Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._okruzhayushchiy_mir._3_klass.doc | 305 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 527
Невского района Санкт - Петербурга
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
МО начальных классов Зам. Директора по УВР Директор ГБОУ СОШ № 527
Протокол № 1 ______/С. А. Комарова/ _________/И. Ю. Иванова/
от «___» августа 2013 г «___» августа 2013 г. Приказ №___________
от « __» августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(базовый уровень)
3 Б КЛАСС
Составитель: Леденева Евгения Александровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2013 год
Структура программы по окружающему миру
Программа включает разделы:
- пояснительную записку;
- основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса;
- литература и средства обучения;
- характеристика класса;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- критерии и нормы оценки знаний обучающихся;
- примерное тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 Б класса составлена на основе:
- Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ средней школы № 527 разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- СанПин, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002); раздел 2.9.;
- Приказ МОиН РФ № 1067 от 19.12.2012 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год";
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11 – 13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Устав ГБОУ средней школы № 527;
- Учебный план ГБОУ средней школы № 527 на 2013 – 2014 уч.год.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе программы, разработанной А.А.Плешакова.
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер.
Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея экологической целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании само ценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Шаг за шагом внимание ребенка системно переключается в разные сферы: наблюдение за природой и освоение естественнонаучной картины мира; знакомство с народной картиной мира, отраженной в ритмичном чередовании труда и праздников людей в течение года; сопоставление современной точки зрения на необходимость бережного отношения человека к природе, к своему здоровью и народной точки зрения на окружающий мир как единство человека и природы; сравнение между собой календарных трудовых и праздничных традиций разных народов России и мира.
Содержание учебного материала
1.Как устроен мир. Многообразие природы. Неживая и живая природа. Взаимосвязи в природе. Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы. Человек – разумное существо. Внутренний мир человека. Человек, семья, общество, народ. Государство, его символика. Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные. Охрана природы.
2. Эта удивительная природа. Тела, вещества, частицы. Твёрдые, жидкие, газообразные тела и вещества. Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха. Источники загрязнения воздуха. Влияние загрязнений воздуха на организмы. Охрана воздуха от загрязнений. Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды. Источники загрязнения воды. Влияние загрязнений воды на организмы. Охрана воды. Необходимость экономии воды при её использовании. Разрушение твёрдых пород под действием воды, ветра, растений, изменений температуры. Почва. Состав почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Разрушение почвы под действием ветра, потоков воды в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы от разрушения.
Разнообразие растений. Представление о получении растением из углекислого газа и воды на свету питательных веществ, выделение кислорода. Растения – источник питательных веществ и кислорода для животных и человека. Размножение и развитие растений. Разнообразие животных. Цепи питания. Роль хищников в природе. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления. Размножение и развитие животных. Забота о потомстве животных. Охрана растений и животных. Великий круговорот жизни. Основные звенья этого круговорота.
3. Мы и наше здоровье. Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Науки о человеке. Органы восприятия. Мозг, его функции. Кожа, её функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи. Скелет и мышцы человека. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц. Наше питание. Органы пищеварения. Гигиена питания. Дыхание человека. Движение крови в теле человека. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Табак и алкоголь – враги здоровья.
4. Наша безопасность. Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнём, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб. Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки. Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем. Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
5. Чему учит экономика. Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги. Три кита экономики. Бережное отношение к природным богатствам. Труд – главная потребность человека. Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Необходимость бережного использования полезных ископаемых при добыче, перевозке, переработке. Растениеводство и животноводство. Промышленность. Основные отрасли промышленности. Деньги. Виды обмена. Цена товара. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Прибыль. Экономика и экология. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
6. Путешествие по городам и странам. Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. Страны Европы, их столицы. Особенности и достопримечательности. Знаменитые места, достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Учебник «Окружающий мир» для третьего класса включает четыре раздела:
- «Радость познания» - 11 часов.
