Представление опыта работы с "зелёной аксиомой" на примере басни К.Д. Ушинского "Гусь и Журавль". Литературное чтение, 1 класс.
учебно-методический материал (1 класс)

Людмила Михайловна Харламова

 

 

Важнейшая информация, которую должны получить дети на данном уроке – экологическая.

 Работа с «зеленой аксиомой» на уроке литературного чтения способствовала повышению понимания и осмыслению художественного текста с позиции идей устойчивого развития, придала учебному материалу на уроке новое значение, отражающее идеи образования в интересах устойчивого развития. Дети учатся воспринимать и анализировать произведение по-новому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._harlamova_l.m._za_vystuplenie.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1.

Тема моего выступления

«Сохранение биоразнообразия на планете посредством работы

с «зелёными аксиомами» в басне К.Д. Ушинского «Гусь и Журавль»

СЛАЙД 2.

УМК «Школа России»

Урок литературного чтения

1 класс

СЛАЙД 3.

В названии произведения заложены образы глупого, самодовольного гуся и мудрого рассудительного журавля.

В сюжете  – самолюбование, возвеличивание одного из героев перед остальными.

СЛАЙД 4.

Мыслеобраз – недопустимость снижения биоразнообразия в природе.

Зелёная аксиома: «…выжить на планете – значит сохранить ее биоразнообразие и научиться у природы саморегуляции».

СЛАЙД 5.

   -  Наряду с методическими целями я поставила перед собой цель экологическую: через иллюстративную метафору способствовать выходу на экологический смысл произведения, на «зелёную аксиому».

       Учитывая возрастные особенности обучающихся и основываясь на формах предъявления аксиом, предложенных Е.Н. Дзятковской, поставила перед собой задачу - рассмотреть на уроке басню К.Д. Ушинского «Гусь и Журавль» под углом зрения «зелёной аксиомы», создать условия для осмысления детьми  не только замысла  автора произведения, но и понять какую важную экологическую мысль несёт произведение и какое важное экологическое значение приобретёт.

СЛАЙД 6.

      К концу урока обучающиеся будут иметь возможность прогнозировать содержание произведения с экологической точки зрения, придут к выводу о необходимости сохранения человечеством биоразнообразия на Земле.

Следовательно, важнейшая информация, которую должны получить дети на данном уроке – экологическая.

     

СЛАЙД 7.

        Я нашла, что зелёная аксиома, которая учит «…выжить на планете – значит сохранить ее биоразнообразие и научиться у природы саморегуляции» хорошо отражается в целях и задачах моего урока.

СЛАЙД 8.

Для достижения цели мне было важно до ознакомления с содержанием басни, выявить знания обучающихся о гусе и журавле как о животных.

        Первоклассники легко справились с этой задачей. Опираясь на свой жизненный опыт, они коллективно составили описание животных включая внешний вид, повадки, делая акцент на схожесть и отличие.

Имеющиеся знания были на уроке связующим звеном сюжета произведения с «зелёной аксиомой». После знакомства с произведением через многократное прочтение и традиционной методической работы с текстом ребята ответили на вопрос «Какой урок преподнёс Журавль Гусю?»

СЛАЙД 9.

и сделали вывод, что гусь умеет и по воде плавать, и по воздуху летать, и по земле бегать, но многие другие животные тоже умеют это делать и даже. Не надо хвалиться тем, что другие умеют лучше тебя.

СЛАЙД 10.

На вопрос:

- Какую же важную мысль хотел донести до читателя автор? зачитали предложение, в котором выражена главная мысль:

 «Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо». Привели жизненные примеры.

Выводя детей на новый этап урока, сообщила, что в данном произведении скрыта ещё одна очень важная мысль, о которой сам автор, возможно не подозревал, рассказывая нам о хвастливом Гусе и мудром Журавле.

      При построении урока я предполагала, что семилетним школьникам сложно так глубоко проникнуть в суть произведения, поэтому предложила рассмотреть иллюстрацию (метафорический мыслеобраз) и как сторонним наблюдателям рассказать, что происходит?

СЛАЙД 11.

