Эссе "Моя педагогическая философия"
материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Две вещи наполняют душу
всегда новым и всё более сильным
удивлением и благоговением…
- это звездное небо надо мной
и моральный закон во мне.
И.Кант
Живет на земле человек. Он маленький, Земля огромная.
Земля. Не могу найти другого слова, равносходного с этим всеобъемлюще великим. Так же, как не знаю достойной смены слову Человек.
С чего начинается для нас Земля? С радостного перезвона весенней капели? Или с первой невесомой снежинки, таинственной посланницы неба?
Человек любит свою Землю. Потому что не может жить он без запаха прелых листьев, без звонкой струи ручья, без синей мохнатой головы василька в поле.
Да, все мы от природы, мы родом из детства, из мира любви, добра, где ребенок, не растеряв радости и надежды нового дня, изумляясь красоте мира, ждет встречи с мудрым и добрым Учителем. Он верит в то, что будет идти светлой дорогой, которой научит узнавать, постигать самого себя и мир, в котором он живет.
Размышляя о своей не столь долгой педагогической деятельности, я в первую очередь постаралась заглянуть в себя, в свои мысли, в своё мировоззрение, в своё отношение ко всему, что меня окружает, и я пришла к выводу: моя педагогическая философия – это участие в формировании высоконравственной личности учителя.
Исходя из этого, своё предназначение, как учителя, я вижу в том, чтобы претворять в практику каждого дня идеи замечательного педагога С.Соловейчика, суть которых – в следующем: «мы воспитываем не ребенка, а человека».
В своей учительской практике я руководствуюсь этой аксиомой, памятуя: « всё начинается со школьного звонка», именно здесь, в младших классах, формируется человек.
Мой класс, мои любознательные непоседы, - это моя
Вселенная. Как и в былые времена, их не перестает волновать, как растет в поле трава, как из ручейков вырастают реки, куда падают звезды, о чем думает одинокое дерево.
И неотъемлемой частью моей педагогической философии являются слова М.Пришвина: «Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое лицо». В это зеркало надо учиться смотреть самому, научить видеть в нем себя и других. Не в этом ли цель экологического воспитания?
И теперь самое время каждому из землян спросить себя:
Природы равнодушна к человеку,
Но можем ли мы быть равнодушны к ней?
Странно, но всего несколько лет назад мы противопоставляли себя слепой дикой природе, стремились победить ее. И только когда нам вдруг (вернее – совсем не вдруг) перестало хватать свежего воздуха и чистой воды, мы будто очнулись и со страхом глядим на содеянное.
Сегодня в мире сложилась, можно сказать, парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в то же время само оказалось на краю гибели.
Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество «лицом к лицу» столкнулось с экологическим кризисом, смертельная опасность которого стала особенно очевидна сейчас. Получив неограниченную власть над природой и надменно упиваясь этой властью, Человек, считающий себя «венцом природы», забыл, что сам является её скромной частицей.
Спроси свою совесть, Человек: Что же натворили мы с Природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза?
(Дементьев).
Земля стонет сегодня от боли, взывает о помощи. Задача экологического воспитания – заставить ученика услышать стон нашей голубой планеты. Дать понять ему, что животные, птицы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого.
Наблюдая отношение человека к природе, понимаешь, что надо воспитывать в сегодняшнем школьнике убеждение: нельзя нарушать экологическую стабильность, нельзя создавать условия, которые приводят к необратимой перестройке окружающей среды. Не случайно древняя мудрость гласит: «Прежде, чем срубить дерево, ощути себя им».
На гробнице одного из фараонов было высечено: « Я никогда не перегораживал текущей воды». В этом афоризме – выражение экологической культуры наших дальних пращуров. Вот почему мое педагогическое кредо – воспитание школьников высоконравственными, творческими личностями в духе мира и гармонии с людьми и природой.
На какие принципы опираюсь в своей работе? Это:
- интеграция музыки, живописи, поэзии;
- гуманизация;
- сотрудничество и сотворчество;
- самостоятельность поиска.
Мой девиз: Сохрани в себе Человека. Методы:
- эмоциональная реакция;
- теоретическое обоснование, эксперимент;
- моделирование экологических ситуаций;
- ролевая игра, творчество.
Для меня экология – это весь строй отношений человека с жизнью. Парадоксально, что с рождения любому ребенку знакомо чувство единства с природой, но с возрастом это чувство, к сожалению, утрачивается, и только, включенные в процесс общения с окружающей средой, под руководством учителя дети учатся видеть природу изнутри ее собственными глазами.
Диалектика жизни такова, что мир находится в непрерывном развитии. Чувствовать ритм времени, его запросы, помочь детям понять и принять этот мир – в этом я вижу свою задачу, следуя утверждению С.Соловейчика: «Учитель не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их».
Моя педагогическая философия – любить детей, верить в каждого из них, воспитывать Человека. Становясь Человеком, ребенок становится «гражданином мира», решающим одну из глобальных проблем – экологическую, проблему, которая не знает государственных и природных рубежей и ставит вопрос ребром: «Быть или не быть?»
Сегодня мир для меня – наш космический корабль под названием «Земля». Ощущение своего родства с бесконечной Вселенной, преклонение перед ее гармонией и красотой всегда были и будут ничем незаменимым душевным богатством.
Всё перечисленное мною выше – это скрижали моей педагогической философии. Именно учитель, на мой взгляд, содействует тому, чтобы выросло поколение, мыслящее по-новому и умеющее разумно хозяйствовать на Земле.
Значит, в руках учителя – будущее человечества?
Я вхожу в класс. Это моя «поляна», солнечная, цветущая, с «разнотравьем» голубых, карих, зеленых глаз. «Поляна», не дающая мне останавливаться, не позволяющая снижать рамку профессионализма. Тогда атмосфера станет чище, солнечный свет – ярче, вода – прозрачнее.
И каждая встреча с моими воспитанниками – это зов моей души, желание быть услышанной:
Скликай, зови землян
к борьбе со злом –
Их, светлых разумом,
Не меньшинство на свете!
Ты – человек! За солнечный свой дом
Ты перед всей Вселенною в ответе.
О, как безумно хочется, хотя бы через травинку, через парящее в небе облачко, даже сверх птичьего полета, взглянуть потом на наше продолжение в веках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/07/picture-317.jpg)
Моя педагогическая философия
Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/16/picture-1022.jpg)
моя педагогическая философия
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/28/picture-320658-1646000355.jpg)
Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»
Февраль 2010 год. Год, объявленный годом Учителя. Год, в котором моя дочь пойдет в 1 класс. Она...