Различные формы предъявления задач по программе «Начальная школа XXI века»
методическая разработка по математике (2 класс) по теме
Различные формы предъявления задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Различные формы предъявления задач по программе «Начальная школа XXI века» | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Различные формы предъявления задач по программе
«Начальная школа XXI века»
Платонова Жанна Владимировна
учитель начальных классов
ЗАТО Озерный
2014 год
Сегодня имеется достаточно большое количество исследований, отмечающих, что система обучения математике, сложившаяся в дошкольных образовательных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие умственных способностей и познавательных интересов детей. Это приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности, а так же на формирование учебной мотивации и общей готовности к школьному обучению. Одна из причин этого явления- неумение воспитателя осуществлять математическое развитие дошкольников, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Как показывает практика, особую трудность обучающиеся начальной школы испытывают при решении задач. Чтобы достичь более высокого результата в этом направлении, на уроках математики мной используются различные формы предъявления задач. Они интересны, вызывают большее внимание, активность детей, а, следовательно, развивается их логическое мышление. Ребенок заинтересован- результат в той или иной мере, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого, будет достигнут.
Развитие логического мышления – это важная цель в обучении младших школьников. Традиционно эта цель возлагалась на арифметические задачи. Программа «Начальная школа XXI века» не отрицает важности арифметических задач в деле развития логического мышления детей. Поэтому учебник математики и рабочие тетради существенно обогатились новыми задачами, позволяющими добиться высокого уровня логической грамотности детей.
В учебниках и тетрадях практически нет двух одинаковых задач. В каждом случае обучающийся должен думать, искать способы решения, обосновывать его.
Решая ту или иную задачу, обучающийся должен научиться работать с ее текстом. Поэтому на уроках математики мы не слишком увлекаемся составлением кратких записей текста, которые на самом деле часто являются далеко не краткими, отнимают много времени, уводят обучающегося от текста задачи. Обучающимся предлагаются другие формы предъявления задач в зависимости от содержания каждой конкретной задачи и данных в ней математических отношений.
Формы предъявления задач.
- Математический диктант.
- Составление задач по рисунку.
- Тесты (выбрать верный ответ, решение).
- Задачи с лишними данными или неверно сформулированным вопросом; без вопроса.
- Решение задач уравнением.
- Решение задач с помощью графа.
- Чертежи.
- Рисунки.
- Классификация задач.
- Решение задач разными способами.
- Составление взаимообратных задач.
- Схемы с опорными вопросами.
- Карточки-помощницы.
- Решение задач с помощью неравенства.
Несколько форм предъявления задач рассмотрим подробно.
Первая форма.
Если задача по своей структуре не сложная, то она подается в виде связного текста, содержащего условия и вопрос. Чтобы разнообразить работу, вызвать интерес у детей, предлагается только условие задачи:
В связке 9 ключей. 3 ключа отцепили.
Детям предлагается дополнить текст, чтобы получилась задача и решить ее.
В задаче отсутствует одно данное:
Принесли корзину с подберезовиками и подосиновиками. Подберезовиков на 8 больше, чем подосиновиков. Сколько грибов было в корзине?
Читается текст задачи, анализируется: сможем ли мы решить задачу, чего не хватает в условии? Ребята придумывают число и решают задачу.
Вторая форма.
К задачам посложнее, помимо текста, предлагается карточка- помощница. Их цель - помочь слабому обучающемуся найти способ решения задачи, выполнить запись по данному образцу, дать возможность вспомнить что-либо из пройденного материала. Карточки-помощницы используются и при решении задач повышенной сложности.
От противоположных концов бассейна отплыли 2 пловца навстречу друг другу. Первый проплыл до встречи 30 метров, а второй 20 метров. Какова длина бассейна?
Помимо карточки-помощницы при решении задач повышенной сложности предлагается провести полный анализ данной задачи:
Длина одной веревки 27 метров, а длина второй на 9 метров меньше. Вторую веревку разрезали на 3 равные части. Какова длина каждой части?
Третья форма.
Изменение текста задачи, сравнение решений.
