Сценарий урока по литературному чтению 1 класс по программе "1 век
методическая разработка (1 класс)

Авдеева Мария Фёдоровна

Сценарий урока по литературному чтению по программе "Начальная школа 21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_b.docx85.72 КБ

Предварительный просмотр:


Тема урока: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
Б, б

Цели: познакомить с буквой Б, б; учить давать характеристику звукам; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух.

Формирование УУД:

Познавательные:общеучебные – использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных задач; использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; логические – построение рассуждений о значении понятий.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-
речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Предметные: выполнять звуковой анализ слов, выбор слов со звуком [б] в начале, середине, конце слова.

                                              Ход урока

I.   Мотивация.Организационный момент.

                Вот книга школьная – «Букварь»:

                Рисунки, буквы, точки,

                Коротенькие строчки.

                Тому, кто хочет много знать,

                Кто хочет книги прочитать

                Про горы и долины,

                Про реки, звезды и моря –

                Не обойтись без «Букваря».

II. Постановк учебной цели и задач.

– Отгадайте загадки.

                На завтрак съел он только луковку,

                Но никогда он не был плаксой.

                Писать учился носом буковки

                И посадил в тетрадке кляксу.

                Не слушался совсем Мальвину

                Сын папы Карло… (Буратино).

                Н. Иванова

                «Зеркальце, скажи, будь мило,

                Кто  на свете всех белее?» –

                Как-то мачеха спросила,

                Та, что всех хитрей и злее.

                И ответило, сверкая,

                Зеркальце, чуть-чуть помешкав:

                «Всех прекрасней молодая

                Падчерица… (Белоснежка)».

                Н. Иванова

– Из каких сказок эти герои?

Учитель показывает книги А. Толстого и братьев Гримм.

– Еще раз произнесите имена героев. Интонационно выделите в словах первый звук.

– Перед зеркальцем еще раз произнесите эти звуки и расскажите, как располагаются видимые органы речи при их произнесении.

– Как проходит воздух?

– Сделайте необходимые выводы. (Этот звук согласный, звонкий, твердый, мягкий.)

III. Объявление темы и постановка целей урока.

А КТО В ДУПЛЕ?

В сосне дупло,

В дупле – тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле?

А живет там белочка,

Белочка-карелочка,

Непоседа-егоза,

Словно бусинки глаза!

                А. Прокофьев

– Сегодня мы отправляемся в путешествие за новой буквой. Эта буква «спряталась» в стихотворении. Отгадайте, какая?

– Нас ждет много нового и интересного. Итак, в путь по стране Букварии!

IV. Открытие нового знания.

1. Звуковой анализ слова «бублики», «баранки».

Учитель..

– Составьте схемы слов «бублики» и «баранки» (по вариантам).

2. Звукобуквенный анализ слов «бант», «бинт». Знакомство с буквой Б, б.

– Рассмотрите схемы под рисунками. Подумайте, как можно назвать правую картинку.

– Какое второе слово? Докажите.

– Выполните звукобуквенный анализ слов «бант», «бинт». Белоснежка и Буратино просят вас определить, у кого из них в кармане бинт, а у кого – бант. Объясните.

– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.

– Назовите букву, которой можно обозначить звуки [б], [б’].

– На что похожа буква?

                Буква Б с большим брюшком,

                В кепке с длинным козырьком.

                А. Шибаев

                Вот посмотрите – кто такой,

                Загородив дорогу,

                Стоит с протянутой рукой,

                Согнув баранью ногу?

С. Маршак

                Буква Б проснется рано.

                Буква Б – как бочка с краном.

                Умывайся!

В. Степанов

– Определите, сколько в каждом из этих слов слогов. Объясните свое мнение. (Один гласный звук.)

– Назовите как можно больше признаков сходства и различия слов «бинт» и «бант».

– Вспомните и назовите слова, для записи которых потребуется заглавная буква Б.

– Назовите слова, для записи которых потребуется строчная буква б.

3. Игра на внимание «Самый, самый…».

– Кто больше найдет бабочек на рисунке?

4. Составление рассказа.

