Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alt.komm_korrektsionnyy_kurs.docx | 67.38 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ: «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
1 КЛАСС
(вариант 2)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа коррекционных занятий по альтернативной коммуникации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Коррекционные занятия по «Альтернативной коммуникации» являются частью образовательного процесса, формируемой участниками образовательных отношений.
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Основными задачами коррекционной работы являются
- выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации,
- овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Общая характеристика учебного предмета:
У детей класса, не владеющих вербальной речью (таких в классе – 4 человека из 5), затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает их психическое и интеллектуальное развитие. Поэтому их обучение речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения используются для дополнения речи (речь невнятная, смазанная – 2 человека) или ее замены (речь отсутствует – 2 человека).
Коррекционный курс включает следующие разделы:
Развитие речи средствами невербальной коммуникации:
- Импрессивная речь.
- Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
В содержании коррекционной программы учтены общие специфические особенности психического развития детей класса, вариативные формы организации коррекции отклонений развития, необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.
Импрессивная речь.
- Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
- Реагирование на собственное имя.
- Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
- Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
- Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, продукты, транспорт, птицы и др.).
- Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
- Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
- Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).
- Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, мой,…). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (один-много, несколько).
- Понимание простых предложений-инструкций.
В коррекционной программе по «Альтернативной коммуникации» реализованы принципы дошкольной коррекционной педагогики:
- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
- принцип коррекции и компенсации, позволяющий
определить адресные технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения; - деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие детей с отклонением в речи.
Краткая характеристика учащихся класса:
- Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти выполняют простые поручения с помощью.
Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок – со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.
Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта коррекционные занятия по «Альтернативной коммуникации» определены как самостоятельные, на изучение которых в 1 классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.
Формы контроля
При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.
Критерии оценивания
№ | Уровни освоения (выполнения) действий/операций | критерии |
1. | Пассивное участие/соучастие действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним) |
|
2. | Активное участие – действие выполняется ребёнком: - со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции (изображения или вербально) | дд д дн |
| до сш с | |
3. | Сформированность представлений | |
1.представление отсутствует | - | |
2.не выявить наличие представлений | ? | |
3.представление на уровне:
| пп п + |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
- Формирование умения вступать в контакт, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации.
- Формирование умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения возникших житейских задач.
- Формирование умения использования предметов для выражения мысли путем указания на них жестом, взглядом.
- Использование доступных жестов для передачи сообщения.
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека (в изученном объёме).
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал (по возможности) в знакомых коммуникативных ситуациях.
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова.
Базовые учебные действия.
- Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
2) Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
использование по назначению учебных материалов:
- бумаги; карандаша, мела
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
3) Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи педагога способен выполнить посильное задание от начала до конца.
Личностные результаты.
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я».
- Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности.
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
- Формирование умения вступать в контакт, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации.
- Формирование умения пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения возникших житейских задач.
- Использование доступных жестов для передачи сообщения.
- Формирование умения использования предметов для выражения мысли путем указания на них жестом, взглядом.
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека (в изученном объёме).
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал (по возможности) в знакомых коммуникативных ситуациях.
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова.
В связи с тем, что среди обучающихся 1 б класса есть дети с разным уровнем развития коммуникации (2 и 3 подгруппы), календарно-тематическое планирование работы с ними написано отдельно для каждой подгруппы. При этом фиксация работы в электронном журнале будет осуществляться параллельно, с опорой на дату проведения занятий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование учебного материала коррекционных занятий на 2017/2018 учебный год.
