рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме
рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива" составлена по ФГОС на 2013-2014 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okr_miru_2_klass.docx | 54.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мамыковская средняя общеобразовательная школа»
Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании Согласовано : Утверждаю :
ШМО уч.нач.классов зам.директора по УВР Директор МБОУ «Мамыковская СОШ»
_______________Яковлева Т.Г. ____________О.А.Смирнова _____________Л.А.Тришина
Протокол №__ от _________2013 г. « » августа 2013 г. Приказ № _____от __________2013г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Окружающий мир»
2 класс
Составитель/автор
учитель первой квалификационной
категории А.Н.Пнономаренко
Дата составления: ____________2013 г.
___________А.Н. Пономаренко
Мамыково
2013 г.
Содержание
- Пояснительная записка 4
- Общая характеристика учебного курса 5
- Место учебного предмета в учебном плане 6
- Личностные, метапредметные и предметные результаты 7
- Содержание курса 8
- Тематическое планирование 12
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 20
- Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствие с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, рабочего Учебного плана МБОУ «Мамыковская СОШ» с. Мамыково, на основе типовой примерной программы, разработанной авторской программой А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой (2012 год). Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива».
Цель обучения по комплекту «Перспектива»:
– формирование личности ребенка
– развитие универсальных учебных действий
– развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
Задачи программы:
Задачи программы:
- формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики;
- воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу (селу), своему Отечеству;
- развитие стремления к познанию окружающего мира и самого себя, своего внутреннего мира;
- расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких, как норма, ценность, идеал.
- Общая характеристика учебного курса
Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
- Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена в соответствие с количеством часов , указанных в рабочем учебном плане МБОУ «Мамыковская СОШ» с. Мамыково Нурлатского района РТ.
Предмет «Математика» изучается во 2 классе в объеме 140 часов. (4часа в неделю)
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм доровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Второй класс
Тема | Кол-во часов |
Вселенная, время, календарь | 14 |
Осень | 19 |
Зима | 16 |
Весна и лето | 21 |
При изучении тем о народных праздниках, играх изучается региональный компонент | |
Итого | 70 |
6.Тематическое планирование второй класс
№ | Тема | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Виды контроля, измерители | дата | |||
метапредметные | предметные | личностные | По плану | факт | ||||
Вселенная, время, календарь (14ч.) | ||||||||
1 | Мы — союз народов России Региональный компонент | Знакомятся с официальным названием страны, в которой живут, делают вывод о многообразии культур народов Российской Федерации. Рассказывают о своей республике, в которой живут. | Регулятивные: 1. определять цель учебной деятельности при: работе с компасом; термометром 2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с компасом; термометром 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с компасом; термометром 4. Сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом) Познавательные: -умение ориентироваться в учебнике, поиск и выделение необходимой информации; сравнивать, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство; - установить связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; - сравнить фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна. Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; - искать правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждают ее; - оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам). | Называть субъект Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети; научиться находить и показывать его на политической карте России, называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности. | Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, Татарстана осознание своей национальной принадлежности; Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. | текущий | ||
2 | Мы — жители Вселенной | Работа в паре: выполняют задания. Самостоятельная работа | Усвоить названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе. | Устный опрос | ||||
3 | Наш «космический корабль» — Земля. Практическая работа с компасом.(стороы горизонта, компас, глобус – модель Земли. | Решение проблемного вопроса: «Почему Землю иногда называют нашим «космическим кораблем»?» Знакомство с изображениями Земли в древности. | Усвоить понятия о горизонте и сторонах света; научить обращаться с компасом, определять стороны горизонта. | текущий | ||||
4 | Океаны и материки на Земле. (Изображение нашей страны на глобусе) | Практическая работа с глобусом. | Понимать особенности формы планеты Земля. | текущий | ||||
5 | Время (настоящее, прошлое, будущее) | Практическая работа под руководством учителя. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» | Усвоить: минута — единица измерения времени. | текущий | ||||
