Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Классическая начальная школа". 4 класс.
( на основе программы Е.В.Саплиной, А.И.Саплина и В.И. Сивоглазова )
Ведущими в обучении предмета – окружающий мир в 4-ом классе являются темы: человек как живой организм, основные этапы истории России.
Вся программа построена на двух взаимосвязанных блоков – историко-культурного и природоведческого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _____________ / Пчелова Е.В. Протокол № _____ от «___»____________ 2011 г. | «Согласованно» Заместитель руководителя по УВР МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Сиденко Л.В. «___»___________ 2011 г. | «Утверждено» Директор МОУ Лицея № 8 г. Буденновска _____________ / Герман М.А. Приказ № _____ от «___»___________ 2011 г. |
Рабочая программа педагога
I категории
Гапаровой Татьяны Ивановны
по окружающему миру
2 «Б» класс
рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«___»___________ 2011 г.
2011 – 2012 уч. год
Окружающий мир 2 класс
(2 ч в неделю - 68 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы курса «Окружающий мир. 1 - 4 классы» авторы Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.
При составлении тематического планирования использованы:
- федеральный компонент государственного стандарта начального образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- примерная программа для начальных классов;
- программа учебного курса комплекта «Планета знаний»: Г.Г.Ивченкова, И.В Потапов «Окружающий мир» Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. - М.: АСТ: Астрель, 2006.
Планирование рассчитано на 68 учебных часов (2 часа в неделю).
10% от всех часов отводится на региональный компонент. Проводится интегрированно в рамках учебного курса «Окружающий мир» без увеличения учебной нагрузки.
Предмет "Окружающий мир" изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6 - 10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель - формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
- социализация ребенка;
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
Уроки экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или руководствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
Учитель может по своему усмотрению изменять количество часов, выделенных на изучение той или иной темы. При этом он ориентируется на основные требования к уровню знаний и умений учащихся в рубриках: "учащиеся должны знать" и "учащиеся должны уметь". Учитель может также изменять последовательность изучения тем. Прежде всего это касается темы "Природа вокруг нас" (2 класс), которую в некоторых случаях целесообразно изучать последней. При этом экскурсии в лес и к водоему из темы "Как люди познают мир" переносятся в тему "Природа вокруг нас". Такие экскурсии должны проводиться или в начале осени, или в конце весны.
Эти положения реализуются в программе и учебно-методическом комплекте по изучению окружающего мира.
В данный УМК входят:
Учебник «Окружающий мир» 2 класс (авторы Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов)
Рабочие тетради по окружающему миру для учебников 2 классов (авторы Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов)
Методическое пособие «Обучение в 2 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В.Потапова»
Программа курса «Окружающий мир» 1-4 классы (авторы Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов)
Содержание программы
2 класс (68 ч)
Как люди познают мир 15 ч +1
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки - ученые, разнообразие их профессий.
Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Мы живем на планете Земля 14 ч +1
Первые представления о космосе: звезды, созвездия, планеты. Солнечная система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли - Луна.
Глобус - модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звездами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полет человека в космос.
Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас 25 ч
Первые представления о телах и веществах: твердых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные - обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса.
Растения и животные - обитатели водоемов, признаки их приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе.
Люди вокруг нас 12 ч
Первые представления о человеке как социальном существе: человек - член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья - ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоему.
