Сценарий урока по литературному чтению "Былина". ОНЗ.
план-конспект урока (2 класс)

Класс: 2.

Тип урока: открытие нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_po_literaturnomu_chteniyu._bylina._onz.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «БЫЛИНА».

Автор: Зуева Елена Юрьевна

Основные цели:

1) Сформировать представление о жанре былина и его отличительных признаках.

2) Актуализировать представление о жанрах сказ и сказка.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал:  

 1) План характеристики жанра:

2)Признаки жанра «Сказ»:

3)Признаки жанра «Сказка»:

4) План работы в группах:

1.Прочитать статью.

2.Найти информацию

  • «О событиях»
  • «О героях»
  • «О лексике»
  • Другие

особенности.

3.Узнать название жанра.

5)Карточки с признаками жанра «Былина»:

6) Три определения жанров из словаря литературных терминов:

СЛАЙД№4.

 

        - небольшое поэтическое произведение, написанное стихами.

        - короткий нравоучительный рассказ в стихах и прозе с чётко

                                    сформулированной моралью.

                                 - песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси. В основе лежат исторические события, но присутствует  вымысел. Присущ песенный характер исполнения.

7) Определение жанра «Былина»:

СЛАЙД №5.

 БЫЛИНА  - песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси. В основе лежат исторические события, но присутствует  вымысел. Присущ песенный характер исполнения.

8) Образец для проверки самостоятельной работы:

9)Образец для проверки на этапе «Включение в систему знаний»:

Раздаточный материал:  

                       

1) Листы для работы групп:

О СОБЫТИЯХ

О ГЕРОЯХ

КАК

ИСПОЛНЯЛИСЬ

О ЛЕКСИКЕ

КАК

СОЧИНЯЛИСЬ

2)Литературоведческая статья:

*  * *

       В произведениях этого литературного жанра неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали и сами.

       Главные герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко и другие богатыри.

    Сочинялись эти произведения как стихи; их обычно исполняли на праздниках, на пирах особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали их нараспев и играли на гуслях – старинном музыкальном инструменте.

    Язык этих произведений особенный: непривычная постановка ударений в словах,  достаточно много устаревших слов (архаизмов), часто используется сравнение.

3)Листы с самостоятельной работой:

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

1) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

2) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

3) установить тематические рамки урока: литературные жанры.

– Чему был посвящён предыдущий урок литературного чтения? (Мы работали со «Сказкой про Илью Муромца»).

Уточните, к какому жанру относится это произведение? (Богатырская сказка.)

С какими ещё литературными жанрами вы знакомы? (Сказ, повесть, скороговорка.)

Как вы думаете, есть ли ещё какие-то жанры в литературе? (Скорее всего, да); (Не может быть трёх, есть и другие.)

-Интересно было бы вам познакомиться с новым литературным жанром? (Конечно, интересно.); (Да.); (Было бы интересно.)

Если вам интересно узнавать новые жанры, тогда, чему посвятим урок? (Мы посвятим урок знакомству с новым литературным жанром.)

-Как будет организован урок? (Сначала мы повторим необходимые знания.), (Потом вы дадите задание, в котором будет что-то новое.), (Мы попробуем его выполнить и, скорее всего, не получится.) (Мы постараемся понять, чего мы не знаем, и сами построить способ, ….)

Готовы?! (Всегда готовы.); (Постараемся.); (Попробуем.)

-Согласны с мальчиками? (Да, мы согласны.)

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Цели:

1) актуализировать представление о литературных жанрах;

2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация;

3) актуализировать норму пробного учебного действия;

4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания и фиксацию возникшего затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

-Какие знания предлагаете повторить? (Признаки жанров.)

-Вспомните, по какому плану вы изучали признаки каждого жанра? (Во-первых, мы говорили о событиях.); (Во-вторых, - о героях.); (В-третьих, о лексике.); (И-4и 5- отмечали другие особенности жанра.)

Учитель прикрепляет на доску план характеристики жанра.

- Я предложу вам отрывки из  разных произведений, а вы определите, к какому жанру они относятся.

