Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.docx | 106.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Протокол № __ от «__» сентября 20___ года Руководитель МО: ____________ | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР ______________________ от «__» сентября 20___ года | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №40 _____________________ от «____» сентября 20___года |
Рабочая программа
по окружающему миру
для 3 класса
(УМК «Перспектива»)
Составила: учитель начальных классов
МАОУ СОШ №40
Антонова Инна Владимировна
Улан-Удэ
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также программы курса «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А.А, Новицкой М.Ю., «Просвещение», 2010 год и учебного плана школы.
Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 3 класса МАОУ «СОШ №40» города Улан-Удэ Республики Бурятия.
Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития школьников.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
Задачи.
За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Принципы:
— принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
— принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
— принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
— принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
— принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
— принцип ценностного подхода.
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.
Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры — НОРМА, ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ. Это позволяет представить явление МИР системно — с точки зрения КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНОГО, КУЛЬТУРНО-ЗНАЧИМОГО, КУЛЬТУРНО-ДОЛЖНОГО. Таким образом, детям даётся возможность создать ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
Благодаря культурологической установке программ «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы.; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.
Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет).
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.
Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.
Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).
Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.
Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).
Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.
Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.
Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.
Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).
Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.
Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.
Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.
История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.
Планета людей. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).
Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).
Смысловым стержнем программы 3 класса явится проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана тонкая грань между живым и неживым.
Вначале будет дано представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и Солнце; Луна и ее роль как спутника Земли — и введены понятия о телах и веществах, жидкостях и газах, их основных свойствах, роли в природе и жизни человека.
На этой основе будут показаны условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Как единый ДОМ предстанут перед ребенком и целое мироздание, и отдельные экосистемы на Земле. Будут прослежены жизненные циклы животных в разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, горах; показан процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Одновременно будут вводиться правила поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека.
Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека: 1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме; 2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах. Будут введены правила противопожарной безопасности.
Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
- представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;
- доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
- внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
- мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
- интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
- готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*;
- личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России*;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;
- понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни*;
- представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;
- представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
- соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
- установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по различным признакам;
- осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
- моделировать различные ситуации и явления природы.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
- проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
- определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
