Сценарий урока по литературному чтению , тема " Путешествие в мир русских народных сказок"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема: «Путешествие в мир русских народных сказок»
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам; вспомнить исторические корни сказок; научить определять жанр сказки; обратить внимание на художественную речь в сказках; ориентировать в мире книг русских народных сказок.
Планируемые результаты:
Предметные: определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы; отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений; определять жанр литературного произведения, называть основную тему; характеризовать героев произведений.
Метапредметные: (критерии сформированности /оценки компонентов УУД):
Регулятивные: оценивание своей работы на уроке, выполнять учебные действия в устной речи и оценивать их; менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи, проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
Познавательные: на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты; пользоваться материалом хрестоматии, пересказывать текст по плану; отбирать, систематизировать и фиксировать информацию; понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения; видеть отличия народного и авторского текста;
Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного содержания; принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участвовать в инсценировке.
Личностные: умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений; передавать свое эмоциональное отношение к произведению; начальных представлений о культурных традициях своего народа;
Тип: систематизации и обобщения полученных знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Класс: 4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Название урока и класс: | Путешествие в мир русских народных сказок. 4 класс | |||
Цели: | Вызвать интерес к русским народным сказкам; вспомнить исторические корни сказок; научить определять жанр сказки; обратить внимание на художественную речь в сказках; ориентировать в мире книг русских народных сказок. | |||
Планируемые результаты: | Учащиеся должны уметь определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы; отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений; определять жанр литературного произведения, называть основную тему; характеризовать героев произведений. | |||
Этап урока | Время (мин.) | Деятельность учителя | Ссылки на карточки Учи.ру | |
Организационный момент | 1 | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. | ||
Актуализация знаний | 4 | Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествовать по стране сказок. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего занятия, тема которого «путешествие в мир русских народных сказок». - Ребята, а вы любите сказки? (Ответ учеников) И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Откройте тетради, запишите число и "Классная работа". | ||
Проверка домашнего задания | Учитель: Мы с вами говорим сказки, сказки, а кто из вас выполнил домашнее задание и придумал свою сказку? (несколько учеников читают придуманные сказки) Учитель: Очень здорово у вас получилось, молодцы, вы настоящие фантазеры! Спасибо, вам, за маленькое путешествие по сказочным странам. | |||
Самоопределение к деятельности | 5 | Учитель: Понравились ли вам сказки ребят? Как вы думаете кто главный герой в сказках, рассказанных ребятами? А помощники главного героя? Определите, о чем данная сказка. (ответ учеников) В сказках совершаются самые невероятные чудеса. Какие чудеса присутствуют в прочитанных сказках? А как вы думаете, ребята, когда в сказках главные герои отправляются в дальние странствия, за тридевять земель, кто им в этом помогает? (ответ детей) Учитель: Правильно, а нам с вами поможет – клубочек. Сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Я предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть. Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать, и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей) Учитель: И куда же наш клубочек нас с вами привел? И привел он к «Калейдоскопу сказок». Вам предлагается назвать сказку и по опорным карточкам пересказать. Молодцы!!! | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/2764216 https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/2658200 | |
Введение понятия Работа по теме урока | 13 | Учитель: И покатился клубочек наш дальше. И привел он нас к «Сказочной викторине». Теперь мы ответим на каверзные вопросы и посмотрим, насколько вы хорошо знаете сказки. Сказочная викторина 1. Что использовали сказочные герои в русских народных сказках для передвижения? (Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.) 2. Многие русские народные сказки заканчиваются такими словами, как…? («Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир») 3. Кого в сказках называют кумушкой? (Лису) 4. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в козлёнка? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) 5. Из какой сказки эти строчки: «Печка-матушка, спрячь меня»? Назовите, что символизирует печь в русских народных сказках. (Гуси-лебеди) 6. Назовите героя сказок — духа, которого боялись славяне в дремучем лесу. (леший, лесовик, лешак, лесной дядя, лисун); 7. Назовите героя сказок, образ которого в сказках, представляется в виде старика, обитающего в омутах рек или в колодцах (водяной, морской царь); 8. Назовите героя сказок, по поверьям который является хранителем дома (домовой). Учитель: Молодцы, справились с викториной. Долго ли коротко ли мы с вами шли и пришли к волшебному замку «Угадай-ка». Давайте заглянем в замок, там наверно очень интересно и волшебно. | ||