Звучит отрывок  аудиозаписи сказа П.Бажова «Серебряное копытце»:

«Тут вспрыгнул козёл на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зелёные, бирюзовые - всякие».

- Определите жанр. (Это сказ.)

- Какие признаки вам помогли узнать этот жанр? (Присутствует сказочный герой.); (Говорится о сказочном (волшебном) событии); (Чтение с использованием местного говора - «оканье»).

-Какие ещё признаки жанра сказа вы знаете? (Отражены реальные события,  происходят сказочные события.) (Присутствуют и реальные герои, и сказочные.) (Используется язык простого человека.) (Встречаются сказочные предметы.); (Повествование ведётся от лица рассказчика.).

Слайд №1.

- Что вы повторили? (Жанр сказ и его признаки.)

- Этого достаточно? (Думаю, что нет.)

- Что предлагаете? (Прослушать ещё один отрывок.)

- Послушайте следующий отрывок.

Читает учитель.

«А вы, детушки, думайте-гадайте, что здесь, правда что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».

-К какому жанру вы отнесёте этот отрывок? (Это отрывок из сказки).

-Обоснуйте свой ответ? (Мы прослушали  концовку сказки. Она бывает у сказок.)

-Какие признаки жанра сказка вы ещё можете назвать? (Сказочные события.) ( Сказочные герои.) (Сказочная лексика.) (Есть зачин.) (Концовка, присказка.); (Троекратный повтор).

Слайд №2.

-Какие литературные жанры вы повторили? (Жанры «Сказ», «Сказка» и их признаки.)

-Какое следующее задание я вам предложу? (Пробное действие; задание, в котором будет что-то новое.)

-Как вы поступите с этим заданием? ( Попробуем выполнить.)

-Определите, к какому литературному жанру относится произведение, отрывок из которого вы сейчас услышите.

Звучит отрывок аудиозаписи былины «Илья Муромец и Святогор».

- Озвучьте свои варианты.

 (Сказ); (Сказка); (Богатырская сказка); (Былина); (У меня нет варианта.)

Слайд №3.

(Сказка); (Богатырская сказка); (Былина)?

-Можете ли вы обосновать свой вариант? (Нет, не можем.)

-С чем столкнулись? (С затруднением).

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: организовать фиксацию учащимися места и причины затруднения.

Ваши действия? (Надо остановиться и подумать.)

–  Подумали?

     Пауза.

- Какое задание вы должны были выполнить? (Определить жанр  прослушанного литературного произведения.)

-Разве вы не умеете определять жанры литературных произведений? (Умеем.)

-Что помогает вам определять жанр литературного произведения? (Признаки  литературных жанров).

-Почему же вы не смогли обосновать свой вариант ответа? (Мы не знаем признаков нового литературного жанра.)

-Почему вы решили, что этот жанр новый? (Так как мы выполняли пробное действие, а это всегда новое знание.)

Какого знания вам не хватает? (Знания признаков нового литературного жанра.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: 

1) сформулировать цель учебной деятельности и согласовать тему урока;

2) выбрать способ и средства для построения нового знания.

Какова же будет цель вашей дальнейшей работы? (Узнать признаки нового литературного жанра, его название.)

-Назовите тему нашего урока. ( Признаки литературного жанра.)

Оформление доски.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР                                 И ЕГО ПРИЗНАКИ.

-Все согласны? (Да, согласны.)

-Какие знания вам помогут в определении нового жанра? (План характеристики жанра.)

-Чем вы можете воспользоваться, чтобы получить информацию по нашему плану? (Можно из текста произведения, из словаря, из статьи, из учебника, из интернета и т.п.)

-Согласна, можно. Но для сокращения времени я рекомендую вам сегодня воспользоваться литературоведческой статьёй! Какую информацию Вам нужно найти, чтоб узнать признаки данного литературного жанра. («О каких событиях речь», «О каких героях». «О лексике» и других особенностях.)

- Почему именно эту информацию вам надо знать для определения жанра? (Она помогла нам узнать признаки жанров: сказ и сказка.)