- работать с планом местности и его видами, с масштабом;
- ориентироваться относительно сторон света;
- показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
- перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
- перечислять правила ответственного туризма;
- перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
- определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
- приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
- характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
- характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
- показывать на карте водные объекты;
- характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
- характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
- характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
- приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
- перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
- различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
- характеризовать природные сообщества на примере леса;
- характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
- характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
- определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
- перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
- определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
- перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;
- определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
- определять значение своего имени;
- характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
- характеризовать основные правила гигиены;
- характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
- оказывать себе и другим людям первую помощь;
- перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;
- определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
- толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
- узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
- определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
- определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
- характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
- составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Радость познания. | 13 часов |
2. | Мир как дом. | 23 часа |
3. | Дом как мир. | 23 часа |
4. | В поисках Всемирного наследия. | 9 часов |
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
1. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011. 2. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. / А.А. Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: просвещение, 2011. | Уроки по окружающему миру. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2010. |
Тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (68 часов)
№ урока | Раздел, тема уроков | Содержание, термины и понятия | Номера страниц учебника | Номера страниц тетради | Планируемый результат | Дата | ||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения | ||||||
Радость познания (11 часов) | ||||||||
Свет знания. | Изучение способов исследования окружающего мира. Освоение правил подготовки к путешествию. Изучение плана местности, географической и политической карты мира. Географическая карта мира, измерение, измерительные приборы и инструменты, карта мира, лабораторное оборудование, маштаб, моделирование, наблюдение, опыт, план местности, политическая карта мира, способы исследования, справочная литература: атлас, путеводитель, словарь, энциклопедия; увеличительные приборы. | Часть 1 4-7 | Часть 1 3-5 | Проявлять: - интерес к изучению темы; - творческое отношение к оформлению плана путешествия; - интерес к знаниям и способам их приобретения; - желание познавать мир благодаря путешествиям; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества; -понимание собственных достижений при освоении темы. | Познавательные умения: - определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать своё мнение; - определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение; - определять источники необходимой информации и обосновывать своё мнение; - определять разные формы земной поверхности на географической, политической картах мира и на глобусе и обосновывать своё мнение; - использовать приобретённые знания при составлении плана путешествия. Регулятивные умения: - планировать свою деятельность в соответствии с целью; - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - оценивать выполненное задание. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; - формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества; - строить понятные для партнёра высказывания; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Определять на географической (политической) карте мира: - материки, части света, местоположение страны, её границы, столицу, соседние с ней государства. Рассказывать: - об изобретениях, открытиях и их влиянии на жизнь современного человека; - о способах исследования окружающего мира. Чертить простейший план местности с использованием условных знаков. | ||
Как изучают окружающий мир. | 8-11 | 6-11 | ||||||
Книга – источник знаний. | 12-15 | 12-13 | ||||||