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
• Проявлять: — интерес к изучению темы; — творческое отношение к оформлению плана путешествия; — интерес к знаниям и способам их приобретения; — желание познавать мир благодаря путешествиям; — уважительное отношение к культурному многообразию человечества; — понимание собственных достижений при освоении темы. | Познавательные умения: — определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать своё мнение; — определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение; — определять источники необходимой информации и обосновывать своё мнение; — определять разные формы земной поверхности на географической, политической картах мира и на глобусе и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении плана путешествия. Регулятивные умения: — планировать свою деятельность в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; — оценивать выполненное задание. Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества; — строить понятные для партнёра высказывания; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. | • Определять на географической (политической) карте мира: — материки, части света, местоположение страны, её границы, столицу, соседние с ней государства. • Рассказывать: — об изобретениях, открытиях и их влиянии на жизнь современного человека; — о способах исследования окружающего мира. • Чертить простейший план местности с использованием условных знаков. |
- «Мир как дом» - 20 часов.
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
• Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к природным богатствам; — желание составлять узоры (картину) о природе «Мир как дом»; • понимание своей успешности при изучении темы. | Познавательные умения: — воспринимать образ природы «мир как дом» в разных видах народного творчества и обосновывать своё мнение; — определять источник тепла и света на Земле и обосновывать своё мнение; — определять состав и свойства воды, воздуха; — понимать значение воды и воздуха для живых организмов и обосновывать своё мнение; — различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение; — понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение; — понимать значение почвы для растений, животных и человека и обосновывать своё мнение; — различать природные объекты по отличительным признакам и обосновывать своё мнение; — различать символы-образы природных стихий в народном творчестве; — использовать приобретённые знания для составления узора (картины) о природе «Мир как дом». Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с планом; — осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; — выполнять взаимопроверку и корректировку, взаимооценку и самооценку учебного задания. Коммуникативные умения: — строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе; — использовать речевые средства для представления результата | • Рассказывать: — о строении Солнечной системы; — о ветре и причинах его возникновения; — о воде, её свойствах и значении, о круговороте воды в природе; — о полезных ископаемых, их свойствах, месторождениях и способах добычи; — о составе почвы и роли живых организмов в образовании почвы; — о способах символического изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества. • Выполнять простейшие опыты по изучению свойств воздуха, воды. • Выполнять простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. • Составлять картину «Мир как дом», используя символические изображения окружающего мира. |
- «Дом как мир» - 21 часов.
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
• Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к растениям и животным; — позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы. | Познавательные умения: — определять роль растений для жизни на Земле, для питания животных и человека и обосновывать своё мнение; — различать группы животных и обосновывать своё мнение; — определять условия, необходимые для жизни разных групп животных, и обосновывать своё мнение; — находить невидимые связи между животными по особенностям питания и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении текста, раскрывающего отличие растения от животного. Регулятивные умения: — выполнять задание в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — проводить взаимопроверку и корректировку учебного задания; — проводить самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: — строить понятные для партнёра высказывания; — учитывать разные мнения в рамках учебного диалога; — формулировать собственное высказывание, используя термины; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. | • Различать растения каждой группы, выделять их признаки. • Рассказывать: — о значении растений для формирования атмосферы, для питания животных и человека; — о разнообразии животных; — о способах размножения животных разных групп; — о роли животных в природе и в жизни человека; — о способах символического изображения плодородной земли, растений и животных в разных видах народного творчества. • Определять невидимые связи в живой природе. |
- «В поисках Всемирного наследия» - 14 часов.