6 | Сутки и неделя | Рассматривают схему в учебнике, которая подсказывает правильный ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждают ее. Практическая работа под руководством учителя. | Усвоить: сутки и неделя - единицы измерения времени. | текущий | ||||
7 | Месяц и год | Узнают, что для разной видимой формы Луны на небе люди издавна используют два разных слова. пробуют разобраться, почему же Луна на небе выглядит по-разному и почему у слова «месяц» есть второе значение — единица времени, которая состоит из четырех недель. Учатся определять, убывает месяц или растёт. | Уметь по схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи | текущий | ||||
8 | Времена года | Определяют, какие цвета характерны для каждого времени года. Сравнивают свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника | Уметь с помощью схемы дать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; уметь представить единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; | текущий | ||||
9 | Погода (практическая работа с термометром) | Рассматривают термометры, их устройство. Выполняют практическую работу: определяют температуру воздуха в классе и на улице, а также температуру в сосудах с нагретой водой и водой комнатной температуры. Результаты записывают в таблицу | Уметь объяснять причину смены времен года; знать: важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года. | текущий | ||||
10 | Погода | Работа в парах | Научить различать виды термометров и пользоваться каждым из них. | Фронтальный опрос | ||||
11 | Календарь — хранитель времени, страж памяти | Самостоятельно делают выводы урока, а затем зачитывают выводы в учебнике | Усвоить теоретические понятия о погоде | текущий | ||||
12 | Красные дни календаря | Придумывают и рисуют символы праздников, отвечают на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» | Понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями их культуры; уметь ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря, находить в календаре дату своего рождения и дни. | текущий | ||||
13 | Народный календарь | Знакомятся с православным календарём. Рассматривают рисунки и рассказывают, о каких днях народного календаря хотел рассказать нам художник | Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря. | текущий | ||||
14 | Экологический календарь | Делают обобщение, что и человек всему живому на Земле — сосед. Наша планета Земля — большой гостеприимный дом, в котором человек — только один из жильцов наряду с другими многочисленными и равноправными жителями. | Знать некоторые народные приметы на погоду своего края, уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду. | текущий | ||||
Осень (19ч.) | ||||||||
15 | Осенние месяцы | Работа в парах. Наблюдают за погодой, за изменениями в окружающем мире. Слушают запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла «Времена года» П. И. Чай- ковского. Под звучание музыки рассматривают репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень» | Регулятивные: 1. определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу 2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей в осеннем лесу 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с атласом-определителем 4. Сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом) Познавательные: наблюдение за погодой, за изменениями в окружающем мире; - понимание зависимости осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; -сравнение, чем отличаются осенние дожди от летних; -сравнение обрядов и обычаев характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; -сравнение, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые; - извлечение необходимой информации из текстов; - установление причинно-следственных связей; -сравнение фазы развития насекомых, отличие паукообразных от насекомых; - подведение под понятие; Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументация своего мнения и позиции; - распределение операции между собой в группе; - умение отвечать «компетентно» на поставленные вопросы. | Уметь находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; | Формирование чувства гордости за свою Родину; формирование ответственности за происходящее, потребности в добром поступке. | текущий | ||
16 | Осень в неживой природе | Фронтальная работа: ответы на вопросы рубрик. Рассуждают, чем отличаются осенние дожди от летних. | усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); Изучить осенние явления в неживой природе: увеличение туманов, заморозки, образование инея и начало ледостава | текущий | ||||
17 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | Работа в группе. Вспоминают, что такое равноденствие, когда бывает осеннее равноденствие, что происходит в природе после этого дня. Сравнивают свои ответы с текстом учебника. | Знать народные праздники в пору осеннего равноденствия | Фронтальная беседа по вопросам | ||||
18 | Звездное небо осенью | Знакомятся со сказаниями греческого народа в древности - мифами. Узнают, что для древних людей наблюдение за звездами имело огромное значение, так как до изобретения компаса они могли ориентироваться по положению звезд. | Понимать, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов. Познакомить с созвездиями Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них. | текущий | ||||
