Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
план-конспект занятия по музыке (3 класс) на тему

Калантаева Лариса Александровна

Познакомиться с  понятием  «музыкальный портрет»,  закрепить  понятие «Музыкальная интонация», «Речевая интонация», «Выразительность и изобразительность  интонации»,    подводить к  осознанию ценности поэзии и музыки 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Схема плана урока

На основе системно-деятельностного  метода обучения

Тема урока: Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

             (3 класс, Программа Сергеевой-Критской)

(формулируется  выбранная тема программы обучения)

Тип урока: урок «открытия», нового знания.

Цель урока: (для учителя): сформировать представление о музыкальном портрете _______________________________________________________________________________________________________________

Планируемый результат (для учащихся): Познакомиться с  понятием  «музыкальный портрет»,  закрепить  понятие «Музыкальная интонация», «Речевая интонация», «Выразительность и изобразительность  интонации»,    подводить к  осознанию ценности поэзии и музыки

*(выявить и  сформулировать…. Сформировать………..,

научиться различать речевую и музыкальную интонации)

________________________________________________________________________________________________________________

Задачи урока:

Воспитывающая:  формирование интереса к предмету,  эстетическое воспитание  учащихся

Развивающая:  развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие  различные  образы,   работать с учебником рабочей тетрадью,  анализировать  музыкальные портреты,  сравнивать их.

Обучающая: Изучить  понятие портрета и интонации, их  значение   в  жизни человека. _________________________________________________________________________________________________

Описание хода урока

Название  технологических этапов урока, их  содержания

Конспект урока

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения  предполагает осознание вхождение учащегося в  пространство  учебной деятельности на уроке. На данном этапе  учителем организуется для учащихся  мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся  могут достичь на данном этапе урока , описание методов  организации учебной деятельности):

  • Актуализация требований  к нему со стороны учебной деятельности (надо):
  • Создаются условия для возникновения  внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
  • Устанавливаются тематические рамки (могу).

Показ слайдов с изображением персонажей сказки «Петя и Волк».

Учащиеся вспоминают материал.

 

Вопрос: Кого мы видим?( Учащиеся затрудняются ответить).

А вы когда-нибудь видели их на наших уроках? (ответы уч-ся)

А как вы думаете, кто они?

Показ нескольких слайдов  

(сотрудничество с учителем).

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе  организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного  учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

  • Актуализацию изученных способов  действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения  и знаковую фиксация;
  • Актуализацию соответствующих мыслительных операций  и познавательных процессов;
  • Мотивацию к пробному  учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное  осуществление
  • Фиксацию индивидуальных затруднений  в выполнении  пробного  учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую  связь между  ними на основании методики  обучения данному предмету  на каждом шаге  данного этапа

Переход от понятия «портрет» к понятию «музыкальный портрет».

(умение слушать)

Так о   чем пойдет сегодня речь на уроке?( ответ уч-ся)

  1. Выявление  места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися  места и причины затруднения.

Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих  методов и содержания учебных заданий для  выявления  учащимися места  и причины затруднения.

Основные методы мотивации  для создания успешной ситуации.  Для этого учитель учит учащихся:

  • Восстанавливать выполненные операции  и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где  возникло затруднение;
  • Соотносить  свои действия с используемым  способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить  и зафиксировать  во внешней речи  причину затруднения – те конкретные задачи, умения  или способности, которых не  достается  для решения  исходной задачи.

 Так чем же отличаются друг от друга  портрет словесный, портрет живописный и портрет  музыкальный?

(ответ уч-ся: где живут, как устроены, зачем нужны)

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Аттестуемый демонстрирует  методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в  коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий  по алгоритму:

  • Ставят цель (целью всегда является  устранение  возникшего затруднения)
  • Согласовывают тему урока
  • Строят план достижения цели
  • Определяют средства – алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем  с помощью исследовательских методов.

Итак,   сформулируем с вами тему урока, откроем учебник

(самостоятельное формулирование темы и цели урока, работа с учебником))

  1. Реализация  построения проекта

Аттестуемый  описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся  в рамках реализации  построения проекта.

На данном этапе  осуществляется реализация построенного проекта:

  • Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися
  • Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково
  • Построенные способ действия  используется для  решения  сходной задачи, вызвавшей затруднения.

У вас на парте  учебник, на странице которого изображена девочка.

Посмотрите на нее, отметьте ее внешний вид.  Какая она?    Что можно рассказать про нее?

