Главные вкладки
Адаптированная рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа (4 класс)
Адаптированная рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_predmetu_rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа по предмету
"Речь и альтернативная коммуникация"
Пояснительная записка.
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
Содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено следующими разделами: "Коммуникация", "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации", "Чтение и письмо".
Раздел "Коммуникация".
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чернобелая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Называние собственного имени. Называние имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация":
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, рече подражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Начальные навыки чтения и письма.
Календарно – тематическое планирование по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
обучающегося 4ОВЗ класс Иванова Ивана
№п/п | Тема | Количество часов |
Установление зрительного контакта с собеседником | 1 | |
Реагирование на собственное имя | 1 | |
Приветствие собеседника жестом (пожать руку), звуком. | 1 | |
Выражение своих желаний (жестом), звуком, словом «дай». | 1 | |
Выражение просьбы о помощи жестом, звуком, словом «помоги». | 1 | |
Выражение согласия жестом (кивок головы), словом «да». | 1 | |
Выражение несогласия жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом «нет». | 1 | |
Различение по именам членов семьи, педагога. | 1 | |
«Наша школа»- формирование представления о понятиях: школа, ученик, учитель, класс, урок, перемена. | 1 | |
Понимание слов, обозначающих представления о понятии: школа | 1 | |
Понимание слов, обозначающих представления о понятии: ученик | 1 | |
Понимание слов, обозначающих представления о понятии: учитель | 1 | |
Понимание слов, обозначающих представления о понятии: класс | 1 | |
Понимание слов, обозначающих представления о понятии: урок | 1 | |
Знакомство с пиктограммами: школа, ученик, учитель, класс, урок, перемена | 1 | |
«Наши уроки» - знать названия учебных предметов: парта, доска, указка, учительский стол. | 1 | |
Понимание слов, обозначающих предмет: парта | 1 | |
Понимание слов, обозначающих предмет: доска | 1 | |
Понимание слов, обозначающих предмет: указка | 1 | |
Знакомство с пиктограммами: парта, доска, указка, учительский стол | 1 | |
«Школьные принадлежности»- знать названия учебных принадлежностей: пенал, альбом для рисования, папка для труда, линейка, цветные карандаши, учебник, тетрадь. | 1 | |
Понимание слов, обозначающих предмет: пенал | 1 | |
Понимание слов, обозначающих предмет: альбом | 1 | |
Понимание слов, обозначающих предмет: папка | 1 | |
Понимание слов, обозначающих предмет: цветные карандаши | 1 | |
Понимание слов, обозначающих предмет: учебник | 1 | |
Понимание слов, обозначающих предмет: тетрадь | 1 | |
Знакомство с пиктограммами: пенал, альбом для рисования, папка для труда, линейка, цветные карандаши, учебник, тетрадь | 1 | |
Русская народная сказка «Репка»- выделение персонажей русской народной сказки «Репка»: дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка. | 1 | |
Знакомство с пиктограммами: дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка | 1 | |
Русская народная сказка «Репка»- определение последовательности событий в произведении «Репка» | 1 | |
Русская народная сказка «Колобок»- выделение персонажей русской народной сказки «Колобок»: бабка, дед, колобок, заяц. | 1 | |
Знакомство с пиктограммами: колобок, заяц, волк, медведь, лиса | 1 | |
Русская народная сказка «Колобок»- определение последовательности событий сказки «Колобок» | 1 | |
Русская народная сказка «Теремок»- выделение персонажей русской народной сказки «Теремок»: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волчок, медведь. | 1 | |
Знакомство с пиктограммой: лягушка | 1 | |
Русская народная сказка «Теремок»- определение последовательности событий в произведении «Теремок» | 1 | |
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»- выделение персонажей русской народной сказки «Волк и семеро козлят»: коза, козлята, медведь. | 1 | |
Знакомство с пиктограммами: коза, козлята, волк, медведь | 1 | |
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»- определение последовательности событий в произведении «Волк и семеро козлят» | 1 | |
Русская народная сказка «Маша и медведь»- выделение персонажей русской народной сказки «Маша и медведь»: бабушка, дедушка, Маша,медведь. | 1 | |
Знакомство с пиктограммой: девочка | 1 | |
Русская народная сказка «Маша и медведь»- определение последовательности событий в произведении «Маша и медведь» | 1 | |
Русская народная сказка «Лиса и журавль»- выделение персонажей русской народной сказки «Лиса и Журавль»: лиса, журавль | 1 | |
Знакомство с пиктограммой: журавль | 1 | |
- определение последовательности событий в произведении «Лиса и Журавль» | 1 | |
Русская народная сказка «Лиса и журавль»- рассказывание сказки «Лиса и Журавль» с использованием моделей | 1 | |
Русская народная сказка «Заюшкина избушка»- выделение персонажей русской народной сказки «Заюшкина избушка»: зайц, лиса, петух. | 1 | |
Знакомство с пиктограммой: петух | 1 | |
Русская народная сказка «Заюшкина избушка»- определение последовательности событий в произведении «Заюшкина избушка | 1 | |
Русская народная сказка «Заюшкина избушка»- рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с использованием моделей | 1 | |
Сказка «Три поросенка»- выделение персонажей сказки «Три поросенка»: Ниф - Ниф, Наф - Наф, Нуф - Нуф, волк. | 1 | |
Знакомство с пиктограммой: петух | 1 | |
Сказка «Три поросенка»- определение последовательности событий сказки «Три поросенка» | 1 | |
- Сказка «Три поросенка» рассказывание сказки «Три поросенка» с использованием моделей. | 1 | |
Обыгрывание понравившейся сказки | 1 | |
Нахождение любимого персонажа сказки на картинке среди других изображений. Игровые ситуации. | 1 | |
Игры с образными игрушками. | 1 | |
Игры на звукоподражания. Узнавание игрушек по звуковым параметрам. Домашние животные. | 1 | |
Нахождение игрушки по картинкам. Игровые ситуации. | 1 | |
Стихотворение Н. Нищевой «Снегири»- ответы на вопросы по содержанию стихотворения Н. Нищевой«Снегири» | 1 | |
Стихотворение Н. Нищевой «Снегири»- определение последовательности событий в стихотворении Н. Нищевой «Снегири» | 1 | |
Стихотворение Н. Нищевой «Снегири»- рассказывание стихотворения «Снегири» с опорой на мнемокартинки | 1 | |
Знакомство с пиктограммой: снегирь | 1 | |
Совместные с учителем игры с сюжетными игрушками. | 1 | |
Совместные с учителем игры с сюжетными игрушками. | 1 | |
Итоговый урок. « Что мы узнали за год». | 1 | |
Итоговый урок. « Что мы узнали за год». | 1 | |
Итого: | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс
Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс
Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 1в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 2в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, , «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...
Рабочая программа предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся по АООП (вариант 2)...