«Изобразительная метафора на уроке математики как форма предъявления «Зелёной аксиомы»
методическая разработка

Панасюгина Ирина Владимировна

Предлагаю вашему вниманию пример работы с иллюстративной метафорой с выходом на «Зелёную аксиому». Это урок математики, 2 класс, УМК «ШР», тема: Порядок действий в выражениях со скобками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnaya_metafora.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Изобразительная метафора на уроке математики как форма предъявления «Зелёной аксиомы»

СЛАЙД

1. Говоря о метафоре, мы имеем в виду не средство художественной выразительности. В трудах Е.Н. Дзятковской и В.В. Пустоваловой метафора представлена, как дидактический прием, один из механизмов познания ребенком мира. Исследователи рассматривают метафору и как средство освоения понятий в рамках предметных курсов, когда механическому запоминанию противопоставляются метафорические модели обучения, требующие проникновения в сущность изучаемых явлений.

2. Дидактическая метафора имеет свою классификацию. СЛАЙД. Для меня, как для учителя начальных классов, наиболее интересна иллюстративная метафора. Суть иллюстративной метафоры заключается в том, что изучаемый объект, понятие или явление представляются в виде иллюстрации, образа, схемы, слогана. Обсуждая их, ученики приходят к формулировке правила, которое в них заложено.

3. Применять дидактическую иллюстративную метафору можно на любых этапах урока.

__________________________________________________________________

4. И сейчас я предлагаю вашему вниманию пример работы с иллюстративной метафорой с выходом на «Зелёную аксиому». Это урок математики, 2 класс, УМК «ШР», тема: Порядок действий в выражениях со скобками. Цели урока представлены на слайде. СЛАЙД

Содержательная цель: сформировать понятие порядка действий в выражениях со скобками.

Деятельностная цель: формировать способность использовать порядок действий к решению практических задач (формирование способности вычислять выражения со скобками правильно).

Воспитательная цель: формировать понимание того, что порядок действий в математике и в окружающем нас мире нарушать нельзя.

5. В начале урока на этапе актуализации и проблематизации используется известная детям схема. Она и будет выступать иллюстративной метафорой.

СЛАЙД

6. Предлагаю детям посмотреть на доску и объяснить, что показывает эта схема. (Дети объясняют, что на рисунке смена сезонов)

8. Мы обсуждаем, что смена времен года – это определенный порядок действий. Объясняем, почему.

9. Т.к. на прошлых уроках мы узнали, что в математике также есть определенный порядок действий при вычислении выражений, предлагаю ребятам вычислить значение данного выражения. СЛАЙД

- Ребята выполняют, объясняют решение.

10. Затем я предлагаю дополнить это выражение скобками. Вот так. СЛАЙД

- Предлагаю задуматься, порядок действий будет прежним или изменится?

- Дети высказывают свои предположения.

-ДАЛЕЕ МЫ ЗНАКОМИМСЯ С ТЕМОЙ И формулируем ЦЕЛИ УРОКА

СЛАЙД.

11. На этапе работы с содержанием урока дети не только знакомятся с новой темой, но и выходят на главный вопрос: можно ли нарушить порядок действий. К каким последствиям приводит нарушение порядка действий в математике и в окружающем мире.

СЛАЙД

12. Ученики предположили решение, а предположения нужно проверять. Для этого обращаемся к учебнику.

13. Ребята находят и изучают информацию. Затем формулируют вывод

Если есть скобки, то сначала выполняем действие в скобках

_______________________________________________________

14. Далее можно выполнить задание для отработки правила порядка действий. Можно по учебнику, а можно предложить детям другой вариант.

СЛАЙД

15. Предлагаю записать следующее выражение.

- Ребята выполняют его решение по правилу.

- Затем предлагаю нарушить порядок действий. Прошу предположить:

- Что получится, если решить выражение в другом порядке?

Дети решают и приходят к выводу, что результат получился другой!

- Делаем вывод: изменение порядка действий приводит к ошибочному результату.

Порядок действий в математике нарушать нельзя.

СЛАЙД

17. Возвращаемся к иллюстрации. Спрашиваю учеников:

- А можно ли изменить порядок наступления каждого времени года?

- Но ведь человек вмешивается в законы природы и может влиять на погодные условия.

- Каким образом?

- Какими могут быть последствия такого вмешательства?

- Рассуждая, ученики приходят к пониманию того, что нарушение законов природы, приводит к катастрофе.

18. Далее ребята выбирают «Зелёную аксиому», которая подойдет к нашему правилу.

СЛАЙД

- Ребята выбирают … СЛАЙД    …Объясняют, что действовать нужно по плану, который есть у природы. Этот план нарушать нельзя, иначе будет катастрофа.

19. На этапе рефлексии мы подводим итоги.

В математике, как и в окружающей нас природной среде, есть свой порядок. Этот порядок нарушать нельзя.

20. Таким образом, используя иллюстративную дидактическую метафору, мы визуализировали учебную информацию.

Это позволяет решить целый ряд педагогических задач: СЛАЙД

А выход на «Зелёную аксиому» учит детей видеть проблемы нашего мира, выстраивать свою дальнейшую жизнь так, чтобы сохранить этот мир прекрасным в своем разнообразии.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока математики в форме игры "Биржа"

Цель игры: обобщение и закрепление по теме "Действия с многозначными числами"...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики 3 класс. Тема: "Деление вида а:1, а:а" Тип урока: "Первичное предъявление знаний"

Перед учителями, работающими по ФГОС НОО стоит важнейшая задача - это формирование совокупности "универсальных учебных действий", а не только освоение учащимися конкретных предметных з...

Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока. Формы предъявления результатов рефлексии.

Один из принципов развивающего обучения-принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активный, если осознает цель его учения, его неодходимость, если каждое его действие является осознанным...

Конспект открытого урока по математике "У Лукоморья дуб зелёный..."

Закреплять письменные вычислительные навыки. Развивать математическую смекалку и творческое мышление....

Представление опыта работы с "зелёной аксиомой" на примере басни К.Д. Ушинского "Гусь и Журавль". Литературное чтение, 1 класс.

Важнейшая информация, которую должны получить дети на данном уроке – экологическая. Работа с «зеленой аксиомой» на уроке литературного чтения способствовала повышени...