Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока. Формы предъявления результатов рефлексии.
статья
Один из принципов развивающего обучения-принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активный, если осознает цель его учения, его неодходимость, если каждое его действие является осознанным и полезным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
invariantnye_i_variativnye_komponenty_pedagogicheskogo_analiza_uroka.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока.
Формы предъявления результатов рефлексии.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Понятие рефлексии первоначально возникло в философии и означало размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия в общей психологии - это познание субъектом внутренних психических актов и состояний.
Личностная рефлексия понимается как осознание действующим лицом того, как он воспринимается партнёром по общению. Когда человек анализирует себя и своё поведение во взаимоотношениях с другими людьми и пытается представить, что о нём думают окружающие, он, таким образом, приходит к некоторому познанию своего «я». Это способствует пониманию особенностей своего характера, как положительных, так и негативных. Такого рода самопознание играет существенную роль в процессе самовоспитания.
Отличие личностной рефлексии от интеллектуальной рефлексии заключается в том, что оценивание положения происходит не на базе заданных (объективных, логических, общепризнанных и т.п.) оснований, а на оценке по собственным, часто глубоко субъективным критериям, которые могут иметь морально-нравственную, этическую, культурологическую природу. Поэтому можно сделать вывод, что процесс личностной рефлексии как одного из механизмов саморазвития личности достаточно индивидуален.
В младшем школьном возрасте личностная рефлексия имеет ряд особенностей. Постепенно у учащихся появляется своя точка зрения на всё. Конечно, мнение окружающих влияет на самооценку младших школьников. Обычно, отвечая на вопрос, что о них думают другие, учащиеся начальных классов концентрируют своё внимание на конкретных делах, и лишь в средней школе дети начинают постигать особенности своего характера.
В школьные годы дети способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают.
Рефлексия как особый вид познавательной деятельности заключается в уточнении своих знаний в выяснении основания своих знаний, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение.
Интеллектуальная рефлексия играет важную роль в развитии младших школьников. Интеллектуальная рефлексия - это осмысление ребёнком своих действий, в процессе которого он осознаёт схемы и правила его деятельности.
Интеллектуальная рефлексия определяется как умение ребёнка оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия.
Рефлексия, по мнению некоторых исследователей, неразрывно связанна с самооценкой, воображением и развитием речи. В теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, с процессом учебная деятельность развивает у младших школьников способность к рефлексии, являющейся одним из трех компонентов теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия). Г.А. Цукерман предлагает изучать рефлексию как способность человека определять границы своего знания и находить способы перехода этих границ. Выходить за границы наличной ситуации и собственных возможностей - главная функция рефлексии и обобщенная характеристика умения учиться.
Интеллектуальная рефлексия неразрывно связанна со сферой общения. Предпосылки учебной деятельности складываются на основе игровой деятельности, где громадную роль играет воображение. Благодаря игре, ребёнок овладевает навыками общения и приобретает рефлексивную позицию в общении. Поэтому рефлексия непосредственно связанна с общением ребёнка с окружающими.
Какой же может быть рефлексия на уроках в начальной школе?
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
- рефлексия деятельности
- рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Цель рефлексии –научить ребёнка не просто фиксировать готовый результат, а выстроить свою смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой (классом) и в конце деятельности. Для этого можно применять карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент .Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д. Не менее чем оценка, для мотивации учения и определения степени достижения цели, важна самооценка или рефлексия, а также взаимооценка.
3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;
2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;
1 балл - я не все понял, но мне было интересно;
0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. В начальной школе такое сотрудничество приводит к взаимопониманию между учениками и доверию к учителю, вызывает позитивное настроение на любом этапе урока, не оставляет равнодушными никого в классе. Ученики видят и чувствуют заинтересованность учителя в их успешности и с удовольствием идут в школу, зная, что их мнение нужно и важно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Различные формы предъявления задач по программе «Начальная школа XXI века»
Различные формы предъявления задач....
Показатели для анализа деятельности обучающихся на этапе рефлексии на уроках в начальной школе
Выступление на МО...
Показатели для анализа деятельности обучающихся на этапе рефлексии на уроках в начальной школе презентация
Заседание МО...
Мониторинг применения УУД на уроке по результатам анализа урока
Применение мониторинга УУД на уроке позволяет формировать правильную организацию деятельности учащихся, используя разные методы, формы, средства обучения. На каждом этапе урока обу...
Урок математики 3 класс. Тема: "Деление вида а:1, а:а" Тип урока: "Первичное предъявление знаний"
Перед учителями, работающими по ФГОС НОО стоит важнейшая задача - это формирование совокупности "универсальных учебных действий", а не только освоение учащимися конкретных предметных з...
Системность в организации урока: логическая взаимосвязь этапов урока, подчиненность форм, методов и средств цели урока, соответствие планируемых результатов цели урока.
Для того чтобы ученик включился в деятельность, он должен осознавать цель, способ (метод и средства) достижения цели и получаемый результат....
«Изобразительная метафора на уроке математики как форма предъявления «Зелёной аксиомы»
Предлагаю вашему вниманию пример работы с иллюстративной метафорой с выходом на «Зелёную аксиому». Это урок математики, 2 класс, УМК «ШР», тема: Порядок действий в выражениях с...