Сценарий урока по литературному чтению "Былина". ОНЗ.
план-конспект урока (2 класс)
Класс: 2.
Тип урока: открытие нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_po_literaturnomu_chteniyu._bylina._onz.doc | 312 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «БЫЛИНА».
Автор: Зуева Елена Юрьевна
Основные цели:
1) Сформировать представление о жанре былина и его отличительных признаках.
2) Актуализировать представление о жанрах сказ и сказка.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) План характеристики жанра:
2)Признаки жанра «Сказ»:
3)Признаки жанра «Сказка»:
4) План работы в группах:
1.Прочитать статью.
2.Найти информацию
- «О событиях»
- «О героях»
- «О лексике»
- Другие
особенности.
3.Узнать название жанра.
5)Карточки с признаками жанра «Былина»:
6) Три определения жанров из словаря литературных терминов:
СЛАЙД№4.
- небольшое поэтическое произведение, написанное стихами.
- короткий нравоучительный рассказ в стихах и прозе с чётко
сформулированной моралью.
- песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси. В основе лежат исторические события, но присутствует вымысел. Присущ песенный характер исполнения.
7) Определение жанра «Былина»:
СЛАЙД №5.
БЫЛИНА - песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси. В основе лежат исторические события, но присутствует вымысел. Присущ песенный характер исполнения.
8) Образец для проверки самостоятельной работы:
9)Образец для проверки на этапе «Включение в систему знаний»:
Раздаточный материал:
1) Листы для работы групп:
О СОБЫТИЯХ |
О ГЕРОЯХ |
КАК ИСПОЛНЯЛИСЬ |
О ЛЕКСИКЕ |
КАК СОЧИНЯЛИСЬ |
2)Литературоведческая статья:
* * *
В произведениях этого литературного жанра неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали и сами.
Главные герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко и другие богатыри.
Сочинялись эти произведения как стихи; их обычно исполняли на праздниках, на пирах особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали их нараспев и играли на гуслях – старинном музыкальном инструменте.
Язык этих произведений особенный: непривычная постановка ударений в словах, достаточно много устаревших слов (архаизмов), часто используется сравнение.
3)Листы с самостоятельной работой:
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:
1) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
2) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
3) установить тематические рамки урока: литературные жанры.
– Чему был посвящён предыдущий урок литературного чтения? (Мы работали со «Сказкой про Илью Муромца»).
–Уточните, к какому жанру относится это произведение? (Богатырская сказка.)
–С какими ещё литературными жанрами вы знакомы? (Сказ, повесть, скороговорка.)
– Как вы думаете, есть ли ещё какие-то жанры в литературе? (Скорее всего, да); (Не может быть трёх, есть и другие.)
-Интересно было бы вам познакомиться с новым литературным жанром? (Конечно, интересно.); (Да.); (Было бы интересно.)
–Если вам интересно узнавать новые жанры, тогда, чему посвятим урок? (Мы посвятим урок знакомству с новым литературным жанром.)
-Как будет организован урок? (Сначала мы повторим необходимые знания.), (Потом вы дадите задание, в котором будет что-то новое.), (Мы попробуем его выполнить и, скорее всего, не получится.) (Мы постараемся понять, чего мы не знаем, и сами построить способ, ….)
– Готовы?! (Всегда готовы.); (Постараемся.); (Попробуем.)
-Согласны с мальчиками? (Да, мы согласны.)
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Цели:
1) актуализировать представление о литературных жанрах;
2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация;
3) актуализировать норму пробного учебного действия;
4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания и фиксацию возникшего затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
-Какие знания предлагаете повторить? (Признаки жанров.)
-Вспомните, по какому плану вы изучали признаки каждого жанра? (Во-первых, мы говорили о событиях.); (Во-вторых, - о героях.); (В-третьих, о лексике.); (И-4и 5- отмечали другие особенности жанра.)
Учитель прикрепляет на доску план характеристики жанра.
