Конспект урока по музыке "Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек." (УМК "Школа России", 3 класс)
материал по музыке (3 класс)
Цели: отработать высокую певческую позицию и гибкость при исполнении длинных фраз; работать над продолжительностью дыхания; завершить работу над художественным исполнением песен; повторить понятие «тоника»; работать над выстраиванием унисона; разучить новую песню; проанализировать средства музыкальной выразительности в романсах; познакомить с термином «лирика».
Планируемые результаты:
Предметные: научатся анализировать музыкальные образы; определять средства музыкальной выразительности в романсах; понимать термин «музыка»; определять специфику лирической музыки.
Личностные: уважительное отношение к произведениям разных видов искусства; воспитывать интерес к музыке С.Прокофьева, Д.Б.Кабалевского, внимание при звучании музыки, желание исполнять и слушать музыку.
Тип занятия: урок открытия «нового» знания
Методы и приёмы: урок размышления о музыке, наглядность, ЭО, словесный
Оборудование: рояль, ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 5 | Контролирую посадку детей на места. Добрый день ребята. Меня зовут Теймурова Улдуз, и сегодня я проведу у вас урок музыки. (Учащиеся повторяют распевания «Журавель, журавель», «Книга — книгой». Проводится ритмический диктант, в ходе которого педагог предлагает школьникам отгадать по ритмическому рисунку произведения «Как у наших у ворот», «Оранжевая песенка», «Родина». Затем педагог дает психологический настрой на занятие.) — Сядьте удобно, закройте глаза. (Педагог произносит фразы, которые школьники повторяют хором.) — Мы готовы к занятию музыкой. — У нас хорошее настроение. — Мы будем слушать музыку внимательно. Откройте глаза, посмотрите на меня. А теперь я задам вам два вопроса, а вы кивните головой, отвечая на них. (Педагог задает вопросы.) — Вы готовы к работе на занятии по музыке? — У вас хорошее настроение? Глубоко вдохните и приготовьтесь хорошо работать на уроке. | Рассаживаются по местам. Слушают музыкальное приветствие. Приветствуют учителя. Исполняют 1-ю фразу песни «Родина» от разных звуков восходящей хроматической гаммы | Коммуникативные: Умение отвечать за себя. Участвовать в диалоге. Высказывать свою точку зрения. Познавательные: Учиться работать по предложенному плану Формировать умения анализировать информацию и правильно её усваивать. |
II. Организация слушательской деятельности | 16 | - Вам знакома фамилия композитора Н.А. Римского-Корсакова? (Педагог показывает портрет композитора.) - Какие музыкальные сочинения этого композитора вы слушали раньше? («Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».) - Какие это были три чуда? (Белочка, богатыри и Царевна Лебедь.) - Как музыка изображала волшебную белочку? (В мелодии звучал напев русской народной песни «Во саду ли, в огороде», которую, согласно сказке А. С. Пушкина пела белочка.) - Как музыка изображала богатырей? (Сначала музыка звучала чуть слышно, как будто богатыри шли издалека, а потом звучание оркестра усиливалось, словно богатыри подходили все ближе и ближе. Затем музыка вновь затихала, давая понятъ, что богатыри уходят в море.) - Музыка к отрывку про Царевну Лебедь состоит из двух частей. Что рисует каждая часть? (В первой части музыка рисует птицу, плывущую по волнам, а во второй части -t превращение лебедя в прекрасную девушку.) На прошлом уроке вы сочиняли импровизацию к началу стихотворения А. Толстого «Звонче жаворонка пенье». Эти строчки - начало романса, который написал композитор Н.А. Римский-Корсаков. Послушайте стихи поэта А. Толстого, на которые написан этот романс. Звонче жаворонка пенье, Ярче вешние цветы, Сердце полно вдохновенья, Небо полно красоты. Разорвав тоски оковы, Цепи пошлые разбив, Набегает жизни новой Торжествующий прилив, И звучит свежо и юно Новых сил могучий строй, Как натянутые струны Между небом и землей. — Теперь послушайте романс «Звонче жаворонка пенье» композитора Н.