Сценарий урока по литературному чтению 1 класс по программе "1 век
методическая разработка (1 класс)
Сценарий урока по литературному чтению по программе "Начальная школа 21 век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_b.docx | 85.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Б, б
Цели: познакомить с буквой Б, б; учить давать характеристику звукам; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух.
Формирование УУД:
Познавательные:общеучебные – использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных задач; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; логические – построение рассуждений о значении понятий.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;
адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-
речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Предметные: выполнять звуковой анализ слов, выбор слов со звуком [б] в начале, середине, конце слова.
Ход урока
I. Мотивация.Организационный момент.
Вот книга школьная – «Букварь»:
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про реки, звезды и моря –
Не обойтись без «Букваря».
II. Постановк учебной цели и задач.
– Отгадайте загадки.
На завтрак съел он только луковку,
Но никогда он не был плаксой.
Писать учился носом буковки
И посадил в тетрадке кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло… (Буратино).
Н. Иванова
«Зеркальце, скажи, будь мило,
Кто на свете всех белее?» –
Как-то мачеха спросила,
Та, что всех хитрей и злее.
И ответило, сверкая,
Зеркальце, чуть-чуть помешкав:
«Всех прекрасней молодая
Падчерица… (Белоснежка)».
Н. Иванова
– Из каких сказок эти герои?
Учитель показывает книги А. Толстого и братьев Гримм.
– Еще раз произнесите имена героев. Интонационно выделите в словах первый звук.
– Перед зеркальцем еще раз произнесите эти звуки и расскажите, как располагаются видимые органы речи при их произнесении.
– Как проходит воздух?
– Сделайте необходимые выводы. (Этот звук согласный, звонкий, твердый, мягкий.)
III. Объявление темы и постановка целей урока.
А КТО В ДУПЛЕ?
В сосне дупло,
В дупле – тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле?
А живет там белочка,
Белочка-карелочка,
Непоседа-егоза,
Словно бусинки глаза!
А. Прокофьев
– Сегодня мы отправляемся в путешествие за новой буквой. Эта буква «спряталась» в стихотворении. Отгадайте, какая?
– Нас ждет много нового и интересного. Итак, в путь по стране Букварии!
IV. Открытие нового знания.
1. Звуковой анализ слова «бублики», «баранки».
Учитель..
– Составьте схемы слов «бублики» и «баранки» (по вариантам).
2. Звукобуквенный анализ слов «бант», «бинт». Знакомство с буквой Б, б.
– Рассмотрите схемы под рисунками. Подумайте, как можно назвать правую картинку.
– Какое второе слово? Докажите.
– Выполните звукобуквенный анализ слов «бант», «бинт». Белоснежка и Буратино просят вас определить, у кого из них в кармане бинт, а у кого – бант. Объясните.
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.
– Назовите букву, которой можно обозначить звуки [б], [б’].
– На что похожа буква?
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
А. Шибаев
Вот посмотрите – кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранью ногу?
С. Маршак
Буква Б проснется рано.
Буква Б – как бочка с краном.
Умывайся!
В. Степанов
– Определите, сколько в каждом из этих слов слогов. Объясните свое мнение. (Один гласный звук.)
– Назовите как можно больше признаков сходства и различия слов «бинт» и «бант».
– Вспомните и назовите слова, для записи которых потребуется заглавная буква Б.
– Назовите слова, для записи которых потребуется строчная буква б.
3. Игра на внимание «Самый, самый…».
– Кто больше найдет бабочек на рисунке?
4. Составление рассказа.
– А сейчас составим рассказ о том, как выглядел Буратино (показ иллюстрации в книге А. Толстого). Употребите как можно больше слов со звуком [б], [б’]. Услышав в слове звук, хлопните в ладоши.
Примерный текст.
Буратино – деревянный сказочный мальчик. У него круглое лицо и длинный нос. На голове – бумажный колпак. Он одет в бумажную курточку. У него темные короткие брюки. На ногах деревянные башмаки.
5. Чтение слогов, слов. Составление слов и их чтение.
Учитель. Стук-стук!
Тарарам!
Это кто стучится к нам?
Показ иллюстрации.
Это Баба-Яга,
Костяная нога.
– Ребята, Баба-Яга хочет посмотреть, как вы научились читать. Прочитайте по «окошечкам» слоги с буквой б.
– Прочитайте слоги по строкам.
– Прочитайте только те слоги, в которых буква б обозначает твердый согласный звук [б].
– Прочитайте только те слоги, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’].
– Прочитайте слова по столбикам.
– Прочитайте только те слова, в которых один слог.
– Прочитайте те слова, в которых два слога.
– Прочитайте только те слова, в которых три слога.
– Прочитайте только те слова, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’].
– Прочитайте только те слова, в которых буква б обозначает твердый согласный звук [б].
– Отвечает нам Яга:
Ой, белы в лесу снега,
Мочи нет одной мне жить,
С вами я хочу дружить.
Надоело мне летать
В этой старой ступе,
Надоело совершать
Скверные поступки.
По В. Татаринову
– Ну что, ребята, возьмем Бабу-Ягу с собой?
– Составьте слова, которые начинаются со слогов «би – ди», «ба – да».
6. Игра «Полсловечка за вами».
– У Бабы-Яги есть для вас игра.
Бой… (кот)
Бал… (кон, да)
Буй… (вол)
Бес… (еда)
7. Сопоставление рисунков и схем.
