фрагмент к уроку "Леса России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Бакулина Светлана Александровна

Фрагмент  урока по теме "Леса России" в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_fragmenta_otkrytogo_uroka.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фрагмента открытого урока

по теме: «Формирование и развитие у учащихся

 навыка самоуправления своей деятельностью

как средств повышения эффективности обучения

 в начальной школе»

Фрагмент урока окружающий мир 4 класс

Программа « Окружающий мир» О.Т.Поглазова

Тема урока: « Россия – страна лесов»

Учитель: Бакулина Светлана Александровна

4 февраля 2010 год

Тема урока:  « Россия – страна лесов»

Цели:

Образовательный аспект:

  1. сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных;
  2. рассмотреть отличия тайги, смешанных и широколиственных лесов;

       Развивающий аспект:

  1. развивать речь учащихся посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений,              обобщений;
  2. способствовать творческому развитию учащихся;
  3. развитие детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности; развитие навыков самоконтроля.

Воспитательный аспект:

  1. показать красоту и  многообразие природы своей страны
  2. воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным.

Формирование общеучебных умений и навыков:

1..Формирование учебно-информационных умений

  1. Умение работать с письменными текстами и осуществлять поиск информации в соответствии с целью;
  2. Умение элементарно обосновывать высказанное суждение (при выполнении практической работы)

     2.Формирование учебно-логических умений:

  1. Умение делать умозаключения и выводы

     3. Учебно-управленческие умения:

  1. Понимать учебную задачу, планировать деятельность работать по алгоритму,

     осуществлять контроль своих действий;

  1. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль и самооценку.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. Групповая
  2. Индивидуальная
  3. Работа в парах

Методы обучения:

  1. Частично- поисковый

Оборудование:

 карта «Природные зоны России»;

 картинки с изображениями животных разных природных зон;

карточки: «План исследования»;

карточки для индивидуальной работы;

                                                     План фрагмента урока

Организация класса на работу.

Учитель: Чтобы работа на уроке прошла организованно, и вы экономно распределяли время, вспомним, правила поведения на уроке:

- «Хочешь говорить - подними руку»;

- «Умей слушать отвечающего»;

- « Содержи в порядке рабочее место»;

- « Закончил работу в парах, покажи знак»;

Постановка темы и целей урока.

1)определение темы урока

Учитель: готовясь к сегодняшнему уроку, меня привлекли необычные звуки. Я предлагаю вам  послушать эти звуки и представить то место, где можно было бы их услышать.

Учитель: что вы себе представили? Что почувствовали?

Ответы детей: эти звуки можно услышать в лесу. Представляется светлый лес, множество птиц, светит яркое солнце.

Учитель: можно ли эти звуки услышать в таком лесу? (изображение берёзового леса, светлых лесов)

Что вы можете рассказать про этот лес? Какой он?

Учитель: послушайте ещё один фрагмент звуков  и представьте то место, где можно было бы их услышать.

Учитель: что вы себе представили? Что почувствовали?

Учитель: можно ли эти звуки услышать в таком лесу? (изображения тёмных таёжных лесов).

Учитель: кто догадался, о чём сегодня будет идти речь на уроке?

Дети: сегодня на уроке мы будем говорить о природной зоне лесов.

Учитель: обратимся ещё раз к фотографиям с изображением лесов.

-Почему такое разное впечатление о лесе?

- В каком лесу вам хотелось бы побывать? Почему?

-А вы никогда не задумывались над тем, почему в одних лесах чувствуешь себя уютнее, безопаснее.

-Я предлагаю вам разобраться в этом вопросе. Контрольный вопрос нашего урока: Почему одни леса тёмные, а другие светлые, и как это влияет на растительный и животный мир?  (частично вопрос на доске).

2)проверка изученного материала

- чтобы разобраться в этом вопросе, нам нужно отправиться в «Зону лесов».  Для этого выстроим маршрут, по которому будем двигаться. Каким будет этот маршрут, будет зависеть только от вас.

- вам будут предложены высказывания. Если вы согласны с этим высказыванием, то ставите черту. Если не согласны - ставите овал.

  1. зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей
  2. природные условия тундры суровы: холодная длинная зима, короткое прохладное лето.
  3. северное сияние- явление природы характерное для степей.
  4. в тундре, как и в зоне арктических пустынь,  нет коренного населения.
  5. дождь зимой- явление характерное для пустынь.
  6. богатые перегноем почвы находятся в зоне пустынь.
  7. лишайник ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.
  8. дикие северные олени обычно живут стадами.
  9. в тундре добывают нефть и природный газ.
  10. в зоне пустынь животные ведут ночной образ жизни.

-Проверим вашу дорожку. Сверьте маршрут, который построили вы, с тем маршрутом, который действительно приведёт нас в «Зону лесов».

- у кого получился такой же маршрут? Молодцы!

Какое высказывание вызвало затруднение?

Учитель: маршрут готов, пора отправляться в путь!

3) определение целей урока

Учитель: как настоящим исследователям, нам надо определить цели нашей экспедиции.