Отправимся на экскурсию. | 16-19 | 14-17 | ||||||
О чём рассказывает план? | 20-23 | 18-21 | ||||||
Планета на листе бумаги. | 24-27 | 22-23 | ||||||
Страны и народы на политической карте мира. | 28-31 | 24-25 | ||||||
Путешествуя, познаём мир. | Путешествие как средство познания окружающего мира. Изучение туризма и его видов. Изучение средств познания мира: транспорт, информация, связь. Путешествие, средства информации и связи, транспорт: водный, воздушный, космический, сухопутный; туризм, виды туризма: экотуризм, путешествия с приключениями, культурный туризм, ответственный туризм, сельский туризм, спортивный туризм, экологически рациональный туризм. | 32-35 | 26-27 | Проявлять: -интерес к изучению темы; - бережное отношение к окружающей природе; - интерес к культурному многообразию и изобретениям человечества. Осознавать значимость средств познания окружающего мира. Соотносить личные интересы с интересами своих спутников. Осознавать собственные достижения при освоении темы. | Познавательные умения: -использовать справочную литературу и другие источники информации для определения маршрута путешествия и обосновывать своё мнение; - использовать приобретённые знания при составлении рассказа о средствах информации, связи, которые предшествовали мобильному телефону, телеграфу, Интернету; - различать личный и общественный транспорт и обосновывать своё мнение; - различать средства связи и массовой информации и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять учебное задание с взаимопроверкой; - контролировать во время путешествия своё поведение, своё отношения к спутникам, соблюдать правила туризма. Коммуникативные умения: — адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению; — адекватно использовать речевые средства для представления результата; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | Рассказывать: - о туризме и его видах; - о правилах ответственного туризма; - о видах транспорта и современных формах их использования в просветительских целях; - о правилах вызова помощи по телефону в экстренных случаях; - о старинных способах обмена информацией между людьми. Составлять план путешествия. Вести дневник путешествия и оценивать его результаты. | ||
Транспорт. | 36-39 | 28-31 | ||||||
Средства информации и связи. | 40-43 | 32-33 | ||||||
Экскурсия по городу | За страницами учебника | |||||||
Мир как дом (23 часа) | ||||||||
Мир природы в народном творчестве. | Изучение природных объектов: твёрдые тела, жидкости, газы, их свойствах, классификация. Ознакомление с образом «мир как дом» в представлении древних людей. Изучение небесных тел, строения Солнечной системы. Изучение воздуха: состав, свойства; значение для людей, животных, растений. Изучение воды: свойства, значение для живых организмов. Освоение способов изображения природных стихий в народном творчестве. Изучение полезных ископаемых, использование их человеком. Азот, вещество, вода, воздух, газ, газообразное состояние, гранит, горные породы, жидкость, жидкое состояние, звёзды, карьер, кислород, круговорот воды в природе, месторождение, минералы, минеральные соли, перегной, планеты, плодородие, полезные ископаемые, почва, природный объект, скважина, смесь газов, Солнечная система, твёрдое состояние, твёрдое тело, углекислый газ, шахта. | 46-49 | 34-35 | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природным богатствам; - желание составлять узоры (картину) о природе «Мир как дом»; -понимание своей успешности при изучении темы. | Познавательные умения: - воспринимать образ природы «мир как дом» в разных видах народного творчества и обосновывать своё мнение; - определять источник тепла и света на Земле и обосновывать своё мнение; - определять состав и свойства воды, воздуха; - понимать значение воды и воздуха для живых организмов и обосновывать своё мнение; - различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение; - понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной дея- тельности человека и обосновывать своё мнение; - понимать значение почвы для растений, животных и человека и обосновывать своё мнение; - различать природные объекты по отличительным признакам и обосновывать своё мнение; - различать символы-образы природных стихий в народном творчестве; - использовать приобретённые знания для составления узора (картины) о природе «Мир как дом». Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с планом; - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; - выполнять взаимопроверку и корректировку, взаимооценку и самооценку учебного задания. Коммуникативные умения: — строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе; - использовать речевые средства для представления результата деятельности. | Рассказывать: - о строении Солнечной системы; - о ветре и причинах его возникновения; - о воде, её свойствах и значении, о круговороте воды в природе; - о полезных ископаемых, их свойствах, место рождениях и способах добычи; - о составе почвы и роли живых организмов в образовани почвы; - о способах символического изображении природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества. Выполнять простейшие опыты по изучению свойств воздуха, воды. Выполнять простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Составлять картину «Мир как дом», исполь зуя символические изображения окружающего мира. | ||
