РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, 1 класс) по теме

Кобзар Светлана Петровна

 

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской учебной  программы «Окружающий мир» А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования,  учебнику «Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»)», (А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,  А.С.Раутиан,  - М.: Баласс, 2011).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

Утверждено

решением методического совета

протокол № ______________________

от «___»__________________20____ г.

Приказ №______ от «___»_____20__ г.

Директор    _______________Савостина Е.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру, авторской учебной  программы «Окружающий мир» А.А.Вахрушева, А.С.Раутиана; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования,  учебнику «Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»)», (А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,  А.С.Раутиан,  - М.: Баласс, 2011). 

Составитель:  учитель начальных классов Кобзар С.П.

Рабочая программа включает разделы:

  • пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих 1 класс, список  рекомендуемой учебно-методической литературы;
  • тематическое планирование, раскрывающее  основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и универсальные учебные действия;  
  • календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания и виды контроля.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Роль и место дисциплины

Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся  1-х классов  общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100…».

3. Соответствие    ФГОС

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

4. Программное обеспечение

Образовательная система «Школа 2100…».

Для реализации программы используются:

  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,  А.С.Раутиан «Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»)», учебник в 2-х частях. - М.: «Баласс», 2011 (рекомендован МО РФ от 23.12.2009 г.);
  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,  А.С.Раутиан, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»)». - М.: «Баласс», 2011;
  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,  О.А.Родыгина «Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»)». - М.: «Баласс», 2011.

5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 1 класса

К  окончанию курса обучающиеся должны знать:

  • роль руки и слов в общении;
  • роль опыта – как источника благосостояния людей;
  • что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;
  • что такое общение и какова его роль в жизни человека;
  • что такое город;
  • основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;
  • основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы и человек) и их роль в жизни человека;
  • свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов;
  • основные черты сходства и различий растений и животных;
  • основные группы домашних животных и растений;
  • отличительные особенности человека от животных;
  • элементарные сведения о строении человека;
  • правила поведения в природе;
  • основные признаки каждого времени года.

К  окончанию курса обучающиеся должны уметь:

  • называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;
  • пользоваться словами, указывающими направление и время;
  • наблюдать, делать умозаключения;
  • пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
  • различать профессии людей;
  • различать природные богатства, живые и неживые;
  • различать растения и животных;
  • приводить примеры названий 5–10 дикорастущих растений и животных;
  • приводить примеры названий 5–10 культурных растений и домашних животных;
  • оценивать правильность поведения в природе.

6. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по

литературному чтению

Выпускник начальной школы должен:

  • понимать особую роль России в мировой истории, испытывать чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознавать целостность окружающего мира, освоить основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

7. Универсальные учебные действия.

Личностные универсальные действия:

  • использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования предметов и явлений окружающего мира;
  • накапливание опыта прямого индуктивного доказательства.

Регулятивные универсальные действия:

  • целеполагание - постановка учебной задачи;
  • планирование хода рассуждений и последовательности несложных практических  действий;
  • пошаговый контроль правильности практических действий,  составления ответов-рассуждений;
  • разрешение простейших противоречий и коррекция ошибок.

Познавательные универсальные действия:

  • применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для  установления закономерностей;
  • классифицирование предметов и явлений окружающего мира по заданному основанию;
  • анализ несложных объектов вербального характера, несложных практических действий и последующий элементарный индуктивный вывод;
  • синтез элементарной научной картины мира;
  • моделирование жизненных ситуаций, допустимых форм поведения и др.;
  • осознанное и произвольное построение умозаключения;
  • смысловое чтение текстов учебника, научно-популярной литературы - извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • самостоятельное создание способов разрешения противоречий, проблемных творческих задач.

Коммуникативные учебные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов для поиска и сбора информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.

8. Целевая установка

Изучение курса окружающего мира в начальной школе направлено на достижение главных целей:

  • формирование целостной картины мира;
  • формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру;
  • осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

8. Принципы, лежащие в основе построения программы

  • Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
  • Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
  • Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности).

9. Специфика  программы

  • Курс «Окружающий мир», имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимых для целостного и системного видения мира в его важнейшей взаимосвязи.
  • Уроки изучения нового материала предусматривают использование технологию проблемного диалога.

