Сценарий урока по литературному чтению 4 класс : Особый язык художников и поэтов: Франц Марк "Птицы", Велимир Хлебников "Кузнечик"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Сценарий урока литературного чтения

ОО: МБОУ Школа №37 г.о. Самара

Учитель:  начальных классов Будаева Марина Сергеевна

УМК:

«Перспективная начальная школа»

Учебник «Литературное чтение» Н.А. Чуракова, 4 класс, часть 2.

Класс: 4 «А»

Количество учащихся в классе: 22 человека

Тема урока:  Особый язык художников и поэтов: Франц Марк "Птицы", Велимир Хлебников "Кузнечик"

Тип урока: интегрированный

Цели урока:

  • Образовательная:

 – ввести понятие о особом языке художественного произведения;

– познакомиться с произведениями неизвестных авторов;

– научить строить монологическое высказывание, отстаивать своё мнение;

 – научить воспринимать особенности художественного языка живописи и литературы, находить общее и различное в средствах художественной выразительности.

  • Воспитывающая:

– формировать интерес к художественным произведениям, как части общей культуры человека;

– способствовать развитию интереса обучающихся к произведениям искусства.

  • Развивающая:

– формировать чувство ответственности за собственный выбор и результат своей деятельности;

– развивать высшие психические функции личности ученика (восприятие, эмоции, воображение);

– формировать навыки анализа художественного произведения на уровне актуального развития обучающихся.

Планируемые результаты:

  1. Предметный:

обеспечить возможность  для формирования интереса к художественным произведениям живописи, поэтическим и музыкальным произведениям;

– научить выделять в живописи и поэтическом тексте специфические средства художественной выразительности, составляющие «особую правду искусства»;

– сформировать умения определять настроение живописных произведений, понимать, что хотел выразить художник, используя средства изобразительного искусства;

– находить подтверждение тому, что у искусства есть своя собственная правда через анализ картины и стихотворения.

  1. Метапредметные:
  1. Коммуникативные УУД:

– способствовать формированию умения работать в группах, 

– способствовать формированию умению участвовать в учебном диалоге.

2.Регулятивные УУД:

– создать условия для принятия и сохранения учебной задачи;

– сформировать умение отбирать способы решения учебной задачи.

  1. Познавательные УУД:

– научить выделять существенное и несущественное в представленной информации;

– научить формулировать выводы.

  1. Личностные:

– формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу;

– развивать высшие психические функции личности ученика (восприятие, эмоции, воображение);

– производить рефлексию своей деятельности.

 

Оборудование: ИКТ (ИА доска), учебник «Литературное чтение» Н.А. Чуракова, 4 класс, часть 2, учебник «Русского языка» М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская,4 класс, часть 2.

 

 

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Настроить обучающихся к учебной деятельности.

- Обратите внимание, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.

 

- Проверьте свои рабочие места, всё ли  вы приготовили к уроку?

 

- Садитесь, начнём урок.

Дети здороваются.

 

 

 

Проверяют свои рабочие места.

На рабочем месте: учебник по литературному чтению,2 часть русского языка, дневник, пенал.

 

 

  1. Актуализация знаний

Подвести учащихся к постановке цели урока.

- С какими художниками XX века мы познакомились  на прошлом уроке?

 

- Что необычного и особенного было в их картинах?

 

 

 

 

 

- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями творцов  XX века.

-Как вы считаете, у авторов XX века может быть похож язык друг с другом?

- А как вам кажется, художественный язык живописца и поэта могут быть похожим?

-Что мы сможем найти и обнаружить в этих произведениях особенного?

 

-Тогда как мы можем сформулировать цель нашего урока?

Учитель прикрепляет лист с темой урока на доску.

- На прошлом уроке мы познакомились с художниками Пабло Пикассо, Эдвард Мунк, Марк Шагал.

- Художники в картинах изображают не внешнюю форму людей, а отображают чувства, эмоции, внутреннюю жизнь человека. У этих картин особый язык.

