«Изобразительная метафора на уроке математики как форма предъявления «Зелёной аксиомы»
методическая разработка

Панасюгина Ирина Владимировна

Предлагаю вашему вниманию пример работы с иллюстративной метафорой с выходом на «Зелёную аксиому». Это урок математики, 2 класс, УМК «ШР», тема: Порядок действий в выражениях со скобками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnaya_metafora.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Изобразительная метафора на уроке математики как форма предъявления «Зелёной аксиомы»

СЛАЙД

1. Говоря о метафоре, мы имеем в виду не средство художественной выразительности. В трудах Е.Н. Дзятковской и В.В. Пустоваловой метафора представлена, как дидактический прием, один из механизмов познания ребенком мира. Исследователи рассматривают метафору и как средство освоения понятий в рамках предметных курсов, когда механическому запоминанию противопоставляются метафорические модели обучения, требующие проникновения в сущность изучаемых явлений.

2. Дидактическая метафора имеет свою классификацию. СЛАЙД. Для меня, как для учителя начальных классов, наиболее интересна иллюстративная метафора. Суть иллюстративной метафоры заключается в том, что изучаемый объект, понятие или явление представляются в виде иллюстрации, образа, схемы, слогана. Обсуждая их, ученики приходят к формулировке правила, которое в них заложено.

3. Применять дидактическую иллюстративную метафору можно на любых этапах урока.

__________________________________________________________________

4. И сейчас я предлагаю вашему вниманию пример работы с иллюстративной метафорой с выходом на «Зелёную аксиому». Это урок математики, 2 класс, УМК «ШР», тема: Порядок действий в выражениях со скобками. Цели урока представлены на слайде. СЛАЙД

Содержательная цель: сформировать понятие порядка действий в выражениях со скобками.

Деятельностная цель: формировать способность использовать порядок действий к решению практических задач (формирование способности вычислять выражения со скобками правильно).

Воспитательная цель: формировать понимание того, что порядок действий в математике и в окружающем нас мире нарушать нельзя.

5. В начале урока на этапе актуализации и проблематизации используется известная детям схема. Она и будет выступать иллюстративной метафорой.

СЛАЙД

6. Предлагаю детям посмотреть на доску и объяснить, что показывает эта схема. (Дети объясняют, что на рисунке смена сезонов)

8. Мы обсуждаем, что смена времен года – это определенный порядок действий. Объясняем, почему.

9. Т.к. на прошлых уроках мы узнали, что в математике также есть определенный порядок действий при вычислении выражений, предлагаю ребятам вычислить значение данного выражения. СЛАЙД

- Ребята выполняют, объясняют решение.

10. Затем я предлагаю дополнить это выражение скобками. Вот так. СЛАЙД

- Предлагаю задуматься, порядок действий будет прежним или изменится?

- Дети высказывают свои предположения.

-ДАЛЕЕ МЫ ЗНАКОМИМСЯ С ТЕМОЙ И формулируем ЦЕЛИ УРОКА

СЛАЙД.

11. На этапе работы с содержанием урока дети не только знакомятся с новой темой, но и выходят на главный вопрос: можно ли нарушить порядок действий. К каким последствиям приводит нарушение порядка действий в математике и в окружающем мире.

СЛАЙД

12. Ученики предположили решение, а предположения нужно проверять. Для этого обращаемся к учебнику.

13. Ребята находят и изучают информацию. Затем формулируют вывод

Если есть скобки, то сначала выполняем действие в скобках

_______________________________________________________

14. Далее можно выполнить задание для отработки правила порядка действий. Можно по учебнику, а можно предложить детям другой вариант.

СЛАЙД

15. Предлагаю записать следующее выражение.

- Ребята выполняют его решение по правилу.

- Затем предлагаю нарушить порядок действий. Прошу предположить:

- Что получится, если решить выражение в другом порядке?

Дети решают и приходят к выводу, что результат получился другой!

- Делаем вывод: изменение порядка действий приводит к ошибочному результату.

Порядок действий в математике нарушать нельзя.

СЛАЙД

17. Возвращаемся к иллюстрации. Спрашиваю учеников:

- А можно ли изменить порядок наступления каждого времени года?

- Но ведь человек вмешивается в законы природы и может влиять на погодные условия.

- Каким образом?

- Какими могут быть последствия такого вмешательства?

- Рассуждая, ученики приходят к пониманию того, что нарушение законов природы, приводит к катастрофе.

18. Далее ребята выбирают «Зелёную аксиому», которая подойдет к нашему правилу.

СЛАЙД

- Ребята выбирают … СЛАЙД    …Объясняют, что действовать нужно по плану, который есть у природы. Этот план нарушать нельзя, иначе будет катастрофа.

19. На этапе рефлексии мы подводим итоги.

В математике, как и в окружающей нас природной среде, есть свой порядок. Этот порядок нарушать нельзя.

20. Таким образом, используя иллюстративную дидактическую метафору, мы визуализировали учебную информацию.

Это позволяет решить целый ряд педагогических задач: СЛАЙД

А выход на «Зелёную аксиому» учит детей видеть проблемы нашего мира, выстраивать свою дальнейшую жизнь так, чтобы сохранить этот мир прекрасным в своем разнообразии.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока математики в форме игры "Биржа"

Цель игры: обобщение и закрепление по теме "Действия с многозначными числами"...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики 3 класс. Тема: "Деление вида а:1, а:а" Тип урока: "Первичное предъявление знаний"

Перед учителями, работающими по ФГОС НОО стоит важнейшая задача - это формирование совокупности "универсальных учебных действий", а не только освоение учащимися конкретных предметных з...

Технологическая карта урока изобразительного искусства на тему «Красота природных форм в графике» 1 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведениями графики, формирование умений использовать графические материала для изображения.Планируемые результаты Предметные: раскры...

Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока. Формы предъявления результатов рефлексии.

Один из принципов развивающего обучения-принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активный, если осознает цель его учения, его неодходимость, если каждое его действие является осознанным...

Методическое пособие в форме презентации к уроку математики для учащихся 1 класса. Информация содержащаяся в данной работе представлена в виде игры в форме устного счета в пределах первого десятка. Данная разработка способствует формированию устойчивого п

Информация содержащаяся в данной работе представлена в виде игры в форме устного счета в пределах первого десятка. Данная разработка способствует формированию устойчивого познавательного интереса...