«Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»
план-конспект урока по музыке
Конспект урока
ФИО: Данчинова Ангелина Евгеньевна
Используемый учебно-методический комплект: Школа России
Учебный предмет (дисциплина): Музыка
Тема урока: «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»
Цель урока: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере произведений С.С.Прокофьева.
Задачи:
бразовательная - применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушивания музыки С.С. Прокофьева «Болтунья»; объяснить смысл и значение музыкальной интонации на примере музыки к балету «Ромео и Джульетта» Прокофьева
Воспитательная - воспитывать интерес к музыке С.Прокофьева, внимание при звучании музыки, желание исполнять и слушать музыку.
Развивающая - развивать умение вслушиваться и анализировать музыкальное произведение, умение передавать характер музыки голосом, мимикой, жестами.
Планируемые достижения:
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- умение определять тему урока;
- ставить учебные задачи, отбирать способы их достижения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль своей работы и коллективной деятельности.
Познавательные УУД:
-самостоятельно решать познавательную задачу.
-осознавать познавательную задачу и решать ее.
-анализировать содержание текста.
-использовать такие виды чтения, как ознакомительное.
-воспринимать смысл читаемых текстов.
-анализировать изучаемые языковые объекты.
-строить несложные рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.-развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
-участвовать в общей беседе.
-учитывать разные мнения и интересы.
Личностные УУД:
- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности
-развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.
-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
Межпредметные связи:
Ресурсы:
- для учителя: презентация
- для ученика: альбом , карандаши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.docx | 35.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока
ФИО: Данчинова Ангелина Евгеньевна
Используемый учебно-методический комплект: Школа России
Учебный предмет (дисциплина): Музыка
Тема урока: «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»
Цель урока: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере произведений С.С.Прокофьева.
Задачи:
бразовательная - применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушивания музыки С.С. Прокофьева «Болтунья»; объяснить смысл и значение музыкальной интонации на примере музыки к балету «Ромео и Джульетта» Прокофьева
Воспитательная - воспитывать интерес к музыке С.Прокофьева, внимание при звучании музыки, желание исполнять и слушать музыку.
Развивающая - развивать умение вслушиваться и анализировать музыкальное произведение, умение передавать характер музыки голосом, мимикой, жестами.
Планируемые достижения:
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- умение определять тему урока;
- ставить учебные задачи, отбирать способы их достижения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять контроль своей работы и коллективной деятельности.
Познавательные УУД:
-самостоятельно решать познавательную задачу.
-осознавать познавательную задачу и решать ее.
-анализировать содержание текста.
-использовать такие виды чтения, как ознакомительное.
-воспринимать смысл читаемых текстов.
-анализировать изучаемые языковые объекты.
-строить несложные рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию.-развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
-участвовать в общей беседе.
-учитывать разные мнения и интересы.
Личностные УУД:
- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности
-развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.
-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
Межпредметные связи:
Ресурсы:
- для учителя: презентация
- для ученика: альбом , карандаши.
Ход урока :
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Время |
I. Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | |||
Личностные УУД: -ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока | Здравствуйте ребята! Ребята, а когда вы утром просыпаетесь, что вы говорите маме, папе, брату или сестре? - А придя в школу, учителю, что говорите? -А какие еще вы знаете слова приветствия? | Здравствуйте! Доброе утро! Здравствуйте! Добрый день и добрый вечер! | |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | |||
Личностные УУД: -ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока; Регулятивные УУД: -оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; Познавательные УУД: -осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); | Вы уже многое узнали о музыке, чему нас учит музыка? Сегодня на уроке мы продолжим с вами говорить о том, что нам может рассказать и показать музыка. Но для начала споём песню, которую вам задавали на дом Какие композиторы отражали в своих произведениях времена года и даже время суток?
