Моя педагогическая философия
материал (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 359.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Моя педагогическая философия»
“Творить - жить дважды”.
А. Камю
Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни. Ещё древнеримский философ Сенека сказал, что когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Всё верно. Главное - суметь правильно определить свою цель, а способы её достижения найдёшь обязательно.
Останавливаясь на той или иной ступени лестницы жизни, человек задаёт себе разные вопросы. В юности мы спрашиваем себя – кем я буду? В бурном вихре молодости, в обилии дел – надо получить образование, создать семью, подрастить детей - годы летят незаметно, но наступает время, когда хочется спросить у себя не только - кем я стала, но и какой я стала? И. Гёте был, безусловно, прав, когда говорил: «Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом».
Итак, я стала учителем. Решение это я приняла самостоятельно и не жалею о нём. 8 лет посвятив работе педагога, я, конечно, определила для себя её основополагающие принципы – свою педагогическую философию.
Большинству людей присуще созидательное начало, стремление творить. Настоящий учитель не может не быть творцом. Он обязательно наделён жаждой созидания. Наша созидательная деятельность может приносить материальные плоды – уютный кабинет, яркая наглядность, зелёный уголок. Но не менее важен и другой созидательный процесс, оказывающий и на нас большое влияние, - процесс воспитания новой личности. Хочу привести слова Л. Н. Толстого: ”Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем”. Таким образом, практически в руках учителя оказываются детские души. И мы несём ответственность перед будущим за то, какими они будут - ведь результатом воспитания и является личность. Под личностью понимается совокупность социально значимых особенностей конкретного человека. Смысл воспитания, таким образом - это воспитание такой личности, которая гармонично влилась бы в общество.
Вопрос заключается в том, какую именно личность мы хотим создать? В каких личностях нуждается наше измученное реформами общество? Я думаю, что основные нравственные ценности незыблемы во все времена. Из всех хороших качеств, которые я ценю в людях, самые главные – это надёжность, доброта и умение быть независимым. Чтобы обладать ими - нужна внутренняя сила, умение совершить поступок и взять на себя ответственность за его последствия.
На мой взгляд, существует два различных понятия – воспитание как процесс и воспитание как результат. Часто говорят, что кто-либо хорошо или плохо воспитан, получил такое или иное воспитание, подразумевая под этим суммарный результат, полученный в результате воспитательного процесса (тут воспитание смыкается с понятием образования). Но, по моему мнению, в воспитании решающее значение имеет не только достигаемая цель, но и способ ее достижения. Нельзя воспитать свободную, а значит – сильную личность, если в процессе воспитания нет свободы.
Настоящим педагогом не может стать человек, способный тем или иным способом утвердить превосходство своей, и только своей, точки зрения. Ребенок безотчетно доверяет взрослым, он следит за их реакцией, ждёт одобрения. Для учеников младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Но важно научить его формулировать и отстаивать собственную точку зрения, принимать на её основе ответственные решения и соотносить свои поступки с интересами других.
В этой ситуации учителю отводится роль помощника, который должен поддержать маленького человека на этом пути. Тут возникает противоречие. Для того чтобы у воспитуемого сформировалась какая-либо цель, необходимо как минимум сформировать ему пространство выбора цели. Вальтер Скотт говорил: «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». Любому человеку чтобы совершить выбор, следует представлять все то, из чего приходится выбирать и осознать последствия сделанного шага. Мастерство педагога в том и состоит, чтобы при возникновении проблемы создать для воспитуемого поле выбора, но право сделать его оставить за ним. Я считаю, что любое воздействие на личность должно быть косвенным, исключающим прямое внушение. Взаимодействие между двумя личностями должно строиться на принципе равноправия, уважения к другой личности (даже если одна из них личность в процессе становления, например ребенок).
Мне часто приходят на ум мудрые слова К. Д. Ушинского: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Задумываясь о том, какой след останется после меня в этом мире, я надеюсь, что в характере моих воспитанников - сила, судьба и карьера нового поколения российских граждан. Судьба, которую они смогут делать своими руками, выбирать своей волей. В философском отношении будущее - это, в конечном счете, уязвимое и развивающееся настоящее.
В моей профессии нет готовых рецептов, отработанных шаблонов. Пожалуй, это её самое большое достоинство. Учитель постоянно находится в творческом поиске. Быть творцом – это возможность, которую жизнь даёт не каждому. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, но по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству.
Человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Чем дольше я работаю в школе, тем явственней ощущаю, что процесс воспитания взаимообратен. То, что усвоит человек, в огромной степени зависит от тех людей, от тех личностей, которые окружают его в первые годы жизни. Это обстоятельство заставляет меня вновь и вновь оглядываться на себя, критически оценивать свои личностные качества. Одно из таких качеств – умение признать, что все победы и неудачи в жизни – следствие нашего действия или бездействия.
Нет смысла сокрушаться о том, что из-за текучки нам вечно не хватает времени на великие дела. Просто надо их начинать и доводить до конца. Хорошо сказал по этому поводу Г. Лихтенберг: «Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают». И прав был Рабиндранат Тагор: «Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым».
Мы должны уважать, любить и ценить окружающий нас мир, и он ответит нам тем же. Чтобы вас считали человеком с цельным, гармоничным характером, нужно держать свои обещания перед другими людьми и перед собой. Меня поразила своей точностью фраза, прочитанная у Ф. Добриджа: «Если вас никто не любит, будьте уверены – это ваша вина».
Каждый человек в своей жизни руководствуется своими собственными представлениями о ней. Конечно, данная работа носит субъективный характер, но её недостатком это я не считаю. В философии нет необходимости избегать субъективности, поскольку субъективность отражает личный характер поиска истины. Каждый человек в своих характерных, глубоко-индивидуальных чертах несёт принцип истины. Жизненное предназначение каждого человека заключается в раскрытии этого принципа, а его жизненной задачей является - научиться воспринимать других как различные аспекты единой истинной реальности.
Бесконечный поиск не знает остановки, но на его пути часто приходиться возвращаться к пройденным этапам для их переосмысления. И тогда осознается, что начинать надо с начала.
Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя вырастить два одинаковых класса. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом коллективе. Сейчас, вновь приняв в первый класс учеников, я с волнением вглядываюсь в их лица: какими вы вырастите? Чему научите меня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

моя педагогическая философия
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»
Февраль 2010 год. Год, объявленный годом Учителя. Год, в котором моя дочь пойдет в 1 класс. Она...