Сценарий урока по литературному чтению по теме "Звуки (ж), (ш) - всегда твердые. Правописание сочетаний жи, ши".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Иванова Ольга Николаевна

Урок по литературному чтению составлен с использованием "УМК развивающей системы Л. В. Занкова" для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx463.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 имени В. Н. Щеголева  городского округа Закрытого административно-территориального образования п. Светлый Саратовской области»

        

Сценарий урока

литературного чтения

 (обучение грамоте)

в 1 классе

по теме:

«Звуки [ж], [ш] – всегда твердые. Правописание сочетаний жи-ши

Разработан

 учителем начальных классов

 Ивановой Ольгой Николаевной.

п. Светлый

Сценарий урока на тему:

Звуки [ж], [ш] - всегда твердые. Правописание сочетаний жи-ши.

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте).

Класс: 1.

Тема урока: «Звуки [ж], [ш] - всегда твердые. Правописание сочетаний жи-ши». Урок 51.

Учебник: Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец «Азбука»: учебник по обучению грамоте для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. (система развивающего обучения Л. В. Занкова).

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия.

Дидактическая  цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (правописание сочетаний ЖИ - ШИ).

Задачи урока:

Образовательные:

– формировать представление о правописании устойчивых буквосочетаний    ЖИ, ШИ;

– способствовать усвоению учащимися знаний об особенностях звуков [ш] и [ж];

Развивающие:

– развивать речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление;

– развивать умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности;

 развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательные:

–  воспитывать аккуратность;

– воспитывать культуру поведения при работе в парах, группе, при фронтальной работе.

Планируемые результаты:

Предметный результат:

  • имеют представление о правописании сочетаний жи, ши;
  • называют основные характеристики звуков [ш] и [ж];

Личностный результат:

  • сохраняют мотивацию к учебе;
  • проявляют интерес к новому учебному материалу;
  • развивают способность к самооценке;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;
  • действуют с учетом выделенных учителем ориентиров действия;
  • вносят необходимые коррективы;
  • планируют свои действия;
  • осуществляют итоговый и пошаговый контроль;

Коммуникативные:

  • допускают существование различных точек зрения, учитывают разные мнения;
  • формулируют собственное мнение и позицию в высказываниях,
  • задают вопросы по существу;
  • контролируют действия партнера;
  • используют речь для регуляции своего действия;
  • владеют монологической и диалогической формой речи;

Познавательные:

  • осуществляют поиск нужной информации;
  • используют  знаки, символы, модели, схемы;
  • высказываются в устной форме;
  • ориентируются на разные способы решения задач;
  • владеют основами смыслового чтения текста;
  • анализируют объекты;
  • проводят сравнение, устанавливают причинно-следственные связи;
  • обобщают.

Методы обучения: деятельностный, словесный, практический, проблемный.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

для учителя: учебник: Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец «Азбука»: учебник по обучению грамоте для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011., карточки со словами, ребусы, компьютер, проектор;

для обучающихся: учебник: Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец «Азбука»: учебник по обучению грамоте для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.,  тетради «Звуки и буквы (учусь грамоте)», наборы цветных карточек для звукобуквенного анализа слов, планшеты, калейдоскопы, раздаточный материал: карточки для калейдоскопа, тексты, цветные карточки для рефлексии, компьютер, проектор.

Используемые ресурсы: http://go.cm.ru/Viewer.aspx?BID=1558028 (электронный учебник)

Этап урока

Сценарий урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Игра «Как живете?»:

Как живете?

Как идете?

Как вы спите?

Как за партами сидите?

Ребята, проверьте, все ли вы приготовили к уроку?

А какой урок мы начинаем?

А что мы делаем на уроках чтения?

Правильно.

Выполняют движения игры.

Да.

Литературное чтение

Читаем, учим буквы, составляем схемы слов.

Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу);

Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Вот и сейчас я вам предлагаю поработать со словами и их звуковыми схемами. Работаем в группах. Вам нужно соотнести слова с их звуковой схемой.

(Калейдоскоп с карточками)

(Приложение 1)

Проверьте.

Кто не допустил ошибок?  У кого были ошибки? В каких словах?

Молодцы!

А пока вы выполняли это задание, я решила отгадать ребусы, но у меня что-то не получается. Вы мне поможете?