Григ изобразил восход солнца. А чтобы нам было понятно, он подсказывает, даёт нам название пьесы – «Утро». Поправьте меня: «Григ создал портрет утра». Правильно? Да, Григ нарисовал звуками пейзаж. А что такое портрет? Правильно. Ребята, а с помощью чего можно нарисовать портрет? А можно ли портрет нарисовать звуками? Да, конечно можно | (Дети высказывают своё мнение. Какие краски используют художники и с помощью каких музыкальных красок передаёт в музыкальном произведении композитор.) (Поём) Чайковский «Времена года» , Мусоргский «Рассвет на Москве реке». Нет, Григ создал музыкальный пейзаж. Портрет это изображение человека. Краски, кисти и т.д. Да, можно | |
III. Выявления места и причины затруднения | |||
Регулятивные УУД: -планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи; Познавательные УУД: -осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; | Ребята, вспомните с какой интонацией мы по приветствовали друг друга? Правильно. А с какой интонацией еще можно говорить? Послушайте, как я говорю слово «да!». «Да?» «Да...». | С утвердительной , уверенной, бодрой (ответы детей) Это восклицательная интонация. Вопросительная. Неуверенная интонация. | . |
IV. Построения проекта выхода из затруднения | |||
Познавательные УУД: -осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; | Предположите, какая тема нашего урока? Тема урока: «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек» (слайд) Давайте сформулируем цель урока. На слайде разбросаны слова. Соберите из них цель урока: Изобразительные, выразительные, понять, музыки, возможностях, произведений, С.С Прокофьева, на примере | «Портрет в музыке и инотонация….» Цель урока: Понять выразительные и изобразительные возможностях музыки на примере произведений С.С.Прокофьева. | |
V. Реализации построенного проекта | |||
Познавательные УУД: -осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; -строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; | Поможет нам раскрыть тему музыка С. С. Прокофьева. (Слайд) С. Прокофьев – мастер музыкального портрета. Давайте прочитаем понятия , что такое «выразительность и «изобразительность» (Слайд) А теперь, ребята, посмотрите на доску. Мы видим музыкальный «цветиксемицветик», который поможет нам рассуждать о музыке. Посмотрите, он очень похож на нашу музыкальную радугу. (На доске) интонация – это главное свойство в музыке, в ней есть всё понемножку от каждого лепестка (мелодия, ритм, темп, лад, регистр, динамика, тембр)
А теперь давайте, Прочитаем фрагмент стихотворение А. Барто «Болтунья». Звучит фрагмент стихотворения. (Слайд) Да, ребята, все мы – разные. Одни – молчуны, другие любят поговорить, иногда на них говорят «болтуны». Есть ли в вашем классе такие ребята? Что вы ещё заметили? Давайте прослушаем песню «Болтунья» ещё раз и, слушая характер музыки, попробуем представить образ этой девочки. Прочтите ещё раз эпиграф к нашему уроку Какой портрет мы смогли нарисовать благодаря музыке, какой образ? В этом нам помогли средства музыкальной выразительности. Работа с цветикомсемицветиком: ( Лад, регистр, темп, тембр, динамика, ритм, мелодия). Следующий музыкальный образ переносит нас в Италию. Очень давно, в итальянском городе Верона произошла одна из мировых трагедий, которую написал великий драматург Уильям Шекспир. Уильям Шекспир – гениальный английский поэт и величайший драматург нашей эры. Его «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» известны всему миру! Шекспир ввел в английский язык около 3200 новых слов - больше, чем его литературные современники вместе взятые. Одна из его историй особенна. Это – «Ромео и Джульетта». Две знатные семьи этого города Монтекки и Капулетти постоянно враждовали друг с другом. Эта вражда была настолько непримирима, что родители этих семейств не заметили и не обратили внимание на один факт: их дети выросли и полюбили друг друга. Их звали Ромео и Джульетта. Вражда двух семей привела к трагической гибели их единственных детей. С. Прокофьев написал музыку к балету «Ромео и Джульетта». (Слайд) (На экране сцены из балета «Ромео и Джульетта» и портрет Г. Улановой в роли Джульетты говорю об этом учащимся.) Подумайте, кто спрятан за этой интонацией? Какой у неё характер? Что она делает? Какой вы еёсебе представляете? Эта интонация построена в гамме до мажор, которая быстро взлетает вверх. поём гамму до мажор; постепенно ускоряем на слог «лё». Восприятие музыки от начала до конца. Подумайте, почему С. Прокофьев показывает нам Джульетту не одной, а несколькими темами? Удивительно просто и вместе с тем предельно точно нарисовал Прокофьев образ очаровательной, беззаботной Джульетты. Музыка нам показывает то одну, то другую черту её характера – то весёлую резвость, то удивительную задумчивость. Образ становится живым, правдивым, полнокровным. | Музыка выражает чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них – это музыкальная выразительность; музыка может рассказывать нам о картинах природы и различных движениях – это музыкальная изобразительность Это болтушка Лида! Она любит болтать. Быструю речь. Скороговорку. (Звучит «Болтунья» С. Прокофьева. Выслушиваем ответы детей.) «В каждой интонации спрятан человек» (ответы детей) Джульетта Характер озорной, она бегает. Она бывает разной: легкой, мечтательной, влюбленной. | |
