Сценарий урока по литературному чтению 4 класс : Особый язык художников и поэтов: Франц Марк "Птицы", Велимир Хлебников "Кузнечик"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Сценарий урока литературного чтения
ОО: МБОУ Школа №37 г.о. Самара
Учитель: начальных классов Будаева Марина Сергеевна
УМК:
«Перспективная начальная школа»
Учебник «Литературное чтение» Н.А. Чуракова, 4 класс, часть 2.
Класс: 4 «А»
Количество учащихся в классе: 22 человека
Тема урока: Особый язык художников и поэтов: Франц Марк "Птицы", Велимир Хлебников "Кузнечик"
Тип урока: интегрированный
Цели урока:
- Образовательная:
– ввести понятие о особом языке художественного произведения;
– познакомиться с произведениями неизвестных авторов;
– научить строить монологическое высказывание, отстаивать своё мнение;
– научить воспринимать особенности художественного языка живописи и литературы, находить общее и различное в средствах художественной выразительности.
- Воспитывающая:
– формировать интерес к художественным произведениям, как части общей культуры человека;
– способствовать развитию интереса обучающихся к произведениям искусства.
- Развивающая:
– формировать чувство ответственности за собственный выбор и результат своей деятельности;
– развивать высшие психические функции личности ученика (восприятие, эмоции, воображение);
– формировать навыки анализа художественного произведения на уровне актуального развития обучающихся.
Планируемые результаты:
- Предметный:
– обеспечить возможность для формирования интереса к художественным произведениям живописи, поэтическим и музыкальным произведениям;
– научить выделять в живописи и поэтическом тексте специфические средства художественной выразительности, составляющие «особую правду искусства»;
– сформировать умения определять настроение живописных произведений, понимать, что хотел выразить художник, используя средства изобразительного искусства;
– находить подтверждение тому, что у искусства есть своя собственная правда через анализ картины и стихотворения.
- Метапредметные:
- Коммуникативные УУД:
– способствовать формированию умения работать в группах,
– способствовать формированию умению участвовать в учебном диалоге.
2.Регулятивные УУД:
– создать условия для принятия и сохранения учебной задачи;
– сформировать умение отбирать способы решения учебной задачи.
- Познавательные УУД:
– научить выделять существенное и несущественное в представленной информации;
– научить формулировать выводы.
- Личностные:
– формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу;
– развивать высшие психические функции личности ученика (восприятие, эмоции, воображение);
– производить рефлексию своей деятельности.
Оборудование: ИКТ (ИА доска), учебник «Литературное чтение» Н.А. Чуракова, 4 класс, часть 2, учебник «Русского языка» М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская,4 класс, часть 2.
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| Настроить обучающихся к учебной деятельности. | - Обратите внимание, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.
- Проверьте свои рабочие места, всё ли вы приготовили к уроку?
- Садитесь, начнём урок. | Дети здороваются.
Проверяют свои рабочие места. На рабочем месте: учебник по литературному чтению,2 часть русского языка, дневник, пенал.
|
| Подвести учащихся к постановке цели урока. | - С какими художниками XX века мы познакомились на прошлом уроке?
- Что необычного и особенного было в их картинах?
- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями творцов XX века. -Как вы считаете, у авторов XX века может быть похож язык друг с другом? - А как вам кажется, художественный язык живописца и поэта могут быть похожим? -Что мы сможем найти и обнаружить в этих произведениях особенного?
-Тогда как мы можем сформулировать цель нашего урока? Учитель прикрепляет лист с темой урока на доску. | - На прошлом уроке мы познакомились с художниками Пабло Пикассо, Эдвард Мунк, Марк Шагал. - Художники в картинах изображают не внешнюю форму людей, а отображают чувства, эмоции, внутреннюю жизнь человека. У этих картин особый язык.
Ответы детей ( да, нет, не знаем).
- Мы сможем найти особый язык в произведениях.
-Найти особенности художественного языка живописи и литературы, и сравнению их между собой. |
| Проанализировать картину и понять, что хотел сказать художник. | - Мы продолжаем экскурсию в «Музейном Доме». (Слайд 1)
-Посмотрите на необычную работу Франца Марка. - Что вы на ней видите неодушевлённого ?
-А живых существ видите?
-А как они живут на холсте? - Как Вы думаете, что хотел сказать нам художник?
- Спасибо, ребята, а теперь давайте прочитаем рассуждение Тани и Миши о картине на с. 101-102. Учитель распределяет роли: Миша, Таня, автор.
- Давайте остановимся и сравним с картиной. Вы согласны с ребятами?
-Что же на картине позволяет нам увидеть движение крыльев?
- Продолжаем читать. Учитель распределяет роли: автор, Миша, Евдокия Васильевна, Таня.
- А теперь остановимся на цвете. Какие цветовые пятна и сочетания вы увидели?
-Ребята, вы можете сказать, а зелёный цвет с чем связан в природе? - А красный, синий, желтый, чёрный?
- А эти все цвета мы наблюдаем, в какое время года?
-Давайте дочитаем?
- Обратите внимание на цвет в картине. Вы увидели цвета, о которых говорит Таня?