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
Проявлять: - интерес к познанию мира; - уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества, России. - интерес к озеру Байкал как одному из Чудес света. - осознание успешности при изучении темы. | Познавательные умения: • раскрывать значение понятия «Семь чудес света», «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие», «кремль», «кремлёвская стена», «Московский Кремль», «музей-заповедник», «историко-культурный памятник», «благословение», «собор», «озеро», «озеро Байкал», «презентация», «пресная вода», «целлюлозно-бумажный комбинат» и использовать их в активном словаре; • раскрывать значение понятия «фараон», «гробница», «египетская пирамида», «иероглиф», «акрополь», «мудрец», «Иерусалим», «скрижали», «сокровище», «сокровищница», «духовный», «духовные сокровища», «проект» и использовать их в активном словаре; • определять: - географическое расположение Египта, Греции, Китая и обосновывать своё мнение; - объекты Всемирного культурного наследия Египта, Греции, Китая и обосновывать своё мнение; - историко-культурное значение Египта, Греции, Китая и обосновывать своё мнение; - объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение; - значение Иерусалима как духовного наследия для верующих людей и обосновывать своё мнение; - смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение; - общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение. • использовать приобретенные умения для решения кроссворда «Всемирное наследие». • определять: - объекты Всемирного природного и культурного наследия планеты, включая Россию, и обосновывать свое мнение; - историко-культурное значение Московского Кремля и обосновывать своё мнение; - уникальность озера Байкал и обосновывать своё мнение; • использовать приобретенные знания для составления рассказа об уникальности озера Байкал. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку учебного задания; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | • Рассказывать: - историю создания Списка Всемирного наследия; - об объектах Всемирного наследия, сопровождая его презентацией; - о Московском Кремле как воинской крепости, центре государственной власти, духовной святыне России; - об уникальностях озера Байкал и его экологических проблемах; - о достопримечательностях Египта, Греции, Китая; - об открытии учёного Франсуа Шампольон; - об изобретениях Древнего Китая; - о местоположении Иерусалима в Израиле, используя карту; - о культурных достопримечательностях, святынях Иерусалима и его Старого города как объекта Всемирного наследия; - о людях, которые являются духовно-нравственным образцом для современников и потомков. • Оформлять список природного и культурного наследия своего края. • Оформлять презентацию и представлять объекты Всемирного культурного и природного наследия планеты, включая Россию. • Составлять и писать рассказ об уникальности озера Байкал. |
Резерв – 2 часа
Количество часов в неделю по программе: 2
Количество часов в неделю по учебному плану: 2
Количество часов в год: 68
УМК «Перспектива». Дидактическое и методическое обеспечение
для ученика:
- А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение, 2012
- А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях. М. Просвещение, 2012
для учителя:
3. А. А. Плешаков Методическое пособие к учебнику Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение, 2012
ИКТ и ЭОР:
4. Технологические карты Окружающий мир. (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva)
Педагогические условия и средства реализации:
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучения нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
- урок – сообщение новых знаний
- урок – закрепление знаний
- урок – повторение знаний
- урок – игра
- проверка знаний
Педагогические технологии:
- педагогика сотрудничества,
- гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили,
- игровые технологии,
- проблемное обучение,
- технологии дифференцированного обучения,
- технологии индивидуализации обучения,
- групповые и коллективные способы обучения,
- компьютерные (информационные) технологии,
- здоровьесберегающие технологии и др.
Виды учебной деятельности:
Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
Характеристика 3 Б класса
В классе 25 человек. 14 мальчиков, 11 девочек. Обучается 24% детей-инофонов.
По результатам проведения тестовых работ в конце 2 класса:
около половины обучающихся, принявших участие в исследовании, отличается сформированностью познавательных мотивов, учебной активностью и стремлением к выполнению школьных требований. Остальные учащиеся характеризуются недостаточным уровнем сформированности познавательных мотивов. При этом только часть из них, возможно, испытывает негативное отношение к школе, что может быть одним из факторов школьной дезадаптации.
Подавляющее большинство детей благополучно чувствуют себя в школе и успешно справляются с учебной деятельностью. Им нравится ощущать себя учениками, общаться с друзьями и учителем. Также у подавляющего большинства учащихся самооценка находится на адекватном и завышенном уровне.
По итогам анализа тестовых диагностических работ и итоговых работ по математике выявлена отдельная группа учащихся, которым необходима индивидуальная поддержка и особое психолого-педагогическое сопровождение на уроке.
В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.
Будет организована помощь по выполнению сложных и домашних заданий в ходе консультаций в ГПД. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, увеличено количество физкультурных пауз.
Небольшая группа учеников проявляет желание и возможность изучать материал на повышенном уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки УУД, так и на этапе контроля.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Формировать духовно-нравственные ориентиры, необходимые человеку в течение всей его жизни.
Познакомить детей с природными и культурными объектами мировой значимости.
Закрепить сложившееся у них в течение года представление о существовании непреходящих, вечных ценностей на всех уровнях бытия — личного, семейного, общечеловеческого.
Экологическое воспитание:
Развивать наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края, тесно связанную с его природно-климатическими особенностями.
Развивать у ребёнка познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств.
Формировать целый комплекс ключевых компетентностей — коммуникативной, информационной, социальной, нравственной.
Практико-ориентированный характер:
Познакомить с конкретными представителями флоры и фауны своего края.