– А сейчас составим рассказ о том, как выглядел Буратино (показ иллюстрации в книге А. Толстого). Употребите как можно больше слов со звуком [б], [б’]. Услышав в слове звук, хлопните в ладоши.

Примерный текст.

Буратино – деревянный сказочный мальчик. У него круглое лицо и длинный нос. На голове – бумажный колпак. Он одет в бумажную курточку. У него темные короткие брюки. На ногах деревянные башмаки.

5. Чтение слогов, слов. Составление слов и их чтение.

Учитель.                         Стук-стук!

                Тарарам!

                Это кто стучится к нам?

Показ иллюстрации.

                Это Баба-Яга,

                Костяная нога.

– Ребята, Баба-Яга хочет посмотреть, как вы научились читать.  Прочитайте по «окошечкам» слоги с буквой б.

– Прочитайте слоги по строкам.

– Прочитайте только те слоги, в которых буква б обозначает твердый согласный звук [б].

– Прочитайте только те слоги, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’].

– Прочитайте слова по столбикам.

– Прочитайте только те слова, в которых один слог.

– Прочитайте те слова, в которых два слога.

– Прочитайте только те слова, в которых три слога.

– Прочитайте только те слова, в которых буква б обозначает мягкий согласный звук [б’].

– Прочитайте только те слова, в которых буква б обозначает твердый согласный звук [б].

– Отвечает нам Яга:

                     Ой, белы в лесу снега,

                     Мочи нет одной мне жить,

                     С вами я хочу дружить.

                     Надоело мне летать

                     В этой старой ступе,

                     Надоело совершать

                     Скверные поступки.

        По В. Татаринову

– Ну что, ребята, возьмем Бабу-Ягу с собой?

– Составьте слова, которые начинаются со слогов «би – ди», «ба – да».

6. Игра «Полсловечка за вами».

– У Бабы-Яги есть для вас игра.

                Бой… (кот)

                Бал… (кон, да)

                Буй… (вол)

                Бес… (еда)

7. Сопоставление рисунков и схем.

                Буква Б бежит к словам:

                Бублик, булка, барабан,

                Бегемот, Барбос, банан,

                Бармалей, башмак, баран.

– Назовите картинки, расположенные вверху.

– Рассмотрите схемы. Определите, как соотносятся схемы и рисунки. (Брюки, барабан, береза.)

– Сравните в словах «брюки» и «барабан» первые звуки. (Они одинаковые.)

– Сравните в словах «барабан» и «береза» сначала первые, а потом третьи звуки.

– Объясните, почему в этих словах первые звуки разные, а буквы одинаковые.

– Объясните, почему третьи звуки разные, а буквы одинаковые. (В русском языке парные по твердости – мягкости согласные записываются одной буквой.)

– Разделите эти слова на слоги и определите, какой слог ударный в каждом слове.

– Как вы думаете, почему в слове «береза» буква е написана красным цветом? (Безударная позиция.)

– Береза – это символ России. О ней слагали песни.

Заранее подготовленные дети читают стихи.

БЕРЕЗА

                      Люблю березку русскую,

                      То светлую, то грустную,

                      В беленом сарафанчике,

                      С платочками в карманчиках,

                      С красивыми застежками,

                      С зелеными сережками.

        А. Прокофьев

БЕРЕЗА

                   Если б дали березе расческу,

                   Изменила б береза прическу:

                   В речку, как в зеркало, глядя,

                   Расчесала б кудрявые пряди,

                   И вошло б у нее в привычку

                   По утрам заплетать косичку.

                И. Токмакова

8. Разгадывание зашифрованных слов.

– Впереди нас ждет трудное задание. (Набор – барон, кабан – банка.)

– Значения каких слов вам непонятны? (Барон – титулованный дворянин.)

– А вот и самый знаменитый сказочный барон. Кто знает его имя? (Мюнхгаузен.)

– Мюнхгаузен отличается острым умом, находчивостью, а самое главное… правдивостью.

– Расскажите барону Мюнхгаузену, что вы узнали на уроке, что делали. (Ответы детей.)

              Браво, браво, буква Б!

