РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)
рабочая программа по логопедии (3 класс)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazennoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_omskoy_oblasti_dlya_detey.docx | 41.68 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»
«Согласовано» Руководитель МО ____________ Орлова О.Б. Протокол № ______ от « ____ » __________ 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора _________ Маланина Н.А. « ____ » ________2019г. | «Утверждаю» Директор ___________ Пузанов Е.А. « ____ » __________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
3 класс (2 вариант)
Составила: учитель начальных классов
Ковригина Екатерина Борисовна
Омск – 2019
Альтернативна коммуникация
Пояснительная записка.
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, записывающие и воспроизводящие устройства (например: Language Master "Big Mac", "Step by step", "GoTalk", "MinTalker" и др.), а также компьютерные программы, например: PicTop и синтезирующие речь устройства (планшетный компьютер) и др.
Содержание коррекционных занятий
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно- белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием устройства «Language Master". Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки ("Big Mac"", «Talk Block», «Go Talk One»). Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора "Step by step". Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора "GoTalk» («MinTalker», «SmallTalker», «XL-Talker», «PowerTalker»). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих
на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Календарно – тематическое планирование
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»
3 класс (2часа в неделю, 68 часов в год)
п/н | Тема | Дата | Ожидаемый результат | Кол-во часов | Методические рекомендации |
1 | Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека | Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека | 2 | Начинать работу следует с обращения к ребенку по имени, с легких прикосновений, которые учитель сопровождает спокойной, негромкой речью. Эмоционально окрашенная речь (даже если ребенок не понимает обращенную речь) помогает ему принимать и положительно реагировать на ощущения, которые у него возникают. | |
2 | Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека | Адекватная ответная реакция на речь и интонацию человека | 2 | Реакция ребенка на обращение к нему зависит от интонации взрослого. Ярко окрашенная интонация вызывает ответную эмоционально-двигательную реакцию (общее возбуждение, улыбку). Внешнее спокойствие ребенка является результатом адекватной ответной реакции на спокойную интонацию взрослого. | |
3 | Использование взгляда как средства коммуникации | - приветствовать собеседника (прощаться с собеседником) - выражать согласие (несогласие) в ответ на заданный вопрос или предложенную ситуацию -выражать благодарность - отвечать на вопросы | 2 | При обучении используют любые движения глаз, доступные ребенку: открыть/закрыть глаза, посмотреть вверх, вниз, в сторону. Сначала учитель должен определить, какие движения глаз доступны ребенку. Затем договаривается с ним о значении каждого движения глаз. Ребенок учится указывать взглядом на объект. Для этого используются различные приспособления: наборное полотно с прозрачными карманами, липкими полосками и небольшими крючками для экспозиции картинок, пиктограмм или легких предметов, поднос, подставку, на которых предметы располагают на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы можно было точно различить, на какой предмет направлен взгляд ребенка. Если трудно интерпретировать направление взгляда ребенка, рекомендуют надеть на голову ребенка ободок с обычной или лазерной указкой | |
4 | Использование мимики как средства коммуникации | - приветствовать собеседника (прощаться с собеседником) - выражать согласие (несогласие) в ответ на заданный вопрос или предложенную ситуацию | 2 | Мимика (движение мышц лица, выражающее внутреннее душевное состояние) - одна из форм выражения проявления чувств. В обучении используются любые мимические проявления, доступные ребенку. Самыми простыми из них могут быть - улыбка, «хмурый взгляд», спокойное выражение лица. При обучении улыбка соотносится с согласием, «хмурый взгляд» с несогласием. Таким образом, ребенок, научившийся «говорить» «да», «нет», может ответить на любой прямой вопрос, сформулированный взрослым, поприветствовать и попрощаться с собеседником. | |
5 | Использование жеста как средства коммуникации | - приветствовать собеседника (прощаться с ним)привлекать внимание - выражать просьбу (желание) - выражать согласие (несогласие) - выражать благодарность - отвечать на вопросы | 2 | В процессе обучения особое внимание уделяют формированию указательного жеста (прямого – рука, указательный палец и др.; опосредованного – обруч с указкой и др.). При формировании у ребенка некоторых навыков коммуникации (приветствие собеседника, прощание с собеседником, выражение благодарности, выражение согласия/несогласия) используются простые жесты, например: согласие - кивок головы; несогласие - движения головы из стороны в сторону; приветствие – помахать рукой, протянуть руку и др. При достаточных моторных способностях ребенка обучают естественным жестам (например, нож – указательным пальцем одной руки водить вперед-назад по пальцу другой руки и др.), исходя из моторных и интеллектуальных возможностей ребенка. | |