10. Основные содержательные линии курса

Материал курса «Окружающий мир» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Основные понятия;
  • Человек и природа;
  • Человек и общество;
  • Правила безопасной жизни.

11. Виды и формы организации учебного процесса

  • Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.
  • Виды занятий: экскурсия, итоговая работа, урок:  

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы математических понятий.

Урок рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и др.

Урок развивающего контроля, оценки и коррекции знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.

12. Виды контроля

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • самоконтроль — при введении нового материала,
  • взаимоконтроль — в процессе его отработки,
  • рубежный контроль — при проведении самостоятельных работ,
  • итоговый контроль, включающий проведение итоговых работ.

КИМы, предусмотренные данной рабочей программой,  соответствуют пособию «Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»)» / А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,  О.А.Родыгина - М.: «Баласс», 2011.

13. Объем и сроки изучения

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» рассчитана на 63 часа в год, по 2 ч. в неделю. Изучается в течение  всего учебного года.

14.Библиографический список

Список  литературы  для   обучающихся,  учебники:  

  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,  А.С.Раутиан «Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»)», учебник в 2-х частях. - М.: «Баласс», 2011;
  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,  А.С.Раутиан, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»)». - М.: «Баласс», 2011;
  • А.А.Вахрушев, О.В.Бурский,  О.А.Родыгина «Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»)». - М.: «Баласс», 2011.

Методические пособия для учителя:

  • «Окружающий мир, 1 класс»: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг». /Под ред. А.А.Вахрушева. - М.: «Баласс», 2011.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание курса

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Общие понятия (11 часов)

Как мы будем учиться.

1

Определять положение предметов и направления движения.

Различать признаки предметов.

Давать причинное объяснение природным явлениям (в соответствии с возрастом обучающихся).

Где и куда. Учимся определять положение предметов и направления движения.

3

Раньше, позже.

1

Предметы и их признаки. Сочетания предметов.

4

Отчего и почему.

1

Урок-игра «Я и мир вокруг»

1

Человек и природа (26 ч, в т.ч. 2 урока контроля)

Времена года. Признаки осени. Осень – природа готовится к зиме. Зима: покой природы. Признаки весны. Весна – природа пробуждается. Признаки лета. Лето – природа цветёт и плодоносит.

9

Описывать сезонные изменения в природе.

Характеризовать признаки времен года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи  жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий «Времена года в нашем крае».

Характеризовать основные функции органов зрения

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Классифицировать объекты природы по признакам: домашние — дикие животные; культурные — дикорастущие растения.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе.

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства

Классифицировать объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Приводить примеры веществ, описывать их.

Экскурсии в природу.

3

Богатства природы.

2

Твёрдые тела, жидкости и газы.

1

Живое и неживое. Растения и животные. В мире растений. В мире животных.

5

Равновесие в природе.

1

Домашние любимцы и комнатные растения. Наши помощники – домашние животные и культурные растения.

2

Природа и мы.

1

Итоговая работа.

2

Человек и общество (22 часа, в т.ч. 1 урок контроля)

Ты – школьник. Путешествуем, не выходя из класса.

2

Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе

Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей.

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности.

Ценный совет. Зачем нужен жизненный опыт.

2

Наши помощники – органы чувств. Наши помощники – память и ум.

2

Родители, учителя и книги.

2

Ты и твоя семья. Ты и твои друзья. Как нужно общаться. Учимся решать жизненные задачи.

6

Город, в котором мы живем. Мой дом, моя улица. Виртуальная экскурсия по городу. Село, в котором живет мой дедушка.

3

Путешествие Колобка. Хозяйство человека. Из чего делаются вещи?

3

Человек – разумное существо.

1

Итоговая работа по разделу «Мой дом, моя школа».

1

Правила безопасной жизни (4 ч)

Один дома. Учимся быть самостоятельными.

2

Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах.

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Учимся быть пешеходами.

2


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сокращения, принятые в данном планировании:

ОНЗ– урок «открытия» нового знания

Р – уроки рефлексии (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)

К – урок контроля, оценки и коррекции знаний

Э - экскурсия

У – учебник

Т – рабочая тетрадь

Т/С– тетрадь для самостоятельных и итоговых работ

с/к - самоконтроль

в/к - взаимоконтроль

р/к – рубежный контроль

и/к - итоговый контроль

№№ уроков

Дата проведения

Тема урока

тип урока

Стр. учебника

(рабочей тетради)

Элементы содержания

Вид

контроля

Планируемый результат обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

I четверть (17 часов)

Как мы понимаем друг друга (9 часов)

Как мы будем учиться. 