19 | Экскурсия в лес | Беседа, обмен впечатлениями. Определяют названия травянистых растений, называют причины пожелтения травы. | Знать ( 4-5) названий травянистых растений нашего края | текущий | ||||
20 | Трава у нашего дома | Беседа, обмен впечатлениями. Фронтальная работа :ответы детей на вопросы рубрики «Проверим себя» | Понимать причины пожелтения травы осенью; Уметь распознавать травы с помощью атласа-определителя. | текущий | ||||
21 | Старинная женская работа | Отвечают на вопросы рубрик «Обсудим» и «Проверим себя» Стараются определить, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом. Изучают лоскуты ткани на ощупь, а также называют известные ткани | Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; | текущий | ||||
22 | Деревья и кустарники осенью. | Выполняют задания и отвечают на вопрос рубрики «Подумаем!» Работа в парах. | Знать причины листопада; познакомить с вечнозелеными хвойными растениями нашего края; | текущий | ||||
23 | Чудесные цветники осенью | Формулируют тему урока. Рассказывают, какие цветы были у них в букетах на 1 сентября, находят называемые цветы в букетах, на фотографиях | понять, что выращивание цветов — большой труд на радость людям. | текущий | ||||
24 | Осенняя экскурсия в парк | Любуются осенними красками расписного лесного шатра. Обращают внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. | Знать сезонные изменения в живой природе | Фронтальная беседа по вопросам | ||||
25 | Грибы | Отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя». Рассказывают, какие грибы знают, узнают, что, оказывается, грибы, как и растения, имеют надземную и подземную части. | Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомить со строением грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых. | текущий | ||||
26 | Шестиногие и восьминогие | Повторяют материал о животных, Изуча-ют фазы развития насекомых по рисункам Изучают отличие паукообразных от насекомых. | Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы. | текущий | ||||
27 | Птичьи секреты | Работают с загадками и вопросом рубрики «Подумаем!», вместе с учителем делают вывод урока. | Понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; научить различать перелетных и зимующих птиц. | текущий | ||||
28 | Как разные животные готовятся к зиме | Работа по вопросам рубрики «Проверим себя» | Понять, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет. | Фронтальная беседа по вопросам | ||||
29 | Невидимые нити в осеннем лесу | Вспоминают, что изучает наука экология. Обсуждают на конкретных примерах, какие связи существуют в природе. | Дать понятие о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу; | Фронтальная беседа по вопросам | ||||
30 | Осенний труд | Обсуждают, почему осенью много работы. Называют самую привлекательную для каждого работу. | Знать виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме. | Фронтальная беседа по вопросам | ||||
31 | Будь здоров! | Слушают сообщение о пользе сезонных народных игр для здоровья, обсуждают, в какие игры они любят играть летом и осенью. | знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени; уметь соблюдать правила, предусмотренные игрой. | текущий | ||||
32 | Будь здоров! (Правила здорового образа жизни в осенний период) | Делятся на команды, играют в старинные подвижные игры. Называют вместе с учителем те качества характера, которые необходимы для их успешного проведения. | Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. | Фронтальная беседа по вопросам | ||||
33 | Охрана природы осенью | Отправляются в воображаемое путешествие по осеннему лесу. Отвечают на вопросы. Работают в группах. | Знать правила сбора грибов, ягод, орехов; | текущий | ||||
Зима (16ч.) | ||||||||
34 | Зимние месяцы | Творческая работа. Высказывают свои мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира. | Регулятивные: - контроль, коррекция, оценка; - умение соотнести выполненное задание с образцом Познавательные: обобщение и систематизация наблюдений над зимними природными явлениями; наблюдение за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); - моделирование и преобразование моделей; - умение находить необходимую информацию на вопросы рубрики «Подумаем!»; - умение подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»; - подведение под понятие Коммуникативные: - умение высказывать свои мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира. Называть самое главное, что понравилось на уроке; -умение объяснить, чему учат народные сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость; - формирование и аргументация своего мнения при наблюдении за строением снежного пласта, за жизнью деревьев, а также растений под снегом, за зимующими птицами; - умение договариваться об условиях игры. | Уметь находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев. | Формирование чувства гордости за свою Родину; - осознание ответственности за общее дело; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | текущий | ||
35 | Зима — время науки и сказок | Пробуют применить народную примету к картине и определить температуру воздуха на улице. В форме беседы с учителем отвечают на вопросы рубрики «Обсудим» | Знать несколько зимних народных примет на погоду. | текущий | ||||