формировать умения распознавать их в природе, на рисунках и фотографиях;
продолжать знакомство детей с названиями наиболее распространённых в окружающей
местности растений, грибов, животных.
Познакомить с названиями членов семьи по родству и свойству в языках народов своего края, с поэтичным, психологически выверенным, разумным отношением к каждому возрастному
этапу жизненного цикла, отражённому в семейных обрядах и обычаях в традиционной культуре народов своего края.
Исследовательская и проектная деятельность:
Познакомить с методами научного познания мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение и определение природных объектов, моделирование),
с измерительными инструментами и лабораторным оборудованием,
раскрыть роль книги, средств массовой информации, экскурсий и путешествий в знакомстве с природными объектами, фактами истории и общественно-политической жизни.
Культурное многообразие :
раскрыть перед детьми величие и непреходящую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия;
подойти к вопросу об образе идеального человека, лучших человеческих качеств, всемирных духовных сокровищ, воплощённых в личностях святых, подвижников, деятелей истории и
культуры, в произведениях народной и духовной словесности, изобразительного искусства, музыки, зодчества.
Духовно-нравственная наполненность:
познакомить с творчеством и жизненной судьбой великих людей, внёсших значительный вклад в совокупное культурное наследие России и мира.
Система оценивания.
Оценка достижений планирумых результатов реализуется в соответствии с «Системой оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Критерии оценки:
Контрольная работа по предмету Окружающий мир проводится в форме тестирования или проектной работы. На контроль могут быть вынесены следующие предметные и метапредметные умения и навыки:
- Знание пройденного учебного материала;
- Умение находить и использовать в работе необходимую информацию из различных источников (справочная литература, энциклопедия, Интернет и др.)
- Умение планировать свои действия;
- Навык самопроверки и самоконтроля;
- Умение аргументировать свои действия;
- Умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Наименование разделов и тем программы. | Всего часов | Организация урока | |||
Характеристика деятельности обучающегося на уроке по формированию УУД (мета- предметных умений) | Характеристика деятельности обучающегося на уроке по формированию предметных умений и навыков | Что подлежит контролю и виды контроля усвоения учебного материала в ходе данного урока. | Домашнее задание | ||||
Раздел «Радость познания» | 11 | ||||||
1 | 04.09.13 | СВЕТ ЗНАНИЯ. | 1 | Извлечение необходимой информации из текста. | Дать представление о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека. | Уметь привести примеры того, как изобретения на основе познания природы и общества изменяют жизнь современного человека по сравнению с образом жизни наших предков. | с.4 – 7, ответить на вопросы с.7 |
2 | 06.09.13 | КАК ИЗУЧАЮТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. | 1 | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Дать понятие о методах исследования окружающего мира. | Учащиеся должны научиться характеризовать методы исследования. | с.8 – 11, ответить на вопросы с.11 |
3 | 11.09.13 | КНИГА — ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ. | 1 | Выполнение действий по алгоритму. | Научить детей пользоваться справочной литературой. | Уметь разыскать необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе. | с.12 – 15, ответить на вопросы с.15 |
4 | 13.09.13 | ОТПРАВИМСЯ НА ЭКСКУРСИЮ. | 1 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Познакомить детей с познавательными возможностями, которые предоставляют музеи разных типов, океанариумы, планетарии, другие учреждения подобного научно-просветительского характера. | Уметь разыскать необходимые сведения об этих учреждениях в путеводителях. | с.16 – 19, проект «Музеи Санкт-Петербурга» |
5 | 18.09.13 | О ЧЁМ РАССКАЖЕТ ПЛАН. | 1 | Использование знаково-символических средств. | Дать понятие о плане местности и его видах, о масштабе, об ориентировке относительно сторон света, условных обозначениях на плане. | Учащиеся должны научиться различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего города. | с.20 – 23, составить план микрорайона |
6 | 20.09.13 | ПЛАНЕТА НА ЛИСТЕ БУМАГИ. | 1 | Поиск необходимой информации. | Дать понятие о карте, научить читать карту мира, дать понятие о континенте (материке), познакомить с изображениями материков на карте мира. | Учащиеся должны научиться сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, читать карту по условным обозначениям на ней. | с.24 –27, ответить на вопросы с.27 |
