Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"
Тема: «Русские народные сказки».
Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класса и углубить знания по 4 классу в игровой форме, определить уровень усвоения знаний по теме. Учить по названию произведения определять, какая это сказка: о животных или волшебная, познакомить с классификацией сказок, учить находить композиционные особенности волшебных сказок.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передовая настроение произведения; объяснять лексическое значение незнакомых слов; характеризовать героев, выражая свое отношение к ним, знать особенности сказок, сравнивать сказочные сюжеты и героев.
Метапредметные: (критерии сформированности /оценки компонентов УУД):
Регулятивные: Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: Строит понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договаривается и приходить к общему решению при работе в паре; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.
Познавательные: Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; обобщает полученные знания, используя различную учебную информацию.
Оборудование:проектор, доска, планшеты, учебник
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Класс: 4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_1.docx | 332.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Название урока и класс: | Русские народные сказки. 4 класс | |||
Цели: | Обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класса и углубить знания по 4 классу в игровой форме, определить уровень усвоения знаний по теме. Учить по названию произведения определять, какая это сказка: о животных или волшебная, познакомить с классификацией сказок, учить находить композиционные особенности волшебных сказок. | |||
Планируемые результаты: | Учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передовая настроение произведения; объяснять лексическое значение незнакомых слов; характеризовать героев, выражая свое отношение к ним, знать особенности сказок, сравнивать сказочные сюжеты и героев, классифицировать сказки. | |||
Этап урока | Время (мин.) | Деятельность учителя | Ссылки на карточки Учи.ру | |
Организационный момент | 2 | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Сегодня мы отправимся в удивительную страну, которой нет ни на одной карте мира. Но в ней очень интересно! В этой стране всегда побеждает добро и красота, а невозможное становится возможным. Даже смерть отступает, если на помощь приходят верные друзья. Откройте тетради, запишите число и "Классная работа". | ||
Актуализация знаний | 4 | Учитель: На доске – загадки: Учитель: Итак, определите жанр фольклора (устного народного творчества) к которому относятся все отгаданные персонажи? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (ответ учеников) Вот вижу я добрые лица, | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3681250 | |
Самоопределение к деятельности | 5 | Создание проблемной ситуации. Учитель: Как только услышишь слова “Жили, были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве...” сразу понимаешь, что дальше будет сказка. Ребята мы с вами отправимся сказку. Учитель: А что такое сказка? (Ответы детей. Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Есть волшебство, фантастические персонажи.) В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои. Ребята, а о чем бывают сказки? (ответы детей) В сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности. Как вы думаете, о чем или о ком русская народная сказка «Гуси-Лебеди»? (ответы детей) Сформулируйте вопросы, которые поставлены в этой сказке. (ответы детей) Сформулируйте главный урок данной сказки? Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Соотнесите героя сказки и его слова. | https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/52086/task/1 | |
Введение понятия Работа по теме урока | 13 | Структура сказок. Учитель: Сказок много разных, но все они построены по одинаковым законам. Каждый автор, как строитель, должен соблюдать определённые правила. Учитель: Давайте вспомним признаки сказок. Что есть в любой сказке? (зачин, основная часть, концовка) Учитель: Действия, которые происходят в сказке, мы называем... (Развитием событий или сюжетом) Учитель: По каким признакам мы ещё можем определить сказку? Что в ней должно быть? (Главные герои или волшебные предметы; устаревшие слова; устойчивые выражения) Учитель: А еще в сказках некоторые действия повторяются три раза ,это называется троекратный повтор. Как в сказках мы называем последнюю