 

Ответы детей ( да, нет, не знаем).

 

 

 

 

 

- Мы сможем найти особый язык в произведениях.

 

-Найти особенности художественного языка живописи и литературы, и сравнению их между собой.

  1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Проанализировать картину и понять, что хотел сказать художник.

- Мы продолжаем экскурсию в «Музейном Доме».

(Слайд 1)

image

 

-Посмотрите на необычную работу Франца Марка.

- Что вы на ней видите неодушевлённого ?

 

 

-А живых существ видите?

 

-А как они живут на холсте?

- Как Вы думаете, что хотел сказать нам художник?

 

- Спасибо, ребята, а теперь давайте прочитаем рассуждение Тани и Миши о картине на

с. 101-102.

Учитель распределяет роли: Миша, Таня, автор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте остановимся и сравним с картиной.

Вы согласны с ребятами?

 

-Что же на картине позволяет нам увидеть движение крыльев?

 

 

- Продолжаем читать.

Учитель распределяет роли: автор, Миша, Евдокия Васильевна, Таня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А теперь остановимся на цвете. Какие цветовые пятна и сочетания вы увидели?

 

 

 

-Ребята, вы можете сказать, а зелёный цвет с чем связан в природе?

- А красный, синий, желтый, чёрный?

 

- А эти все цвета мы наблюдаем, в какое время года?

 

-Давайте дочитаем?

 

 

 

 

 

- Обратите внимание на цвет в картине. Вы увидели цвета, о которых говорит Таня?

 

- В этом тексте есть слово со звёздочкой, а что это значит? 

-Найдите его в словаре и прочитайте.

 

- Продолжим исследовать картины. Мы поговорили о художественном языке, цвете, содержании картины, но художники на кончике своих кистей переносят частицы света.

- А какое освещение нам видится в этой картине, какое время суток, настроение?

- Давайте, наши впечатления сравним с героями учебника.

Учитель распределяет роли: Костя, Таня, Евдокия Васильевна, автор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, давайте поможем художнику Франц Марку дать имя этой работе.

- Почти все правы, картина называется «Птицы».

Учитель прикрепляет лист с именем художника и названием картины под портретом художника.

 

- Художник передаёт форму предметов или старается передать впечатление полёта, яркого летнего дня?

 

-Какое Ваше впечатление от этой картины?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Неодушевлённое: цветные пятна, острые углы, сочетание светлых и тёмных фрагментов, геометрические фигуры, линии.

Образы птиц.

Ответы детей.

Предположение детей.

Текст в учебнике:

- Тебе, конечно, нравится эта картина? – спросил Миша у Тани.

- Очень нравится. Ведь для птицы главное – её полёт. А как его передать? Нарисуешь птицу наверху листа с развёрнутыми крыльями – она всё равно будет как неживая. А у Франца Марка сплошное движение! Вся работа пронизана взмахами крыльев!

Ответы детей.

 

- Линии, углы, которые передают движение, полёт, взмахи крыльев.

Текст в учебнике:

Все, включая Евдокию Васильевну, молча рассматривали картину.

- Вот что значит художница! – прервал молчание Миша. – Костя! Евдокия Васильевна! Почему вы ни слова не говорите? Почему не хвалите Таню? Ведь она хорошо сказала!

- Таня чувствует себя в музее как рыба в воде, - серьёзно сказала Евдокия Васильевна. – Она здесь и учитель, и экскурсовод*. Тебе же, Миша, не приходит в голову меня хвалить за мои высказывания? На что нам ещё обратить внимание, Татьяна?

-Зелёный, жёлтый, синий, розовый, красный, белый, чёрный.

 

- Зелёная трава и листья деревьев, стебли.

 - Цветы, синее небо, земля, закат.

- Летом, поздней весной.

Текс в учебнике.

- На цвет! –просияла Таня. – Здесь все краски лета: зелёная трава и листья деревьев, алые маки, синее небо.

Ответы детей.

 

- Нужно это слово найти в толковом словаре.