7 | 25.09.13 | СТРАНЫ И НАРОДЫ НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА. | 1 | Работа в группе. Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | Научить детей использовать познавательные возможности, которые предоставляет политическая карта мира (и карты отдельных материков); находить местоположение страны, её границы, её столицу, соседние с ней страны. | Уметь на карте разыскать ту или иную страну, показать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны. | с.28 – 31, ответить на вопросы с.31 |
8 | 27.09.13 | ПУТЕШЕСТВУЯ, ПОЗНАЁМ МИР. | 1 | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Научить детей осознанно готовиться к путешествию по определённому плану; находить в справочной литературе необходимую для путешествия информацию; определять цель путешествия. | Уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников. | с.32 – 35, проект «Путешествия» |
9 | 02.10.13 | ТРАНСПОРТ. | 1 | Подведение под понятие. | Познакомить детей со старинными средствами передвижения; предложить им дать систематизацию транспорта по видам. | Уметь систематизировать транспорт по видам. | с.36 – 39, ответить на вопросы с.39 |
10 | 04.10.13 | СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИИ И СВЯЗИ. | 1 | Выражение своих мыслей с полнотой и точностью. | Познакомить детей со старинными способами обмена информацией между людьми. | Уметь различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни. | с.40 – 43, ответить на вопросы с.43 |
11 | 09.10.13 | Проект «Радость познания» | 1 | ||||
Раздел «Мир как дом» | 20 |
| |||||
12 | 11.10.13 | МИР ПРИРОДЫ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ. | 1 | Работа в группе. Учёт разных мнений достижение договорённостей и согласование общих решений. | Познакомить детей со способами отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества. | Уметь найти образ единого мира-дома в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества. | с.46 – 49, ответить на вопросы с.49 |
13 | 16.10.13 | ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВСЁ. | 1 | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия. | Дать понятие о природных объектах и об их классификации, познакомить с твёрдыми телами, жидкостями и газами. | Учащиеся должны научиться различать природные объекты. | с.50 – 53, задание 3 |
14 | 18.10.13 | МИР НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. | 1 | Познавательная инициатива. | Продолжить формирование научной картины мира, дать понятие о Солнце как о ближайшей к нам звезде, источнике света и тепла для всего живого на Земле. | Учащиеся должны научиться характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду. | с.54 – 57, ответить на вопросы с.49 |
15 | 23.10.13 | НЕВИДИМОЕ СОКРОВИЩЕ. | 1 | Выдвижение гипотез и их обоснование. | Познакомить детей с воздухом, его составом и свойствами. | Учащиеся должны научиться характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере. | с.58 – 61, ответить на вопросы с.61 |
16 | 25.10.13 | САМОЕ ГЛАВНОЕ ВЕЩЕСТВО. | 1 | Работа в группе. Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. | Дать понятие о воде и её распространённости на планете, об агрегатных состояниях воды, о значении воды для живых организмов. | Научиться уметь показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении. | с.62 – 63, задание с.63 |
17 | 30.10.13 | СВОЙСТВА ВОДЫ. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. | 1 | Построение логической цепочки рассуждений, доказательств. | Познакомить со свойствами воды и круговоротом воды в природе. | Учащиеся должны научиться характеризовать свойства воды. | с.64 – 65, ответить на вопросы с.65 |
18 | 01.11.13 | ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ. | 1 | Работа в группе. Планирование учебного сотрудничества. | Познакомить детей со способами изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества. | Уметь найти и характеризовать образы этих природных стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества. | с.66 – 69, ответить на вопросы с.65 |
19 | 13.11.13 | КЛАДОВЫЕ ЗЕМЛИ. | 1 | Подведение под понятие. | Познакомить с минералами и горными породами, дать понятие о полезных ископаемых и об их использовании человеком. | Учащиеся должны научиться различать по внешнему виду минералы и горные породы. | с.70 – 73, ответить на вопросы с.73 |
20 | 15.11.13 | ЧУДО ПОД НОГАМИ. | 1 | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | Дать понятие о почве, её плодородии и значении для растений, животных и человека | Учащиеся должны научиться характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы. | с.74 – 77, ММУ «ГлобалЛаб» |