ОБЖ Что изучает ОБЖ?

Вводный урок

У с.3-7

Знакомство с новым предметом и учебником. Сведения «Что должен знать и уметь ученик».

беседа

Уметь различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе

Уметь выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Ты – школьник.

ОБЖ Чистота рук.

ОНЗ

У с.8-13,

Т с.2-3

Особенности жизни школьника. Общение с помощью жестов и слов. Рука и указательный палец – самый простой способ общения.

с/к,

в/к

Путешествуем, не выходя из класса.

ОНЗ

У с. 14-17,

Т с. 4-5

Экскурсия по школе.  Речь – основной способ общения людей.

с/к,

в/к

Ценный совет. ОБЖ Где скапливается грязь на теле человека?

ОНЗ

У с. 18-21,

Т с. 6

Представление о понятиях совет, ценный совет, обмен знаниями между людьми, опыт, жизненный опыт

с/к,

в/к

Уметь давать совет, воспользоваться чьим-либо советом.

Зачем нужен жизненный опыт.

ОНЗ

У с. 22-25,

Т с. 7

с/к,

в/к

Где и куда.

ОНЗ

У с. 26-29,

Т с. 8-9

Определение положения предметов и направления движения «вперед», «назад», «влево», «вправо» по отношению к своему собеседнику.

с/к,

в/к

Уметь выполнять действия по указывающим направление словам; ориентироваться в пространстве.

Уметь рассказывать, где находятся предметы и куда они движутся, отвечать на вопрос когда?

Учимся определять положение предметов и направления движения.

Р

У с. 30-33,

Т с. 8-9

в/к

Учимся определять «верх» и «вниз».

ОНЗ

У с. 34-37,

Т с. 10-11

Направления движения «вверх», «вниз». Понятия «Выше», «ниже»

с/к,

в/к

Раньше, позже.

ОНЗ

У с. 38-39,

Т с. 12

События происходят в определенном порядке. Учимся пользоваться словами «раньше», «позже».

с/к,

в/к

Как мы узнаем, что перед нами           (4 часа)

Предметы и их признаки.

ОНЗ

У с. 40-43,

Т с. 13-14

Представление  о признаках предметов; понятие свойства предметов;  описание предметов, их частей; упражнения в узнавании (определении) предметов по их признакам, частям, описанию

с/к,

в/к

Уметь  называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи; называть предметы и определять их признаки; отличать предметы по набору их характерных признаков.

Предметы и их признаки.

Р

в/к

Сочетания предметов.

ОНЗ

У с. 44-47,

Т с. 15-17

Принадлежность предмета к какому-либо пейзажу (интерьеру) - по рисункам по представлению, с опорой на жизненный опыт.

с/к,

в/к

Уметь определять по предмету его принадлежность к какому-либо пейзажу (интерьеру), определять по пейзажу (интерьеру) свойственные ему предметы.

Сочетания предметов.

ОБЖ Что происходит с грязнулей? Зачем человек моется?

Р

в/к

Времена года (3 часа)

Признаки осени.

ОНЗ

У с.48-51

Т с.18-19

Признаки осенней природы: похолодание, изменение окраски листьев, листопад. Как живые существа готовятся к зиме. Перелетные и осёдлые птицы.

с/к,

в/к

Знать правила поведения  в природе; основные признаки каждого времени года.

Уметь оценивать правильность поведения в природе.

Осень – природа готовится к зиме.

Р

в/к

Экскурсия «Осень в нашем крае».

ОБЖ Правила поведения в лесу.

Э

Т с.20-21

Проведение групповых наблюдений о состоянии природных объектов.

Исследование (на основе непосредственных наблюдений) связи  жизнедеятельности растений, животных и времени года.

в/к

Уметь наблюдать сезонные изменения в природе.

Как мы узнаем мир (4 часа)

Наши помощники – органы чувств. ОБЖ Как устроен глаз?

ОНЗ

У с.54-57,

Т с.22-23

Глаза, уши, нос, язык, кожа – органы чувств. Роль и специфика разных органов чувств. Как человек познает природу, общество, самого себя.

