Эссе "Моя педагогическая философия"
материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Две вещи наполняют душу
всегда новым и всё более сильным
удивлением и благоговением…
- это звездное небо надо мной
и моральный закон во мне.
И.Кант
Живет на земле человек. Он маленький, Земля огромная.
Земля. Не могу найти другого слова, равносходного с этим всеобъемлюще великим. Так же, как не знаю достойной смены слову Человек.
С чего начинается для нас Земля? С радостного перезвона весенней капели? Или с первой невесомой снежинки, таинственной посланницы неба?
Человек любит свою Землю. Потому что не может жить он без запаха прелых листьев, без звонкой струи ручья, без синей мохнатой головы василька в поле.
Да, все мы от природы, мы родом из детства, из мира любви, добра, где ребенок, не растеряв радости и надежды нового дня, изумляясь красоте мира, ждет встречи с мудрым и добрым Учителем. Он верит в то, что будет идти светлой дорогой, которой научит узнавать, постигать самого себя и мир, в котором он живет.
Размышляя о своей не столь долгой педагогической деятельности, я в первую очередь постаралась заглянуть в себя, в свои мысли, в своё мировоззрение, в своё отношение ко всему, что меня окружает, и я пришла к выводу: моя педагогическая философия – это участие в формировании высоконравственной личности учителя.
Исходя из этого, своё предназначение, как учителя, я вижу в том, чтобы претворять в практику каждого дня идеи замечательного педагога С.Соловейчика, суть которых – в следующем: «мы воспитываем не ребенка, а человека».
В своей учительской практике я руководствуюсь этой аксиомой, памятуя: « всё начинается со школьного звонка», именно здесь, в младших классах, формируется человек.
Мой класс, мои любознательные непоседы, - это моя
Вселенная. Как и в былые времена, их не перестает волновать, как растет в поле трава, как из ручейков вырастают реки, куда падают звезды, о чем думает одинокое дерево.
И неотъемлемой частью моей педагогической философии являются слова М.Пришвина: «Сам человек только в зеркале природы может увидеть свое лицо». В это зеркало надо учиться смотреть самому, научить видеть в нем себя и других. Не в этом ли цель экологического воспитания?
И теперь самое время каждому из землян спросить себя:
Природы равнодушна к человеку,
Но можем ли мы быть равнодушны к ней?
Странно, но всего несколько лет назад мы противопоставляли себя слепой дикой природе, стремились победить ее. И только когда нам вдруг (вернее – совсем не вдруг) перестало хватать свежего воздуха и чистой воды, мы будто очнулись и со страхом глядим на содеянное.
Сегодня в мире сложилась, можно сказать, парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в то же время само оказалось на краю гибели.
Знаки надвигающейся беды заметны сегодня повсюду в мире. Человечество «лицом к лицу» столкнулось с экологическим кризисом, смертельная опасность которого стала особенно очевидна сейчас. Получив неограниченную власть над природой и надменно упиваясь этой властью, Человек, считающий себя «венцом природы», забыл, что сам является её скромной частицей.
Спроси свою совесть, Человек: Что же натворили мы с Природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза?
(Дементьев).
Земля стонет сегодня от боли, взывает о помощи. Задача экологического воспитания – заставить ученика услышать стон нашей голубой планеты. Дать понять ему, что животные, птицы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого.
Наблюдая отношение человека к природе, понимаешь, что надо воспитывать в сегодняшнем школьнике убеждение: нельзя нарушать экологическую стабильность, нельзя создавать условия, которые приводят к необратимой перестройке окружающей среды. Не случайно древняя мудрость гласит: «Прежде, чем срубить дерево, ощути себя им».
На гробнице одного из фараонов было высечено: « Я никогда не перегораживал текущей воды». В этом афоризме – выражение экологической культуры наших дальних пращуров. Вот почему мое педагогическое кредо – воспитание школьников высоконравственными, творческими личностями в духе мира и гармонии с людьми и природой.
На какие принципы опираюсь в своей работе? Это:
- интеграция музыки, живописи, поэзии;
- гуманизация;
- сотрудничество и сотворчество;
- самостоятельность поиска.
Мой девиз: Сохрани в себе Человека. Методы:
- эмоциональная реакция;
- теоретическое обоснование, эксперимент;
- моделирование экологических ситуаций;
- ролевая игра, творчество.
Для меня экология – это весь строй отношений человека с жизнью. Парадоксально, что с рождения любому ребенку знакомо чувство единства с природой, но с возрастом это чувство, к сожалению, утрачивается, и только, включенные в процесс общения с окружающей средой, под руководством учителя дети учатся видеть природу изнутри ее собственными глазами.
Диалектика жизни такова, что мир находится в непрерывном развитии. Чувствовать ритм времени, его запросы, помочь детям понять и принять этот мир – в этом я вижу свою задачу, следуя утверждению С.Соловейчика: «Учитель не посредник между миром и детьми, нет, он на стороне детей, он вместе с ними и во главе их».
Моя педагогическая философия – любить детей, верить в каждого из них, воспитывать Человека. Становясь Человеком, ребенок становится «гражданином мира», решающим одну из глобальных проблем – экологическую, проблему, которая не знает государственных и природных рубежей и ставит вопрос ребром: «Быть или не быть?»
Сегодня мир для меня – наш космический корабль под названием «Земля». Ощущение своего родства с бесконечной Вселенной, преклонение перед ее гармонией и красотой всегда были и будут ничем незаменимым душевным богатством.
Всё перечисленное мною выше – это скрижали моей педагогической философии. Именно учитель, на мой взгляд, содействует тому, чтобы выросло поколение, мыслящее по-новому и умеющее разумно хозяйствовать на Земле.
Значит, в руках учителя – будущее человечества?
Я вхожу в класс. Это моя «поляна», солнечная, цветущая, с «разнотравьем» голубых, карих, зеленых глаз. «Поляна», не дающая мне останавливаться, не позволяющая снижать рамку профессионализма. Тогда атмосфера станет чище, солнечный свет – ярче, вода – прозрачнее.
И каждая встреча с моими воспитанниками – это зов моей души, желание быть услышанной:
Скликай, зови землян
к борьбе со злом –
Их, светлых разумом,
Не меньшинство на свете!
Ты – человек! За солнечный свой дом
Ты перед всей Вселенною в ответе.
О, как безумно хочется, хотя бы через травинку, через парящее в небе облачко, даже сверх птичьего полета, взглянуть потом на наше продолжение в веках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моя педагогическая философия
Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....
моя педагогическая философия
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...
Эссе "Дар души" Моя педагогическая философия
Эссе "Дар души"...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...
Моя педагогическая философия
Моя педагогическая философия. Мысли вслух....
Педагогическое эссе«Моя педагогическая философия как классного руководителя»
Февраль 2010 год. Год, объявленный годом Учителя. Год, в котором моя дочь пойдет в 1 класс. Она...