Моя педагогическая философия
статья по теме
Предварительный просмотр:
-Свое выступление я хочу начать словами великого русского писателя и педагога Льва Николаевича Толстого: «Если учитель соединяет в себе
любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
-Какой же он современный совершенный учитель? Позвольте мне поразмышлять на эту тему?
-Учитель. Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет. Вот почему и охватывает волнение, когда произносишь это слово. Ведь учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе.
- Я часто задаюсь вопросами. Какой я учитель? Какими смогу вырастить и воспитать своих учеников? Чему научу их? Какой след оставлю в юных сердцах? Я – первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. И от меня зависит, как сложится дальнейшая школьная жизнь ребенка, как родители будут относиться к школе, станут ли они моими помощниками и единомышленниками. Как много воспоминаний связано с именем первого учителя. И от меня зависит, какими будут эти воспоминания – добрыми и светлыми или тягостными и печальными. Поэтому для меня главное – не растерять то доверие учеников и родителей, которое они щедро мне дарят.
-Труд учителя нелегок. На одной из лекций я услышала, что по эмоциональной нагрузке его сравнивают с трудом начальника производственного цеха. Не знаю, почему они так решили? Мне-то кажется, что нагрузка учителя значительно больше. Знаю одно – нужны любовь, безмерная любовь к детям, и искреннее желание все делать для того, чтобы она стала обоюдной. Потому что только тогда могут восстанавливаться душевные силы, когда видишь, что твой труд приносит положительные плоды, когда общение вызывает у детей радость и неподдельный интерес.
- Детям необходимо верить в учителя безгранично – только тогда школа станет для них школой радости, а учение не будет сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, а станет содействовать развитию ребенка. Вот такая большая ответственность ложится на мои плечи. И как важно сохранить эти добрые стремления, поддержать любые детские начинания, зародить веру ребенка в себя, в то, что он многое сможет.
-В последнее время этому способствуют современные педагогические технологии. В своей практике я широко использую технологию проектной деятельности. Метод проектов подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по решению проблемы с использованием знаний и умений из различных областей. Этот метод формирует навыки самостоятельности, воспитывает целеустремленность, ответственность, творческое отношение к делу. Неслучайно китайская пословица гласит: « Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай попробовать – и я пойму.» В своей практике в течении последних трех лет вместе с детьми мы работали над созданием таких проектов:"Экологические катастрофы", "Дорога в космос", "Моя семья", "Книга памяти","Государыня, Масленица". Девизом моей проектной работы стали слова А.Дистервега: "Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить." И важным результатом моей работы я считаю установление обратной связи между учителем, родителями и детьми. Родители включаются в работу, обмениваются между собой информацией. Например, во время работы над проектом «Дорога в космос» дедушка моего ученика сам предложил и выступил перед детьми. В процессе работы над проектом «Книга памяти» родители сообщали интернет адреса, где можно узнать информацию о погибших родственниках. А после создания генеалогического древа ребенок пришел в класс и говорит: «Моей маме так понравилось составлять родословную, что она хочет теперь и для себя такую сделать». Начав проектную деятельность, я поняла, что она вызвана жизненной необходимостью современного общества и в дальнейшем ее надо обязательно использовать, чтобы дать детям возможность максимально проявить себя, чтобы потом они были востребованы этим обществом.
- Мне очень близки слова учителя-новатора Е.Н.Ильина: "Учить и воспитывать – как молния на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли.» Поэтому в своей практике уделяю большое внимание воспитательному аспекту в образовании. Особенно мне близка тема нравственно-патриотического воспитания. Классные часы о войне, про дружбу, об отношении к старшим никого не оставили равнодушными. Аристотель говорил, что баня и урок бесполезны, если они не смывают грязи и после них человек не становится чище.
В своей работе я стараюсь донести до родителей мысль, что у детей интерес к сугубо семейному общению очень короткий – до 10-12 лет. Затем они начнут тянуться к себе подобным, в компанию своих сверстников, отдаляясь от родителей. Это закон человеческого развития, поэтому сейчас нельзя терять благодатного времени. И поэтому внеклассную работу стараюсь организовывать в совместном творчестве детей и родителей. Для этого у нас проходят традиционные театрализованные постановки Новогодних сказок, спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья», «Мисс Дюймовочка», совместные поездки в театры, на экскурсии. Стараюсь давать возможность родителям стать активными участниками классных дел, чтобы дать возможность детям и родителям получить удовольствие от сотворчества, чтобы школа и семья не находились в «параллельных мирах».
-Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Может быть, поэтому я невольно в своей работе уделяю большое внимание этому вопросу. А иначе и не получается, ведь любой момент школьной жизни детей прямо или косвенно связан с их семьями. Одно из направлений работы с родителями – это родительские собрания. Я стараюсь проводить их в нетрадиционной форме. Так в 1классе я провела нетрадиционное родительское собрание "Первый раз в первый класс", посвященное проблемам первоклассников, в котором родители стали непосредственными участниками творческого процесса. И мне приятно было видеть, как помогло это собрание не только в организации учебного процесса, но и в деле сплочения родительского коллектива. Собрание «Поощрение и наказание», проведенное во 3 классе в виде тренинга позволило родителям осмыслить свой воспитательный опыт в свете новой информации и предоставить себе возможность выбора. Несомненным достоинством таких родительских собраний является их высокая продуктивность, связанная с участием каждого присутствующего родителя в коллективной деятельности. Учитель в данном случае — координатор действий участников, а родители — субъекты собственной деятельности, осознающие цель и движущиеся к ней в процессе коллективной деятельности. В результате все выводы, которые рождаются в ходе собрания, не навязываются родителям извне, а являются личностно значимыми для них, рожденными самими родителями, поэтому имеющие большой положительный эффект. Конечно, нетрадиционные родительские собрания – работа очень тяжелая и трудоемкая, и подготовка к ним занимает у меня не один месяц. Но, несмотря на это, я испытываю особое удовлетворение, видя радость соучастия в глазах родителей. И родители уже настолько втянулись в эту работу, что ждут продолжения. На следующий год мы планируем провести совместное собрание родителей с детьми.
- «Ничто человеческое» не чуждо и учителю, ибо он – частица своей собственной семьи, умеющий остро чувствовать и переживать все сложности воспитательного процесса. Поскольку моя дочка сейчас практически того же возраста, как и детишки из моего класса, я острее вижу их проблемы изнутри и как учитель, и как родитель, и глазами своего ребенка. И как мама, и как учитель я не имею права на фальшь и недобросовестность. На место своих учеников всегда стараюсь поставить своего ребенка. И, если, как мать, я хочу, чтобы моему ребенку было в школе комфортно, то, как учитель, я должна создать эти условия для своих учеников. Ведь каждая мама мечтает о доброй и умной учительнице. Мечтает о том, чтобы школа приносила детям радость. Значит, я должна стать таким учителем для своих учеников.
- Уинстон Черчилль говорил: "Учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр может только мечтать". Совершенно согласна с этой мыслью, но она накладывает большую ответственность на учителя. Действительно, именно учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего поколения. Ведь каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. Сегодня за партами на моих уроках сидит будущее России. И в этом будущем мне тоже предстоит жить. И на мне лежит ответственность за наше будущее. Звучит мощно, глобально.
- Да, сколько сказано и написано о высоком предназначении учителя. Но как все это сочетается с сегодняшним положением нашего образования? В большинстве случаев сейчас даже термин "образовательная услуга" воспринимается как сфера обслуживания. Встает вопрос: «Учитель – это миссия или обслуживание?» Это вопрос, на который каждый учитель должен для себя ответить. Есть учителя, которые почти что гуру, к которым тянутся, чье мнение авторитетно. И мне посчастливилось видеть таких преданных своему делу учителей в нашей гимназии, в своей родной школе. Я благодарна им. Конечно, есть и те, которые удовлетворяются тем, что они сфера обслуживания. Мне бы не хотелось видеть себя в их рядах, а попытаться быть для своих учеников мудрым наставником, который откроет детям дверь во взрослую жизнь. Ведь по словам Ш. Амонашвили, ребенок не готовится к жизни, а уже живет полноправной жизнью. И моя задача сделать эту жизнь счастливой. Для этого надо уважать личность каждого ребенка, уметь подобрать ключик к сердцу каждого ученика, уметь слышать и слушать каждого ученика и самому ни на минуту не прекращать творческий поиск.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия
Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...

Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»
Февраль 2010 год. Год, объявленный годом Учителя. Год, в котором моя дочь пойдет в 1 класс. Она...