Измени текст задачи так, чтобы вместо слова «больше», было слово «меньше», реши каждую задачу:
В универмаге ковров продали на 7 больше, чем паласов. Продали 12 ковров. Сколько продали паласов?
Сравни решения и ответы задач. В чем они сходны? Чем различаются?
Разложи 20 фишек по 4 фишки. Сколько кучек получилось?
Разложи 20 фишек поровну в 4 кучки. Сколько фишек в каждой кучке?
При такой форме работы, решив обе задачи, обучающиеся наглядно видят, как изменяется решение задачи, сравнивает, находит различия, т.е. анализирует решение задач. У детей развивается сообразительность, умение мыслить, внимание.
Четвертая форма.
Составление задачи по рисунку и ее решение. Такая форма работы развивает у детей воображение, заставляет их задуматься, логически мыслить.
Пятая форма.
Предлагается рассмотреть два способа решения задачи. Ребята оценивают каждый из них, выбирают лучший. При этом в одних случаях к данным вопросам обучающимся нужно записать решение, а в других по данному решению записать вопросы. Эта форма работы призывает детей рационально мыслить, правильно ставить вопрос к действию.
Мастер делает за один час б деталей, а ученик — 2 детали. Сколько деталей сделают мастер и ученик за 6 часов?
У хозяйки 18 кур, а индюшек в 3 раза меньше. 11 кур она продала. Каких птиц стало у хозяйки больше и на сколько?
Шестая форма.
Важным этапом урока математики является устный счет. Этот этап урока можно посвятить только решению задач. Задачи выбираются несложные, часто занимательного характера. Эта форма работы оживляет урок, вызывает интерес у детей, заставляет их думать быстрее, развивает внимание. Можно использовать задачи со сказочными сюжетами.
Доктор Айболит еелел принимать Бармалею валерианку и витамины. Валерианки ежедневно по 3 таблетки, а витаминов на 2 таблетки больше. Сколько таблеток витаминов должен принимать Бармалей ежедневно?
В очереди на прием к доктору Айболиту сидит 6 больных. Сначала доктор вызвал в кабинет тех, у кого болели зубы. Третий и пятый больные вошли в кабинет. Сколько больных ждут своей очереди?
Змей Горыныч приказал кузнецу сделать для его дворца 3 замка и к каждому замку по 3 ключа - медный, серебряный и золотой. Сколько ключей должен сделать кузнец?
Половину всех своих золотых монет Буратино отдал за обед в харчевне, а остальные 3 монеты он по совету лисы Алисы закопал в землю. Сколько золотых монет было у Буратино первоначально?
Папа Карло заготовил 13 ножек для стульев. Хватит ли этих ножек, чтобы сделать для Буратино, Пьеро и Мальвины по одному стульчаку?
Незнайка посадил 50 семян гороха. Из каждого десятка не взошло по 2 семени. Сколько всего семян не взошло?
Седьмая форма.
Знакомство детей с новым видом задачи в два действия путем сравнения с простой задачей. Данная форма работы учит детей подробно разбираться в тексте задачи, анализировать ее, выбирать правильное решение, выявлять количество действий, идти от простого к сложному, т.е. логически мыслить.
В ателье приняли на заказ 5 платьев, а костюмов на 2меныие. Сколько приняли заказов на костюмы?
В ателье приняли на заказ 5 платьев, а костюмов на 2 меньше . Сколько приняли заказов на платья и костюмы?
Проводится подробный анализ обеих задач, решения сравниваются, выявляются существенные различия, выясняется, что первая задача «спряталась» во второй.
Формы предъявления задач по программе «Начальная школа XXI века», которые приведены в данной работе, разнообразны, интересны, приемлемы. Они направлены на развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления детей. Использование этих форм позволяет учителю разнообразить урок, привить детям умение логически мыслить, быть собранными, внимательными, показать красоту науки математики. Ребята получают чувство удовлетворения от работы мысли, а вместе с тем – стремление, во что бы то ни стало довести работу до конца.
Урок математики
(Учитель: Платонова Ж.В.)
Тема урока: решение задач на увеличение в несколько раз.
