Сценарий урока по литературному чтению по теме "Звуки (ж), (ш) - всегда твердые. Правописание сочетаний жи, ши".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок по литературному чтению составлен с использованием "УМК развивающей системы Л. В. Занкова" для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 463.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3 имени В. Н. Щеголева городского округа Закрытого административно-территориального образования п. Светлый Саратовской области»
Сценарий урока
литературного чтения
(обучение грамоте)
в 1 классе
по теме:
«Звуки [ж], [ш] – всегда твердые. Правописание сочетаний жи-ши.»
Разработан
учителем начальных классов
Ивановой Ольгой Николаевной.
п. Светлый
Сценарий урока на тему:
Звуки [ж], [ш] - всегда твердые. Правописание сочетаний жи-ши.
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте).
Класс: 1.
Тема урока: «Звуки [ж], [ш] - всегда твердые. Правописание сочетаний жи-ши». Урок 51.
Учебник: Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец «Азбука»: учебник по обучению грамоте для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. (система развивающего обучения Л. В. Занкова).
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (правописание сочетаний ЖИ - ШИ).
Задачи урока:
Образовательные:
– формировать представление о правописании устойчивых буквосочетаний ЖИ, ШИ;
– способствовать усвоению учащимися знаний об особенностях звуков [ш] и [ж];
Развивающие:
– развивать речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление;
– развивать умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности;
– развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Воспитательные:
– воспитывать аккуратность;
– воспитывать культуру поведения при работе в парах, группе, при фронтальной работе.
Планируемые результаты:
Предметный результат:
- имеют представление о правописании сочетаний жи, ши;
- называют основные характеристики звуков [ш] и [ж];
Личностный результат:
- сохраняют мотивацию к учебе;
- проявляют интерес к новому учебному материалу;
- развивают способность к самооценке;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- действуют с учетом выделенных учителем ориентиров действия;
- вносят необходимые коррективы;
- планируют свои действия;
- осуществляют итоговый и пошаговый контроль;
Коммуникативные:
- допускают существование различных точек зрения, учитывают разные мнения;
- формулируют собственное мнение и позицию в высказываниях,
- задают вопросы по существу;
- контролируют действия партнера;
- используют речь для регуляции своего действия;
- владеют монологической и диалогической формой речи;
Познавательные:
- осуществляют поиск нужной информации;
- используют знаки, символы, модели, схемы;
- высказываются в устной форме;
- ориентируются на разные способы решения задач;
- владеют основами смыслового чтения текста;
- анализируют объекты;
- проводят сравнение, устанавливают причинно-следственные связи;
- обобщают.
Методы обучения: деятельностный, словесный, практический, проблемный.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения:
для учителя: учебник: Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец «Азбука»: учебник по обучению грамоте для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011., карточки со словами, ребусы, компьютер, проектор;
для обучающихся: учебник: Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец «Азбука»: учебник по обучению грамоте для 1 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011., тетради «Звуки и буквы (учусь грамоте)», наборы цветных карточек для звукобуквенного анализа слов, планшеты, калейдоскопы, раздаточный материал: карточки для калейдоскопа, тексты, цветные карточки для рефлексии, компьютер, проектор.
