«Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС».
опыты и эксперименты на тему
Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных стандартов нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, получать удовольствие от процесса образования и достижения результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gutenevaoffice_word_2.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА - ИНТЕРНАТ СТ-ЦЫ НИКОЛАЕВСКОЙ
Учитель начальных классов:
Полубоярова А.В.
«Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС».
Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных стандартов нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, получать удовольствие от процесса образования и достижения результатов.
Суть развития ключевых компетентностей: «научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» (Жак Делор).
Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ОВЗ в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребёнка интеграция в более сложное социальное окружение.
Для детей с ОВЗ среди многообразия формируемых компетенций важнее всего выделить формирование следующих компетенций: коммуникативную, социально - трудовую, общекультурную, личностного самоопределения, ценностно- смысловую. Разные виды компетенций не существуют независимо друг от друга, они координируются в процессе социальных практик, дополняют одна другую и входят как компоненты в структуру личности.
Обязательным направлением работы по реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС нового поколения является формирование социально-трудовой компетенции. Знания и умения, способствующие социальной адаптации, помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, санитарно-гигиенические навыки, ведение домашнего хозяйства, ориентировку в окружающей среде, трудовое воспитание, сформировать правильное представление по вопросам создания благополучной семейной жизни, взаимоотношений между членами семьи, о путях решения конфликтных ситуаций, решения экономических проблем.
Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд обучающихся, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность.
Наблюдения показали, что уровень сформированности социально значимых качеств личности воспитанников: аккуратности и бережливости большей частью ниже среднего. В качестве показателей сформированности социально значимых качеств личности были взяты следующие умения и навыки:
- умение аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь;- умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде;
- умение поддерживать порядок в группе ;
- умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать постель после сна;
- выполнение обязанностей дежурного по спальне, в классе, в столовой;
- отношение к природе (поливать комнатные растения, рыхлить почву,
протирать листья комнатных растений).
Формирование социально значимых качеств личности осуществляется в процессе трудового воспитания. Основными методами и приемами являются объяснения и показ способов выполнения трудовых действий, приемов использования материалов и орудий.
Педагогический процесс строится с опорой на следующие виды работ:
-формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме, его интерьере;
- умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений ;
-формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Приучать школьников к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая учащихся к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку у них трудиться и заботиться друг о друге, формируя тем самым благородные побуждения.
Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. Воспитанники с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать школьникам разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему воспитатели должны стремиться не просто привить воспитанникам трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него.
Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с хозяйственно-бытовым трудом, воспитывает у учащихся умение действовать сообща, в коллективе.
При формировании социально-бытовых знаний, навыков и умений можно использовать различные виды игр и игровые приемы:
⎫ сюжетно-ролевые, где роли исполняются самими воспитанниками;
⎫ моделирование реальных ситуаций;
⎫ проблемные ситуации, требующие применения знаний и умений в измененных условиях;
⎫ имитирующие игры, когда имитируется какой-то трудовой процесс (стирка одежды, чистка обуви, пришивания пуговиц и так далее);
⎫ конкурсы, соревнования «Самая аккуратная вешалка», «Кто быстрее наведет порядок».
Формирование социальных компетенций невозможно без навыка общественного поведения.
Использование сюжетно-ролевых игр применимо при изучении многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Мы в театре», «Подарок», «Приём гостей», «В магазине» и т. д.
Социальная компетентность базируется на таких личностных образованиях как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях. Их развитие во многом определяется той атмосферой, которая создается воспитателем в группе. Исходя из этого, создание особой атмосферы предполагает:
- оказание поддержки ребенку со стороны воспитателя;
-демонстрация ему любви и принятия;
-отказ от запугивающих стратегий и тревожного типа воспитания;
-создание ситуаций успеха, опора на успех при организации деятельности;
-оказание помощи в преодолении трудностей;
-поддержку веры воспитанника в себя;
-развитие функций самоконтроля и саморегуляции и опору на них при организации взаимодействия.
Формирование ключевых компетенций у учащихся коррекционной школы – это длительный процесс. Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет воспитатель, сформирована ли положительная мотивация обучения и воспитания, насколько всё это интересует воспитанников. Необходимо, используя все возможности учащихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли быть социально адаптированными в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита проекта по теме "Формирование предметных и универсальных действий у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения"
В октябре 2012 года в "Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования" на курсах я принимала участие в выполнении и защите проекта по теме "Содер...
Семинар учителей начальных классов: «Формирование метапредметных и предметных компетенций млад-ших школьников в соответствии с требованиями ФГОС»
Семинар учителей начальных классов:«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС» Дата: 24.01.14...
Духовно-нравственное развитие младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС
В стаье пердставлена система работы учителя начальных классов в направлении "Нравственность" и диагностические методики....
Рефлексия семинара для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»
21 октября на базе МОУ СОШ №7 села Стародубского прошёл семинар для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с тре...
Формирование читательской компетентности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС
Данное пособие поможет учителям начальной школы формировать читательскую компетентность младших школьников. В нём представлены основные виды работ и упражнений по развитию читательской компетентности ...
доклад «Формирование социально – бытовых умений, необходимых современному школьнику в соответствии с требованиями ФГОС»
В настоящее время проблемы, связанные с формированием оценочных умений, можно отнести к наиболее актуальным. Реализация ФГОС НОО требует от педаго...
Формирование читательской грамотности младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС
Данное пособие поможет учителям начальной школы формировать читательскую грамотность младших школьников. В нём представлены приемы и технологии формирования у детей способности к целенаправленному осм...