Цель урока:
- раскрыть смысл слов «больше в ... раз», ознакомить с решением
простых задач на увеличение числа в несколько раз;
- закрепить знания таблицы умножения и деления;
- развивать математические способности, логическое мышление,
интерес к предмету;
- воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность.
- На сегодняшнем уроке математики нам предстоит выполнить много заданий. Мы будем решать задачи и примеры, повторим таблицу умножения, а самое главное - познакомимся с новым видом задачи. Вы должны быть внимательными, активными в работе, а если у кого-то возникнут трудности, помогать друг другу.
- Устный счет.
- Урок начнем с устного счета. Делаем мы это для того, чтобы еще лучше и быстрее научиться считать, закрепить знания по таблице умножения.
- : 8 42:
- : 5 • = 30 : • =
21 : 7 45 :
- На доске записаны математические действия. Какие? (Умножение и деление).
- Данные числа мы будем делить, а полученный результат умножать на 6 (на 4). В окошках мы получим окончательный результат.
Задание выполняется в форме «Цепочка» - дети зачитывают примеры и говорят ответы в порядке очередности.
- Теперь нам предстоит решить устно две задачи. Для этого каждый из вас должен внимательно прочитать текст первой задачи «про себя». Читайте!
Хорошо читающий ученик читает текст задачи вслух:
Коле подарили 15 наклеек. 8 наклеек он вклеил в альбом. Сколько наклеек осталось у Коли?
Думаем над решением задачи. Каков ответ? (7 наклеек осталось у Коли).
- Какими действами решали задачу (Действием вычитания).
- Назовите решение (15-8 = 7).
- Читаем текст задачи № 2 «про себя».
Ученик читает вслух:
В гирлянде 9 зеленых лампочек и 8 желтых. Сколько зеленых и ж лампочек в гирлянде?
- Назовите ответ? (17 лампочек в гирлянде).
- Что делали с числами? (Складывали).
- Назовите решение (9 + 8 = 17).
- Устный счет окончен. Все ребята молодцы! Хорошо работали!
4. Новый материал.
- Ребята, мы с вами научились решать много разных задач. А сейчас я вас познакомлю еще с одним видом задачи, которая решается умножением. Будьте внимательны, не отвлекайтесь, работайте вместе со мной.
- Откроем тетради, положим их правильно, запишем (Записывают).
-Отложите тетради, обратите внимание на доску.
На доске наборное полотно: слева два треугольника, справа три по два кружка.
- Сколько треугольников на наборном полотне? (2 треугольника)
- Сколько кружков? (6 кружков).
- Каких фигур больше? (Кружков больше).
- Как расположены круги? (По 2 три раза).
- А теперь будьте очень внимательны: в таких случаях говорят кругов в три раза больше, чем треугольников.
На доске записана задача:
В ящике лежат мячики:4 зеленых, а красных в 3 раза больше, чем зеленых. Сколько красных мячиков лежит в ящике?
- Послушайте текст задачи.
- Сколько зеленых мячей лежит в ящике? (4 зеленых мяча).
- Что сказано о числе красных мячей? (Их в три раза больше, чем зеленых).
- Что это значит? (Их 3 раза по 4).
- Что надо узнать? (Сколько красных мячей в ящике?).
Физкультминутка.
- Решим задачу, пользуясь рисунком, который нам в этом поможет.
- Как можно решить эту задачу? (Сложением: 4 + 4 + 4 = 12).
- Как вы думаете, действие сложения можно заменить другим действием? (Можно, действием умножения).
- Как мы будем умножать? (4 ·3 = 12).
- Запишем решение, потом ответ. 4 · 3 = 12 (м).
Ответ: 12 красных мячей лежит в ящике.
- Какой способ решения задачи более удобный? (Умножением).
- Ребята, такой вид задачи называется: увеличение числа в несколько
раз.
5. Закрепление. Работа с учебником.
- Перейдем к работе с учебником. Открыли учебники на стр. 164. Сейчас мы с вами порешаем задачи на увеличение числа в несколько раз, закрепим новый материал. Поставьте в тетрадях № 337.