часть? (Концовка). Учитель: МОЛОДЦЫ! Давайте ещё раз повторим все признаки сказок. (Присказка, зачин, развитие событий, главные герои или волшебные предметы, устаревшие слова, устойчивые выражения, троекратный повтор и концовка). Классификация сказок. Учитель: Сказки бывают разные. На какие виды делятся сказки? Народные и авторские. Учитель: У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор - народ. Что это значит? Люди, создавшие когда-то народные сказки, жили в нашей стране или в какой-то другой. Но кто они, мы не знаем, кто-то сочинил сказку и пересказал другим. Другой человек хорошо ее запомнил, еще что-то изменил в ней, что-то добавил от себя и рассказал еще кому-то. А тот еще кому-то. Так что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ. Ребята, а какие вы знаете авторские сказки, народные? Учитель: а на какие жанры делятся сказки? Волшебные, о животных, бытовые. Волшебные сказки Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…) Опишите одного положительного героя и одного отрицательного героя. Все в волшебных сказках необыкновенно. Предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства. Какие вы знаете волшебные сказки? (ответ учеников) Бытовые сказки Какова особенность этих сказок? Приведите примеры. В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях. Сказки о животных. Учитель: Чем характерны эти сказки? (ответ учеников) | ||
Работа по теме урока | 4 | К какому жанру сказок относятся сказки «Баба Яга» и «Сивка-бурка». (Волшебные) Почему? А к какому сказка «Каша из топора». (Бытовые) Почему? Что можно узнать о жизни наших предков из русских народных сказок? О каких качествах характера рассказывается в сказках? (Мудрость, остроумие, ответственность, смелость, трудолюбие, терпеливость, целеустремленность, справедливость, дружелюбие, сплоченность) Объясните традиционные сказочные выражения, например: пир на весь мир; глаз не смыкал. | ||
Закрепление материала | 4 | Учитель: Найдите зачин и концовку сказок («Финист-ясный сокол», «Хаврошечка», «Морозко», «Сивка-Бурка») Как вы думаете, а для чего люди стали придумывать сказки? (Работа с хрестоматией) | ||
Физкультминутка | 3 | Учитель: Я буду называть героев сказок, если герой положительный, вы становитесь на цыпочки, поднимаете руки над головой и хлопаете, как бы приветствуя его. Если герой отрицательный, то с силой отталкиваете его от себя. | ||
Закрепление материала | 4 | Замечательно. Теперь давайте возьмём в руки планшеты и каждый самостоятельно выполнит задания. | https://uchebnik.mos.ru/material/app/97741 https://uchebnik.mos.ru/material/app/73447 https://uchebnik.mos.ru/app_player/132880 | |
Подведение итогов урока | 3 | Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что было не понятно? Какое задание было самым сложным для вас? | ||
Домашнее задание | 2 | Учитель: Дома я предлагаю вам сочинить свою волшебную сказку, за основу сюжета, прошу вас взять шесть слов: мальчик, гном, волк, дом, поезд, шляпа. В этом вам поможет материал нашего урока. А так же ответить на вопросы теста. Помните, в каждой сказке добро побеждает зло. Сказка обязательно учит людей чему-либо, и выдуманный мир всегда несёт мудрую мысль. | https://uchebnik.mos.ru/exam/test/training_spec/92401/task/1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....
Урок литературного чтения. Тема "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Данный урок по литературному чтению предназначен для изучения во 2 классе в разделе "Устное народное творчество". К уроку прилагается красочная презентация....
Презентация к уроку литературного чтения по русской народной сказке"Снегурочка"
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс....
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Текст. Русская народная сказка "Теремок" 2 класс
Урок проведен на районном семинаре педагогов...
Литературное чтение. Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"» 2 класс (1-4)
Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тональность произведения.Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать про...
Сценарий урока по литературному чтению , тема " Путешествие в мир русских народных сказок"
Тема: «Путешествие в мир русских народных сказок»Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам; вспомнить исторические корни сказок; научить определять жанр сказки; обратить внимание на...
Литературное чтение. Тема: русская народная сказка Иван - Царевич и Серый волк
Данный урок позволяет познакомиться с содержанием русской народной сказки Иван - Царевич и Сервый волк...