-  Что это вам даст?  (Справимся с затруднением,  а значит, узнаем признаки нового литературного жанра, его название.)  

-Для организации дальнейшей результативной работы, что Вам необходимо? (План работы.)

- Кто сможет составить план работы? (Прочитать статью.), (Найти информацию «О  событиях».) ( Найти информацию «О героях».),  («О лексике» и других особенностях.) 

1.Прочитать статью.

2.Найти информацию

  • «О событиях»
  • «О героях»
  • «О лексике»
  • Другие

особенности.

3.Узнать название жанра.

- Объём работы  большой. Как предлагаете поступить, чтобы всё успеть? (Надо разделиться на группы,  каждая группа возьмёт часть задания и поработает с ним.)

- Как можно разделить задания? (По признакам характеристики жанра.)

- Хорошо. Работать будете в группах. Что нужно повторить? (Правила работы в группах.)

 - Озвучьте их. (В группе должен быть ответственный. Работает каждый на общий результат. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял – переспроси.)

- Объединитесь в группы. Выберите ответственного.

Учащиеся в группах выбирают ответственного.

- Ответственные получите материал для работы. Время работы  5 минут.

Листы для работы групп мальчиков.                                    Листы для работы групп                                            

        девочек.                      

О СОБЫТИЯХ

КАК

СОЧИНЯЛИСЬ

О ЛЕКСИКЕ

О ГЕРОЯХ

КАК

ИСПОЛНЯЛИСЬ

5. Реализация построенного проекта.

Цель: 

1) организовать «открытие» детьми нового знания, устраняющего причину затруднения;

2)  применить новое знание и способ действий для выполнения задания, вызвавшего затруднение;

3) зафиксировать в речи и знаково новое знание и способ действий;

4) зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Учащиеся работают в группах.

- Представьте результаты своей работы.

1 группа ответственный: «Мы собрали информацию о событиях: в произведениях этого жанра отражены реальные исторические события и вымышленные».

Ответственный прикрепляет отчет о работе группы на боковую доску.

Учитель на заготовку нового эталона прикрепляет первую карточку.

- Оцените качество своей работы.

2 группа: «Мы собрали информацию о героях: герои произведений нового жанра – богатыри».

Ответственный прикрепляет отчет о работе группы на боковую доску.

Учитель прикрепляет вторую карточку.

- Оцените качество своей работы.

3 группа: «Мы собрали информацию о лексике: встречаются устаревшие слова-архаизмы, непривычная нам постановка ударений в словах, часто используются сравнения».

Ответственный прикрепляет отчет о работе группы на боковую доску.

Учитель прикрепляет третью карточку.

- Оцените качество своей работы.

4 группа: «Мы узнали, что произведения этого жанра сочинялись как стихи».

Ответственный прикрепляет отчет о работе группы на боковую доску.

Учитель прикрепляет четвёртую карточку.

- Оцените качество своей работы.

5 группа: «Мы узнали, что исполнялись такие произведения нараспев под аккомпанемент старинного музыкального инструмента – гусли».

Ответственный прикрепляет отчет о работе группы на боковую доску.

Учитель прикрепляет пятую карточку.

- Оцените качество своей работы.

-Спасибо группам за работу. Что у вас получилось в результате совместной работы? (Мы узнали признаки нового литературного жанра.)

-Озвучьте,  какие признаки вы узнали?

(1.Реальные исторические события + вымысел.

2.Герои-богатыри

3.Устаревшие слова (архаизмы), ударения, сравнения.

4.Сочинялись как стихи.

5.Исполнялись нараспев   (гусли.)

-Вернёмся к нашему плану. Что осталось узнать? (Нужно узнать название нового литературного жанра.)

-Посмотрите на доску. Перед вами три определения жанров из словаря литературных терминов. Внимательно прочитайте и выберите, опираясь на выявленные вами признаки, какое определение соответствует им.

СЛАЙД№4.

 

        - небольшое поэтическое произведение, написанное стихами.