Резерв 2 ч (1 ч отвела на тему «Как люди познают мир» и 1 ч - «Мы живем на планете Земля»)
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся 2 класс
Учащиеся должны знать: | Учащиеся должны уметь: |
Тематический план учебного курса
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал (контрольные работы, экскурсии, практические работы, тесты, диагностические работы и т.д.) |
1 четверть | 18 | Экскурсии - 2, практические работы - 2, проверочные работы – 1, тесты периодически Р/к - 2 |
2 четверть | 14 | Экскурсии - 1, практические работы - 1, проверочные работы – 1, тесты периодически Р/к - 1 |
3 четверть | 20 | Экскурсии - 1, практические работы - 4, проверочные работы – 1, тесты периодически Р/к - 3 |
4 четверть | 16 | Экскурсии - 2, практические работы - 0, проверочные работы – 1, тесты периодически Р/к - 2 |
Итого | 68 | Экскурсии - 6, практические работы - 7, проверочные работы – 4, тесты периодически Р/к - 8 |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Как люди познают мир | 16 |
2 | Мы живем на планете Земля | 15 |
3 | Природа вокруг нас | 25 |
4 | Люди вокруг нас | 12 |
Всего | 68 |
Календарно – тематическое планирование
Условные обозначения: урок практических знаний – УПЗ, урок с демонстрацией – УсД, практическая работа – ПР, урок экскурсия - УЭ, урок проверки знаний, умений и навыков – УПЗУН
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Основные термины и понятия | Стр. учебника, тетради | Тип урока, формы контроля | Домашнее задание (стр. учебника, № и стр. р. т.) | |
планируемая | фактическая | ||||||
1 четверть (18 ч) | |||||||
Как люди познают мир (16 ч) | |||||||
1 | О науке | Наука, ученый | 6-7, 3 | УПЗ | 6-7 | ||
2 | Науки бывают разные | География, история, биология, психология, астрономия… | 8-9, 3 | УПЗ | 8-9 | ||
3 | Человек-изобретатель | Ученые России, изобретения | 10-13, 3 | УПЗ | 10-13, доклады об ученых | ||
4 | Как учёные изучают мир | Наблюдение, опыт | 14-17, 4-6 | УПЗ | 14-17, № 5 с. 5 | ||
5 | Как учёные изучают мир | Наблюдение, опыт | 14-17, 4-6 | ПР | № 8 с. 6 | ||
6 | Умей видеть | 18-19, 7 | УПЗ | 18-19 | |||
7 | Тренируй свою наблюдательность. | 20-21, 8 | УПЗ | 20-21, № 12 с. 8 | |||
8 | Приборы и инструменты | Бинокль, телескоп, лупа… | 22-23, 9-10 | УПЗ | 22-23, № 14 с. 10 | ||
9 | Р/к. Экскурсия в школьный парк. | 22-23 | УЭ | 22-23 | |||
10 | Р/к. Экскурсия к водоёму. Озеро Буйвола | 22-23 | УЭ | 22-23 | |||
11 | Измерение температуры | Термометр, шкала, ртуть, градусы | 24-25, 11-12 | ПР | 24-25, № 19 с. 12 | ||
12 | Измерение времени | Часы, циферблат, сутки | 26-27, 12-13 | УПЗ | 26-27, № 21 с. 13 | ||
13 | Справочники, словари, энциклопедии | Справочники, словари, энциклопедии | 28-29, 14 | УсД | 28-29 | ||
14 | Знаки и символы | Знаки и символы, кроссворд, дородные знаки | 30-31, 14-15 | УсД | 30-31, с. 15 | ||
15 | Об искусстве | Искусство, скульпторы, поэты… | 32-33, 16 | УсД | 32-33, № 27 с. 16 | ||
16 | Мозаика заданий Проверочная работа №1 | 34-37, 17-20 | УПЗУН | 34-37 | |||
Мы живём на планете Земля (15 ч) | |||||||
17 | Что такое космос | Космос, солнце, звезды | 40-41, 29 | УсД | 40-41 | ||
18 | Созвездия | Созвездия, Полярная звезда | 42-43, 29-30 | УсД | 42-43, с. 30 | ||
2 четверть (14 ч) | |||||||
19 | Солнечная система | Солнечная система, планеты, орбита | 44-45, 31-33 | УсД | 44-45, 31-33 | ||
20 | Падающие звезды, кометы. Р/к. Архызская обсерватория РАН. | Падающие звезды, кометы, метеориты | 46-47, 31-33 | УсД | 46-47, № 31, 32 с. 31-32 | ||
21 | Голубая планета Земля | «Голубая планета», «красная планета» | 48-49, 33 | УсД | 48-49 | ||
22 | Как устроена Земля | Ядро, мантия, земная кора | 50-51, 33 | УсД | 50-51 | ||
23 | Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей | 22-23 | УЭ | 22-23 | |||
24 | Спутник Земли - Луна | Спутник | 52-53, 34-35 | УПЗ | 52-53 | ||