Альтернативная коммуникация (2 подгруппа). 1 «б» класс (вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 модуль. | 11 | |||
1 | Обследование. ИОТ и ТБ. | 1 | 01.09 | |
2 | Обследование. | 1 | 04.09 | |
3 | Обследование. | 1 | 08.09 | |
4 | Обследование. | 1 | 11.09 | |
5 | «Помещение школы». | 1 | 15.09 | |
6 | «Помещение школы». | 1 | 18.09 | |
7 | «Осень». | 1 | 22.09 | |
8 | «Осень». | 1 | 25.09 | |
9 | «Фрукты». | 1 | 29.09 | |
10 | «Фрукты». | 1 | 02.10 | |
11 | «Овощи». | 1 | 06.10 | |
2 модуль. | 10 | |||
12 | «Овощи». ИОТ и ТБ. | 1 | 16.10 | |
13 | «Игрушки». | 1 | 20.10 | |
14 | «Игрушки». | 1 | 23.10 | |
15 | «Обувь». | 1 | 27.10 | |
16 | «Обувь». | 1 | 30.10 | |
17 | «Обувь». | 1 | 03.11 | |
18 | «Обувь». | 1 | 06.11 | |
19 | «Посуда». | 1 | 10.11 | |
20 | «Посуда». | 1 | 13.11 | |
21 | «Дикие животные». | 1 | 17.11 | |
3 модуль. | 10 | |||
22 | «Дикие животные». ИОТ и ТБ. | 1 | 27.11 | |
23 | «Домашние животные». | 1 | 01.12 | |
24 | «Домашние животные». | 1 | 04.12 | |
25 | «Зима». | 1 | 08.12 | |
26 | «Зима». | 1 | 11.12 | |
27 | «Зима». | 1 | 15.12 | |
28 | «Зима». | 1 | 18.12 | |
29 | «Дикие животные». | 1 | 22.12 | |
30 | «Дикие животные». | 1 | 25.12 | |
31 | «Домашние животные». | 1 | 29.12 | |
4 модуль. | 13 | |||
32 | «Домашние животные». ИОТ и ТБ. | 1 | 12.01 | |
33 | «Одежда». | 1 | 15.01 | |
34 | «Одежда». | 1 | 19.01 | |
35 | «Теплая одежда». | 1 | 22.01 | |
36 | «Теплая одежда». | 1 | 26.01 | |
37 | «Игры и развлечения детей зимой». | 1 | 29.01 | |
38 | «Игры и развлечения детей зимой». | 1 | 02.02 | |
39 | «Помощь птицам и животным зимой». | 1 | 05.02 | |
40 | «Помощь птицам и животным зимой». | 1 | 09.02 | |
41 | «Труд людей зимой». | 1 | 12.02 | |
42 | «Труд людей зимой». | 1 | 16.02 | |
43 44 | «День защитника Отечества». | 1 | 19.02 | Уплотнение за 23.02 |
5 модуль. | ||||
45 | «8 Марта».ИОТ и ТБ. | 1 | 05.03 | |
46 | «Одежда». | 1 | 09.03 | |
47 | «Одежда». | 1 | 12.03 | |
48 | «Теплая одежда». | 1 | 16.03 | |
49 | «Теплая одежда». | 1 | 19.03 | |
50 | «Мебель». | 1 | 23.03 | |
51 | «Мебель». | 1 | 26.03 | |
52 | «Продукты питания». | 1 | 30.03 | |
53 | «Продукты питания». | 1 | 02.04 | |
54 | «Транспорт». | 1 | 06.04 | |
55 | «Транспорт». | 1 | 09.04 | |
56 | «Весенняя одежда». | 1 | 13.04 | |
6 модуль. | 10 | |||
57 | «Природные явления весны». «Труд людей весной». ИОТ и ТБ. | 1 | 23.04 | |
58 59 | «Сад-огород». «Прилет птиц». | 1 | 27.04 | Уплотнение за 30.04 |
60 | «Обувь». | 1 | 04.05 | |
61 | «Посуда». | 1 | 07.05 | |
62 | «Лето». | 1 | 11.05 | |
63 | «Насекомые». | 1 | 14.05 | |
64 | Итоговые занятия. | 1 | 18.05 | |
65 | Итоговые занятия. | 1 | 21.05 | |
66 | Итоговые занятия. | 1 | 25.05 |
Тематическое планирование учебного материала коррекционных занятий на 2017/2018 учебный год.