        - короткий нравоучительный рассказ в стихах и прозе с чётко

                                    сформулированной моралью.

                                 - песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси. В основе лежат исторические события, но присутствует  вымысел. Присущ песенный характер исполнения.

- Какое определение соответствует выделенным вами  признакам? (Третье определение.)

- Интересно проверить?! (Да.)

- Как называется новый жанр? (Былина.)

СЛАЙД №5.

 БЫЛИНА  - песня-сказание, повествующая о подвигах богатырей и отражающая жизнь Древней Руси. В основе лежат исторические события, но присутствует  вымысел. Присущ песенный характер исполнения.

Учитель на эталон прикрепляет название нового литературного жанра.

-Уточните тему сегодняшнего урока. (Литературный жанр – БЫЛИНА – и его признаки.)

Учитель открывает тему полностью.

-Поднимите руки те, кто оказался прав, выдвинув свои предположения в начале урока?!

Обучающиеся поднимают руки.

- Я рада за вас!!!

- Сделайте вывод о нашей работе на данном этапе. (Мы узнали о жанре – былина – и его признаках.)

- Что планируете сделать дальше? (Закрепить знания признаков жанра былина.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование нового знания и на изученный способ действий с проговариванием во внешней речи.

- Согласна. Послушайте  отрывки из былины и определите  признак, по которому вы узнаете  этот жанр.

Звучит первый отрывок.

«Из далеча-далеча, чиста поля,        

Выезжал старый казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович».

- Какие признаки былины вы узнали? (2 и 5 признак)

- Докажите. (Герой Илья Муромец - русский богатырь, исполняется нараспев)

- Послушайте следующий отрывок.

Звучит второй отрывок.

«Он берёт Илью да желты кудри,

Положил Илью да он к себе в карман,

Илью с лошадью да богатырской.

И поехал он да по святым горам,

По святым горам да Араратским».

- Какие признаки былины вы определили? (1 и 5 признак)

- Обоснуйте своё мнение. (Богатыря вместе с лошадью кладут в карман – это вымысел, а горы Араратские  есть на самом деле).

- Прослушайте последний отрывок.

Звучит третий отрывок.

«Говорит Святогор да коню доброму:

- Ах ты, волчья сыть да травяной  мешок,

Уж ты что, собака, спотыкаешься?

Ты идти не можь аль везти не хошь?»

- Какие признаки в этом отрывке вы можете назвать? (2, 3, 5 признаки).

- Аргументируйте свой ответ. (Встретилось имя богатыря Святогор, прозвучали архаизмы, сравнения, читается нараспев.)

- Молодцы!!! Вместе вы хорошо умеете узнавать признаки и их обосновывать.

- Как проверить себя? (Поработать самостоятельно.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение узнавать признаки жанра «Былина»;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.

-Какова цель самостоятельной работы? (Убедиться в усвоении своих новых  знаний.)

- Возьмите листы с самостоятельной работой. Прочитайте внимательно задание.

Время работы – 2 минуты

Учащиеся выполняют самостоятельную работу.

-Стоп! Ваши действия? (Проверка по образцу.)

-Проверьте.

СЛАЙД №6.

-Поднимите руку, у кого всё получилось? 

Учащиеся поднимают руку.

-Сделайте вывод. (Мы запомнили признаки жанра былина.)

-Я вами горжусь!!!

-Кто встретил затруднение? 

Учащиеся поднимают руку.

-Что себе пожелаете? (Повторить дома и  запомнить признаки, быть внимательнее  и т.д.)

-Я верю, что у вас всё получится!!

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включить новое знание в систему знаний;

-К какому литературному жанру, на ваш взгляд, близок жанр былины? ( К жанру богатырская сказка.)

-На карточке самостоятельной работы подчеркните те признаки, которые вы считаете общими для этих жанров.

Учащиеся подчёркивают.

-Проверьте.

СЛАЙД №7.