Буква Б бежит к словам:
Бублик, булка, барабан,
Бегемот, Барбос, банан,
Бармалей, башмак, баран.
– Назовите картинки, расположенные вверху.
– Рассмотрите схемы. Определите, как соотносятся схемы и рисунки. (Брюки, барабан, береза.)
– Сравните в словах «брюки» и «барабан» первые звуки. (Они одинаковые.)
– Сравните в словах «барабан» и «береза» сначала первые, а потом третьи звуки.
– Объясните, почему в этих словах первые звуки разные, а буквы одинаковые.
– Объясните, почему третьи звуки разные, а буквы одинаковые. (В русском языке парные по твердости – мягкости согласные записываются одной буквой.)
– Разделите эти слова на слоги и определите, какой слог ударный в каждом слове.
– Как вы думаете, почему в слове «береза» буква е написана красным цветом? (Безударная позиция.)
– Береза – это символ России. О ней слагали песни.
Заранее подготовленные дети читают стихи.
БЕРЕЗА
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
А. Прокофьев
БЕРЕЗА
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
И. Токмакова
8. Разгадывание зашифрованных слов.
– Впереди нас ждет трудное задание. (Набор – барон, кабан – банка.)
– Значения каких слов вам непонятны? (Барон – титулованный дворянин.)
– А вот и самый знаменитый сказочный барон. Кто знает его имя? (Мюнхгаузен.)
– Мюнхгаузен отличается острым умом, находчивостью, а самое главное… правдивостью.
– Расскажите барону Мюнхгаузену, что вы узнали на уроке, что делали. (Ответы детей.)
Браво, браво, буква Б!
Благодарны мы тебе
За березу, бал, балет,
Белоснежных роз букет,
Нежных бабочек в лугах,
Речку в тихих берегах.
Т. Синицына
– Отгадайте загадку от барона Мюнхгаузена.
Название этого животного означает «речная лошадь». Любит воду. Ему необходимо, чтобы ноги стояли на дне, а голова доставала до поверхности. Глаза, уши и ноздри расположены на голове на одном уровне. (Бегемот.)
– Совершенно верно.
Б – конечно, бегемот,
В зоопарке он живет.
Всех прохожих развлекает,
Рот огромный раскрывает.
В. Лиходед
– Теперь ваша очередь, ребята.
∙ Задание для нечитающих детей: чтение слогов, слов, предложений.
∙ Задание для читающих детей: чтение рассказа В. Голявкина «Все будет прекрасно!».
∙ Чтение рассказа учителем.
– Кто герой рассказа?
– Что с ним произошло?
– Почему рассказ называется «Все будет прекрасно!», а на иллюстрации мальчик совсем грустный?
∙ Работа в парах.
– У барона Мюнхгаузена готово продолжение, а у вас?
9. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
∙ Закрепление зрительного образа.
– Закрасьте в тетради те части рисунка, в которые вписана буква Б, б.
∙ Задание «Сообрази и запиши».
– Впишите буквы в клеточки, номера которых даны после буквы.
– Прочитайте получившиеся слова. (Береза, рябина.)
– Назовите эти предметы одним словом. (Деревья.)
– Найдите и подчеркните буквы, которыми различаются слова в парах.
– Найдите и прочитайте пары слов, в которых слова различаются количеством слогов, местом ударения, мягкостью – твердостью первых звуков.
V. Итог урока.
– Прочитайте слова, записанные красочными буквами. Какие слова в них «спрятались»? (Ябеда – еда, беда; серебро – ребро.)
– Можем отправляться домой. Скоро звонок. Ой, кто это?
Не ходите, дети,
В Африку гулять.
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бар-ма-лей)!
– Он не выпустит нас из страны Букварии, пока мы не расскажем, что здесь делали, с кем подружились, почему нас сопровождали именно эти сказочные герои. (Ответы детей.)
Хоть крутись или вертись,
Нам без Б – не обойтись!
Т. Синицына
– Что вы знаете про букву Б?
Буква ты прекрасная,
Звонкий звук, согласная!
Т. Синицына
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по литературному чтению по теме "Звуки (ж), (ш) - всегда твердые. Правописание сочетаний жи, ши".
Урок по литературному чтению составлен с использованием "УМК развивающей системы Л. В. Занкова" для 1 класса....
Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун"
Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун". Урок разработан по УМК "Гармония" 2 класс. Прилагается презентация....
Сценарий урока по литературному чтению 4 класс : Особый язык художников и поэтов: Франц Марк "Птицы", Велимир Хлебников "Кузнечик"
Сценарий урока литературного чтенияОО: МБОУ Школа №37 г.о. СамараУчитель: начальных классов Будаева Марина СергеевнаУМК:«Перспективная начальная школа»Учебник «Литературное чте...
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"Тема: «Русские народные сказки».Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класс...
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Путешествие в мир русских народных сказок"
Тема: «Путешествие в мир русских народных сказок»Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам; вспомнить исторические корни сказок; научить определять жанр сказки; обратить внимание на...
Сценарий урока по литературному чтению "«Тайна Флорио» итальянская сказка"
Тема урока: «Тайна Флорио» итальянская сказка. Часть 1.Цель урока (для учителя): познакомить учащихся с первой частью итальянской сказки «Тайна Флорио».Задачи урока:Образо...
Сценарий урока по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин " В синем небе плывут над полями..."
В сценарии показана работа над стихотворением И.С. Никитина "В синем небе плывут над полями...". При работае над анализом произведения взят приём "Семь шляп критическо...