- Я предложу вам отрывки из разных произведений, а вы определите, к какому жанру они относятся.
Звучит отрывок аудиозаписи сказа П.Бажова «Серебряное копытце»:
«Тут вспрыгнул козёл на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зелёные, бирюзовые - всякие».
- Определите жанр. (Это сказ.)
- Какие признаки вам помогли узнать этот жанр? (Присутствует сказочный герой.); (Говорится о сказочном (волшебном) событии); (Чтение с использованием местного говора - «оканье»).
-Какие ещё признаки жанра сказа вы знаете? (Отражены реальные события, происходят сказочные события.) (Присутствуют и реальные герои, и сказочные.) (Используется язык простого человека.) (Встречаются сказочные предметы.); (Повествование ведётся от лица рассказчика.).
Слайд №1.
- Что вы повторили? (Жанр сказ и его признаки.)
- Этого достаточно? (Думаю, что нет.)
- Что предлагаете? (Прослушать ещё один отрывок.)
- Послушайте следующий отрывок.
Читает учитель.
«А вы, детушки, думайте-гадайте, что здесь, правда что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».
-К какому жанру вы отнесёте этот отрывок? (Это отрывок из сказки).
-Обоснуйте свой ответ? (Мы прослушали концовку сказки. Она бывает у сказок.)
-Какие признаки жанра сказка вы ещё можете назвать? (Сказочные события.) ( Сказочные герои.) (Сказочная лексика.) (Есть зачин.) (Концовка, присказка.); (Троекратный повтор).
Слайд №2.
-Какие литературные жанры вы повторили? (Жанры «Сказ», «Сказка» и их признаки.)
-Какое следующее задание я вам предложу? (Пробное действие; задание, в котором будет что-то новое.)
-Как вы поступите с этим заданием? ( Попробуем выполнить.)
-Определите, к какому литературному жанру относится произведение, отрывок из которого вы сейчас услышите.
Звучит отрывок аудиозаписи былины «Илья Муромец и Святогор».
- Озвучьте свои варианты.
(Сказ); (Сказка); (Богатырская сказка); (Былина); (У меня нет варианта.)
Слайд №3.
(Сказка); (Богатырская сказка); (Былина)?
-Можете ли вы обосновать свой вариант? (Нет, не можем.)
-С чем столкнулись? (С затруднением).
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: организовать фиксацию учащимися места и причины затруднения.
–Ваши действия? (Надо остановиться и подумать.)
– Подумали?
Пауза.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Определить жанр прослушанного литературного произведения.)
-Разве вы не умеете определять жанры литературных произведений? (Умеем.)
-Что помогает вам определять жанр литературного произведения? (Признаки литературных жанров).
-Почему же вы не смогли обосновать свой вариант ответа? (Мы не знаем признаков нового литературного жанра.)
-Почему вы решили, что этот жанр новый? (Так как мы выполняли пробное действие, а это всегда новое знание.)
–Какого знания вам не хватает? (Знания признаков нового литературного жанра.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) сформулировать цель учебной деятельности и согласовать тему урока;
2) выбрать способ и средства для построения нового знания.
– Какова же будет цель вашей дальнейшей работы? (Узнать признаки нового литературного жанра, его название.)
-Назовите тему нашего урока. ( Признаки литературного жанра.)
Оформление доски.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР И ЕГО ПРИЗНАКИ.
-Все согласны? (Да, согласны.)
-Какие знания вам помогут в определении нового жанра? (План характеристики жанра.)
-Чем вы можете воспользоваться, чтобы получить информацию по нашему плану? (Можно из текста произведения, из словаря, из статьи, из учебника, из интернета и т.п.)
-Согласна, можно. Но для сокращения времени я рекомендую вам сегодня воспользоваться литературоведческой статьёй! Какую информацию Вам нужно найти, чтоб узнать признаки данного литературного жанра. («О каких событиях речь», «О каких героях». «О лексике» и других особенностях.)
- Почему именно эту информацию вам надо знать для определения жанра? (Она помогла нам узнать признаки жанров: сказ и сказка.)