- как вы думаете, что необходимо знать путешественникам, которые отправляются в путь?

Дети:  

- должны знать место нахождение природной зоны на карте.

-будем исследовать  климатические условия данной природной зоны.

-будем исследовать растительный мир.

-будем исследовать животный мир.

Учитель:

-чтобы вам не ошибиться в исследовательской работе, разместим план работы на доске.

1.

2.

3.

4.  

Сообщение новых знаний

 Результаты исследований будем отражать в плане работы.  

 

Учитель:

- с чего начинаем нашу работу?

Дети: определяем место нахождения природной зоны по карте.

(ответ у доски)

Зона лесов, находится южнее зоны тундры, и протянулась она с запада на восток по равнинам и плоскогорьям.

ФИЗМИНУТКА

Учитель: ответ на этот вопрос поможет вам разобраться с климатическими условиями этой зоны.

В помощь я предлагаю вам карту исследователя, а некоторые из вас на местах получат более подробную карту помощницу.

                                     Карточка-помощница

а)  какие особенности имеет зона лесов  в положении Солнца?

                           солнце поднимается над горизонтом  

                  выше                                                            ниже

б) какое влияние оказывает солнце на продолжительность зимы и лета?

                                                зима

продолжительнее  лета или                    -зимой становится

они одинаковы по                                      холоднее или теплее;

продолжительности?                                                                  

 

в) количество осадков характерное для зоны лесов.

Так как зима и лето одинаковы по продолжительности, зима не такая суровая, а лето более жаркое, чем в зоне тундры, то осадков зимой и летом выпадает:

 одинаково;                     зимой больше;                     летом больше.

Беседа.

Учитель:

-что же такое лес? Лес- это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, лишайников и грибов. Почему леса растут южнее тундры? Что этому способствует?(более тёплый климат)

-как вы думаете, сразу ли тундра переходит в лес? (ответы детей)

-не сразу лес растёт стеной. Северные леса у тундры мелкорослые и редкие. Большие деревья растут дальше к югу.

Деревья в лесной полосе растут не как попало, а в определённом порядке.

На севере- хвойные деревья- ТАЙГА

К юго и юго- западу –ЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА.

- может ли быть резкое разграничение между хвойными и лиственными  деревьями.

-между ними СМЕШАННЫЕ ЛЕСА.

-случайно ли это? Попробуем разобраться в этом вопросе.

-разделимся на три группы. Одна отправится в ТАЙГУ, другая в СМЕШАННЫЕ леса, третья- в ЛИСТВЕННЫЕ леса.

-так как в лесу мы гости, то должны соблюдать в лесу особый порядок.

Я прочитаю вам правила поведения в лесу, а вы если с ним согласны, то хлопайте в ладошки. Если не согласны, то топайте ногами.

  1. а) Ветки не ломайте, деревья не калечьте.

         Ни травинку, ни лист зря не рвите. Костры не разводите!

 

     б) В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки

         сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени –

         ещё вырастет!

  1. а) Наконец-то можно пошуметь, покричать, постучать и,

         главное, никому ты  не  мешаешь!

     б) Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится,

          и вы не  узнаете ни одной тайны.

3.  а) Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую

         жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы

         их совсем не было!

     б) Животные всякие важны – животные всякие нужны.

          Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Учитель:

-вижу, вы хорошо знаете правила. Вас можно смело отпускать в лес. Для исследовательской работы вы будете использовать сообщения, которые лежат у вас на партах. Работать будете парами.

-ваша задача: выяснить, какие растения произрастают в том или ином лесу и от чего это зависит.

(дети самостоятельно читают сообщения и обсуждая в парах выбирают главное)

Подведём результаты вашей работы. (выслушивание детей)

Обобщение после каждого выступления.

На этом этапе ваши исследования закончились. Как бы вы оценили свою работу? (отметка в плане урока)

Переходим к завершающему этапу наше работы. Но в лес вы не пойдёте. А попробуете выполнить задания, опираясь на те знания, которые у вас имеются. Это прочитанные ранее книги, просмотры телепередач, беседы с товарищами и родителями.

Задание будет следующим: вам необходимо собраться в одном месте. Вам будут предложены картинки с изображениями животных. Вы должны отобрать и приклеить на лист только те изображения животных, которые по вашему мнению могут обитать в лесах.

(демонстрация получившихся работ) объяснение выбора.

В благодарность за вашу работу я хочу вас немного развеселить. Предлагаю просмотреть небольшой видеоклип.

 

Опорные таблички

Слайд №1.

Пение птиц

Слайд №2

Слайд №1 звуки тайги

Слайд №3

Слайд № 4

Тема урока

Слайд№5

Фотографии лесов

Слайд №5

Появляется контрольный вопрос

Слайд №6

Слайд №7

Слайд№8

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд№ 12, 13, 14

Слайд № 15, 16, 17



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...

Фрагмент урока математики для класса с ОВЗ 2 класс " !Школа России"

Урок математики по теме ""Конкретный смысл действия  умножения"...

Фрагмент открытого урока русского языка, УМК «Школа России»

Фрагмент открытого урока по русскому языку: "Местоимение"...