с/к,

в/к

Знать, что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума.

II  четверть (14 часов)

Наши помощники – память и ум. ОБЖ Зачем человеку уши? Уход за ушами.

ОНЗ

У с.58-61,

Т с.24-25

Память хранит наши ощущения и знания. Ум позволяет человеку понимать то, что происходит вокруг, что сам человек не видит и не слышит.

с/к,

в/к

Уметь  правильно соединять показания отдельных органов чувств и пользоваться своей памятью.

Родители, учителя и книги.

ОНЗ

У с.62-65,

Т с.26-27

Роль  родителей и учителей в ознакомлении детей с окружающим миром, значение книг в жизни человека и его личном опыте.

с/к,

в/к

Уметь пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы.

Повторение изученного. Самостоятельная работа по теме «Как мы узнаем окружающий мир».

Р

Т/С с. 3-4

Контроль: умение называть окружающие предметы и их взаимосвязи, оценивать правильность поведения в быту.

р/к

Уметь называть окружающие предметы и их взаимосвязи, оценивать правильность поведения в быту.

Твоя семья и друзья (7 часов)

Ты и твоя семья.

ОНЗ

У с.66-69,

Т с.28-32

Роль семьи в жизни человека. Взаимопомощь членов семьи – основа ее благополучного существования.

с/к,

в/к

Уметь выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях  с родителями, близкими родственниками.

Ты и твоя семья.

ОБЖ Осторожно, гололёд!

Р

в/к

Один дома.

ОБЖ Основные правила пожарной безопасности.

ОНЗ

У с. 70-75,

Т с.32

Правила организации домашней работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение при пожаре

с/к,

в/к

Знать основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Уметь оценивать правильность поведения в быту.

Учимся быть самостоятельными. ОБЖ Как действовать при возникновении пожара?

Р

в/к

Ты и твои друзья. ОБЖ Где можно и где нельзя играть.

ОНЗ

У с.76-79,

Т с.33-34

Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками

с/к,

в/к

Уметь выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях  с одноклассниками, друзьями.

Как нужно общаться. ОБЖ Уход за зубами.

Р

У с. 80-83

Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга

в/к

Повторение изученного. Самостоятельная работа по теме « Твоя семья и друзья»

Р

Т/С с.5-6

Контроль: умение объяснять, как люди помогают жить друг другу, оценивать правильность поведения в быту.

р/к

Уметь объяснять, как люди помогают жить друг другу, оценивать правильность поведения в быту.

Времена года (6 часов)

Зима: покой природы. 

ОБЖ Что скрывается под снегом?

ОНЗ

У с.84-89,

Т с.35-36

Признаки зимы. Погода зимой. Жизнь растений и животных зимой. Жизнь людей зимой (зимние игры, одежда). Взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

с/к,

в/к

Знать особенности погоды зимой, особенности живой и неживой природы.

Зима: покой природы. ОБЖ Безопасность движения на водоёмах зимой.

Р

в/к

Экскурсия «Зима в нашем крае». ОБЖ Скользкая дорога.

Э

Т с.37-39

Проведение групповых наблюдений о состоянии природных объектов.

Исследование (на основе непосредственных наблюдений) связи  жизнедеятельности растений, животных и времени года.

в/к

Уметь наблюдать сезонные изменения в природе.

Повторение изученного. Самостоятельная работа по теме «Времена года. Осень и зима».

Р

Т/С с.7-8

Контроль: умение раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года.

р/к

Уметь раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года

III четверть (19 часов)

Учимся решать жизненные задачи. ОБЖ Уход за руками и ногами.

Р

У с.90-91

Решение компетентностных задач, нацеленных на формирование и развитие способностей применять полученные знания и умения в жизни.

в/к

Итоговая работа по разделу «Мой дом, моя школа».

К

Т/С с.15-18

Контроль: умение раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года; умение называть окружающие предметы и определять их взаимосвязи; оценивать правильность поведения в быту.

и/к

Уметь раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года; называть окружающие предметы и определять их взаимосвязи; оценивать правильность поведения в быту.

Что нас окружает (11 часов)

Город, в котором мы живем. 

ОБЖ Дорожные знаки.