- Что это вам даст? (Справимся с затруднением, а значит, узнаем признаки нового литературного жанра, его название.)
-Для организации дальнейшей результативной работы, что Вам необходимо? (План работы.)
- Кто сможет составить план работы? (Прочитать статью.), (Найти информацию «О событиях».) ( Найти информацию «О героях».), («О лексике» и других особенностях.)
1.Прочитать статью.
2.Найти информацию
- «О событиях»
- «О героях»
- «О лексике»
- Другие
особенности.
3.Узнать название жанра.
- Объём работы большой. Как предлагаете поступить, чтобы всё успеть? (Надо разделиться на группы, каждая группа возьмёт часть задания и поработает с ним.)
- Как можно разделить задания? (По признакам характеристики жанра.)
- Хорошо. Работать будете в группах. Что нужно повторить? (Правила работы в группах.)
- Озвучьте их. (В группе должен быть ответственный. Работает каждый на общий результат. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял – переспроси.)
- Объединитесь в группы. Выберите ответственного.
Учащиеся в группах выбирают ответственного.
- Ответственные получите материал для работы. Время работы 5 минут.
Листы для работы групп мальчиков. Листы для работы групп
девочек.
О СОБЫТИЯХ |
КАК СОЧИНЯЛИСЬ |
О ЛЕКСИКЕ |
О ГЕРОЯХ |
КАК ИСПОЛНЯЛИСЬ |
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать «открытие» детьми нового знания, устраняющего причину затруднения;
2) применить новое знание и способ действий для выполнения задания, вызвавшего затруднение;
3) зафиксировать в речи и знаково новое знание и способ действий;
4) зафиксировать преодоление возникшего затруднения.
Учащиеся работают в группах.
- Представьте результаты своей работы.
1 группа ответственный: «Мы собрали информацию о событиях: в произведениях этого жанра отражены реальные исторические события и вымышленные».
Ответственный прикрепляет отчет о работе группы на боковую доску.
Учитель на заготовку нового эталона прикрепляет первую карточку.
- Оцените качество своей работы.
2 группа: «Мы собрали информацию о героях: герои произведений нового жанра – богатыри».
Ответственный прикрепляет отчет о работе группы на боковую доску.
Учитель прикрепляет вторую карточку.
- Оцените качество своей работы.
3 группа: «Мы собрали информацию о лексике: встречаются устаревшие слова-архаизмы, непривычная нам постановка ударений в словах, часто используются сравнения».
Ответственный прикрепляет отчет о работе группы на боковую доску.
Учитель прикрепляет третью карточку.
- Оцените качество своей работы.
4 группа: «Мы узнали, что произведения этого жанра сочинялись как стихи».
Ответственный прикрепляет отчет о работе группы на боковую доску.
Учитель прикрепляет четвёртую карточку.
- Оцените качество своей работы.
5 группа: «Мы узнали, что исполнялись такие произведения нараспев под аккомпанемент старинного музыкального инструмента – гусли».
Ответственный прикрепляет отчет о работе группы на боковую доску.
Учитель прикрепляет пятую карточку.
- Оцените качество своей работы.
-Спасибо группам за работу. Что у вас получилось в результате совместной работы? (Мы узнали признаки нового литературного жанра.)
-Озвучьте, какие признаки вы узнали?
(1.Реальные исторические события + вымысел.
2.Герои-богатыри
3.Устаревшие слова (архаизмы), ударения, сравнения.
4.Сочинялись как стихи.
5.Исполнялись нараспев (гусли.)
-Вернёмся к нашему плану. Что осталось узнать? (Нужно узнать название нового литературного жанра.)
-Посмотрите на доску. Перед вами три определения жанров из словаря литературных терминов. Внимательно прочитайте и выберите, опираясь на выявленные вами признаки, какое определение соответствует им.
СЛАЙД№4.
- небольшое поэтическое произведение, написанное стихами.