- В этом тексте есть слово со звёздочкой, а что это значит? -Найдите его в словаре и прочитайте.
- Продолжим исследовать картины. Мы поговорили о художественном языке, цвете, содержании картины, но художники на кончике своих кистей переносят частицы света. - А какое освещение нам видится в этой картине, какое время суток, настроение? - Давайте, наши впечатления сравним с героями учебника. Учитель распределяет роли: Костя, Таня, Евдокия Васильевна, автор.
-Ребята, давайте поможем художнику Франц Марку дать имя этой работе. - Почти все правы, картина называется «Птицы». Учитель прикрепляет лист с именем художника и названием картины под портретом художника.
- Художник передаёт форму предметов или старается передать впечатление полёта, яркого летнего дня?
-Какое Ваше впечатление от этой картины?
|
-Неодушевлённое: цветные пятна, острые углы, сочетание светлых и тёмных фрагментов, геометрические фигуры, линии. Образы птиц. Ответы детей. Предположение детей. Текст в учебнике: - Тебе, конечно, нравится эта картина? – спросил Миша у Тани. - Очень нравится. Ведь для птицы главное – её полёт. А как его передать? Нарисуешь птицу наверху листа с развёрнутыми крыльями – она всё равно будет как неживая. А у Франца Марка сплошное движение! Вся работа пронизана взмахами крыльев! Ответы детей.
- Линии, углы, которые передают движение, полёт, взмахи крыльев. Текст в учебнике: Все, включая Евдокию Васильевну, молча рассматривали картину. - Вот что значит художница! – прервал молчание Миша. – Костя! Евдокия Васильевна! Почему вы ни слова не говорите? Почему не хвалите Таню? Ведь она хорошо сказала! - Таня чувствует себя в музее как рыба в воде, - серьёзно сказала Евдокия Васильевна. – Она здесь и учитель, и экскурсовод*. Тебе же, Миша, не приходит в голову меня хвалить за мои высказывания? На что нам ещё обратить внимание, Татьяна? -Зелёный, жёлтый, синий, розовый, красный, белый, чёрный.
- Зелёная трава и листья деревьев, стебли. - Цветы, синее небо, земля, закат. - Летом, поздней весной. Текс в учебнике. - На цвет! –просияла Таня. – Здесь все краски лета: зелёная трава и листья деревьев, алые маки, синее небо. Ответы детей.
- Нужно это слово найти в толковом словаре. Находят слово и читают.
- День, ясно, солнце, летнее настроение.
Текст в учебнике: - А почему ты не говоришь про свет? – спросил Костя. – По-моему, это очень важно. - Ещё не успела! – ответила Таня. – Костя прав! Главное – это всё-таки свет. Свет и воздух. Правда ведь, Евдокия Васильевна? - Мне тоже так кажется, - сказала учительница. – Художник передаёт своё общее впечатление от солнечного света, воздуха и мелькания крыльев! Предлагают свои названия.
- Художник пишет не сами предметы, а старается передать впечатление полёта, движения, яркого летнего дня. Ответы детей |
|
| - А теперь встаньте. Первый вариант изобразит, что они насекомые, а второй – птицы, можете произносить звуки. - А теперь поменяйтесь ролями.
-Что вы почувствовали, когда были маленькими насекомыми и большими птицами?
|
Ответы детей. |
| Проанализировать стихотворение и понять, что хотел передать поэт. | -Давайте прослушаем и прочитаем стихотворение Велимира Хлебникова «Кузнечик». Оно было написано почти в то же время, что и картина Франца Марка. Учитель прикрепляет лист с именем поэта и названием стихотворения под портретом поэта.
- Вам понятно, о чём это стихотворение? - А почему, что показалось вам сложным или странным? -Давайте разберём вместе. Вы обратили внимание на выделенные слова? Этих слов нет в русском языке. -Назовите их.
-Такие слова, который изобрёл поэт называются неологизмами(«нео»-новый, «логос»-слово). Если очень внимательно проанализировать стихотворение, заострив внимание на каждом слове, то можно понять его смысл, несмотря на огромное количество непонятных слов. -Сейчас мы вместе проанализируем все слова этого стихотворения. Обратите внимание, от каких слов они произошли.
Учитель читает первые две строки: Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил… -Крылышкуя от какого слова образованно? -Подумайте, на какой вопрос отвечает и что предполагает это слово?
-Золотописьмо от какого слова образованно?
- Тончайших жил - на, что поэт обращает наше внимание? На какие жилы и где они могут быть расположены, какого цвета? - Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер*. - Как вы думаете, чем успел изрядно полакомиться кузнечик. - Прибрежных много трав и вер- Где происходило действие и один там был кузнечик? -"Пинь, пинь, пинь!" - тарарахнул зинзивер*. -Что здесь появляется, подражание кому пытается передать поэт? -Тарарахнул - какой приём с помощью звуков использует Велимир Хлебников и пытается передать? -Зинзивер-прочитайте ,что обозначает это слово.
-Как вы думаете, для чего поэт сравнивает синицу и кузнечика?