21 | 20.11.13 | МИР РАСТЕНИЙ. | 1 | Работа в группе. Планирование учебного сотрудничества. | Познакомить детей с разнообразием растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными, лиственными и цветковыми растениями, дать понятие о видах Растений. | Научиться различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лист- венные растения, приводить примеры растений каждой группы | с.78 – 81, ММУ «ГлобалЛаб» |
22 | 22.11.13 | ПЛОДОРОДНАЯ ЗЕМЛЯ И РАСТЕНИЯ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ. | 1 | Работа в парах. Управление поведением партнёра. | Познакомить детей со способами изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества. | Уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества. | с.82 – 85, пересказ сказки |
23 | 27.11.13 | МИР ЖИВОТНЫХ. | 1 | Понимание текстов, извлечение необходимой информации. | Познакомить детей с червями, моллюсками, иглокожими, ракообразными, паукообразными, земноводными и пресмыкающимися животными и их видами, условиями, необходимыми для их жизни, способами размножения животных разных групп, с ролью животных в жизни человека. | Учащиеся должны научиться различать животных разных групп по их признакам и месту обитания. | с.86 – 89, ММУ «ГлобалЛаб» |
24 | 29.11.13 | ЖИВОТНЫЕ В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ. | 1 | Установление причинно-следственной связи. | Познакомить детей со способами изображения животных в разных видах народного творчества. | Уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества. | с.90 – 93, рисунок |
25 | 04.12.13 | НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. | 1 | Построение логической цепочки рассуждений, доказательство. | Дать понятие о группах животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепях питания, способах защиты животных. | Знать основные группы животных по способу питания; приводить примеры животных этих групп. | с.94 – 97, составить цепь питания |
26 | 06.12.13 | ЛЕС — ВОЛШЕБНЫЙ ДВОРЕЦ. | 1 | Подведение под понятие. | Дать понятие о природном сообществе, его зависимости от неживой природы. | Научиться характеризовать природные сообщества на примере леса. | с.98 – 103, составить цепь питания для леса |
27 | 11.12.13 | ЛУГ — ЦАРСТВО ЦВЕТОВ И НАСЕКОМЫХ. | 1 | Работа в группе. Осознание ответственности за общее дело. | Рассмотреть природное сообщество луга, основные луговые растения, грибы и насекомых, выяснить их взаимосвязь | Учащиеся должны научиться характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого. | с.104 – 109, составить цепь питания для луга |
28 | 13.12.13 | ВОДОЁМ — ДОМ ИЗ ВОДЫ. | 1 | Установление причинно-следственных связей. | Рассмотреть водоём как единство живой и неживой природы. | Научиться характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество. | с.110 – 115, составить цепь питания для водоема |
29 | 18.12.13 | КАК СОХРАНИТЬ БОГАТСТВА ПРИРОДЫ. | 1 | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Познакомить детей с представлением об охране природных сообществ как единого целого в мире. | Знать о взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах. | с.116 – 119, разработка экологического проекта |
30 | 20.12.13 | ОХРАНА ПРИРОДЫ В КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ РОССИИ. | 1 | Работа в группе. Поиск и выделение необходимой информации. Учёт разных мнений. | Пробудить в них стремление беречь родную землю, желание больше узнавать о старинных и современных способах экологически чистого образа жизни. | Творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного творчества для изготовления своих собственных плакатов. | с.120 – 123, экопроект |
31 | 25.12.13 | Стенгазета «Бережём родную землю!» | 1 | Подготовка стенгазеты | |||
Раздел «Дом как мир» | 21 | ||||||
32 | 27.12.13 | РОДНОЙ ДОМ — УГОЛОК ОТЧИЗНЫ. | 1 | Выдвижение гипотез и их обоснование. | Познакомить детей с разными значениями слова «мир», с трёхчастной структурой старинного дома как образа вселенной. | Знать разные значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов. | с.4 – 7, ответить на вопросы с.7 |
33 | 10.01.14 | СВОЙ ДОМ — СВОЙ ПРОСТОР. | 1 | Работа в группе. Следование и поведение моральным нормам и этическим требованиям. | Познакомить детей с внутренним устройством старинного дома. | Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме. | с.8 – 11, ответить на вопросы с.11 |
34 | 15.01.14 | В КРАСНОМ УГЛУ СЕСТЬ — ВЕЛИКАЯ ЧЕСТЬ. | 1 | Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование своего решения. | Познакомить детей с эстетическим оформлением красного угла в доме, с его значением как центра духовной жизни семьи. | Уметь сопоставить между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома. | с.12 – 15, ответить на вопросы с.15 |