А. Римского-Корсакова. — О каком времени года поется в этом романсе? (О весне.) — Каков характер музыки? (Громкий, бурный, радостный, блестящий, торжественный.) — Кто исполнял романс? (Певица и музыкант-пианист.) — Есть ли в этом романсе инструментальное вступление и заключение? (Да.) Музыка словно рисует быстрые взмахи крыльев маленькой птички, которая радуется приходу весны. — С какого звука начинается романс? (С высокого и длинного, словно на нем происходит остановка перед последующим движением мелодии вниз.) — У этого романса несложная форма, в нем, как в песне, три куплета. Повторялась ли главная музыкальная тема в конце? (Да, в конце романса повторялась мелодия, которая звучала вначале.) — Сколько частей в этом романсе? (Три.) — Как называется в музыке повторение главной темы? (Реприза.) — Крайние части романса повторялись, а средняя часть имела самостоятельную мелодию. Как называется такая музыкальная форма? (Трехчастная репризная.) Давайте сыграем в игру. Я буду давать определения музыке романса, а ваша задача — повторить за мной слова, если они правильные, и промолчать, если я дам неверное определение. (Педагог называет следующие определения: бодрая, энергичная, слабая, громкая, свежая, полная сил, жалобная, напористая, тихая, жизнерадостная, ликующая.) Посмотрите, как выглядит нотная запись начала романса. Сразу обратите внимание на первый звук - высокий, продолжительный, от которого потом мелодия движется вниз. Спойте первую фразу романса, покажите рукой движение мелодии. (Класс хором поет начало романса.) — Сравните нотные записи романсов «Благословляю вас, леса» и «Звонче жаворонка пенье». Как движется мелодия каждого из этих произведений? — Можно ли различить по нотной записи, где какой романс записан? — Какие особенности есть в мелодии романса «Благословляю вас, леса»? — Какие особенности есть в мелодии романса «Звонче жаворонка пенье»? — В какой динамике начинается каждый из этих романсов и в какой динамике заканчивается? В своей книге «Летопись моей жизни» композитор Н.А. Римский-Корсаков вспоминал, как он создавал этот романс; «Я давно не сочинял романсов. Обратившись к стихотворениям Алексея Толстого, я написал четыре романса и почувствовал, что сочиняю их иначе, чем прежде... Будучи доволен первыми попытками своими в этом направлении, я сочинял один романс за другим на слова А. Толстого, Майкова, Пушкина и других». Среди романсов композитора Н.А. Римского-Корсакова есть произведения, которые называют музыкальными жемчужинами -за их совершенство, музыкальную отделку, прекрасную мелодию. Вот одной из таких жемчужин является романс «Звонче жаворонка пенье» на стихи А. Толстого. — Каким еще словом принято называть музыкальное произведение такого высокого уровня, который просто невозможно превзойти? (Шедевр.) — Какие музыкальные произведения вы бы отнесли к шедеврам? Послушайте романс «Звонче жаворонка пенье» еще раз. — Найдите на доске репродукции картин, которые подошли бы по настроению и характеру к этому романсу. | Слушают произведения и учителя. | Коммуникативные: Участвовать в диалоге. Высказывать свою точку зрения. Познавательные: Анализировать задания. Регулятивные: Планировать свою работу |
V. Физминутка | 2 | А давайте у нас в классе устроим звонницу! Может быть, кто-то захочет попробовать стать звонарем? Тогда давайте играть в «Дружные колокола». Класс делится на три группы: большие колокола, средние колокола и малые колокола. Сначала колокольный звон изображается пением, а затем при помощи колокольчиков (разных размеров) 1 группа: маленькие – «зазвонные» - колокола поют: тили-бом, тили-бом, тили-бом. 2 группа: средние колокола поют: бим- бом, 3 группа: большие колокола поют: бом, бом, бом. По указанию «звонаря» (дирижера) колокола начинают звучать: отдельными группами, несколько групп вместе, всем хором и т.д. | Выполняют игровую разминку. | Регулятивные: Проводить физическую разгрузку в ходе работы. |