Из чего состоит всё. | 50-53 | 36-39 | ||||||
Мир небесных тел. | 54-57 | 40-41 | ||||||
Невидимое сокровище | 58-61 | 42-43 | ||||||
Как сохранить воздух – наше невидимое богатство. | За страницами учебника | |||||||
Самое главное вещество. | 62-63 | |||||||
Свойства воды, круговорот воды в природе. | 64-65 | 44-45 | ||||||
Почему вода бывает святой. | За страницами учебника | |||||||
Природные стихии в народном творчестве. | 66-69 | 46-47 | ||||||
Кладовые земли. | 70-73 | 48-49 | ||||||
Чудо под ногами. | 74-77 | 50-51 | ||||||
Как уберечь землю – нашу кормилицу. | За страницами учебника | |||||||
Мир растений. | Изучение разнообразия растений, их роли для жизни на Земле. Освоение способов символического изображения плодородной земли и растений в народном творчестве. Изучение разнообразия животных, необходимых условий для их жизни. Изучение способов размножения животных разных групп. Изучение цепи питания каждой группы животных. Водоросли, всеядные животные, головастики, детёныши, земноводные, иглокожие, кислород, мальки, мировое дерево, млекопитающие, моллюски, мхи, насекомоядные, невидимые нити, папоротники, паукообразные, пресмыкающиеся, птенцы, ракообразные, растительноядные, стихия, углекислый газ, хвойные растения, хищные животные, цветковые растения, цепи питания, черви. | 78-81 | 52-55 | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к растениям и животным; - позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы. | Познавательные умения: - определять роль растений для жизни на Земле, для питания животных и человека и обосновывать своё мнение; - различать группы животных и обосновывать своё мнение; - определять условия, необходимые для жизни разных групп животных, и обосновывать своё мнение; - находить невидимые связи между животными по особенностям питания и обосновывать своё мнение; - использовать приобретённые знания при составлении текста, раскрывающего отличие растения от животного. Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - проводить взаимопроверку и корректировку учебного задания; - проводить самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога; - формулировать собственное высказывание, используя термины; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Различать растения каждой группы, выделять их признаки. Рассказывать: - о значении растений для формирования атмосферы, для питания животных и человека; - о разнообразии животных; - о способах размножения животных разных групп; - о роли животных в природе и в жизни человека; - о способах символического изображения плодородной земли, растений и животных в разных видах народного творчества. Определять невидимые связи в живой природе. | ||
Плодородная земля и растения в народном творчестве. | 82-85 | 56-57 | ||||||
Мир животных. | 86-89 | 58-63 | ||||||
Образы животных в народном творчестве. | 90-93 | 64-65 | ||||||
Невидимые нити в живой природе. | 94-97 | 66-67 | ||||||
Лес – волшебный дворец. | Изучение природных сообществ леса, луга, водоёма. Изучение круговорота веществ в природе. Изучение охраны природных сообществ. Изучение направлений охраны природы в культуре народов России. Бактерии, богатства природы, водоём, двустворчатые моллюски (беззубка, перловица), единство живой и неживой природы, косилка, круговорот, круговорот веществ, луг, покос, природное сообщество, сообщество, фитопланктон, ярусы. | 98-103 | 68-69 | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - желание составлять рассказ о покосе; - осознание успешности при изучении темы. | Познавательные умения: - различать природные сообщества и обосновывать своё мнение; - определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение; - определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать своё мнение; - находить взаимосвязь живого и неживого в природных сообществах и обосновывать своё мнение; - использовать приобретённые знания при составлении рассказа о покосе. Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку, взаимооценку и самооценку учебного задания; - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению; - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Рассказывать: - о природном сообществе леса, луга, водоёма и о расположении организмов; - о круговороте веществ леса, луга и водоёма; - о правилах охраны богатств природы; - о хозяйственной деятельности людей в старину и в наше время; - об использовании альтернативных источников энергии — солнца, воды, ветра. Определять участников природного сообщества леса, луга и водоёма. Составлять схему цепи питания каждого природного сообщества. Иллюстрировать круговорот веществ природного сообщества леса, луга, водоёма. Создавать условные обозначения, относящиеся к охране природных богатств. Составлять проект использования природных сил на благо человека. Составлять и писать рассказ «Загадка тракториста на покосе». | ||
Луг – царство цветов и насекомых. | 104-109 | 70-73 | ||||||