25 | Исследование космоса | Телескоп, космическая эра, космонавт, Ю.А. Гагарин | 54-55, 35-36 | УПЗ | 54-55, № 40 с. 36 | ||
26 | Что такое глобус | Глобус, материки, суша, океаны, моря | 56-57, 37 | УПЗ | 56-57 | ||
27 | Почему день сменяет ночь | Воображаемая ось, Северный и Южный полюсы | 58-59 | ПР | 58-59 | ||
28 | Как изучали земной шар. Путешествия | Земледелие, купцы | 60-61 | УПЗ | 60-61 | ||
29 | Знаменитые путешественники | А. Никитин, Х. Колумб, Ф. Магеллан, Р. Амундсен | 62-65, 38-41 | УсД | 62-65, доклады о путешественни-ках | ||
30 | Исследование глубин морей и океанов. | Батисфера, батискаф | 66-67, 38-41 | УсД | 66-67, № 45 с. 39 | ||
31 | Мозаика заданий Проверочная работа №2 | 68-71, 42-47 | УПЗУН | 68-71 | |||
Природа вокруг нас (25 ч) | |||||||
32 | Тела и вещества | Тела и вещества, тела природы, изделия | 74-75, 3-4 | УПЗ | 74-75 | ||
3 четверть (20 ч) | |||||||
33 | Что такое вещество | Стеарин | 76-77, 3-4 | УПЗ | 76-77, № 4 с. 4 | ||
34 | Об энергии | Источники энергии | 78-83, 5-6 | УПЗ | 78-83 | ||
35 | Об энергии | 78-83, 5-6 | ПР | 78-83 | |||
36 | От костра до котла | Топливо | 78-83, 5-6 | УПЗ | 78-83, № 7 с. 6 | ||
37 | Свет и цвет | Источники света | 84-85, 7-8 | УПЗ | 84-85, № 10 с. 8 | ||
38 | Зеркала | 86-87, 8-10 | УсД | 86-87, с. 10 | |||
39 | О цвете | Цвета радуги | 88-89, 11 | УсД | 88-89, № 17 с. 11 | ||
40 | В мире звука | Источники звука, эхо | 90-93, 12-13 | ПР | 90-93 | ||
41 | В мире звука Р/к. Эхо в горах Кавказа. | Источники звука, эхо | 90-93, 12-13 | УсД | 90-93, № 19. с. 12 | ||
42 | Шум вредит здоровью. | 94-95, 12-13 | УсД | 94-95, № 20 с. 13 | |||
43 | В мире камня | Гранит, каменный уголь, мел, пемза, янтарь, керамика, фарфор | 96-99, 14-17 | УсД | 96-99, № 27 с. 16 | ||
44 | Горные породы и минералы. Р/к. Горные породы Кавказских гор. | Гранит, каменный уголь, мел, пемза, янтарь, керамика, фарфор | 96-99, 14-17 | УсД | 96-99, № 28 с. 17 | ||
45 | Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей | УЭ | |||||
46 | В мире живой природы. Р/к. Природа родного города. | Окружающая среда | 100-102, 18-19 | УсД | 100-102 | ||
47 | Живые цветы | Бабочки, насекомые | 103, 20 | УсД | 103, № 50 с. 28 | ||
48 | Деревья | Деревья | 104-106, 20-21 | УсД, ПР | 104-106 | ||
49 | В низине | 107 | УЭ | 107 | |||
50 | В ельнике | Съедобные и несъедобные грибы | 108-111, 22-23 | УЭ | 108-111 | ||
51 | У лесного озера | 112-115, 24-25 | УПЗ | 112-115, № 45 с. 25 | |||
52 | В сосновом лесу | 116-117, 26-28 | УПЗ, ПР | 116-117 | |||
4 четверть (16 ч) | |||||||
53 | Берегите лес! | 118-119, 29-32 | УПЗ | 118-119, № 52 с. 30 | |||
54 | Берегите лес! | 118-119, 29-32 | УПЗ | 118-119, № 54 с. 32 | |||
55 | Берегите природу! Р/к. Экология на Ставрополье | УЭ | |||||
56 | Мозаика заданий Проверочная работа №3 | 120-123, 33-39 | УПЗУН | 120-123 | |||
Люди вокруг нас (12 ч) | |||||||
57 | Человек в обществе | Общество, первобытное общество | 126-129, 40 | УсД | 126-129 | ||
58 | Человек в обществе | 126-129 | УсД | 126-129 | |||
59 | Труд в жизни человека. Р/к. «Профессии родителей». | Профессии | 130-131, 41 | УсД | 130-131 | ||
60 | Семья | Семья | 132-135, 42-45 | УПЗ | 132-135, с. 42 | ||
61 | Семья | 132-135, 42-45 | УПЗ | 132-135, с. 43 | |||
62 | Бюджет семьи | Бюджет, доходы, расходы, стипендия | 136-139, 46-47 | УПЗ | 136-139, № 63 с. 46 | ||
63 | Бюджет семьи | 136-139, 46-49 | УПЗ | 136-139, № 65 с. 49 | |||
64 | Будем вежливы | Вежливые слова, правила поведения | 140-145, 50-54 | УПЗ | 140-145, с. 54 | ||
65 | О друзьях-товарищах | Друг, товарищ, дружба, привычки | 146-149, 55-56 | УПЗ | 146-149, с. 56 | ||
66 | Мозаика заданий Проверочная работа №4 | 150-151, 57-59 | УПЗУН | 150-151 | |||
67 | Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей | УЭ | |||||
68 | Повторение, обобщение изученного | УПЗ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...