Доклад "Изменения, внесенные в образовательную систему начальной ступени школы, необходимые для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС"
учебно-методический материал на тему
В докладе представлены приемы, необходимые для внедрения ФГОС в систему начального образования учащихся младших классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_.docx | 25.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме:
«Изменения, внесенные в образовательную систему начальной ступени школы, необходимые для привидения ее в соответствие с требованиями ФГОС»
подготовила учитель начальных классов
МБОУ СОШ №8 с.Левокумка
Остапенко Н.В.
(ноябрь, 2013г.)
Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП) каждой школы определяет содержание и организацию ее образовательного процесса на ступени начального общего образования, которая направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования" (далее – приказ Минобрнауки России № 373).
Начальная школа является составной частью системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны приобщать детей к творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Согласно п. 8 ФГОС основными результатами образования в начальной школе являются:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе (т. е. индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, сфере саморегуляции);
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
В начальной ступени школы МБОУ СОШ №8 переход на ФГОС осуществлен через:
- изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального уровней по внедрению ФГОС;
- составление ООП;
- информирование родителей школьников всех ступеней обучения о подготовке к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования.
Проделана следующая работа, поддерживающая введение ФГОС:
- разработана ООП в соответствии с требованиями ФГОС;
- разработаны и утверждены программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
- внесены изменения в должностные инструкции педагогов в связи с переходом на ФГОС;
- педагогами изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая переход ОУ на работу по ФГОС;
- в план внутришкольного контроля ОУ на 2012/2013 уч. г. были включены мероприятия по контролю введения ФГОС и реализации ООП в начальной школе;
- требуют доработки программы по организации внеурочной деятельности в начальных классах.
Методическое сопровождение перехода начальной школы на работу по ФГОС:
осуществлена курсовая подготовка учителей начальной школы на базе «СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ и ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»;
организована деятельность рабочей группы из учителей начальных классов по созданию, доработке, реализации ООП;
проведен анализ модельных заданий, позволяющих оценить метапредметные и личностные результаты освоения обучающимися ООП;
разработаны задания уровневого характера, входного, промежуточного и итогового контроля, позволяющие оценить метапредметные результаты освоения ООП обучающимися начальной школы;
организована психолого-педагогическая диагностическая работа:
– определены методики диагностики готовности детей к обучению в школе;
– проведена входная и итоговая психолого-педагогическая диагностика в 1-х классах;
– проведен анализ по результатам психолого-педагогической диагностики обучающихся 1-х классов;
– педагогами начата работа по отслеживанию динамики формирования УУД у младших школьников;
организовано психологическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе:
– проведена индивидуальная работа по устранению психологических проблем обучающихся (педагогом-психологом школы – Козыренко Н.И., на основе специально разработанной программы);
– педагогом-психологом осуществлены консультации педагогов с целью повышения эффективности уроков посредством обеспечения психологической грамотности учителей по темам: "Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения", "Формирование мотивации младших школьников к обучению", "Методические рекомендации по развитию внимания, мышления, памяти обучающихся";
организована работа микрогрупп педагогов по темам:
– "Организация накопительной системы оценки достижений обучающихся";
– "Организация работы по внедрению методик и технологий, направленных на реализацию идеи целостного развития личности в образовательной деятельности";
– "Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся универсальных учебных действий";
– "Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников";
проводился мониторинг занятости обучающихся во внеурочной деятельности.
Итоговые работы за 1-й класс выполнили все обучающиеся. Результаты стартовой диагностики, текущего оценивания (диагностики по результатам четвертей) и итоговое оценивание (в форме комплексной письменной работы) показали, что у 100% обучающихся 1-х классов сформированы основные умения (навык чтения, умение работать с текстом, выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Выводы по итогам реализации методического сопровождения перехода МБОУ СОШ №8 на работу по ФГОС в 2012/2013 уч. г.:
- в течение года проводилась работа по формированию УУД у обучающихся 1-х классов;
- организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных и личностных результатов освоения младшими школьниками ООП через комплексные диагностические работы, тестовые задания.