36 | Зима в неживой природе | Наблюдают за температурой воздуха. Работают с пословицами. | Знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря). Дать понятие о дне зимнего солнцеворота (25 декабря). | Фронтальная беседа по вопросам | ||||
37 | Звездное небо зимой | Повторяют материал урока «Звездное небо осенью» по вопросам рубрики «Вспомним». Под руководством учителя проводится сопоставление расположения звезд Большой Медведицы осенью и зимой. | Дать понятие о местоположении на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярной звезды; учить ориентироваться по Полярной звезде. | текущий | ||||
38 | Зимняя прогулка (экскурсия) | Отгадывают лесные загадки Зимушки – зимы. Рассматривают снежинки. Рассуждают, почему скрипит снег под ногами. Раскапывают большой сугроб, чтобы получился отвесный срез, и узнают по чередованию плотных и рыхлых слоев, как часто зимой были снегопады и оттепели. Рассматривают отпечаток лапы сороки, серой вороны. | Ознакомить с сезонными изменениями в живой природе. | текущий | ||||
39 | Зима в мире растений | Работа в паре: какие какие травы и кустарнички остаются зелеными под снегом. Читают стихотво-рения русских поэтов о красоте зимней природы. | Ознакомить со способами определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам. | текущий | ||||
40 | Зимние праздники в России, и других странах | Узнают историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год зимой. Разыгрывают сценку колядования. | Знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; | текущий | ||||
41 | Зимние праздники народов татарстана | Знакомятся с татарским праздником «Курбан-Байрам» | Познакомить с зимними праздники народов Татарстана. | текущий | ||||
42 | Растения в домашней аптечке | Самостоятельная работа: определить, какое растение было использовано для приготовления лекарства и указать, какая часть растения | Знать несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения; | текущий | ||||
43 | Зимняя жизнь птиц и зверей | Повторяют, какие птицы улетают зимой на юг, какие птицы остаются зимовать и как они называются, какие звери зимой впадают в спячку, а какие бодрствуют, но делают запасы. | Познакомить с образом жизни и питания зимующих птиц; о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку. | текущий | ||||
44 | Невидимые нити в зимнем лесу | Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» | Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу. | тестирование | ||||
45 | В феврале зима с весной встречается впервой | Слушают прогноз погоды в стихотворной форме, определяют, к какому зимнему месяцу подходит такой прогноз. Вспоминают место февраля среди зимних месяцев, выполняют задания. | Познакомить, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года. | текущий | ||||
46 | Зимний труд | Рассуждают, какие дела необходимо сделать зимой. Узнают, что рассказывает о старинной зимней работе. Обсуждают, какие работы необходимы улицам города и села. Сравнивают свои ответы с текстом учеб- ника. | Знать особенности ухода зимой за растениями и животными; понимать необходимость поддерживать порядок на улице. | Фронтальная беседа по вопросам | ||||
47 | Будь здоров! | Рассказывают, как укреплять здоровье зимой, при какой зимней погоде можно построить снежную крепость и слепить снеговика, как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре, где можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть в хоккей. | Выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; знать и уметь объяснить товарищу правила 2—3 народных игр, подходящих для зимы. | Фронтальная беседа по вопросам | ||||
48 | Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе) | Рассказывают, как укреплять здоровье зимой, при какой зимней погоде можно построить снежную крепость и слепить снеговика, как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре, где можно кататься на коньках, лыжах и санках, играть в хоккей. | Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период. Уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.. | текущий | ||||
49 | Охрана природы зимой | Рассуждают о том, что значит творить, надо ли любить и охранять своё творение. Рассказывают, что знают о Красной книге, каких представителях Красной книги России, какие меры охраны животных для них можно предложить | Познакомить с правилами охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, лесу знать особенности жизни зимой 2—3 диких животных. | Фронтальная беседа по вопросам | ||||
Весна и лето (21 ч.) | ||||||||
50 | Весенние месяцы | Работа в группе: придумать весеннюю закличку. | Уметь находить признаки весенних явлений природы в старинных названиях весенних месяцев; понять причины потепления весной; знать дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления. | текущий | ||||
51 | Образ весны в культуре народов России | Отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя» | Фронтальная беседа по вопросам | |||||
52 | Весна — утро года | Изучают день весеннего равноденствия. Проводят наблюдения за погодой за окном класса. Рассуждают, чем похожи утро и весна, что происходит в природе утром, что происходит в природе весной | Уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике и из любого материала (по выбору). | текущий | ||||
53 | Звездное небо весной.