Используемые ресурсы: http://go.cm.ru/Viewer.aspx?BID=1558028 (электронный учебник)
Этап урока | Сценарий урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Игра «Как живете?»: Как живете? Как идете? Как вы спите? Как за партами сидите? Ребята, проверьте, все ли вы приготовили к уроку? А какой урок мы начинаем? А что мы делаем на уроках чтения? Правильно. | Выполняют движения игры. Да. Литературное чтение Читаем, учим буквы, составляем схемы слов. | Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу); Личностные (мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности). |
| Вот и сейчас я вам предлагаю поработать со словами и их звуковыми схемами. Работаем в группах. Вам нужно соотнести слова с их звуковой схемой. (Калейдоскоп с карточками) (Приложение 1) Проверьте. Кто не допустил ошибок? У кого были ошибки? В каких словах? Молодцы! А пока вы выполняли это задание, я решила отгадать ребусы, но у меня что-то не получается. Вы мне поможете? (Приложение 2) | В группах соотносят слова и звуковые схемы. Проверяют. Да. Отгадывают ребусы. (МАШИНА, УЖИ) | Познавательные (умение извлекать информацию, использовать знаково-символические средства); Коммуникативные (умение выслушивать мнение другого, принимать его); Регулятивные (понимание алгоритма выполнения действия). |
| Я предлагаю вам составить звуковые схемы этих слов. А теперь, давайте попробуем эти слова записать буквами. У кого что получилось? (Выявить ошибку) А почему же так получилось? Как же правильно надо записать эти слова: с и или ы? Вот проблема. Ребята, вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Что нам предстоит узнать? (В случае возникновения трудностей, помочь с формулировкой темы и задач урока) | Составляют схемы слов (в парах) Составляют слова из букв (в парах) Делают предположения по поводу темы урока, ставят задачи. | Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность); Коммуникативные (умение выслушивать мнение другого, принимать его, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью). |
| Предлагаю вам провести научное исследование, чтобы разрешить возникшую проблему. Но сначала отдохнем перед тяжелой работой. ФИЗМИНУТКА. Чтобы нам выяснить, какую букву следует писать, давайте исследуем текст, в котором встречается много слов, содержащих такие же опасные места. (Объяснить задание) (Приложение 3) На доску вывесить слова из текста с ЖИ, ШИ. (Приложение 4) Какой вывод мы можем сделать? Ребята, а где мы можем найти подтверждение результатам нашего исследования? Прочитайте правило. Ну, что? Правильный мы сделали вывод? Молодцы! | Выполняют движения. В группах читают текст, ищут слова с ЖИ, ШИ. Затем один читает текст, другие называют слова, называют букву в сочетаниях. Делают вывод, что ЖИ, ШИ пишется с буквой И. В учебнике. Находят и читают правило (учебник с. 71) | Познавательные (умение выстраивать логическую цепь рассуждений); Познавательные (умение ориентироваться в учебнике); Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей). |
| Но почему же так произошло, что после Ж и Ш пишут И. Ведь мы что знаем про эти буквы? Я вам расскажу сказку об этом правиле. СКАЗКА (Приложение 5) А вы догадались, какое наказание придумали для буквы ы? А что мы еще знаем про букву ы? Думаю, это тоже было частью наказания. Вы замечательно потрудились и заслужили отдых ФИЗМИНУТКА (электронная) | Они всегда обозначают твердый звук. Она не пишется после Ж и Ш. Нет заглавной. С нее не начинаются слова. Выполняют движения. | Коммуникативные (умение строить свое высказывание в соответствии с задачей); Познавательные (умение выстраивать логическую цепь рассуждений). |
| Задания в тетради «Звуки и буквы»: стр. 10 № 18 (Приложение 6 (объяснить задание) (слова записывают на планшетах) | Выполняют задания самостоятельно (на планшетах), проверяют по образцу. | Познавательные (умение ориентироваться в рабочей тетради); Регулятивные: контроль, коррекция; |
| На выбор учащихся: 1) Задания в тетрадях «Звуки и буквы»: стр. 10-11 № 20, 22 (Приложение 7) 2) Выполнение заданий с использованием электронного учебника и интерактивной доски. | 1)Выполняют задания в тетрадях. Объясняют выполнение. 2)В игровой форме выполняют задания, предложенные в приложении к электронному учебнику | Познавательные (умение извлекать информацию , анализировать, классифицировать) Регулятивные (умение принимать решение, делать выбор). |
| Вот и подходит к концу наш урок. Вы хорошо потрудились. Что нового вы узнали для себя? Что понравилось? Что показалось трудным? Что не вызвало затруднений? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Какое настроение у вас? Нам поможет это оценить Федя Солнышкин (ежик) (Приложение 8) Если у вас все получилось, возьмите зеленого ежика. Если возникли трудности или что-то не понравилось – желтого. Если многое не получалось, было сложно – красного. Спасибо всем за работу. Вы - молодцы! | Ответы учащихся. Оценивают свою работу, настроение. | Регулятивные (умение осуществлять познавательную, личностную рефлексию); Личностные (умение выражать свои эмоции) |
Приложение 1
Карточки для работы на калейдоскопе.