- Читаем текст задачи «про себя»; вслух:
На столе 4 помидора, а огурцов в 2 раза больше. Сколько огурцов на столе?
- Выполним рисунок, решим задачу.
Ученик отвечает у доски, остальные работают в тетрадях.
- Сколько помидоров на столе? (4 помидора)
- Рисуем.
- Что в задаче говорится об огурцах? (Их в 2 раза больше, чем помидоров).
- Что это значит? (Их 2 раза по 4).
- Нарисуем.
-Что спрашивается в задаче? (Сколько огурцов на столе?).
- Каким действием будем решать задачу? (Действием умножения).
Запись в тетрадях: 4-2 = 8 (ог.).
Ответ: 8 огурцов лежало на столе.
- Молодцы! Хорошо справились с заданием. А теперь я хочу проверить то, как вы усвоили новый материал. По вариантам самостоятельно решаем задачу, которая записана на доске.
I вариант:
На клумбе 8 белых астр, а красных в 2 раза больше. Сколько красных астр на клумбе?
II вариант:
Зина вышила 6 салфеток, а Валя в 2 раза больше. Сколько салфеток вышила Валя?
- Кто быстро справится со своим вариантом, может решить задачу второго варианта.
Физкультминутка.
6. Повторение.
Работа по карточкам.
- Примеры на карточках даны разных видов по вариантам. Как они решаются, вы знаете, поэтому работу будете выполнять самостоятельно. Каждая работа будет оцениваться. Будьте внимательны, после того, как решите, обязательно проведите проверку.
Карточка I варианта.
50-4
70+5
56+4
67-7
28+12
36+15
64-30
64-17
(32:8):2
32: (8:2)
38- (6• 5)
(48:6) •8
Карточка II варианта.
60+7
40-5
74+6
88-8
37+13
56-30
47+14
52-16
(36:4):3
40:(24:3)
54- (28:7)
(54:6)•5
Для ребят, которые быстро справятся со своим вариантом, на обратной стороне карточки записана задача. ЕЕ можно решить на дополнительную оценку.
В коробке лежит 8 конфет, а в вазе на 12 конфет больше. Сколько конфет лежит в вазе и в коробке?
В парке высадили 20 берез, а лип на 6 меньше. Сколько берез и лип высадили в парке?
7. Итоги урока. Домашнее задание.
- Чему новому вы научились на уроке? (Познакомились с новым видом задач).
- Кто запомнил, как называется такой вид задачи? (На увеличение числа в несколько раз).
- Как решаются такие задачи? (Умножением).
- Чем еще занимались на уроке? (Считали устно, решали примеры).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение задач с величинами ( "Начальная школа ХХI века")
Тема Решение задач с величинамиЦель Создать условия для формирования умение решать задачи с величинами, для осознания и осмысления учащимися новой информации ЗадачиОбразоват...
Презентация к уроку обучение грамоте 1 класс "Как устроен язык" по программе "Начальная инновационная школа"
Данная презентация содержит дидактический материалк уроку по теме "Как устроен язык" по программе "Начальная инновационная школа"....
Грамматические формы имени прилагательного. 3 класс. "Начальная школа 21 века"
Тема урока: Грамматические формы имени прилагательного.Цель урока: Решение учебно-практических и учебно-познавательных задач с целью получения нового знания.За...
Рабочие программы (начальные классы) "ШКОЛА РОССИИ" ФГОС
Подробное календарно-тематическое планирование по предметам НОО.Программа "ШКОЛА РОССИИ" ФГОС...
Задания, направленные на формирование умений учеников различать предметы по их различным свойствам (УМК "Планета знаний", УМК "Начальная школа 21 века")
В данной работе представлены задания, которые предлагаются на подготовительном этапе, когда учащиеся в первом классе знакомятся с понятиями "длина", "ширина" по двум вариативным пр...
Технологическая карта урока математики "Разные способы решения задачи" (2 класс УМК "Школа 21 века)
.Тема урока «Разные способы решения задачи»Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: формирование у обучающихся умения решать задачи разными способамиЗадачи урока...