Альтернативная коммуникация (3 подгруппа). 1 «б» класс (вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
1 модуль. | 11 | |||
1 | Обследование. ИОТ и ТБ. | 1 | 01.09 | |
2 | Обследование. | 1 | 04.09 | |
3 | Обследование. | 1 | 08.09 | |
4 | Обследование. | 1 | 11.09 | |
5 | Человек. Артикуляция: звук «А». | 1 | 15.09 | |
6 | Человек. Артикуляция: звук «А». | 1 | 18.09 | |
7 | Семья. Артикуляция: звук «У». | 1 | 22.09 | |
8 | Семья. Артикуляция: звук «У». | 1 | 25.09 | |
9 | Осень. Артикуляция: «АУ». | 1 | 29.09 | |
10 | Осень. Артикуляция: «АУ». | 1 | 02.10 | |
11 | Овощи. Артикуляция: «УА». | 1 | 06.10 | |
2 модуль. | 10 | |||
12 | Овощи. Артикуляция: «УА». ИОТ и ТБ. | 1 | 16.10 | |
13 | Фрукты. Артикуляция: «И». | 1 | 20.10 | |
14 | Фрукты. Артикуляция: «И». | 1 | 23.10 | |
15 | Овощи и фрукты. Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты». | 1 | 27.10 | |
16 | Овощи и фрукты. Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты». | 1 | 30.10 | |
17 | Одежда. Артикуляция: «О». | 1 | 03.11 | |
18 | Одежда. Артикуляция: «О». | 1 | 06.11 | |
19 | Игрушки. Артикуляци: «ИО». | 1 | 10.11 | |
20 | Игрушки. Артикуляци: «ИО». | 1 | 13.11 | |
21 | Игрушки. Артикуляци: «ИО». | 1 | 17.11 | |
3 модуль. | 10 | |||
22 | Посуда. Артикуляция: «Н – Нь», НА, НО, НУ. ИОТ и ТБ. | 1 | 27.11 | |
23 | Посуда. Артикуляция: «Н – Нь», НА, НО, НУ. | 1 | 01.12 | |
24 | Посуда. Артикуляция: «Н – Нь», НА, НО, НУ. | 1 | 04.12 | |
25 | Домашние животные. Артикуляция: «М-Мь», МУ-МУ, «П - Пь», ПА-ПА. | 1 | 08.12 | |
26 | Домашние животные. Артикуляция: «М-Мь», МУ-МУ, «П - Пь», ПА-ПА. | 1 | 11.12 | |
27 | Домашние животные. Артикуляция: «М-Мь», МУ-МУ, «П - Пь», ПА-ПА. | 1 | 15.12 | |
28 | Новогодний праздник. Артикуляция: «Б – Бь», БА_БА, БИ | 1 | 18.12 | |
29 | Новогодний праздник. Артикуляция: «Б – Бь», БА_БА, БИ | 1 | 22.12 | |
30 | Дикие животные. Артикуляция: «Т-Ть», «Д-Дь». | 1 | 25.12 | |
31 | Дикие животные. Артикуляция: «Т-Ть», «Д-Дь». | 1 | 29.12 | |
4 модуль. | 13 | |||
32 | Дикие животные. Артикуляция: «Т-Ть», «Д-Дь». ИОТ и ТБ. | 1 | 12.01 | |
33 | Зима. Артикуляция: «К-Кь», «Г-Гь». | 1 | 15.01 | |
34 | Зима. Артикуляция: «К-Кь», «Г-Гь». | 1 | 19.01 | |
35 | Зима. Артикуляция: «К-Кь», «Г-Гь». | 1 | 22.01 | |
36 | Зима. Артикуляция: «К-Кь», «Г-Гь». | 1 | 26.01 | |
37 | Транспорт. Артикуляция: «Т-Кь», «Д-Гь», «Х-Хь», «Ы». | 1 | 29.01 | |
38 | Транспорт. Артикуляция: «Т-Кь», «Д-Гь», «Х-Хь», «Ы». | 1 | 02.02 | |
39 | Транспорт. Артикуляция: «Т-Кь», «Д-Гь», «Х-Хь», «Ы». | 1 | 05.02 | |
40 | Части суток. Артикуляция: «В -Вь», «Ф - Фь». | 1 | 09.02 | |
41 | Части суток. Артикуляция: «В -Вь», «Ф - Фь». | 1 | 12.02 | |
42 | Части суток. Артикуляция: «В -Вь», «Ф - Фь». | 1 | 16.02 | |
43 44 | День защитника отечества. | 1 | 19.02 | Уплотнение за 23.02 |
5 модуль. | ||||
45 | Мама, мамин праздник. Артикуляция: «Й», «ЙА». ИОТ и ТБ. | 1 | 05.03 | |
46 | Мама, мамин праздник. Артикуляция: «Й», «ЙА». | 1 | 09.03 | |