Информационное обеспечение введения ФГОС в начальной школе
В прошедшем учебном году проведены классные родительские собрания, где родителям была дана информация о переходе образования на ФГОС, представлена программа действий по реализации стандарта.
Организовано информирование участников образовательного процесса и изучение общественного мнения родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам введения ФГОС.
Материально-техническое обеспечение перехода ОУ на ФГОС
В 2012/2013 уч. г. в МБОУ СОШ №8 за счет краевого финансирования улучшено материально-техническое обеспечение реализации образовательного процесса в начальной школе.
Расширен библиотечный фонд начальной школы (художественная, справочная литература, цифровые образовательные ресурсы); получено компьютерное оборудование, с подключением к локальной сети и сети Интернет.
При организации обучения в начальных классах используются УМК ПНШ (Перспективная начальная школа).
Все обучающиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки. В школе организован доступ к Интернету, все кабинеты подключены к локальной школьной сети. Доступ к небезопасным сайтам ограничен фильтром безопасности.
Создан план по внедрению и реализации ФГОС, в соответствии с которым:
были проведены круглые столы по темам:
– "Система оценки результатов образования в условиях внедрения ФГОС";
– "ФГОС общего образования: структура, содержание";
проведены родительские собрания и консультации с родителями будущих первоклассников по проблемам введения ФГОС;
шесть педагогов начальных классов прошли курсы повышения квалификации по теме "ИКТ-компетентность учителя начальных классов".
На методическом объединении учителей начальных классов решались следующие учебно-методические задачи:
- все педагоги приняли участие в практико-ориентированной мастерской "ФГОС начального общего образования: что должен знать, уметь и понимать педагог";
- непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере в условиях реализации ФГОС;
- использование наиболее эффективных технологий преподавания учебных предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности уч-ся.
Вывод по итогам выполнения плана перехода начальной ступени МБОУ СОШ № 8 на работу по ФГОС: результаты внедрения ФГОС показали, что концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника в соответствии с ФГОС, востребованы педагогами начальных классов ОУ.
Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:
- положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);
- использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;
- ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;
- осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения;
- возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами;
- положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в ОУ.
Но наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые необходимо решить:
- недостаточная психологическая и профессиональная готовность учителей начальных классов к реализации ООП;
- необходимость коррекции всех разделов ООП.
Следует наметить пути решения выявленных проблем в 2013/2014 уч. г. Для этого всем педагогам начальной ступени МБОУ СОШ № 8 необходимо:
- активно включиться в процесс реализации ФГОС;
- создать рабочие группы по доработке разделов ООП (особое внимание уделить системе оценивания результатов освоения обучающимися ООП);
- проанализировать структуры рабочих программ курсов учебных предметов и курсов внеурочной деятельности;
- подготовить рабочие программы курсов учебных предметов и курсов внеурочной деятельности не только учителям начальных классов, но и учителям-предметникам, работающим в классах, реализующих ФГОС (учителя музыки, иностранного языка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения её в соответствие с требованиями ФГОС.
В данной работе изложены требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывающие возрастные и индивидуальные особенности об...
Инновационная деятельность учителя английского языка начальной ступени обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
Основная идеологическая позиция стандарта – направить образование не только на обучение, но и на развитие личности ребёнка, его познавательных и созидательных способностей. Развитие, адекватное возрас...
Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС
Выступление на ШМО...
Технологическая карта образовательного курса «Уроки милосердия» (УМК «Перспектива») во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Технологическая карта образовательного курса «Уроки милосердия» (УМК «Перспектива») во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС...
Презетация "Оценка образовательных результатов обучающихся в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО"
Презентация к выступлению на педагогическом совете в школе....
«Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС».
Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных стандартов нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, ...
Модель проекта в начальной школе, разработанная в проектной технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Метод проектов успешно интегрируется в образовательный процесс. Он органично сочетается с групповыми формами работы. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образо...