- На какую мысль вас натолкнуло выполнение этого задания? (Это задание натолкнуло на мысль о том, что литературные жанры переплетаются, тесно связаны между собой, их признаки проникают друг в друга.); (Одного признака чаще всего недостаточно, чтобы точно определить жанр произведения.)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 

1) организовать самооценку учащимися своей учебной деятельности на уроке;

2) зафиксировать степень соответствия цели и результата учебной деятельности;

3) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке:

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание.

– Наш урок подошёл к концу. Что это значит? (Надо подвести итог.)

-Какова была тема сегодняшнего урока? (Литературный жанр БЫЛИНА и его признаки.)

-Какую ставили цель? (Познакомиться с признаками нового литературного жанра и его названием.)

-Достигли цели? (Да, достигли.)

-Докажите. (Мы узнали жанр былина и его признаки.)

-Какие признаки былины вы узнали? (1.Реальные исторические события + вымысел.

2.Герои-богатыри

3.Устаревшие слова (архаизмы), ударения, сравнения.

4.Сочинялись как стихи.

5.Исполнялись нараспев   (гусли)

-Оцените свою работу на лесенке успеха!

СЛАЙД №8.

-Кто желает обосновать свой выбор. (Я поставил себя на третью ступень, т.к. работал на уроке активно, мне было интересно и всё понятно.); (Я поставил себя на вторую ступень, т.к. в самостоятельной работе встретил затруднение.)

-Вспомните работу в группах. Я прошу ответственных оценить работу своей группы. (Наша группа работала дружно, выполняла все правила и достигла поставленной цели.); (Нашей группе не удалось соблюдать все правила, были некоторые разногласия в работе, но результата мы достигли.); (В нашей группе работали не все, поэтому мы закончили работу позже всех и выполнили её не полностью.)

-Как вы думаете, что самое трудное в изучении былин? ( Скорее всего – чтение былины, декламация былины.)

-Почему вы так думаете? ( Непривычная постановка ударений, устаревшая лексика, песенный характер исполнения.)

-Хотели бы вы научиться исполнять былины? (Да.); (Хотелось бы попробовать.)

-Когда мы сможем этим заняться? (Дома или на следующем уроке.)

-Предлагаю вам дома подготовить чтение любого отрывка, а на следующем уроке,  мы попробуем себя в роли исполнителей былин.

СЛАЙД №9.

- Мальчики,  задумайтесь какой отрывок по содержанию мы  (я и девочки) хотели бы услышать от вас!? (Отрывок, в котором говорится о сражениях, о подвигах, о победах богатырей, русского народа.) 

- От вас девочки!? (Отрывок, в котором говорится о жизни людей, о доме, о тех, кто ждёт дома защитников с победой.)

-Я очень довольна сегодня вашей работой, ваши мысли мне показались интересными! Спасибо! Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по литературному чтению по теме "Звуки (ж), (ш) - всегда твердые. Правописание сочетаний жи, ши".

Урок по литературному чтению составлен с использованием "УМК развивающей системы Л. В. Занкова" для 1 класса....

Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун"

Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун". Урок  разработан по УМК  "Гармония" 2 класс. Прилагается презентация....

Сценарий урока по литературному чтению 4 класс : Особый язык художников и поэтов: Франц Марк "Птицы", Велимир Хлебников "Кузнечик"

Сценарий урока литературного чтенияОО: МБОУ Школа №37 г.о. СамараУчитель:  начальных классов Будаева Марина СергеевнаУМК:«Перспективная начальная школа»Учебник «Литературное чте...

Сценарий урока по литературному чтению 1 класс по программе "1 век

Сценарий урока по литературному чтению по программе "Начальная школа 21 век"...

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"Тема: «Русские народные сказки».Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класс...

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Путешествие в мир русских народных сказок"

Тема: «Путешествие в мир русских народных сказок»Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам; вспомнить исторические корни сказок; научить определять жанр сказки; обратить внимание на...

Сценарий урока по литературному чтению "«Тайна Флорио» итальянская сказка"

Тема урока: «Тайна Флорио» итальянская сказка. Часть 1.Цель урока (для учителя): познакомить учащихся с первой частью итальянской сказки «Тайна Флорио».Задачи урока:Образо...