержание курса
Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы. Правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.
Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет).
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.
Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.
Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).
Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.
Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).
Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.
Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.
Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.
Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).
Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.
Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.
Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.
История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.
Планета людей. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).
Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.
знать
· название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
· государственную символику России;
· государственные праздники.
· основные свойства воздуха, воды;
· условия, необходимые для жизни живого существа;
· правила охраны и укрепления здоровья;
· правила дорожного движения;
уметь
· определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
· различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
· различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
· приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
· показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
· описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· использовать термометр для измерения температуры воздуха;
· устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
· применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
· выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
· устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
· рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
Требования к уровню подготовки обучающиеся
Результаты обучения | |
1.Общие учебные умения | 1.1.Умения, связанные с познавательной деятельностью Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании. Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой. На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом. Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх. Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок. Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности. Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании. 1.2.Умения связанные с информационно-коммуникативной деятельностью Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе. Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем. Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках. Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
|
2.Специальные предметные умения | знать название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села); государственную символику России; государственные праздники. основные свойства воздуха, воды; условия, необходимые для жизни живого существа; правила охраны и укрепления здоровья; правила дорожного движения; уметь определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры). различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме); приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3); описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: использовать термометр для измерения температуры воздуха; устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе; применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни; выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе; рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
|
Учебно-тематический план по окружающему миру 3 класс
№ | Название разделов и тем | Всего часов | В том числе | ||
теория | практика | контроль | |||
«Радость познания»(11 часов) | |||||
1. | Свет знания. | 1 | 1 |
|
|
2. | Как изучают окружающий мир. | 1 | 1 |
| |
3. | Книга – источник знаний. | 1 | 1 |
|
|
4. | Отправимся на экскурсию. | 1 |
| 1 |
|
5. | О чём рассказывает план? Практическая работа. | 1 |
| 1 | |
6. | Планета на листе бумаги. | 1 | 1 |
|
|
7. | Страны и народы на политической карте мира. | 1 | 1 |
|
|
8. | Путешествуя, познаём мир. | 1 | 1 |
|
|
9. | Транспорт. | 1 | 1 |
|
|
10. | Средства информации и связи. | 1 | 1 |
|
|
11. | Праздник «Книга – источник знаний». | 1 | 1 |
|
|
«Мир как дом» (24часа) | |||||
12 | Мир природы в народном творчестве. | 1 | 1 |
|
|
1 3 | Из чего состоит всё. Проверочная работа. | 1 |
|
| 1 |
14 | Мир небесных тел. | 1 | 1 |
| |
15 | Невидимое сокровище | 1 | 1 |
| |
16 | Как сохранить воздух – наше невидимое богатство. | 1 | 1 |
|
|
17 | Самое главное вещество. | 1 | 1 |
| |
18 | Свойства воды, круговорот воды в природе. | 1 | 1 |
|
|
19 | Почему вода бывает святой. | 1 | 1 |
|
|
20 | Природные стихии в народном творчестве. | 1 | 1 |
|
|
21 | Кладовые земли. Самостоятельная работа. | 1 |
|
| 1 |
22 | Чудо под ногами. | 1 | 1 |
|
|
23 | Как уберечь землю – нашу кормилицу. | 1 | 1 |
|
|
24 | Мир растений. | 1 | 1 |
| |
25 | Плодородная земля и растения в народном творчестве. | 1 | 1 |
|
|
26 | Мир животных. | 1 | 1 |
|
|
27 | Образы животных в народном творчестве. | 1 | 1 |
|
|
28 | Невидимые нити в живой природе. | 1 | 1 |
| |
29 | Лес – волшебный дворец. | 1 | 1 |
| |
30 | Луг – царство цветов и насекомых. | 1 | 1 |
| |
31 | Водоём – дом из воды. Проверочная работа. | 1 |
|
| 1 |
32 | Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков. | 1 | 1 |
|
|
33 | Как сохранить богатства природы. | 1 | 1 |
|
|
34 | Охрана природы в культуре народов России и мира. | 1 | 1 |
|
|
35 | Охрана природы родного края. | 1 | 1 |
|
|
«Дом как мир» (25 часов) | |||||
36 | Родной дом – уголок Отчизны. | 1 | 1 |
|
|
37 | Свой дом – свой простор. | 1 | 1 |
|
|
38 | Тепло родного дома. | 1 | 1 |
|
|
39 | В красном углу сесть – великая честь. | 1 | 1 |
|
|
40 | Побываем в гостях. | 1 | 1 |
|
|
41 | На свет появился – с людьми породнился. | 1 | 1 |
|
|
42 | Родословное древо. | 1 | 1 |
|
|
43 | Родословное древо моей семьи. Практическая работа. | 1 |
| 1 |
|
44 | Муж и жена – одна душа. | 1 | 1 |
|
|
45 | Святость отцовства и материнства. | 1 | 1 |
|
|
46 | Моё имя – моя честь. | 1 | 1 |
|
|
47 | Добрые дети – дому венец. | 1 | 1 |
|
|
48 | Изготовление рукодельных подарков для младших и старших членов семьи. | 1 |
| 1 |
|
49 | Детские игры – школа здоровья. | 1 | 1 |
|
|
50 | Строение тела человека. | 1 | 1 |
|
|
51 | Как работает наш организм. | 1 | 1 |
|
|
52 | Что такое гигиена. | 1 | 1 |
|
|
53 | Наши органы чувств. | 1 | 1 |
|
|
54 | Школа первой помощи. | 1 | 1 |
|
|
55 | Здоровью цены нет. | 1 | 1 |
|
|
56 | Дом не велик, а стоять не велит. | 1 | 1 |
|
|
57 | Семейный бюджет. | 1 | 1 |
|
|
58 | Мудрость старости. | 1 | 1 |
|
|
59 | Путешествие к А.С. Пушкину. | 1 | 1 |
|
|
60 | Мой уголок для игры в родном доме. Тест. | 1 |
|
| 1 |
«В поисках Всемирного наследия» (8 часов) | |||||
61 | Всемирное наследие. | 1 | 1 |
|
|
62 | Московский Кремль. | 1 | 1 |
|
|
63 | Озеро Байкал. | 1 | 1 |
|
|
64 | Путешествие в Египет. | 1 | 1 |
|
|
65 | Путешествие в Грецию. | 1 | 1 |
|
|
66 | Путешествие в Иерусалим. | 1 | 1 |
|
|
67 | Путешествие в Китай. | 1 | 1 |
|
|
68 | Всемирные духовные сокровища. | 1 | 1 |
|
|
Дидактическое и методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение для учеников | Учебно-методическое обеспечение для учителя |
| Уроки по окружающему миру. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2010. |
Литература
1.А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2010 год.
2.А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2010 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива
Данна пояснительная записка является авторской. Составлена к программе по окружающему миру по УМК Перспектива, 1 класс....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива" составлена по ФГОС на 2013-2014 учебный год....
рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Состоит из пояснительной за...
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Перспектива"...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"
Обучение ведется по учебнику: А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 ч...