35 | 17.01.14 | ПОБЫВАЕМ В ГОСТЯХ. | 1 | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Познакомить детей с традициями гостеприимства, принятыми в старину и в настоящее время. | Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях. | с.16 – 21, ответить на вопросы с.21 |
36 | 22.01.14 | НА СВЕТ ПОЯВИЛСЯ — С ЛЮДЬМИ ПОРОДНИЛСЯ. | 1 | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Познакомить детей с традиционными терминами родства и свойства, принятыми в русской народной культуре. | Уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи. | с.22 – 27, решить филворд |
37 | 24.01.14 | РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО. | 1 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Познакомить детей со способами составления родословного древа; пробудить в них интерес к истории своей семьи. | Уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения. | с.28 – 31, составить генеологическое древо |
38 | 29.01.14 | МУЖ И ЖЕНА — ОДНА ДУША. | 1 | Групповая работа. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Познакомить детей с представлениями о великой значимости супружеского союза мужчины и женщины, отражёнными в народных сказках | Уметь творчески выразить представления о крепости супружеского союза в рукотворной игрушке, кукольном спектакле. | с.32 – 35, ответить на вопросы с.35 |
39 | 31.01.14 | СВЯТОСТЬ ОТЦОВСТВА И МАТЕРИНСТВА. | 1 | Планирование учебного сотрудничества. | Познакомить детей с представлениями о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражёнными в народных сказках, пословицах | Уметь творчески выразить представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле. | с.36 – 39, ответить на вопросы с.39 |
40 | 05.02.14 | ДОБРЫЕ ДЕТИ — ДОМУ ВЕНЕЦ. | 1 | Использование критериев для обоснования своего суждения. | Инициировать поисково-исследовательскую работу ребёнка в стремлении узнать значение имени, которое он носит | Уметь описать личностные качества человека, выбранного ребёнком в качестве образца для подражания. | с.40 – 43, рассказ об имени |
41 | 07.02.14 | ДЕТСКИЕ ИГРЫ — ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ. | 1 | Групповая работа. Достижение договорённостей и согласование своего решения. | Познакомить детей с традициями народной игровой культуры, с различными типами игр и игрушек. | Знать несколько народных игр, уметь определить их назначение в своём развитии детей. | с.44 – 47, ответить на вопросы с.47 |
42 | 12.02.14 | СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. | 1 | Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | Познакомить с внешними и внутренними органами тела, их функциями. | Научиться характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов. | с.48 – 51, выучить системы огранов |
43 | 14.02.14 | КАК РАБОТАЕТ НАШ ОРГАНИЗМ. | 1 | Подведение под понятие. | Дать основные сведения о функционировании опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной и кровеносной систем, о целостности организма человека. | Научиться характеризовать функционирование основных систем организма человека. | с.52 – 55, рассказ о работе систем органов |
44 | 19.02.14 | ЧТО ТАКОЕ ГИГИЕНА. | 1 | Подведение под понятие. | Дать понятие о гигиене как науке о сохранении и укреплении здоровья. | Научиться характеризовать основные правила гигиены. | с.56 – 59, правила гигиены |
45-46 | 21.02.14 26.02.14 | НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ. | 2 | Установление причинно-следственных связей. | Дать понятие об органах чувств как источниках информации об окружающем мире. | Научиться характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире. | с.60 – 63, ответить на вопросы с.63 |
47 | 28.02.14 | ШКОЛА ПЕРВОЙ ПОМОЩИ. | 1 | Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело. | Научить в ходе практической работы измерять температуру своего тела; познакомить детей с правилами первой помощи при ушибах, порезах, ожогах. | Учащиеся должны запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь. | с.64 – 67, ответить на вопросы с.67 |
48 | 05.03.14 | ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ. | 1 | Рефлексия способов и условий действия. | Познакомить детей с правилами здорового образа жизни. | Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности. | с.68 – 71, правила здорового образа жизни |
49 | 07.03.14 | ДОМ НЕ ВЕЛИК, А СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ. | 1 | Работа в парах. Управление поведением партнёра. | Познакомить детей с правилами управления домашним хозяйством, | Уметь применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности. | с.72 – 75, ответить на вопросы с.75 |
