фрагмент к уроку "Леса России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Фрагмент урока по теме "Леса России" в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_fragmenta_otkrytogo_uroka.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фрагмента открытого урока
по теме: «Формирование и развитие у учащихся
навыка самоуправления своей деятельностью
как средств повышения эффективности обучения
в начальной школе»
Фрагмент урока окружающий мир 4 класс
Программа « Окружающий мир» О.Т.Поглазова
Тема урока: « Россия – страна лесов»
Учитель: Бакулина Светлана Александровна
4 февраля 2010 год
Тема урока: « Россия – страна лесов»
Цели:
Образовательный аспект:
- сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных;
- рассмотреть отличия тайги, смешанных и широколиственных лесов;
Развивающий аспект:
- развивать речь учащихся посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений;
- способствовать творческому развитию учащихся;
- развитие детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности; развитие навыков самоконтроля.
Воспитательный аспект:
- показать красоту и многообразие природы своей страны
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.
Формирование общеучебных умений и навыков:
1..Формирование учебно-информационных умений
- Умение работать с письменными текстами и осуществлять поиск информации в соответствии с целью;
- Умение элементарно обосновывать высказанное суждение (при выполнении практической работы)
2.Формирование учебно-логических умений:
- Умение делать умозаключения и выводы
3. Учебно-управленческие умения:
- Понимать учебную задачу, планировать деятельность работать по алгоритму,
осуществлять контроль своих действий;
- Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку.
Формы организации познавательной деятельности:
- Групповая
- Индивидуальная
- Работа в парах
Методы обучения:
- Частично- поисковый
Оборудование:
карта «Природные зоны России»;
картинки с изображениями животных разных природных зон;
карточки: «План исследования»;
карточки для индивидуальной работы;
План фрагмента урока
Организация класса на работу. Учитель: Чтобы работа на уроке прошла организованно, и вы экономно распределяли время, вспомним, правила поведения на уроке: - «Хочешь говорить - подними руку»; - «Умей слушать отвечающего»; - « Содержи в порядке рабочее место»; - « Закончил работу в парах, покажи знак»; Постановка темы и целей урока. 1)определение темы урока Учитель: готовясь к сегодняшнему уроку, меня привлекли необычные звуки. Я предлагаю вам послушать эти звуки и представить то место, где можно было бы их услышать. Учитель: что вы себе представили? Что почувствовали? Ответы детей: эти звуки можно услышать в лесу. Представляется светлый лес, множество птиц, светит яркое солнце. Учитель: можно ли эти звуки услышать в таком лесу? (изображение берёзового леса, светлых лесов) Что вы можете рассказать про этот лес? Какой он? Учитель: послушайте ещё один фрагмент звуков и представьте то место, где можно было бы их услышать. Учитель: что вы себе представили? Что почувствовали? Учитель: можно ли эти звуки услышать в таком лесу? (изображения тёмных таёжных лесов). Учитель: кто догадался, о чём сегодня будет идти речь на уроке? Дети: сегодня на уроке мы будем говорить о природной зоне лесов. Учитель: обратимся ещё раз к фотографиям с изображением лесов. -Почему такое разное впечатление о лесе? - В каком лесу вам хотелось бы побывать? Почему? -А вы никогда не задумывались над тем, почему в одних лесах чувствуешь себя уютнее, безопаснее. -Я предлагаю вам разобраться в этом вопросе. Контрольный вопрос нашего урока: Почему одни леса тёмные, а другие светлые, и как это влияет на растительный и животный мир? (частично вопрос на доске). 2)проверка изученного материала - чтобы разобраться в этом вопросе, нам нужно отправиться в «Зону лесов». Для этого выстроим маршрут, по которому будем двигаться. Каким будет этот маршрут, будет зависеть только от вас. - вам будут предложены высказывания. Если вы согласны с этим высказыванием, то ставите черту. Если не согласны - ставите овал.
-Проверим вашу дорожку. Сверьте маршрут, который построили вы, с тем маршрутом, который действительно приведёт нас в «Зону лесов». - у кого получился такой же маршрут? Молодцы! Какое высказывание вызвало затруднение? Учитель: маршрут готов, пора отправляться в путь! 3) определение целей урока Учитель: как настоящим исследователям, нам надо определить цели нашей экспедиции. - как вы думаете, что необходимо знать путешественникам, которые отправляются в путь? Дети: - должны знать место нахождение природной зоны на карте. -будем исследовать климатические условия данной природной зоны. -будем исследовать растительный мир. -будем исследовать животный мир. Учитель: -чтобы вам не ошибиться в исследовательской работе, разместим план работы на доске. 1. 2. 3. 4. Сообщение новых знаний Результаты исследований будем отражать в плане работы.