Находят слово и читают.

 

 

 

 

- День, ясно, солнце, летнее настроение.

 

Текст в учебнике:

- А почему ты не говоришь про свет? – спросил Костя. – По-моему, это очень важно.

- Ещё не успела! – ответила Таня. – Костя прав! Главное – это всё-таки свет. Свет и воздух. Правда ведь, Евдокия Васильевна?

- Мне тоже так кажется, - сказала учительница. – Художник передаёт своё общее впечатление от солнечного света, воздуха и мелькания крыльев!

Предлагают свои названия.

 

 

 

 

- Художник пишет не сами предметы, а старается передать впечатление полёта, движения, яркого летнего дня.

Ответы детей

  1. Физминутка

 

- А теперь встаньте. Первый вариант изобразит, что они насекомые, а второй – птицы, можете произносить звуки.

- А теперь поменяйтесь ролями.

 

-Что вы почувствовали, когда были маленькими насекомыми и большими птицами?

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

  1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проанализировать стихотворение и понять, что хотел передать поэт.

-Давайте прослушаем и прочитаем стихотворение Велимира Хлебникова «Кузнечик». Оно было написано почти в то же время, что и картина Франца Марка.

Учитель прикрепляет лист с именем поэта и названием стихотворения под портретом поэта.

 

 

 

 

 

- Вам понятно, о чём это стихотворение?

- А почему, что показалось вам сложным или странным?

-Давайте разберём вместе. Вы обратили внимание на выделенные слова? Этих слов нет в русском языке.

-Назовите их.

 

-Такие слова, который изобрёл поэт называются неологизмами(«нео»-новый, «логос»-слово). Если очень внимательно проанализировать стихотворение, заострив внимание на каждом слове, то можно понять его смысл, несмотря на огромное количество непонятных слов.

-Сейчас мы вместе проанализируем все слова этого стихотворения. Обратите внимание, от каких слов они произошли.

 

Учитель читает первые две строки:

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил…

-Крылышкуя от какого слова образованно?

-Подумайте, на какой вопрос отвечает и

что предполагает это слово?

 

-Золотописьмо от какого слова образованно?

 

- Тончайших жил - на,  что поэт обращает наше внимание? На какие жилы и где они могут быть расположены, какого цвета?

- Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер*.

- Как вы думаете, чем успел изрядно полакомиться кузнечик.

- Прибрежных много трав и вер- Где происходило действие и один там был кузнечик?

-"Пинь, пинь, пинь!" - тарарахнул зинзивер*.

-Что здесь появляется, подражание кому пытается передать поэт?

-Тарарахнул  - какой приём с помощью звуков использует Велимир Хлебников и пытается передать?

-Зинзивер-прочитайте ,что обозначает это слово.

 

-Как вы думаете, для чего поэт сравнивает синицу и кузнечика?

 

 

- О, лебедиво!-что это может означать и от каких слов образовано?

-О, озари!- на что поэт обращает наше внимание и повелевает?

Слушают аудио запись и следят за текстом в учебнике.

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

"Пинь, пинь, пинь!" - тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О, озари!

- Непонятно.

- Слова непонятные, как на иностранном языке.

 

-Крылышкуя , золотописьмом, лебедиво,озари.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Крылышкуя-от слова крылья, крыло.

-Слово предполагает быстрые и частые взмахи крыльями.

 

-Золотописьмо -от слов золото и письмо.

-Тончайших жил- украшения на крыльях золотом кузнечика.

 

Веры*(устар.)разные виды насекомых.

 

-Наелся сочной, зелёной травы.

 

-У берега реки, где много трав и разных видов насекомых.

 

-Пинь, пинь, пинь!-звукоподражания синицы.

 

 

- Использует звукопись. Хочет передать шум.

Зинзивер*-народное название большой синицы.

-Поэт сравнивает кузнечика с птицей. Кузнечик маленький, и синица большая.

-О, лебедиво! – от слов лебедь, диво. Это красиво.

- На свет, который озаряет всё вокруг.