47 | Мама, мамин праздник. Артикуляция: «Й», «ЙА». | 1 | 12.03 | |
48 | Части суток. Артикуляция: «Й», «ЙА». | 1 | 16.03 | |
49 | Мебель. Артикуляция: «Й», «ЙУ». | 1 | 19.03 | |
50 | Мебель. Артикуляция: «Й», «ЙУ». | 1 | 23.03 | |
51 | Мебель. Артикуляция: «Й», «ЙУ». | 1 | 26.03 | |
52 | Весна. Артикуляция: «Й», «ЙЭ». | 1 | 30.03 | |
53 | Весна. Артикуляция: «Й», «ЙЭ». | 1 | 02.04 | |
54 | Весна. Артикуляция: «Й», «ЙЭ». | 1 | 06.04 | |
55 | Профессии. Артикуляция: «С». | 1 | 09.04 | |
56 | Профессии. Артикуляция: «С». | 1 | 13.04 | |
6 модуль. | 10 | |||
57 | Профессии. Артикуляция: «С». ИОТ и ТБ. | 1 | 23.04 | |
58 59 | Птицы весной. Артикуляция: «Сь». | 1 | 27.04 | Уплотнение за 30.04 |
60 | Деревья. Артикуляция: «С». | 1 | 04.05 | |
61 | Деревья. Артикуляция: «С». | 1 | 07.05 | |
62 | Цветы. Артикуляция: «З». | 1 | 11.05 | |
63 | Цветы. Артикуляция: «З». | 1 | 14.05 | |
64 | Цветы. Артикуляция: «З». | 1 | 18.05 | |
65 | Итоговые занятия. | 1 | 21.05 | |
66 | Итоговые занятия. | 1 | 25.05 |
Учебно-методический комплекс
Освоение практики общения и продуктивной коммуникации с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы (различные по форме, величине, цвету наборы материала), пазлы из 2-х и более частей, мозаики, матрёшки, пирамидки, «шнуровки» и т.п.
- графические (печатные) изображения (тематические наборы, фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради), электронные средства обучения.
Вышеперечисленные средства обучения используются для развития вербальной коммуникации только тех учащихся, для которых она становится доступной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по адаптивной физкультуре 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по адаптивной физкультуре для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе
Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...
Рабочая программа по курсу математика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.Используемый УМК:Учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные осн...
Рабочая программа по курсу чтение 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования
На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. Используемый УМК:Учебник: С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение». 2 класс. Учебник для об...
Рабочая программа по курсу Математика 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Общая характеристика учебного предмета «Математика»Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и вместе с ней состав...
Рабочая программа по курсу природоведение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)
Характеристика предмета окружающий мирПриродоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В т...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для детей с РАС (вариант 8.4)
Коррекционно-развивающий курс «Сенсорное развитие» входит в обязательную часть учебного плана АООП обучающихся с РАС, вариант 8.4. Программа рассчитана в соответствии с учебным планом...