Учитель: - с чего начинаем нашу работу? Дети: определяем место нахождения природной зоны по карте. (ответ у доски) Зона лесов, находится южнее зоны тундры, и протянулась она с запада на восток по равнинам и плоскогорьям. ФИЗМИНУТКА Учитель: ответ на этот вопрос поможет вам разобраться с климатическими условиями этой зоны. В помощь я предлагаю вам карту исследователя, а некоторые из вас на местах получат более подробную карту помощницу.
Беседа. Учитель: -что же такое лес? Лес- это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, лишайников и грибов. Почему леса растут южнее тундры? Что этому способствует?(более тёплый климат) -как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес? (ответы детей) -не сразу лес растёт стеной. Северные леса у тундры мелкорослые и редкие. Большие деревья растут дальше к югу. Деревья в лесной полосе растут не как попало, а в определённом порядке. На севере- хвойные деревья- ТАЙГА К юго и юго- западу –ЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА. - может ли быть резкое разграничение между хвойными и лиственными деревьями. -между ними СМЕШАННЫЕ ЛЕСА. -случайно ли это? Попробуем разобраться в этом вопросе. -разделимся на три группы. Одна отправится в ТАЙГУ, другая в СМЕШАННЫЕ леса, третья- в ЛИСТВЕННЫЕ леса. -так как в лесу мы гости, то должны соблюдать в лесу особый порядок. Я прочитаю вам правила поведения в лесу, а вы если с ним согласны, то хлопайте в ладошки. Если не согласны, то топайте ногами.
Ни травинку, ни лист зря не рвите. Костры не разводите!
б) В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!
главное, никому ты не мешаешь! б) Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. 3. а) Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было! б) Животные всякие важны – животные всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело. Учитель: -вижу, вы хорошо знаете правила. Вас можно смело отпускать в лес. Для исследовательской работы вы будете использовать сообщения, которые лежат у вас на партах. Работать будете парами. -ваша задача: выяснить, какие растения произрастают в том или ином лесу и от чего это зависит. (дети самостоятельно читают сообщения и обсуждая в парах выбирают главное) Подведём результаты вашей работы. (выслушивание детей) Обобщение после каждого выступления. На этом этапе ваши исследования закончились. Как бы вы оценили свою работу? (отметка в плане урока) Переходим к завершающему этапу наше работы. Но в лес вы не пойдёте. А попробуете выполнить задания, опираясь на те знания, которые у вас имеются. Это прочитанные ранее книги, просмотры телепередач, беседы с товарищами и родителями. Задание будет следующим: вам необходимо собраться в одном месте. Вам будут предложены картинки с изображениями животных. Вы должны отобрать и приклеить на лист только те изображения животных, которые по вашему мнению могут обитать в лесах. (демонстрация получившихся работ) объяснение выбора. В благодарность за вашу работу я хочу вас немного развеселить. Предлагаю просмотреть небольшой видеоклип.
| Опорные таблички Слайд №1. Пение птиц Слайд №2 Слайд №1 звуки тайги Слайд №3 Слайд № 4 Тема урока Слайд№5 Фотографии лесов Слайд №5 Появляется контрольный вопрос Слайд №6 Слайд №7 Слайд№8 Слайд №9 Слайд №10 Слайд №11 Слайд№ 12, 13, 14 Слайд № 15, 16, 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...
Технологическая карта к уроку литературного чтения. Л.Н. Толстой "Акула", 3 класс, УМК "Школа России". Фрагмент урока (для аттестации).
3 класс, УМК "Школа России"....
Фрагмент урока математики для класса с ОВЗ 2 класс " !Школа России"
Урок математики по теме ""Конкретный смысл действия умножения"...
Фрагмент рабочей программы по окружающему миру 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Конспект фрагмента урока математики. 1 класс. Тема:Закрепление изученного. Числа от 1 до 10 /УМК "Школ России"
Урок повторения изученного материала....
конспект фрагмента окружающего мира по теме: Что вокруг нас может быть опасным? /1 класс/УМК "Школа России"
урок посвящён основам безопаности жизнедеятельности...
Фрагмент открытого урока русского языка, УМК «Школа России»
Фрагмент открытого урока по русскому языку: "Местоимение"...