Водоём – дом из воды. | 110-115 | 74-79 | ||||||
Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков. | За страницами учебника | |||||||
Как сохранить богатства природы. | 116-119 | 80-81 | ||||||
Охрана природы в культуре народов России и мира. | 120-123 | 82-84 | ||||||
Дом как мир (23 часа) | ||||||||
Родной дом – уголок Отчизны. | Изучение традиционной терминологии родства и способов составления родословной. Изучение взаимоотношений в семье, традиций воспитания детей. Бракосочетание, брат, внук, двоюродный брат, деверь, дочь, дядя, жена, золовка, зять, изба, колыбель, кормилец семьи, муж, невестка, обряд, обычай, племянник, род, родословное древо, родство, рукобитье, свататься, сваты, свекровь, свёкор, свояченица, сноха, супруги, сын, тётя, тесть, тёща, упряжь, хозяйка семейства, шурин. | Часть 2 4-7 | Часть 2 3-5 | Проявлять: - интерес к познанию мира; - желание узнать названия родственников по степени родства и свойства; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества, к семейным обычаям и обрядам; - творческое отношение к процессу решения кроссворда; - понимание своей успешности при изучении темы | Познавательные умения: - раскрывать значение понятий; - определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение; - различать прямое родство и родство по свойству и обосновывать своё мнение; - определять условия успешной жизни молодожёнов и обосновывать своё мнение; - понимать нравственный смысл игры, обеспечивающий самовоспитание, и обосновывать своё мнение; - использовать приобретённые знания при решении кроссворда «Родственники». Регулятивные умения: - планировать своё действие в соответствии с учебным заданием; - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку и самооценку учебного задания; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины; - конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Рассказывать: - о родственных связях и степени родства в семье, используя терминологию; - о способах построения родословной; - о родительской любви к детям и о почтении к родителям; - о старинных и современных обрядах, связанных со свадьбой, с рождением ребёнка; - о традициях воспитания мальчика и девочки в старину; - о значении имени; - о видах детских народных игр и их правилах. Составлять и записывать скороговорку, игру-загадку, схему игры. Составлять и оформлять схему родственных связей в своей семье, поздравление к Всероссийскому дню семьи. Решать (или составлять) крос-сворд по теме «Родственники». | ||
Свой дом – свой простор. | 8-11 | 6-7 | ||||||
Тепло родного дома. | За страницами учебника | |||||||
В красном углу сесть – великая честь. | 12-15 | 8-9 | ||||||
Побываем в гостях. | 16-21 | 10-13 | ||||||
На свет появился – с людьми породнился. | 22-27 | 14-15 | ||||||
Родословное древо. | 28-31 | 16-17 | ||||||
Муж и жена – одна душа. | 32-35 | 18-19 | ||||||
Святость отцовства и материнства. | 36-39 | 20-21 | ||||||
Моё имя – моя честь. | За страницами учебника | |||||||
Добрые дети – дому венец. | 40-43 | 22-23 | ||||||
Изготовление рукодельных подарков для младших и старших членов семьи. | За страницами учебника | |||||||
Детские игры – школа здоровья. | Изучение строения человека (внешнее, внутреннее). Изучение строения и функций систем внутренних органов человека. Изучение основных правил гигиены. Изучение строения органов чувств и правил их гигиены. Изучение правил здорового об-раза жизни и правил оказания первой помощи себе и другим людям. Барабанная перепонка, бронхи, верхние и нижние конечности, вкусовые сосочки, внешнее и внутреннее строение тела, внутреннее ухо, выделительная система, газовая служба, гигиена, глаз, глазное яблоко, глотка, головной мозг, головокружение, градус, дисплей, дыхательная система, желудок, здоровье, здравствуйте, зрачок, зрительный нерв, йод, кишечник, кровеносная система, кровеносные сосуды, лёгкие, лечебная физкультура, мышцы, наружное ухо, наружный слуховой проход, нервная система, нервы, носовая полость, обморожение, обморок, обоняние, опорно-двигательная система, ожог, орган, осанка, осязание, перегревание, печень, пищеварительная система, пищевод, порез, правильное питание, пожарная охрана, пульс, режим питания, ротовая полость, ртуть, сердце, сетчатка, сигналы, система органов, скелет, скорая медицинская помощь, спинной мозг, среднее ухо, температура тела, термометр, травма, трахея, ухо, ушиб, ушная раковина, шкала. | 44-47 | 24-25 | Проявлять: - интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни; - желание использовать правила здорового питания в своей жизни. - желание вести здоровый образ жизни; - бережное отношение к своему здоровью; - осознание успешности при изучении темы. | Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «внешнее и внутреннее строение тела человека», « верхние и нижние конечности», «внутренние органы», «система органов», «опорно-двигательная система», «пищеварительная система», «дыхательная система», «кровеносная система», «нервная система», «скелет», «мышцы», «ротовая полость», «глотка», «пищевод», «желудок», «печень», «кишечник», «носовая полость», «трахея», «бронхи», «лёгкие», «сердце», «кровеносные сосуды», «головной