Закрепление материала | 4 | Учитель: Ой, к нам пришли телеграммы, давайте прочитаем и отгадаем от кого же пришли телеграммы: Телеграмма: Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, скоро буду у вас. (Колобок) Телеграмма: Спасите, нас съел серый волк. (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят») Телеграмма: Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам. (Лиса из сказки «Заюшкина избушка») Телеграмма: Кто-то за кого-то. Ухватился цепко: - Ох, никак не вытянуть - Ох, засела крепко. Но еще помощники скоро прибегут: Победит упрямицу дружный общий труд. Кто засел так крепко? Может это: (Репка). Телеграмма: Несёт меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы. (Петушок). Учитель: Молодцы, ребята! Прочитали телеграммы, ответили на них и узнали, кто их нам с вами их прислал. (музыка) Учитель: Следующая наша с вами остановка, куда нас привел, клубочек называется "Закончи пословицу" В каждую пословицу народ вкладывает свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: "Сказка - ложь, да в ней:". Продолжите пословицу. (Намек, добрым молодцам урок.). Я вам раздам пословицы, они перепутаны. Вы должны их правильно сложить и прочитать. - Труд человека кормит, а:(лень портит.) - Кто других не любит:(сам себя губит.) - Кончил дело - (гуляй смело.) - Человек от лени болеет, а: (от труда здоровеет.) - Худо тому, кто:(добра не делает никому.) - Учись доброму:(худое на ум не пойдет.) Учитель: И вот привел клубочек нас в «Сказочное царство героев». Вам предлагается инсценировать сказку "Гуси-лебеди". Мы сейчас проверим, как вы хорошо знаете сказку. Вам в помощь рассказ «Гуси-лебеди» Учитель: Определите сколько героев в сказке, кто будет, каким героем и помните ли вы слова из сказки, которые говорят герои. Если не хватило вам ролей, не переживайте, вы будете зрителями. (Дети инсценируют сказку) Учитель: Молодцы, очень хорошо знаете сказку. Давайте нашим актерам по аплодируем. Учитель: Вот и подошло к концу наше веселое и интересное путешествие. Давайте закончим нашу встречу с клубочком и наше путешествие такими словами: Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло! | ||
Физкультминутка | 3 | Учитель: Я буду называть героев сказок, если герой положительный, вы становитесь на цыпочки, поднимаете руки над головой и хлопаете, как бы приветствуя его. Если герой отрицательный, то с силой отталкиваете его от себя. | ||
Закрепление материала | 4 | Замечательно. Теперь давайте возьмём в руки планшеты и каждый самостоятельно выполнит задания . | https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/78065/task/1 | |
Подведение итогов урока | 3 | Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что было не понятно? Какое задание было самым сложным для вас? | ||
Домашнее задание | 2 | Учитель: Дома я предлагаю вам прочитать в учебнике стр. 28-31. А так же ответить на вопросы теста. | https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/67052/task/1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению во 2-м классе "Русская народная сказка "Хаврошечка"
Конспект урока...
урок литературного чтения. Тема: Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».
Урок для 3 класса по системе Л.В.Занкова...
Урок литературного чтения. Тема "Марья и ведьмы" Русская народная сказка.
Цели: ü развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом;ü познакомить учащихся с содержанием сказки,ü работать над выразительностью и правильностью чтения,ü воспитывать сознательную дисци...
Конспект урока по литературному чтению Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).
Пояснительная записка к уроку литературного чтения с презентацией по теме «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка. Цели урока:Познакомить детей с новым видом сказок ...
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"Тема: «Русские народные сказки».Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класс...
Реализация задач литературного чтения на родном языке средствами русских народных сказок.
ССЫЛКА НА ВИДЕОПОРТАЛ YOUTUBE: https://www.youtube.com/watch?v=Cj60MFFD1zE...
Тема: «Путешествие в мир русских народных сказок».
Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам, приобщать детей к народному творчеству; формировать у учащихся доброе взаимоотношение; способствовать развитию мышления и познавательной активнос...