- короткий нравоучительный рассказ в стихах и прозе с чётко
сформулированной моралью.
- песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси. В основе лежат исторические события, но присутствует вымысел. Присущ песенный характер исполнения.
- Какое определение соответствует выделенным вами признакам? (Третье определение.)
- Интересно проверить?! (Да.)
- Как называется новый жанр? (Былина.)
СЛАЙД №5.
БЫЛИНА - песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси. В основе лежат исторические события, но присутствует вымысел. Присущ песенный характер исполнения.
Учитель на эталон прикрепляет название нового литературного жанра.
-Уточните тему сегодняшнего урока. (Литературный жанр – БЫЛИНА – и его признаки.)
Учитель открывает тему полностью.
-Поднимите руки те, кто оказался прав, выдвинув свои предположения в начале урока?!
Обучающиеся поднимают руки.
- Я рада за вас!!!
- Сделайте вывод о нашей работе на данном этапе. (Мы узнали о жанре – былина – и его признаках.)
- Что планируете сделать дальше? (Закрепить знания признаков жанра былина.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование нового знания и на изученный способ действий с проговариванием во внешней речи.
- Согласна. Послушайте отрывки из былины и определите признак, по которому вы узнаете этот жанр.
Звучит первый отрывок.
«Из далеча-далеча, чиста поля,
Выезжал старый казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович».
- Какие признаки былины вы узнали? (2 и 5 признак)
- Докажите. (Герой Илья Муромец - русский богатырь, исполняется нараспев)
- Послушайте следующий отрывок.
Звучит второй отрывок.
«Он берёт Илью да желты кудри,
Положил Илью да он к себе в карман,
Илью с лошадью да богатырской.
И поехал он да по святым горам,
По святым горам да Араратским».
- Какие признаки былины вы определили? (1 и 5 признак)
- Обоснуйте своё мнение. (Богатыря вместе с лошадью кладут в карман – это вымысел, а горы Араратские есть на самом деле).
- Прослушайте последний отрывок.
Звучит третий отрывок.
«Говорит Святогор да коню доброму:
- Ах ты, волчья сыть да травяной мешок,
Уж ты что, собака, спотыкаешься?
Ты идти не можь аль везти не хошь?»
- Какие признаки в этом отрывке вы можете назвать? (2, 3, 5 признаки).
- Аргументируйте свой ответ. (Встретилось имя богатыря Святогор, прозвучали архаизмы, сравнения, читается нараспев.)
- Молодцы!!! Вместе вы хорошо умеете узнавать признаки и их обосновывать.
- Как проверить себя? (Поработать самостоятельно.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение узнавать признаки жанра «Былина»;
3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
-Какова цель самостоятельной работы? (Убедиться в усвоении своих новых знаний.)
- Возьмите листы с самостоятельной работой. Прочитайте внимательно задание.
Время работы – 2 минуты
Учащиеся выполняют самостоятельную работу.
-Стоп! Ваши действия? (Проверка по образцу.)
-Проверьте.
СЛАЙД №6.
-Поднимите руку, у кого всё получилось?
Учащиеся поднимают руку.
-Сделайте вывод. (Мы запомнили признаки жанра былина.)
-Я вами горжусь!!!
-Кто встретил затруднение?
Учащиеся поднимают руку.
-Что себе пожелаете? (Повторить дома и запомнить признаки, быть внимательнее и т.д.)
-Я верю, что у вас всё получится!!
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включить новое знание в систему знаний;
-К какому литературному жанру, на ваш взгляд, близок жанр былины? ( К жанру богатырская сказка.)
-На карточке самостоятельной работы подчеркните те признаки, которые вы считаете общими для этих жанров.
Учащиеся подчёркивают.
-Проверьте.
СЛАЙД №7.