мозг», «спинной мозг», «нервы», «сигналы», «пульс», «гигиена», «осанка», «лечебная физкультура», «режим питания», «глаз», «глазное яблоко», «зрачок», «сетчатка», «зрительный нерв», «ухо», «ушная раковина», «среднее ухо», «внутреннее ухо», «барабанная перепонка», «наружный слуховой проход», «обоняние», « вкусовые сосочки», «осязание», «температура тела», «термометр», «шкала», «ртуть», «градус», «дисплей», «травма», «порез», «ожог», «ушиб», «йод», «обморожение», «перегревание», «головокружение», «обморок», «пожарная охрана», «скорая медицинская помощь», «газовая служба», «здравствуйте», «здоровье» и использовать их в активном словаре; - различать внешнее и внутреннее строение тела человека и обосновывать свое мнение; - определять деятельность каждой системы органов человека и обосновывать своё мнение; - определять изменения пульса и температуры тела человека и обосновывать своё мнение; - извлекать из различных источников дополнительную информацию о работе организма для ее представления одноклассникам; - раскрывать смысл пословиц о правилах здорового образа жизни и обосновывать своё мнение; - использовать приобретённые знания для составления советов по здоровому образу жизни, благодаря которым можно быть выносливым, здоровым и стать участником турслёта в любое время. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку и самооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; - конструктивно взаимодействовать в паре (группе) и приходить к общему решению; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Рассказывать: - о строении и деятельности каждой системы органов человека; - о службах оказания экстренной помощи; - об оказании первой помощи при ушибах, порезах, ожогах, обморожении, перегревании; - правила здорового образа жизни и применять их в повседневной жизни. Моделировать правила ухода за зубами в ходе практической работы; Измерять пульс, температуру своего тела и оформлять результаты исследования в таблице в рамках практической работы. Составлять и оформлять меню для своей семьи на день в соответствии с правилами здорового питания. Оформлять фоторассказ о деятельности по укреплению здоровья в семье. Составлять и оформлять советы по здоровому образу жизни. | ||
Строение тела человека. | 48-51 | 26-29 | ||||||
Как работает наш организм. | 52-55 | 30-33 | ||||||
Что такое гигиена. | 56-59 | 34-37 | ||||||
Наши органы чувств. | 60-63 | 38-39 | ||||||
Школа первой помощи. | 64-67 | 40-45 | ||||||
Здоровью цены нет. | 68-71 | 46-47 | ||||||
Дом не велик, а стоять не велит. | Изучение традиций управления домашним хозяйством в старину. Изучение семейного бюджета. Банкноты, большак, большуха, бюджет, деньги, домоводство, домострой, копейка, монета, нумизматика, рубль, семья, семейный бюджет, семейный доход, семейный расход, упруг, чеканить монету, экономика. | 72-75 | 48-49 | Проявлять: - интерес к познанию мира; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества; - интерес к определению расходов на путешествие; • осознание успешности при изучении темы. | Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «домоводство», «домострой», «большак», «большуха», «упруг», «семейный доход», «семейный расход», «семейный бюджет», «выйти из бюджета», «нумизматика», «банкноты», «монета», «рубль», «копейка», «чеканить монету» и использовать их в активном словаре; Определять: - особенности распределения обязанностей в старинной семье и обосновывать свое мнение; - порядок управления хозяйством в современной жизни и обосновывать своё мнение; - составные части семейных доходов, расходов и обосновывать своё мнение; - денежные единицы разных стран мира и обосновывать своё мнение; - использовать приобретенные знания для составления перечня необходимых расходов на путешествие по «Золотому кольцу России». Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя правило; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку, самооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. - конструктивно взаимодействовать с партнером при проверке учебного задания в паре. - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Рассказывать: - о правилах и традициях управления домашним хозяйством в старинном доме; - о семейном бюджете; - о появлении денег и о денежных единицах разных стран. Составлять: - бюджет воображаемой семьи на месяц; - бюджет своей семьи на неделю; - перечень расходов на туристическую поездку в выходные дни; - перечень расходов на путешествие по «Золотому кольцу России» и оформлять итог. Изображать монету, учитывая язык нумизматики. | ||
Семейный бюджет. | 76-79 | 50-53 | ||||||
Мудрость старости. | 80-83 | 54-55 | ||||||
Путешествие к А.С. Пушкину. | 84-87 | 56-57 | ||||||
В поисках всемирного наследия (11 часов) | ||||||||