- О, лебедиво!-что это может означать и от каких слов образовано? -О, озари!- на что поэт обращает наше внимание и повелевает? | Слушают аудио запись и следят за текстом в учебнике. Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. "Пинь, пинь, пинь!" - тарарахнул зинзивер. О, лебедиво! О, озари! - Непонятно. - Слова непонятные, как на иностранном языке.
-Крылышкуя , золотописьмом, лебедиво,озари.
-Крылышкуя-от слова крылья, крыло. -Слово предполагает быстрые и частые взмахи крыльями.
-Золотописьмо -от слов золото и письмо. -Тончайших жил- украшения на крыльях золотом кузнечика.
Веры*(устар.)разные виды насекомых.
-Наелся сочной, зелёной травы.
-У берега реки, где много трав и разных видов насекомых.
-Пинь, пинь, пинь!-звукоподражания синицы.
- Использует звукопись. Хочет передать шум. Зинзивер*-народное название большой синицы. -Поэт сравнивает кузнечика с птицей. Кузнечик маленький, и синица большая. -О, лебедиво! – от слов лебедь, диво. Это красиво. - На свет, который озаряет всё вокруг. |
| Познать особую правду художника и поэта, через наблюдения и анализ картины и стихотворения, самостоятельно делать выводы. | -А теперь ваше впечатление о стихотворении изменилось? - Так в чём же заключается секрет языка Велимира Хлебникова, что он использует?
- Для чего использует поэт новые слова, почему нарушает форму слов, что он старается показать и передать?
- Что же общего у картины Франца Марка «Птицы» и у стихотворения «Кузнечик» Велимира Хлебникова?
- Откройте приложение и найдите там картину Франц Марка «Птицы». - Для этого задания Вам нужно будет разделиться на группы, придумать новые слова и составить предложение, чтобы описать не внешнюю форму картины «Птицы», а передать свои ощущения. - Кто готов сам сделать, я дам чистый лист, кто сомневается, дам лист со словами. Не забывайте добавлять звукозапись. Можно использовать не все слова и придумать свои. - На выполнение задания даю несколько минут. - Для помощи и настроения я вам включу музыку композитора XX века Густава Малера отрывок из Симфонии №10. -Приступайте. Учитель прикрепляет лист с именем композитора и названием произведения под портретом. - Выберите одного человека, который покажет нам под документ камерой, что вы придумали и зачитает. | - Да, стало понятно. - Неологизмы (новые ,придуманные слова), устаревшие слова не употребляемые сейчас, звукозапись. -Для того, чтобы текст стал более красочным, поэт старается ярко передать свои ощущения от красоты мира природы -Они оба нарушают правила, для того, чтобы сделать свои произведения более яркими и выразительными, неповторимыми, оригинальными.
Делятся на группы и выполняют задание.
Дети выходят по очереди зачитывают свои варианты. |
| Уметь выразительно читать. | Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть – это на 5, по книге – на 4. | Выполнить домашнее задание |
| Оценить урок. | - А теперь возьмите чистый лист бумаги и обведите свою ладошку. - На каждом пальце напишите короткие ответы на соответствующие вопросы, которые вы видите на доске. М (мизинец) – Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) –Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) –Каким было сегодня моё преобладающее настроение? У (указательный) –Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б (большой) –. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья? - Кто хочет поделиться своими впечатлениями? | Обводят ладошки.
Записывают ответы.
Дети дописывают и зачитывают по желанию.
|
Особый язык художника
и
поэта
Франц Марк
«Птицы»
Велимир Хлебников «Кузнечик»
Густав Малер Симфония №10.
Крылья, клюв, птицы, цветы, парить, лететь, парить, петь, красный, солнечный, яркий, зелёный.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительной деятельности «Художник и зрелище».
Предмет «Изобразительное искусство и Литературное чтение»Класс: 4 классЦель: творческий отчет по литературному чтению и изобразительной деятельности, показать сказку-пьесу, используя...
Сценарий урока по литературному чтению по теме "Звуки (ж), (ш) - всегда твердые. Правописание сочетаний жи, ши".
Урок по литературному чтению составлен с использованием "УМК развивающей системы Л. В. Занкова" для 1 класса....
Краткий сценарий интегративного урока по литературному чтению и русскому языку для 1 класса
Буква Ю.Звуки Й,УПисьмо строчной буквы Ю...
Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун"
Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун". Урок разработан по УМК "Гармония" 2 класс. Прилагается презентация....
Сценарий урока по литературному чтению 1 класс по программе "1 век
Сценарий урока по литературному чтению по программе "Начальная школа 21 век"...
7.3 Особый язык художников и поэтов: Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик», Марк Шагал «День рождения», Франц Марк «Птицы», Велимир Хлебников «Кузнечик». (1-й из 1 ч.)
7.3 Особый язык художников и поэтов: Пабло Пикассо «Плачущая женщина», Эдвард Мунк «Крик», Марк Шагал «День рождения», Франц Марк «Птицы», Велимир Хлебн...
Сценарий урока по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин " В синем небе плывут над полями..."
В сценарии показана работа над стихотворением И.С. Никитина "В синем небе плывут над полями...". При работае над анализом произведения взят приём "Семь шляп критическо...