- На какую мысль вас натолкнуло выполнение этого задания? (Это задание натолкнуло на мысль о том, что литературные жанры переплетаются, тесно связаны между собой, их признаки проникают друг в друга.); (Одного признака чаще всего недостаточно, чтобы точно определить жанр произведения.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) организовать самооценку учащимися своей учебной деятельности на уроке;
2) зафиксировать степень соответствия цели и результата учебной деятельности;
3) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке:
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
– Наш урок подошёл к концу. Что это значит? (Надо подвести итог.)
-Какова была тема сегодняшнего урока? (Литературный жанр БЫЛИНА и его признаки.)
-Какую ставили цель? (Познакомиться с признаками нового литературного жанра и его названием.)
-Достигли цели? (Да, достигли.)
-Докажите. (Мы узнали жанр былина и его признаки.)
-Какие признаки былины вы узнали? (1.Реальные исторические события + вымысел.
2.Герои-богатыри
3.Устаревшие слова (архаизмы), ударения, сравнения.
4.Сочинялись как стихи.
5.Исполнялись нараспев (гусли)
-Оцените свою работу на лесенке успеха!
СЛАЙД №8.
-Кто желает обосновать свой выбор. (Я поставил себя на третью ступень, т.к. работал на уроке активно, мне было интересно и всё понятно.); (Я поставил себя на вторую ступень, т.к. в самостоятельной работе встретил затруднение.)
-Вспомните работу в группах. Я прошу ответственных оценить работу своей группы. (Наша группа работала дружно, выполняла все правила и достигла поставленной цели.); (Нашей группе не удалось соблюдать все правила, были некоторые разногласия в работе, но результата мы достигли.); (В нашей группе работали не все, поэтому мы закончили работу позже всех и выполнили её не полностью.)
-Как вы думаете, что самое трудное в изучении былин? ( Скорее всего – чтение былины, декламация былины.)
-Почему вы так думаете? ( Непривычная постановка ударений, устаревшая лексика, песенный характер исполнения.)
-Хотели бы вы научиться исполнять былины? (Да.); (Хотелось бы попробовать.)
-Когда мы сможем этим заняться? (Дома или на следующем уроке.)
-Предлагаю вам дома подготовить чтение любого отрывка, а на следующем уроке, мы попробуем себя в роли исполнителей былин.
СЛАЙД №9.
- Мальчики, задумайтесь какой отрывок по содержанию мы (я и девочки) хотели бы услышать от вас!? (Отрывок, в котором говорится о сражениях, о подвигах, о победах богатырей, русского народа.)
- От вас девочки!? (Отрывок, в котором говорится о жизни людей, о доме, о тех, кто ждёт дома защитников с победой.)
-Я очень довольна сегодня вашей работой, ваши мысли мне показались интересными! Спасибо! Урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по литературному чтению по теме "Звуки (ж), (ш) - всегда твердые. Правописание сочетаний жи, ши".
Урок по литературному чтению составлен с использованием "УМК развивающей системы Л. В. Занкова" для 1 класса....
Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун"
Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун". Урок разработан по УМК "Гармония" 2 класс. Прилагается презентация....
Сценарий урока по литературному чтению 4 класс : Особый язык художников и поэтов: Франц Марк "Птицы", Велимир Хлебников "Кузнечик"
Сценарий урока литературного чтенияОО: МБОУ Школа №37 г.о. СамараУчитель: начальных классов Будаева Марина СергеевнаУМК:«Перспективная начальная школа»Учебник «Литературное чте...
Сценарий урока по литературному чтению 1 класс по программе "1 век
Сценарий урока по литературному чтению по программе "Начальная школа 21 век"...
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"Тема: «Русские народные сказки».Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класс...
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Путешествие в мир русских народных сказок"
Тема: «Путешествие в мир русских народных сказок»Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам; вспомнить исторические корни сказок; научить определять жанр сказки; обратить внимание на...
Сценарий урока по литературному чтению "«Тайна Флорио» итальянская сказка"
Тема урока: «Тайна Флорио» итальянская сказка. Часть 1.Цель урока (для учителя): познакомить учащихся с первой частью итальянской сказки «Тайна Флорио».Задачи урока:Образо...