              Благодарны мы тебе

              За березу, бал, балет,

              Белоснежных роз букет,

              Нежных бабочек в лугах,

              Речку в тихих берегах.

        Т. Синицына

– Отгадайте загадку от барона Мюнхгаузена.

Название этого животного означает «речная лошадь». Любит воду. Ему необходимо, чтобы ноги стояли на дне, а голова доставала до поверхности. Глаза, уши и ноздри расположены на голове на одном уровне. (Бегемот.)

– Совершенно верно.

              Б – конечно, бегемот,

              В зоопарке он живет.

              Всех прохожих развлекает,

              Рот огромный раскрывает.

        В. Лиходед

– Теперь ваша очередь, ребята.

 Задание для нечитающих детей: чтение слогов, слов, предложений.

 Задание для читающих детей: чтение рассказа В. Голявкина «Все будет прекрасно!».

 Чтение рассказа учителем.

– Кто герой рассказа?

– Что с ним произошло?

– Почему рассказ называется «Все будет прекрасно!», а на иллюстрации мальчик совсем грустный?

 Работа в парах.

– У барона Мюнхгаузена готово продолжение, а у вас?

9. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».

 Закрепление зрительного образа.

– Закрасьте в тетради те части рисунка, в которые вписана буква Б, б.

 Задание «Сообрази и запиши».

– Впишите буквы в клеточки, номера которых даны после буквы.

– Прочитайте получившиеся слова. (Береза, рябина.)

– Назовите эти предметы одним словом. (Деревья.)

– Найдите и подчеркните буквы, которыми различаются слова в парах.

– Найдите и прочитайте пары слов, в которых слова различаются количеством слогов, местом ударения, мягкостью – твердостью первых звуков.

V. Итог урока.

– Прочитайте слова, записанные красочными буквами. Какие слова в них «спрятались»? (Ябеда – еда, беда; серебро – ребро.)

– Можем отправляться домой. Скоро звонок. Ой, кто это?

                Не ходите, дети,
                В Африку гулять.

                В Африке разбойник,
                В Африке злодей,
                В Африке ужасный…
(Бар-ма-лей)!

– Он не выпустит нас из страны Букварии, пока мы не расскажем, что здесь делали, с кем подружились, почему нас сопровождали именно эти сказочные герои. (Ответы детей.)

                Хоть крутись или вертись,

                Нам без Б – не обойтись!

                Т. Синицына

– Что вы знаете про букву Б?

                Буква ты прекрасная,

                Звонкий звук, согласная!

        Т. Синицына


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по литературному чтению по теме "Звуки (ж), (ш) - всегда твердые. Правописание сочетаний жи, ши".

Урок по литературному чтению составлен с использованием "УМК развивающей системы Л. В. Занкова" для 1 класса....

Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун"

Сценарий урока по литературному чтению В. Воронин "Храбрый клоун". Урок  разработан по УМК  "Гармония" 2 класс. Прилагается презентация....

Сценарий урока по литературному чтению 4 класс : Особый язык художников и поэтов: Франц Марк "Птицы", Велимир Хлебников "Кузнечик"

Сценарий урока литературного чтенияОО: МБОУ Школа №37 г.о. СамараУчитель:  начальных классов Будаева Марина СергеевнаУМК:«Перспективная начальная школа»Учебник «Литературное чте...

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"Тема: «Русские народные сказки».Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класс...

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Путешествие в мир русских народных сказок"

Тема: «Путешествие в мир русских народных сказок»Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам; вспомнить исторические корни сказок; научить определять жанр сказки; обратить внимание на...

Сценарий урока по литературному чтению "«Тайна Флорио» итальянская сказка"

Тема урока: «Тайна Флорио» итальянская сказка. Часть 1.Цель урока (для учителя): познакомить учащихся с первой частью итальянской сказки «Тайна Флорио».Задачи урока:Образо...

Сценарий урока по литературному чтению 4 класс И.С.Никитин " В синем небе плывут над полями..."

В сценарии показана работа над стихотворением И.С. Никитина "В синем небе плывут над полями...". При работае над  анализом  произведения  взят приём "Семь шляп критическо...