зима | |
бабушка | |
виноград | |
рука | |
сарафан | |
мир | |
жук | |
огород | |
каравай |
зима |
|
бабушка | |
виноград | |
рука | |
сарафан | |
мир | |
жук | |
огород | |
каравай |
Приложение 2
Ребусы
Ш Ж
МА
Приложение 3
Прочитайте текст и найдите слова с сочетаниями ЖИ, ШИ.
Подчеркните их.
ТЕКСТ
МАЛЫШИ.
В детском саду тишина. Малыши спят. Широкие окна прикрыты шторами. Стоят в стаканах карандаши. В альбомах красуются румяные груши, колючие ежи, жирафы и чижи. Хорошо поработали малыши. Теперь отдыхают.
Приложение 4
малыши |
тишина |
широкие |
карандаши |
груши |
ежи |
жирафы |
чижи |
Приложение 5
СКАЗКА
В Королевстве Правописания у короля Алфавита жили 33 буквы. Они могли написать любую сказку, рассказ, так как составляли различные слова. Однажды был карнавал, и Ы очень хотела попасть на бал. Но в это время буквы Ж и Ш составляли рассказ и требовали её присутствия. Они не любили увеселений и всегда шипели. Мимо проходила буква И в своем серебристом карнавальном костюме, и тогда Ы решила пойти на хитрость.
-Милая И, я так плохо себя чувствую, побудь здесь вместо меня, а я схожу к доктору.
И была очень добрая, и хотя очень спешила, согласилась. Когда Ы попала на карнавал, она забыла все на свете и очнулась только тогда, когда он кончился. Буквы Ж, Ш, И обратились к королю Алфавиту с жалобой на Ы. Король выслушал их и сказал: «За свой обман буква Ы будет наказана!»
Приложение 6
Приложение 6.
Карточки для выполнения задания на планшетах
(с последующей самопроверкой)
пружина |
карандаши |
малыши |
тишина |
ландыши |
лыжи |
машина |
Приложение 7
Приложение 8
Ежик Федя Солнышкин (распечатать на цветной бумаге)
(для проведения рефлексии).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Уж сколько раз твердили миру..."
Данный урок посвящен обобщающему повторению по теме « Уж сколько раз твердили миру…» (басни)....
Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун"
Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун". Урок разработан по УМК "Гармония" 2 класс. Прилагается презентация....
Сценарий урока по литературному чтению 4 класс : Особый язык художников и поэтов: Франц Марк "Птицы", Велимир Хлебников "Кузнечик"
Сценарий урока литературного чтенияОО: МБОУ Школа №37 г.о. СамараУчитель: начальных классов Будаева Марина СергеевнаУМК:«Перспективная начальная школа»Учебник «Литературное чте...
Сценарий урока по литературному чтению 1 класс по программе "1 век
Сценарий урока по литературному чтению по программе "Начальная школа 21 век"...
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"Тема: «Русские народные сказки».Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класс...
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Путешествие в мир русских народных сказок"
Тема: «Путешествие в мир русских народных сказок»Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам; вспомнить исторические корни сказок; научить определять жанр сказки; обратить внимание на...
Сценарий урока по литературному чтению "«Тайна Флорио» итальянская сказка"
Тема урока: «Тайна Флорио» итальянская сказка. Часть 1.Цель урока (для учителя): познакомить учащихся с первой частью итальянской сказки «Тайна Флорио».Задачи урока:Образо...