Моя педагогическая философия
статья по теме

Печерская Людмила Анатольевна

Эссе на тему профессии педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия

Эссэ

            Учитель!  Хочется пофилософствовать об этой профессии, о её величии, благородстве... Нет, лучше просто о школе, детях… и о себе.

            Первый урок в 1  классе… Я очень волнуюсь. Какими будут первые слова, с которыми я обращусь к детям? Каким голосом я их произнесу? Ведь на меня смотрят 16 пар глаз, и эти дети верят каждому моему слову! Наверное, прежде всего надо быть самим собой, всегда. Дети всё чувствуют. Они такие разные, неповторимые, но каждый со своим взглядом на мир, отношением к людям. У М. Цветаевой есть такие строки:

                                Дети – это взгляды глазок боязливых,

            Ножек шаловливых по паркету стук,

            Дети -  это солнце в пасмурных мотивах,

            Целый мир гипотез радостных наук.

            Дети – это отдых, мир покоя краткий,  

            Богу у кроватки трепетный обет,

            Дети – это мира нежные загадки,

            И в самих загадках кроется ответ!

            А как интересно с ними общаться! Они любят говорить, спорить, доказывать. Дети хотят «добывать» знания сами, хотят делать открытия. А чтобы так было – надо гореть самой, чувствовать, что ты можешь зажечь других и быть счастливой, когда твои ученики освещают тебя своим пламенем. Ещё в институте я прочитала замечательную книгу Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!», где мне запомнились слова: «Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом». Теперь это не просто слова, это – девиз в моей работе.

           Учителю совсем не трудно заинтересовать ребят, чтобы они хотели идти в школу, на урок. Нам всего лишь необходимо не забывать находить какую-либо изюминку (в погоде, тишине или шуме, причёске – у того, кто явно хочет, чтобы его заметили), пошутить, порадоваться человеку, совершившему подвиг, открытие.

           У каждого педагога свой стиль взаимодействия с детьми. Он вырабатывается на собственном опыте и проявляется буквально во всём, даже в том, как учитель входит в класс и здоровается с детьми. В том, как он слушает ребёнка и что-то ему объясняет. В том, как реагирует на различные ситуации. Нам иногда кажется, что всё это мелочи. Но ведь именно в этих «мелочах» и заключено самое важное в нашей профессии – уважение, понимание, признание личности ребёнка. Встречаются иногда такие сложные ситуации в нашей работе, что порой не знаешь, как поступить. Я сразу мысленно ставлю себя на место ученика. Очень важно уметь это сделать, иметь желание познать детскую душу и помнить, что сам был когда-то ребёнком и учеником. Вот и получается, что мы помогаем детям познать азы письма и чтения, учим считать и умножать, а ещё дружить, не обижать слабого, а дети, в свою очередь, дают нам самое «высшее педагогическое образование».

           Жизнь не стоит на месте, всё вокруг меняется, а значит, меняются и дети. Без изменения не может оставаться и учитель, скорее наоборот, нам следует постоянно забегать в завтра и послезавтра, обновлять себя так же, как и дети. Это значит находиться в постоянном творческом поиске. Нужно создать творческую обстановку, выстроить для каждого ребёнка лесенку, по которой он поднимется к вершине знаний. И к вершине этой надо стремиться, без этого не возможно творчество, а без творчества жизнь теряет смысл.

           Что же такое творчество и творческая личность? Я долго искала подходящие выражения и у меня получилась вот такая формула:

Т – толерантность. Мне кажется, учитель, как и каждый человек, работающий с детьми, должен обладать таким важным качеством, как терпимость, которое мы называем толерантностью. Мы учим детей понимать друга, а сами мы  этим качеством обладаем? Как  бывает трудно сдерживать себя в некоторых ситуациях! Но потом понимаешь: все люди разные, нельзя их мерить одной меркой, нужно принимать их такими, какие они есть.

В – вера в самого себя, в свои силы и возможности.

О открытость и честность.

Р радость от успеха.

Ч – чувство юмора. Ш. Амонашвили писал: «Чаще приглашать на уроки    

          Момуса – бога смеха и шуток, чтобы прогнать с уроков Морфея – бога

          сна».

Е  естественность и искренность, быть самим собой. Дети это чувствуют,          

          тогда и будут доверять.

С – самостоятельность и нестандартное мышление, способность решать проблемы самостоятельно, отстаивать свою точку зрения.

Т – тактичность.

В – вовлечённость в деятельность, любознательность, вдохновение, желание работать лучше, чем вчера.

О – ответственность. И не просто за будущее детей. Мы формируем то, какой будет наша страна. Эту ответственность мы должны воспитать и в детях.

           

           Мы живём и работаем во время больших преобразований в стране. Мир изменился, изменился и человек, поэтому пытается измениться и система образования. Нужны новая нравственность, новые знания, новая система ценностей. В связи с этим возникает много вопросов. Какие давать знания? А что с этими знаниями делать? Как их использовать в своей жизненной практике? Наверное, нужно развивать познавательный интерес, правильно задать направление и давать необходимый минимум.

          А может нужно подумать, не как учить, а как больше воспитывать наших детей? Я убеждена, что так и надо поступать. Ведь в современном мире любую информацию в любом объёме ученик может добыть и переработать сам. (При условии, если мы научим детей правильно пользоваться этой информацией). Но тогда возникает другой вопрос: может в современном мире и учитель вовсе не нужен? Но это не так! Фигура учителя остаётся главной, центральной. Никакая современная техника не заменит его, потому что у учителя есть главное – его душа и сердце.

         Много ещё предстоит решить. Надо только творчески подходить к любому вопросу. Всё в моих силах, потому что я – учитель!

                                         Учитель…

               Сколько надо любви и огня.

               Чтобы слушали, чтобы верили,

               Чтобы помнили люди тебя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия

Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Эссе "Моя педагогическая философия"...

Эссе. Моя педагогическая философия

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия. Мысли вслух....


 

Комментарии

Эссе очень интересное.

очень понравилась расшифровка слова "творчество". интересно.

Ураева Альфира Асгатовна

Людмила Анатольевна! Буквально на одном дыхании прочитала Ваше эссе. Спасибо за строчки М. Цветаевой. Очень здорово!!!

Бессонова Надежда Александровна

Пусть будет всё:компьютеры и корты,
Всё для учёбы, для занятий спортом!
Но школа без учителя - ничто,
И инновации пусты там без него!

Бессонова Надежда Александровна

Современный педагог - это наставник, родитель, учитель, воспитатель, друг, сетевой администратор.