«Изобразительная метафора на уроке математики как форма предъявления «Зелёной аксиомы»
методическая разработка
Предлагаю вашему вниманию пример работы с иллюстративной метафорой с выходом на «Зелёную аксиому». Это урок математики, 2 класс, УМК «ШР», тема: Порядок действий в выражениях со скобками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnaya_metafora.docx | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Изобразительная метафора на уроке математики как форма предъявления «Зелёной аксиомы»
СЛАЙД
1. Говоря о метафоре, мы имеем в виду не средство художественной выразительности. В трудах Е.Н. Дзятковской и В.В. Пустоваловой метафора представлена, как дидактический прием, один из механизмов познания ребенком мира. Исследователи рассматривают метафору и как средство освоения понятий в рамках предметных курсов, когда механическому запоминанию противопоставляются метафорические модели обучения, требующие проникновения в сущность изучаемых явлений.
2. Дидактическая метафора имеет свою классификацию. СЛАЙД. Для меня, как для учителя начальных классов, наиболее интересна иллюстративная метафора. Суть иллюстративной метафоры заключается в том, что изучаемый объект, понятие или явление представляются в виде иллюстрации, образа, схемы, слогана. Обсуждая их, ученики приходят к формулировке правила, которое в них заложено.
3. Применять дидактическую иллюстративную метафору можно на любых этапах урока.
__________________________________________________________________
4. И сейчас я предлагаю вашему вниманию пример работы с иллюстративной метафорой с выходом на «Зелёную аксиому». Это урок математики, 2 класс, УМК «ШР», тема: Порядок действий в выражениях со скобками. Цели урока представлены на слайде. СЛАЙД
Содержательная цель: сформировать понятие порядка действий в выражениях со скобками.
Деятельностная цель: формировать способность использовать порядок действий к решению практических задач (формирование способности вычислять выражения со скобками правильно).
Воспитательная цель: формировать понимание того, что порядок действий в математике и в окружающем нас мире нарушать нельзя.
5. В начале урока на этапе актуализации и проблематизации используется известная детям схема. Она и будет выступать иллюстративной метафорой.
СЛАЙД
6. Предлагаю детям посмотреть на доску и объяснить, что показывает эта схема. (Дети объясняют, что на рисунке смена сезонов)
8. Мы обсуждаем, что смена времен года – это определенный порядок действий. Объясняем, почему.
9. Т.к. на прошлых уроках мы узнали, что в математике также есть определенный порядок действий при вычислении выражений, предлагаю ребятам вычислить значение данного выражения. СЛАЙД
- Ребята выполняют, объясняют решение.
10. Затем я предлагаю дополнить это выражение скобками. Вот так. СЛАЙД
- Предлагаю задуматься, порядок действий будет прежним или изменится?
- Дети высказывают свои предположения.
-ДАЛЕЕ МЫ ЗНАКОМИМСЯ С ТЕМОЙ И формулируем ЦЕЛИ УРОКА
СЛАЙД.
11. На этапе работы с содержанием урока дети не только знакомятся с новой темой, но и выходят на главный вопрос: можно ли нарушить порядок действий. К каким последствиям приводит нарушение порядка действий в математике и в окружающем мире.
СЛАЙД
12. Ученики предположили решение, а предположения нужно проверять. Для этого обращаемся к учебнику.
13. Ребята находят и изучают информацию. Затем формулируют вывод
Если есть скобки, то сначала выполняем действие в скобках
_______________________________________________________
14. Далее можно выполнить задание для отработки правила порядка действий. Можно по учебнику, а можно предложить детям другой вариант.
СЛАЙД
15. Предлагаю записать следующее выражение.
- Ребята выполняют его решение по правилу.
- Затем предлагаю нарушить порядок действий. Прошу предположить:
- Что получится, если решить выражение в другом порядке?
Дети решают и приходят к выводу, что результат получился другой!
- Делаем вывод: изменение порядка действий приводит к ошибочному результату.
Порядок действий в математике нарушать нельзя.
СЛАЙД
17. Возвращаемся к иллюстрации. Спрашиваю учеников:
- А можно ли изменить порядок наступления каждого времени года?
- Но ведь человек вмешивается в законы природы и может влиять на погодные условия.
- Каким образом?
- Какими могут быть последствия такого вмешательства?
- Рассуждая, ученики приходят к пониманию того, что нарушение законов природы, приводит к катастрофе.
18. Далее ребята выбирают «Зелёную аксиому», которая подойдет к нашему правилу.
СЛАЙД
- Ребята выбирают … СЛАЙД …Объясняют, что действовать нужно по плану, который есть у природы. Этот план нарушать нельзя, иначе будет катастрофа.
19. На этапе рефлексии мы подводим итоги.
В математике, как и в окружающей нас природной среде, есть свой порядок. Этот порядок нарушать нельзя.
20. Таким образом, используя иллюстративную дидактическую метафору, мы визуализировали учебную информацию.
Это позволяет решить целый ряд педагогических задач: СЛАЙД
А выход на «Зелёную аксиому» учит детей видеть проблемы нашего мира, выстраивать свою дальнейшую жизнь так, чтобы сохранить этот мир прекрасным в своем разнообразии.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока математики в форме игры "Биржа"
Цель игры: обобщение и закрепление по теме "Действия с многозначными числами"...
урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"
интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок математики " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...
Различные формы предъявления задач по программе «Начальная школа XXI века»
Различные формы предъявления задач....
Урок математики 3 класс. Тема: "Деление вида а:1, а:а" Тип урока: "Первичное предъявление знаний"
Перед учителями, работающими по ФГОС НОО стоит важнейшая задача - это формирование совокупности "универсальных учебных действий", а не только освоение учащимися конкретных предметных з...
Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему «Красота природных форм в графике» 1 класс УМК «Перспектива»
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведениями графики, формирование умений использовать графические материала для изображения.Планируемые результаты Предметные: раскры...
Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока. Формы предъявления результатов рефлексии.
Один из принципов развивающего обучения-принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активный, если осознает цель его учения, его неодходимость, если каждое его действие является осознанным...
Методическое пособие в форме презентации к уроку математики для учащихся 1 класса. Информация содержащаяся в данной работе представлена в виде игры в форме устного счета в пределах первого десятка. Данная разработка способствует формированию устойчивого п
Информация содержащаяся в данной работе представлена в виде игры в форме устного счета в пределах первого десятка. Данная разработка способствует формированию устойчивого познавательного интереса...