VI. Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | |||
Личностные УУД: Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности. Регулятивные УУД: Сохранять учебную задачу. Выполнять действия по намеченному плану. Познавательные УУД: Осознавать познавательную задачу, решать ее. Строить несложные рассуждения. Коммуникативные УУД: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Участвовать в общей беседе. | А сейчас представьте, что к нам в класс войдёт незнакомец. Его портрет нарисует музыка. Сможете ли вы догадаться, кто придет к нам в класс? Для этого вам нужно внимательно слушать музыку. так, встречайте... слушание арии Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир” (Слайд) Кто это может быть? Как он выглядит? -Какой у него характер? Какими средствами выразительности передается характер?(слайд) -В каком характере звучит музыка? (слайд) О чем он поет? -Кто это может быть? | Великий полководец, который командовал русскими войсками, победившими Наполеона в отечественной войне с 1812 года Композитор подчеркивает величественность, силу, благородство, а главное переживание за Родину. Художник подчеркивает его заслуги перед Родиной, благородство, ум. | |
VII. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталон | |||
Личностные УУД: Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: Сохранять цель и учебную задачу. Самостоятельно планировать свои действия для решения задачи. Выполнять учебные действия в умственной форме. Контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом. Познавательные УУД: Самостоятельно решать познавательную задачу. Воспринимать смысл читаемых текстов. | Теперь я предлагаю вам самим нарисовать музыкальный портрет красавицыосени из песни «Осень раскрасавица». | (рисуют) | |
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). | |||
Личностные УУД: элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию. | Ребята, что нового мы узнали на нашем уроке? Что хотелось бы узнать больше? Какая музыка создала вам хорошее настроение на целый день? Да, поэтому наш урок прошёл не зря! Молодцы! Домашнее задание вам будет такое: нарисуйте самый понравившийся вам портрет из всех музыкальных произведений, звучавших на нашем сегодняшнем уроке. До свидание | ( ответы детей) До свидания |
Подпись учителя____________________________________
Подпись методиста_________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки з класс "В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке"
данный урок предназначен для учеников 3 класса. Цели урока:Образовательная: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере попевки «Разные ребята», С.С. Прокофьева «Болт...
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Познакомиться с понятием «музыкальный портрет», закрепить понятие «Музыкальная интонация», «Речевая интонация», «Выразительность и изобразительность интонации»,...
«Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»
Конспект урока музыки по теме: «Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек»...
Фрагмент урока|: « В каждой интонации спрятан человек"
В материале представлен фрагмент урока музыки « В каждой интонации спрятан человек",раздел " День,полный событий"- слушание пьесы С.С.Прокофьева " Джульетта-девочк...
Конспект урока по музыке "Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек." (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели: отработать высокую певческую позицию и гибкость при исполнении длинных фраз; работать над продолжительностью дыхания; завершить работу над художественным исполнением песен; повторить поняти...
Тема: Музыкальный портрет. В каждой интонации спрятан человек. Фрагмент вокально-хоровой работы
Тема: Музыкальный портрет. В каждой интонации спрятан человек. (3 класс) Фрагмент вокально-хоровой работы...
Раздаточный материал на урок музыки по теме "В каждой интонации спрятан человек"
Данный материал предназначен для использования детьми на уроках музыки при анализе мелодий...