IV. Организация слушательской деятельности | 16 | Педагог просит угадать знакомую мелодию и исполняет начало пьесы «Утро» Э. Грига.) — Как называется это произведение? — Что изображает музыка этой пьесы? — Какой композитор сочинил пьесу «Утро»? — Спойте главный мотив пьесы на гласный звук «а». (Пропевание лейтмотива на гласный звук «а».) На одном из занятий вы сочиняли свои импровизации на такой текст: Солнышко всходит, И небо светлеет, Природа проснулась, И утро пришло. (Класс повторяет текст. Затем поет на мелодию пьесы «Утро».) Вы вспомнили это произведение, осталось его прослушать. Как и на прошлом уроке, выполните задание: закройте глаза, опустите голову и поднимите ее в тот момент, когда музыка нарисует восход солнца. (Прослушивание произведения.) Особенность музыки заключается в том, что это вид искусства, который может показать развитие события во времени. Например, картина способна показать только то, что происходит в какой-то один момент. Посмотрите на картины, размещенные на доске: на них время словно остановилось, замерло на мгновение. А музыка может показать, как событие или явление развивается, становится другим. Это очень хорошо прослеживается в пьесе Э. Грига «Утро». Запомните: музыка показывает развитие события во времени. — С каким русским композитором Э. Григ был в дружеских отношениях? (С Петром Ильичом Чайковским.) — Что роднит музыку этих двух композиторов? (Мелодичность, песенность, напевность.) | Дети угадывают песню. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: Уметь вступать в диалог и участвовать в нём. Высказывать свою точку зрения. Познавательные: Анализировать и структурировать полученные знания. Регулятивные: Уметь оценивать свою деятельность на уроке (самооценка). Уметь оценивать деятельность одноклассников на уроке (взаимооценка). |
IX. Рефлексия | 1 | - С каким новым романсом вы сегодня познакомились? - Каков характер этого романса? — Что такое лирика? - Какие музыкальные и литературные произведения называют лирическими? - Какие из произведений, которые вы слушали сегодня, исполняются легато? («Благословляю вас, леса», «Утро».) — В каком музыкальном произведении вы услышали вариацию? — Какой композитор написал романс «Звонче жаворонка пенье»? — Какую еще музыку композитора Н.А. Римского-Корсакова вы знаете? | Делают выводы к уроку. Отвечают на вопросы | Коммуникативные: Уметь выражать свои мысли. Познавательные: Структурировать полученную на уроке информацию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки з класс "В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке"
данный урок предназначен для учеников 3 класса. Цели урока:Образовательная: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере попевки «Разные ребята», С.С. Прокофьева «Болт...
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Познакомиться с понятием «музыкальный портрет», закрепить понятие «Музыкальная интонация», «Речевая интонация», «Выразительность и изобразительность интонации»,...
«Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»
Конспект урока музыки по теме: «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»...
План-конспект урока по математике ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ «ВВЕРХУ», «ВНИЗУ», «СЛЕВА», «СПРАВА» УМК «Школа России» Класс: 1
ЦЕЛЬ: Выяснить, на каком уровне сформированы пространственные отношения «вверху», «внизу», слева», «справа»; развивать навык определения местоположения предметов (вверх, вниз, слева, справа); про...
Фрагмент урока|: « В каждой интонации спрятан человек"
В материале представлен фрагмент урока музыки « В каждой интонации спрятан человек",раздел " День,полный событий"- слушание пьесы С.С.Прокофьева " Джульетта-девочк...
Раздаточный материал на урок музыки по теме "В каждой интонации спрятан человек"
Данный материал предназначен для использования детьми на уроках музыки при анализе мелодий...
Конспект и технологическая карта открытого урока в 4 классе "В каждой интонации спрятан человек"
На данном уроке дети закрепили понятие слова интонация как основы произведения искусства, научились умению наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведения разных композ...