(Приложение 2)

В группах соотносят слова и звуковые схемы.

Проверяют.

Да.

Отгадывают ребусы.  (МАШИНА, УЖИ)

Познавательные (умение извлекать информацию, использовать знаково-символические средства);

Коммуникативные (умение выслушивать мнение другого, принимать его);

Регулятивные (понимание алгоритма выполнения действия).

  1. Постановка учебной задачи.

Я предлагаю вам составить звуковые схемы этих слов.

А теперь, давайте попробуем эти слова записать буквами.

У кого что получилось?  (Выявить ошибку)

А почему же так получилось? Как же правильно надо записать эти слова:  с и или ы? Вот проблема.

Ребята, вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить?  Что нам предстоит узнать?  (В случае возникновения трудностей, помочь с формулировкой темы и задач урока)

Составляют схемы слов

 (в парах)

Составляют слова из букв  (в парах)

Делают предположения по поводу темы урока, ставят задачи.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность);

Коммуникативные (умение выслушивать мнение другого, принимать его, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью).

  1. Построение проекты выхода из затруднения.

Предлагаю вам провести научное исследование, чтобы разрешить возникшую проблему.

Но сначала отдохнем перед тяжелой работой.

ФИЗМИНУТКА.

Чтобы нам выяснить, какую букву следует писать, давайте исследуем текст, в котором встречается много слов, содержащих такие же опасные места.  (Объяснить задание)

(Приложение 3)

На доску вывесить слова из текста с ЖИ, ШИ. (Приложение 4)

Какой вывод мы можем сделать?

Ребята, а где мы можем найти подтверждение  результатам нашего исследования? Прочитайте правило. Ну, что? Правильный мы сделали вывод?  Молодцы!

Выполняют движения.

В группах читают текст, ищут слова с ЖИ, ШИ.

Затем один читает текст, другие называют слова, называют букву в сочетаниях.

Делают вывод, что ЖИ, ШИ пишется с буквой И.

В учебнике.

Находят и читают правило (учебник с. 71)

Познавательные (умение выстраивать логическую цепь рассуждений);

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике);

Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей).

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Но почему же так произошло, что после Ж и Ш пишут И. Ведь мы что знаем про эти буквы?

Я вам расскажу сказку об  этом правиле.

СКАЗКА

 (Приложение 5)

А вы догадались, какое наказание придумали для буквы ы? А что мы еще знаем про букву ы?

Думаю,  это тоже было частью наказания.

 Вы замечательно потрудились и заслужили отдых

ФИЗМИНУТКА (электронная)

Они всегда обозначают твердый звук.

Она не пишется после Ж и Ш.

Нет заглавной. С нее не начинаются слова.

Выполняют движения.

Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей);

Познавательные (умение выстраивать логическую цепь рассуждений).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Задания в тетради «Звуки и буквы»: стр. 10 № 18

 (Приложение 6

(объяснить задание) (слова записывают на планшетах)

Выполняют задания самостоятельно (на планшетах), проверяют по образцу.

Познавательные (умение ориентироваться в рабочей тетради);

Регулятивные: контроль, коррекция;

  1. Включение в систему знаний и повторение.

На выбор учащихся:

1) Задания в тетрадях «Звуки и буквы»: стр. 10-11 № 20, 22

(Приложение 7)

2) Выполнение  заданий с использованием электронного учебника и интерактивной доски.

1)Выполняют задания в тетрадях. Объясняют выполнение.

2)В игровой форме выполняют задания, предложенные в приложении к электронному учебнику

Познавательные (умение извлекать информацию , анализировать, классифицировать)

Регулятивные

(умение принимать решение, делать выбор).

  1. Рефлексия деятельности.

Вот и подходит к концу наш урок. Вы хорошо потрудились. Что нового вы узнали для себя? Что понравилось? Что показалось трудным?  Что не вызвало затруднений?

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Какое настроение у вас? Нам поможет это оценить Федя Солнышкин (ежик) (Приложение 8)

Если у вас все получилось, возьмите зеленого ежика. Если возникли трудности или что-то не понравилось – желтого. Если  многое не получалось, было сложно – красного.

Спасибо всем за работу. Вы - молодцы!

Ответы учащихся.