Чтобы ярче показать ценность биоразнообразия на планете использовала вопрос прогнозирующего характера:

- Гусь возомнил о себе, что он самая важная, самая главная птица достойная быть царём над другими живыми существами. Предположите, что будет, если на Земле останутся одни гуси?

СЛАЙД 12.

- Дарина: Когда мы с семьёй приедем в лес, услышим не звонкие голоса разных птиц, а гусиный гогот.

- Мирослав: Вместо кукушки будет гусь: «Га-га, га-га»

- Анастасия Е.: Гуси съедят всю траву, ягоды, обглодают кусты и деревья и их никто не остановит»

- Анастасия К.: У нас дома не будет котят…..

-  Елизавета: Летом не услышим, как стрекочут кузнечики в траве. Не узнаем, какие красивые бабочки бывают.

- Константин: Глядя на картинку, представляю, какой шум будет стоять кругом, гогот и топот.

- Данил И.: А может быть, когда гуси всё съедят, они сами погибнут, потому что им больше нечего будет есть. 

 

       Вопрос навёл детей на размышление и рассуждение о том, почему могут исчезнуть многие виды животных и растений?

Угрозы природному разнообразию – это истребление человеком диких животных, уничтожение дикорастущих растений, уничтожение естественных экологических систем (осушение болот, вырубка лесов, пожары, распашка полей и лугов). По ответам детей стало понятно, что на уроке они достигли не только учебной цели, но и открыли для себя такое понятие как биоразнообразие, как оно может повлиять на жизнь каждого из нас и почему его нужно сохранить.

СЛАЙД 13.

Первоклассники увидели, как прекрасен и разнообразен мир.  Каждый из животных на своем месте красив и полезен, каждый имеет значение для других. Сравнили с тем, что могло быть, если бы мир был однообразным.

Сформулировали правила жизни, необходимые для биологического разнообразия.

СЛАЙД 14.

        Все вместе ребята сделали вывод: нельзя, чтобы на

Земле был один вид животных. Это опустошит планету.  

Недопустимо, вести спор, кому быть главным, это приведёт к ссоре.

Ребенок младшего школьного возраста начинает уже проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений.

Используя приём прямой аналогии, дети привели примеры с похожими ситуациями в кругу друзей, в семье и даже в мире – все войны на Земле начинаются из-за спора за лидерство на планете.

        Конечно, первоклассники ещё только учатся делать небольшие экологические выводы и умозаключения, но с опорой на иллюстративную метафору, дети вышли на «зелёный» смысл произведения: «Нас много, мы все разные, мы нужны друг другу». Нужно беречь и сохранять необходимое для всех жителей Земли биоразнообразие природы.

       Сообщила ребятам, что эту мысль можно выразить в рисунке. Посмотрите, у нас на странице учебника нет иллюстрации к басне. Давайте «украсим» её своими иллюстрациями.

СЛАЙДЫ 15 – 19.

        Рефлексия урока показала эмоциональное восприятие первоклассниками нового материала. Работа с «зеленой аксиомой» на уроке литературного чтения способствовала повышению понимания и осмыслению художественного текста с позиции идей устойчивого развития, придала учебному материалу на уроке новое значение, отражающее идеи образования в интересах устойчивого развития.

СЛАЙД 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"

Описание опыта работы по теме "Применение технологии  развития критического мышления на уроках литературного чтения для  формирования навыка  осознанного чтения" (описание и презе...

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Я расскажу вам о своей работе по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности.Замечательно, что такой курс, как ОРКСЭ поя...

Из опыта работы по теме «Г.Х.Андерсен. Гадкий утенок» на уроке литературного чтения в 3 классе по программе «Школа России»

Приступив к знакомству со сказкой «Гадкий утенок» из  раздела «Зарубежная литература» по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого столкнулась с тем, что многие дети уже знаю...

Представление опыта работы на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме самообразования "Внедрение в практику работы идей нейролингвистического программирования, направленных на развитие информационной культуры младшего школьник

В основе работы - книга «Понимать детей – дело интересное», автор Е.С. Гобова, ведущий специалист – психолог методического кабинета Управления Образованием РФ. Задача автора со...