(работа с учебником).

Для уточнения ответов найдите в тексте учебника на с. 27  стихотворение  А.Барто  о девочке и прочитайте его. Выберите слова, характеризующие ее.

 (осознанное построение речевого высказывания)

  1. Первичное закрепление  с проговариванием во внешней речи

На данном этапе  учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый  способ действий с проговариванием  алгоритма решения  вслух.

Аттестуемый демонстрирует  форму  организаций  учебной деятельности, выбор заданий  с целью закрепления новых знаний  с использованием алгоритма решения.

Работа с музыкальными фрагментами сказки «Петя и Волк», «Болтунья» и балета «Ромео и Джульетта»  С.С.Прокофьева.

  1. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.  

При проведении данного  типа используется  индивидуальная форма работы:

Учащиеся  самостоятельно  выполняют задания нового  типа  и осуществляют  их самопроверку, пошагового оценивания  с эталоном.  Организуется рефлексия реализации  построенного проекта  учебных действий. Организуется для  учащихся  ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки  самостоятельной работы.

Каждому ученику дается текст: Дописать недостающие слова:

Затем высвечивается слайд с ответами на экране. Производится самопроверка.

(самроценка, умение сличать свою работу с заданным эталоном, обнаружение отклонения. Коррекция)

  1. Включение в систему заданий повторения 

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется  использование  изученного ранее  материала (базовый уровень), в том числе и как  промежуточный шаг, для введения  в последующем обучении  новых способов действий (повышенный уровень).

Аттестуемый в рамках этого этапа  демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.

Сравните музыку «Джульетты-девочки» с песней «Болтунья». Что в них общего и чем они отличаются?

  1. Рефлексия  учебной деятельности на уроке.

На данном этапе  фиксируется  новое содержание, изученное на уроке. Организуется  рефлексия  и самооценка учениками  собственной  учебной деятельности (цель обучения , способы достижения  цели, результат)

Аттестуемый  демонстрирует  эффективные способы  самооценки и самоконтроля учебной деятельности

Как композитор помогает  нам увидеть и понять человека, с которым мы встречаемся в его произведении?

Как ты понимаешь смысл слов «В каждой интонации спрятан человек?»?

 Докажите это.

(анализ, построение логической цепи рассуждений)

 Д/З  -   Выполнить задание на стр. 10 в рабочей тетради.

-

В конспекте хода урока содержится:  

  • цели, достигаемые на каждом  технологическом этапе урока;
  • Формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности  на каждом этапе урока.
  • Учебное содержание в форме заданий, предлагаемых учениками на каждом этапе в соответствии  с целями этого этапа.
  • Способ демонстрации каждого задания и образец правильного его решения.
  • Вопросы побуждающего или проблемного диалога, задаваемые учителем  при организации  работы по выполнению каждого задания
  •  Предполагаемые ответы учеников, в том числе и возможные ошибки
  • Способ контроля и самоконтроля  правильности выполнения  каждого задания
  • Способы исправления  ожидаемых ошибок
  • Перечень дидактических средств, необходимых для организации  работу учащихся  на каждом этапе
  • Образец оформления доски

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки з класс "В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке"

данный урок предназначен для учеников 3 класса. Цели урока:Образовательная: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере попевки «Разные ребята», С.С. Прокофьева «Болт...

«Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»

Конспект урока музыки по теме: «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»...

Фрагмент урока|: « В каждой интонации спрятан человек"

В материале представлен фрагмент урока музыки  « В каждой интонации спрятан человек",раздел " День,полный событий"- слушание пьесы С.С.Прокофьева " Джульетта-девочк...

Конспект урока по музыке "Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек." (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели: отработать высокую певческую позицию и гибкость при исполнении длинных фраз; работать над продолжительностью дыхания; завершить работу над художественным исполнением песен; повторить поняти...

Тема: Музыкальный портрет. В каждой интонации спрятан человек. Фрагмент вокально-хоровой работы

Тема: Музыкальный портрет. В каждой интонации спрятан человек. (3 класс) Фрагмент вокально-хоровой работы...

Раздаточный материал на урок музыки по теме "В каждой интонации спрятан человек"

Данный материал предназначен для использования детьми на уроках музыки при анализе мелодий...

«Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»

Конспект урока ФИО: Данчинова Ангелина Евгеньевна  Используемый учебно-методический комплект: Школа РоссииУчебный предмет (дисциплина): МузыкаТема урока: «Портрет в музыке. В каждой интонац...