ОНЗ

У с.4-7,

Т с.40-41

Взаимопомощь людей разных профессий – основа существования людей. Инфраструктура города.

с/к,

в/к

Знать, что такое город и село; основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий

Мой дом, моя улица. Виртуальная экскурсия по городу. ОБЖ Переходим через дорогу.

Р

в/к

Село, в котором живет мой дедушка. 

ОБЖ Правила поведения в транспорте.

ОНЗ

У с. 12-13

Взаимосвязь между жителями города и села, связующая роль транспорта.

с/к,

в/к

Учимся быть пешеходами. ОБЖ Светофор и его сигналы.

ОНЗ

У с.14-17,

Т с.42-43

Правила дорожного движения делают нашу жизнь безопаснее. Светофор и его сигналы. Разметка улицы и ее значение для соблюдения ПДД. Дорожные знаки

с/к,

в/к

Уметь оценивать правильность своего поведения на улице

Учимся быть пешеходами. ОБЖ Правила поведения на автомобильной остановке.

Р

в/к

Путешествие Колобка.

ОНЗ

У с.18-21,

Т с.44-45

Бережное отношение к хлебу.

Каждый предмет, прежде чем попасть к нам в руки, проделывает долгий путь превращений. Орудия труда.

с/к,

в/к

Уметь проследить цепочку превращений знакомой вещи.

Хозяйство человека.

ОНЗ

У с.22-27,

Т с.46-47

Преставление о хозяйстве человека, понимание роли животных и растений в жизни человека. Значение сельскохозяйственного труда для городского населения; соотнесение продуктов животного и растительного происхождения, промышленного и домашнего изготовления

с/к,

в/к

Уметь определять предметы сельскохозяйственного труда и промышленного производства.

Из чего делаются вещи? Самостоятельная работа по теме «Что нас окружает».

Р

У с.28-29,

Т/С с.9-10

Контроль: умение называть окружающие предметы и определять их взаимосвязи; умение объяснять, как люди помогают жить друг другу; умение называть живые и неживые природные богатства и объяснять их роль в жизни человека.

р/к

Уметь называть окружающие предметы и определять их взаимосвязи; объяснять, как люди помогают жить друг другу; называть живые и неживые природные богатства и объяснять их роль в жизни человека.

Богатства природы.

ОНЗ

У с.30-33,

Т с.48-49

Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы. Богатства природы: живые, неживые, силы природы.

с/к,

в/к

Уметь классифицировать природные богатства.

Твёрдые тела, жидкости и газы. ОБЖ Основы здоровья: умывание и купание.

ОНЗ

У с.34-37,

Т с.50

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха). Разные состояния воды.

с/к,

в/к

Уметь выделять и описывать свойства веществ.

Повторение изученного. Самостоятельная работа по теме «Богатства природы и их свойства».

Р

Т/С с. 23-24

Контроль: умение называть живые и неживые природные богатства и объяснять их роль в жизни человека.

р/к

Уметь называть живые и неживые природные богатства и объяснять их роль в жизни человека.

Времена года (4 часа)

Признаки весны.

ОНЗ

У с.38-45,

Т с.51-52

Признаки зимы: потепление, проталины, таяние снега и льда, распускаются листья, распускаются первоцветы, прилетают с юга птицы.  Взаимосвязь между потеплением и жизнью растений и животных.

с/к,

в/к

Знать признаки весны, особенности живой и неживой природы.

Весна – природа пробуждается. ОБЖ Ядовитые растения.

Р

в/к

Экскурсия «Весна в нашем крае».

Э

Т/С с.53-55

Проведение групповых наблюдений о состоянии природных объектов.

Исследование (на основе непосредственных наблюдений) связи  жизнедеятельности растений, животных и времени года.

в/к

Уметь наблюдать сезонные изменения в природе.

Итоговая работа по теме «Что нас окружает. Времена года».

К

Т/С с.13-14, 19-20

Контроль: умение оценивать правильность поведения в быту; умение объяснять, как люди помогают жить друг другу; умение называть живые и неживые природные богатства и объяснять их роль в жизни человека;

умение раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года.

и/к

Уметь оценивать правильность поведения в быту; объяснять, как люди помогают жить друг другу; называть живые и неживые природные богатства и объяснять их роль в жизни человека;

раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года.

Живые обитатели планеты (11 часов)

Живое и неживое.