50 | 12.03.14 | СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ. | 1 | Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело. Достижение договорённостей и согласование своего решения. | Познакомить детей с понятием семейный бюджет; дать представление о том, из чего складываются семейные доходы и расходы. | Уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период. | с.76 – 79, рассчитать семейный бюджет |
51 | 14.03.14 | МУДРОСТЬ СТАРОСТИ. | 1 | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Познакомить детей с образом достойной старости, представленным в народных сказках. | Уметь словесно выразить своё впечатление от образа старого человека в произведении живописи. | с.80 – 83, ответить на вопросы с.83 |
52 | 19.03.14 | ПУТЕШЕСТВИЕ к А. С. ПУШКИНУ. | 1 | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Дать представление о неразрывной связи между разными поколениями, основанной не столько на кровном, сколько на духовном родстве, на близости интересов. | Уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье. | с.84 – 87, ответить на вопросы с.87 |
Раздел «В поисках Всемирного наследия». | 16 | ||||||
53 | 21.03.14 | ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ. | 1 | Подведение под понятие. | Познакомить детей с идеей сохранения достопримечательностей природы и культуры, с историей создания Списка Всемирного наследия. | Уметь рассказать об одном-двух объектах Всемирного наследия. | с.90 – 93, Всемирное наследие СПб |
54 | 02.04.14 | МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ. | 1 | Самостоятельное составление алгоритмов деятельности. | Познакомить детей с Московским Кремлём как объектом Всемирного культурного наследия. | Уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля. | с.94 – 99, ответить на вопросы с.99 |
55-56 | 04.04.14 09.04.14 | ОЗЕРО БАЙКАЛ. | 2 | Извлечение из текстов необходимой информации. | Познакомить детей с особенностями озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия | Рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах. | с.100 – 103, подготовить виртуальную экскурсию. Меры по охране Байкала |
57-58 | 11.04.14 16.04.14 | ПУТЕШЕСТВИЕ В ЕГИПЕТ. | 2 | Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело. Достижение договорённостей и согласование своего решения. | Познакомить детей с природными и культурными достопримечательностями Египта, его столицы, с египетскими пирамидами как объектом Всемирного культурного наследия. | Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его на карте. | с.104 – 107, подготовить виртуальную экскурсию. Ответить на вопросы с.107 |
59-60 | 18.04.14 23.04.14 | ПУТЕШЕСТВИЕ В ГРЕЦИЮ. | 2 | Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело. Достижение договорённостей и согласование своего решения. | Познакомить детей с природными и культурными достопримечательностями Греции, её столицы, с Афинским Акрополем как объектом Всемирного культурного наследия. | Уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь. | с.108 – 111, подготовить виртуальную экскурсию. Ответить на вопросы с.111 |
61-62 | 25.04.14 30.04.14 | ПУТЕШЕСТВИЕ В ИЕРУСАЛИМ. | 2 | Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело. Достижение договорённостей и согласование своего решения. | Познакомить детей с ландшафтными и культурными достопримечательностями Иерусалима и его Старого города как объектом Всемирного культурного наследия. | Уметь показать страну и город на карте мира, узнавать на фотографии достопримечательности. | с.112 – 115, подготовить виртуальную экскурсию. Ответить на вопросы с.115 |
63-64 | 07.05.14 14.05.14 | ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ. | 2 | Групповая работа. Осознание ответственности за общее дело. Достижение договорённостей и согласование своего решения. | Познакомить детей с местоположением и культурными достопримечательностями Китая и Великой Китайской стеной как объектом Всемирного культурного Наследия. | Уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая. | с.116 – 119, подготовить виртуальную экскурсию. Ответить на вопросы с.119 |
65 | 16.05.14 | ВСЕМИРНЫЕ ДУХОВНЫЕ СОКРОВИЩА. | 1 | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Познакомить детей с образами людей, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества. | Уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе. | с.120 – 123, ответить на вопросы с.107 |
66 | 21.05.14 | «АЛЬБОМ ПУТЕШЕСТВИЙ». ВСЕМИРНЫЕ ДУХОВНЫЕ СОКРОВИЩА | 1 | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Познакомить детей с образами людей, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества. | Уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе. | Подготовка проекта |
67-68 | 23.05.14 | ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...