Всемирное наследие. | Введение понятия «Всемирное наследие». Изучение объектов Всемирного культурного и природного наследия России. Оформление и представление презентации объекта культурного (природного) наследия. Байкал, благословение, Всемирное наследие, Всемирное культурное наследие, Всемирное природное наследие,, духовный, историко-культурный памятник, кремль, кремлёвская стена, Московский Кремль, музей-заповедник, презентация, пресная вода, собор, целлюлозно-бумажный комбинат, шедевр. | 90-93 | 58-59 | Проявлять: - интерес к познанию мира; - уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества, России. - интерес к озеру Байкал как одному из Чудес света. - осознание успешности при изучении темы. | Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «Семь чудес света», «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие», «кремль», «кремлёвская стена», «Московский Кремль», «музей-заповедник», «историко-культурный памятник», «благословение», «собор», «озеро», «озеро Байкал», «презентация», «пресная вода», «целлюлозно-бумажный комбинат» и использовать их в активном словаре; Определять: - объекты Всемирного природного и культурного наследия планеты, включая Россию, и обосновывать свое мнение; - историко - культурное значение Московского Кремля и обосновывать своё мнение; - уникальность озера Байкал и обосновывать своё мнение; Использовать приобретенные знания для составления рассказа об уникальности озера Байкал. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку учебного задания; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Рассказывать: - историю создания Списка Всемирного наследия; - об объектах Всемирного наследия, сопровождая его презентацией; - о Московском Кремле как воинской крепости, центре государственной власти, духовной святыне России; - об уникальностях озера Байкал и его экологических проблемах. Оформлять список природного и культурного наследия своего края. Оформлять презентацию и представлять объекты Всемирного культурного и природного наследия планеты, включая Россию. Составлять и писать рассказ об уникальности озера Байкал. | ||
Московский Кремль. | 94-99 | 60-63 | ||||||
Озеро Байкал. | 100-103 | 64-65 | ||||||
Путешествие на Байкал | За страницами учебника | |||||||
Путешествие в Египет. | Изучение объектов Всемирного культурного наследия Греции, Египта, Китая. Изучение духовного наследия Иерусалима. Изучение Всемирного духовного наследия. Акрополь, гробница, духовный, духовные сокровища, египетская пирамида, иероглиф, Иерусалим, мудрец,, проект, скрижали, сокровище, сокровищница, фараон. | 104-107 | 66-67 | Проявлять: - интерес к мировой культуре и духовному наследию; - уважительное отношение к Всемирному культурному и природному наследию человечества; - творческое отношение к процессу решения кроссворда «Всемирное наследие»; - осознание успешности при изучении темы. | Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «фараон», «гробница», «египетская пирамида», «иероглиф», «акрополь», «мудрец», «Иерусалим», «скрижали», «сокровище», «сокровищница», «духовный», «духовные сокровища», «проект» и использовать их в активном словаре; Определять: - географическое расположение Египта, Греции, Китая и обосновывать своё мнение; - объекты Всемирного культурного наследия Египта, Греции, Китая и обосновывать своё мнение; - историко-культурное значение Египта, Греции, Китая и обосновывать своё мнение; - объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение; - значение Иерусалима как духовного наследия для верующих людей и обосновывать своё мнение; - смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение; - общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение. Использовать приобретенные умения для решения кроссворда «Всемирное наследие». Регулятивные умения: - выполнять задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку учебного задания; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий; - конструктивно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Рассказывать: - о достопримечательностях Египта, Греции, Китая; - об объектах Всемирного культурного наследия; - об открытии учёного Франсуа Шампольон; - об изобретениях Древнего Китая; - о местоположении Иерусалима в Израиле, используя карту; - о культурных достопримечательностях, святынях Иерусалима и его Старого города как объекта Всемирного наследия; - о людях, которые являются духовно-нравственным образцом для современников и потомков. Составлять и оформлять: - список Всемирных духовных сокровищ; -презентацию об объектах Всемирного наследия. Решать (или составлять) кроссворд по теме «Всемирное наследие». | ||
Путешествие в Грецию. | 108-111 | 68-71 | ||||||
Путешествие в Иерусалим. | 112-115 | 72-73 | ||||||
Путешествие в Китай. | 116-119 | 74-77 | ||||||
Всемирные духовные сокровища. | 120-123 | 78-80 | ||||||
67-68 | Путешествие к объектам Всемирного наследия (заочное) | За страницами учебника |
Модуль ОБЖ в курсе «Окружающий мир» (8 часов)
№ урока | Тема урока по «Окружающему миру» | Тема урока по ОБЖ |
2 | Как изучают окружающий мир | Мы следопыты! |
5 | О чём расскажет план? | Готовимся к походу |
9 | Транспорт | Путешествуем на транспорте |
10 | Средства информации и связи | Связь |
13 | Из чего состоит всё | Если у вас в доме газ, эти страницы для вас! |
15 | Невидимое сокровище | Стихийные бедствия. Ураган |
49 | Как работает наш организм | Если хочешь быть здоров... Правила здоровья |
50 | Что такое гигиена | Будь здоров! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...