Оценивают свою работу, настроение.

Регулятивные (умение осуществлять познавательную, личностную рефлексию);

 Личностные

 (умение выражать свои эмоции)

Приложение  1

Карточки для работы на калейдоскопе.

зима

бабушка

виноград

рука

сарафан

мир

жук

огород

каравай

зима

        

бабушка

виноград

рука

сарафан

мир

жук

огород

каравай

Приложение  2

Ребусы

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=156136189-63-72&n=21Ш Ж

МА    http://images.slanet.by/~src9573365/Prodayutsya_shiny_podrobnee_v_opisanii.jpg

Приложение  3

Прочитайте текст и найдите слова с сочетаниями ЖИ, ШИ.

Подчеркните их.

ТЕКСТ

МАЛЫШИ.


 
В детском саду тишина. Малыши спят. Широкие окна прикрыты шторами. Стоят в стаканах карандаши. В альбомах красуются румяные груши, колючие ежи, жирафы и чижи. Хорошо поработали малыши. Теперь отдыхают.

Приложение 4

малыши

тишина

широкие

карандаши

груши

ежи

жирафы

чижи

Приложение  5

СКАЗКА

В Королевстве Правописания у короля Алфавита жили 33 буквы. Они могли написать любую сказку, рассказ, так как составляли различные слова. Однажды был карнавал, и Ы очень хотела попасть на бал. Но в это время буквы  Ж и Ш составляли рассказ и требовали её присутствия. Они не любили увеселений и всегда  шипели. Мимо проходила буква И в своем серебристом карнавальном костюме, и тогда Ы решила пойти на хитрость.

-Милая И, я так плохо себя чувствую, побудь здесь вместо меня, а я схожу к доктору.

И была очень добрая, и хотя очень спешила, согласилась. Когда Ы попала на карнавал, она забыла все на свете и очнулась только тогда, когда он кончился. Буквы Ж, Ш, И обратились к королю Алфавиту с жалобой на Ы. Король выслушал их и сказал: «За свой обман буква Ы будет наказана!»

Приложение 6

G:\1 класс\жиши.jpg

Приложение 6.

        Карточки для выполнения задания на планшетах        

 (с последующей самопроверкой)

пружина

карандаши

малыши

тишина

ландыши

лыжи

машина

Приложение 7

G:\1 класс\жиши.jpg

G:\1 класс\жиши1.jpg

Приложение 8

Ежик Федя Солнышкин  (распечатать на цветной бумаге)

 (для проведения рефлексии).

http://www.zankov.ru/images/_user/LOGO/ej1.jpghttp://www.zankov.ru/images/_user/LOGO/ej1.jpghttp://www.zankov.ru/images/_user/LOGO/ej1.jpghttp://www.zankov.ru/images/_user/LOGO/ej1.jpghttp://www.zankov.ru/images/_user/LOGO/ej1.jpghttp://www.zankov.ru/images/_user/LOGO/ej1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Уж сколько раз твердили миру..."

Данный урок посвящен обобщающему повторению по теме « Уж сколько раз твердили миру…» (басни)....

Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун"

Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун". Урок  разработан по УМК  "Гармония" 2 класс. Прилагается презентация....

Сценарий урока по литературному чтению 4 класс : Особый язык художников и поэтов: Франц Марк "Птицы", Велимир Хлебников "Кузнечик"

Сценарий урока литературного чтенияОО: МБОУ Школа №37 г.о. СамараУчитель:  начальных классов Будаева Марина СергеевнаУМК:«Перспективная начальная школа»Учебник «Литературное чте...

Сценарий урока по литературному чтению 1 класс по программе "1 век

Сценарий урока по литературному чтению по программе "Начальная школа 21 век"...

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"Тема: «Русские народные сказки».Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класс...

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Путешествие в мир русских народных сказок"

Тема: «Путешествие в мир русских народных сказок»Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам; вспомнить исторические корни сказок; научить определять жанр сказки; обратить внимание на...

Сценарий урока по литературному чтению "«Тайна Флорио» итальянская сказка"

Тема урока: «Тайна Флорио» итальянская сказка. Часть 1.Цель урока (для учителя): познакомить учащихся с первой частью итальянской сказки «Тайна Флорио».Задачи урока:Образо...