| Повторение материала о созвездиях, изученных ранее. | Познакомить с положением весной созвездий Большая Медведица, Малая Медведица. | текущий | ||||
54 | Весенняя прогулка Старинные детские игры весной. | экскурсия | Познакомить с раннецветущими растениями | Фронтальная беседа по вопросам | ||||
55 | Весеннее пробуждение растений | Осваивают технологию поиска информации: находят в атласе-определителе сведения о гусином луке. Закрепляется материал о травянистых раннецветущих растениях | Познакомить с причинами, по которым раннецветущие растения зацветают первыми. | текущий | ||||
56 | Чудесные цветники весной | Работа в группе: составление проекта | Знать названия культурных растений весенних цветников, научиться находить их в атласе-определителе. | текущий | ||||
57 | Весна в мире насекомых | Изучается внешний вид наиболее распространенных гусениц. На примере комаров прослеживают единую экосистему природы. | Познакомить с пользой пчел, ос, шмелей и муравьев; понимать взаимосвязь насекомых и птиц. | текущий | ||||
58 | Весна в мире птиц и зверей | Беседуют о зимующих и перелетных птицах. Обсуждают вопроса об отношении людей к птицам | Знать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей. | |||||
59 | Невидимые нити в весеннем лесу | Обобщается материал всего урока посредством ответов детей на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» | Познакомить о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; учить приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу. | Фронтальная беседа по вопросамтестирование | ||||
60 | Весенний труд | Отгадывают загадки о весеннем труде. Вспоминают, какие весенние работы приходилось детям наблюдать или выполнять самим. | Уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит», «Кто спит весною, плачет зимою». | Фронтальная беседа по вопросам | ||||
61 | Старинные весенние праздники. Пасха. | Рассказывают, какой пасхальный обряд изображен на картине, рассказывают как проходит праздник в селе. | Познакомить с весенними праздниками, с образом берёзы в культуре разных народов.
| Фронтальная беседа по вопросам | ||||
62 | Образ берёзы в культуре разных народов | Выполняют задания в рабочей тетради. Инсценируют. | Фронтальная беседа по вопросам | |||||
63 | Будь здоров! | Работа в паре. Знакомятся с правилами татарской игры «Бой по следу». | Знать правила здорового образа жизни в весенний период. | текущий | ||||
64 | Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе) | Устанавливают правила, играют в подвижные игры. | Знать правила во время прогулки в парке, лесу. | Фронтальная беседа по вопросам | ||||
65 | Охрана природы весной | Рассказывают о правилах охраны природы весной по рисункам | Учить находить признаки летних явлений природы в старинных названиях летних месяцев. | текущий | ||||
66 | По страницам Красной книги России | Экскурсия в библиотеку | Познакомить с Красной книгой России | текущий | ||||
67 | Лето красное Региональный компонент | Рассматривают репродукции картин, слушают рассказ о художнике и пробуют определить, о ком идёт речь. Узнают, как назывались три летних месяца у древних римлян | Познакомить с цветущими растениями нашего края. | Фронтальная беседа по вопросам | ||||
68 | Летние праздники и труд | Работа в группах | Познакомить с летними праздниками в России и народов Татарстана. | Фронтальная беседа по вопросам | ||||
69 | Летние праздники и труд | Работа в группах | текущий | |||||
70 | Экскурсия в лес | Экскурсия. Беседа по содержанию экскурсии, обмен впечатлениями. | Фронтальная беседа по вопросам |
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Учебник. Часть 1 и 2. М., Просвещение, 2012.
2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. М., Просвещение, 2012.
3. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Уроки по окружающему миру: пособие для учителя. М., Просвещение, 2012.
- Печатные пособия
4. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. Под ред. А.А. Плешакова . М., Просвещение, 2012.
5. Таблицы животных, растений, грибов
6. Карточки с заданиями
7. Тестовый материал
- Цифровые образовательные ресурсы
CD-диск «К урокам окружающего мира»
- Экранно-звуковые пособия
Мультимедийная установка, ИД, компьютер
- Учебно-практическое оборудование
Столы, стулья, таблицы, муляжи, карты, схемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...