  1. Обобщение усвоенного и применение на практике

Познать особую правду художника и поэта, через наблюдения и анализ картины и стихотворения, самостоятельно делать выводы.

-А теперь ваше впечатление о стихотворении изменилось?

- Так в чём же заключается секрет языка Велимира Хлебникова, что он использует?

 

 

 

- Для чего использует

поэт новые слова, почему нарушает форму слов, что он старается показать и передать?

 

- Что же общего у картины Франца Марка «Птицы» и у стихотворения «Кузнечик» Велимира Хлебникова?

 

 

 

 

- Откройте приложение и найдите там картину Франц Марка «Птицы».

- Для этого задания Вам нужно будет разделиться на  группы,

придумать новые слова и составить предложение, чтобы описать не внешнюю форму картины «Птицы», а передать свои ощущения.

- Кто готов сам сделать, я дам чистый лист, кто сомневается, дам лист со словами. Не забывайте добавлять звукозапись. Можно использовать не все слова и придумать свои.

- На выполнение задания даю несколько минут.

- Для помощи и настроения я вам включу музыку композитора XX века Густава Малера отрывок из Симфонии №10.

-Приступайте.

Учитель прикрепляет лист с именем композитора и названием произведения под портретом.

- Выберите одного человека, который покажет нам под документ камерой, что вы придумали и зачитает.

- Да, стало понятно.

- Неологизмы (новые ,придуманные слова), устаревшие слова не употребляемые сейчас, звукозапись.

-Для того, чтобы текст стал более красочным, поэт старается ярко передать свои ощущения от красоты мира природы

-Они оба нарушают правила, для того, чтобы сделать свои произведения более яркими и выразительными, неповторимыми, оригинальными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делятся на группы и выполняют задание.

 

 

 

 

Дети выходят по очереди зачитывают свои варианты.

  1. Объяснение и понимание домашнего задания

Уметь выразительно читать.

Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть – это на 5, по книге – на 4.

Выполнить домашнее задание

  1. Рефлексия

Оценить урок.

 - А теперь возьмите чистый лист бумаги и обведите свою ладошку.

- На каждом пальце напишите короткие ответы на соответствующие вопросы, которые вы видите на доске.

М (мизинец) – Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) –Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) –Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

У (указательный) –Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) –.

Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

 Обводят ладошки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети дописывают и зачитывают по желанию.

 

 

 

Особый язык  художника

и

поэта

Франц Марк

image

 

«Птицы»

image

Велимир Хлебников «Кузнечик»

image

image

Густав Малер Симфония №10.

image

           Крылья, клюв, птицы, цветы, парить, лететь, парить, петь, красный,                солнечный, яркий, зелёный.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

image

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительной деятельности «Художник и зрелище».

Предмет «Изобразительное искусство и Литературное чтение»Класс: 4 классЦель: творческий отчет по литературному чтению и изобразительной деятельности, показать сказку-пьесу, используя...

Сценарий урока по литературному чтению по теме "Звуки (ж), (ш) - всегда твердые. Правописание сочетаний жи, ши".

Урок по литературному чтению составлен с использованием "УМК развивающей системы Л. В. Занкова" для 1 класса....

Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун"

Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун". Урок  разработан по УМК  "Гармония" 2 класс. Прилагается презентация....

Сценарий урока по литературному чтению 1 класс по программе "1 век

Сценарий урока по литературному чтению по программе "Начальная школа 21 век"...

7.3 Особый язык художников и поэтов: Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик», Марк Шагал «День рождения», Франц Марк «Птицы», Велимир Хлебников «Кузнечик». (1-й из 1 ч.)

7.3 Особый язык художников и поэтов: Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик», Марк Шагал «День рождения», Франц Марк «Птицы», Велимир Хлебн...

Сценарий урока по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин " В синем небе плывут над полями..."

В сценарии показана работа над стихотворением И.С. Никитина "В синем небе плывут над полями...". При работае над  анализом  произведения  взят приём "Семь шляп критическо...