ОНЗ

У с.46-49,

Т с.56-57

Отличия живых организмов и неживых предметов: питание, дыхание, рост, размножение. Любой живой организм может погибнуть и стать неживым.

с/к,

в/к

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Растения и животные.

ОНЗ

У с.50-57,

Т с.58-59

Сходства и отличия растений и животных. Роль растений и животных в природе. Растения – «кормильцы», животные – «едоки».

с/к,

в/к

Знать, что растения на свету создают сложные вещества из простых, выделяют кислород, неподвижны, имеют зеленый цвет. Знать, что животные питаются другими организмами, подвижны, имеют разнообразную окраску.

IV четверть (13 часов)

В мире растений. ОБЖ Отравление грибами.

ОНЗ

Части растений. Многообразие растений.

с/к,

в/к

Знать представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

  1. В

В мире животных.

ОНЗ

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида.

с/к,

в/к

Равновесие в природе.

ОНЗ

У с.58-61,

Т с.60

Всё в природе взаимосвязано. Начальное представление о круговороте веществ в природе (без введения понятия). Бережное отношение к природе.

с/к,

в/к

Уметь находить и объяснять простейшие взаимосвязи в природе.

Домашние любимцы и комнатные растения.

ОНЗ

У с.62-65,

Т с.61-62

Человек приручил животных и сделал их домашними, научился разводить растения. Разнообразие комнатных животных и растений.

с/к,

в/к

Уметь классифицировать объекты природы по признакам: культурные—дикорастущие растения, домашние—дикие животные.

Наши помощники – домашние животные и культурные растения.

Р

У с.66-69,

Т с.63-64

Домашние животные и культурные растения:  их роль в хозяйстве человека, их разнообразие и особенности.

в/к

Повторение изученного. Самостоятельная работа по теме «Времена года. Весна».

Р

Т/С с.25-26

Контроль: умение раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года.

р/к

Уметь раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года.

Человек – разумное существо.

 ОБЖ Практическое занятие: «Загорелся Кошкин дом».

ОНЗ

У с.70-73,

Т с.65-66

Сходство человека с животными. Отличие человека от животных. Разум – важнейшая черта человека. Человек отвечает за судьбу всей природы и человечества.

с/к,

в/к

Знать главное отличие человека от животных – наличие разума.

Природа и мы.

ОНЗ

У с.74-77

Правила поведения в парке, в лесу, в природе.

с/к,

в/к

Знать правила поведения в природе. Уметь оценивать правильность своего поведения в природе

Повторение изученного. Самостоятельная работа по теме «Живые обитатели Земли».

Р

Т/С с.27-28

Контроль: умение называть живые и неживые природные богатства и объяснять их роль в жизни человека.

р/к

Уметь называть живые и неживые природные богатства и объяснять их роль в жизни человека

Времена года (4 часа)

Признаки лета. ОБЖ Скоро лето: «Почему опасно солнце?»

ОНЗ

У с.78-81,

Т с.67-68

Основные отличительные признаки лета: длинный день, гроза, дождь, зеленый покров, цветение растений, размножение растений и животных, созревание плодов. Представление о круговороте воды в природе. Правила безопасного поведения в природе.

с/к,

в/к

Знать признаки лета, особенности живой и неживой природы. Знать правила поведения в природе. Уметь оценивать правильность своего поведения в природе.

Отчего и почему. ОБЖ Практическое занятие «Осторожно, открытая вода!»

ОНЗ

У с.82-84,

Т с.74

Знакомство с особенностями причинного объяснения окружающего мира, собственного опыта.

с/к,

в/к

Учиться объяснять причины природных явлений.

Повторение изученного. Самостоятельная работа по теме «Живые обитатели планеты»

Р

Т/С с. 29-30

Контроль: умение оценивать правильность поведения в быту, в природе.

р/к

Уметь оценивать правильность поведения в быту, в природе.

Итоговая работа по теме «Мир вокруг»

К

Т/С с.11-12, 21-22

Контроль: умение называть живые и неживые природные богатства и объяснять их роль в жизни человека; умение оценивать правильность поведения в природе; умение раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года.

и/к

Уметь называть живые и неживые природные богатства и объяснять их роль в жизни человека;  оценивать правильность поведения в природе; раскрывать основные особенности и отличия каждого времени года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...