6 | Использование звучащего предмета как средства коммуникации | - приветствовать собеседника (прощаться с ним); - привлекать внимание; - выражать просьбу (желание). | 2 | С целью привлечения к себе внимания ребенок учится использовать различные звучащие предметы (звонок, колокольчик, резиновая игрушка и др.). Каждому звуку можно придать определенное значение (например, звонок колокольчика – идти гулять, писк резиновой игрушки – играть и др.). Неречевые звуки ребенок использует для ответов на вопросы (например, один раз нажать на звонок – «да», два раза – «нет» и др.). | |
7 | Использование предметного символа как средства коммуникации | выражать просьбу (желание)
| 2 | Ребенок учится пользоваться реальными предметами, их частями и миниатюрными копиями для общения. Например, реальный объект карандаш обозначает «Я хочу рисовать», кружка - «Я хочу пить» и др. Когда реальный предмет неудобен для использования в качестве символа (имеет большие размеры), берутся части объектов (например, диск – просмотр мультфильмов и др.). Можно использовать символы, которые вызывают ассоциации с каким-либо предметом или деятельностью (например, кассовый чек – поход в магазин и др.). | |
8 | Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации | - приветствовать собеседника (прощаться с ним) - обращаться за помощью; - выражать просьбу (желание); - выражать согласие (несогласие); - выражать благодарность; - отвечать на вопросы; - задавать вопросы; - поддерживать диалог | 2 | В процессе общения ребенок учится использовать карточки с напечатанными словами. Слова на карточках пишутся печатными буквами черного цвета на белой бумаге. В начале обучения размер букв на карточках около 5 см, затем размер букв постепенно уменьшается до размера обычного печатного шрифта. Обучение начинают со слов, которые обозначают известные ребенку предметы, действия, явления. Обучение происходит аналогичным образом, как и при обучении использованию графических символов. Ребенок может сообщать о своих потребностях и отвечать на вопросы одним словом, или составлять из знакомых ему слов словосочетания, предложения. | |
9 | Использование графического изображения как средства коммуникации | - приветствовать собеседника (прощаться с ним); - обращаться за помощью; - выражать просьбу (желание); - выражать согласие (несогласие); - выражать благодарность; - отвечать на вопросы; - задавать вопросы; - поддерживать диалог
| 2 | К графическим изображениям относятся фотографии (цветные и черно - белые), картинки (цветные и черно-белые), пиктограммы (символические черные изображения на белом фоне, а также белые изображения на черном фоне), на которых изображены предметы, действия, объекты, люди, различные места и др. На пиктограммах, обозначающих действия, могут быть изображены люди, выполняющие действия (мальчик рисует); рука, выполняющая действие (кисточка в руке); предметы и материалы, относящиеся к этому виду деятельности (кисточка, краски) и другие символы (палитра, геометрическая фигура). Выбор изображения для обучения зависит от уровня восприятия ребенком изображений. Графические изображения/символы для дальнейшего использования вводятся следующим образом: знакомство с реальным предметом/действием/понятием, знакомство с изображением предмета/действия/понятия, соотнесение предмета/действия/понятия с его изображением, использование изображения/символа для общения. По мере накопления графические символы объединяют в коммуникативные таблицы, папки, которые позволяют ребенку общаться на различные темы. Коммуникативные таблицы (папки) создаются индивидуально с учетом зрительных, двигательных, речевых, интеллектуальных возможностей ребенка и его коммуникативных потребностей. В коммуникативной таблице (папке) рекомендуем поместить краткую информацию о ребенке для его потенциальных собеседников, например: «Меня зовут… Я общаюсь с помощью символов. Я не могу сам перевернуть страницу, поэтому мне нужна твоя помощь и др.» Как правило, любая коммуникативная папка обязательно содержит символы, обозначающие вежливые слова и выражения («Спасибо», «Помогите мне, пожалуйста» и др.), потребности и желания ребенка («Я хочу пить», «Мне неудобно» и др.). Ребенок составляет предложения, показывая несколько символов последовательно (например, «я» + «хочу» + «гулять» и др.). По мере совершенствования навыков общения с помощью коммуникативных папок необходимо добавлять символы, выражающие пространственные, временные представления. Все символы в папке подписываются для того, чтобы собеседник понимал их значение, а ребенок запоминал графический образ слова. Также в работе с ребенком можно использовать знаковые системы, представленные графическими изображениями: Блисс-язык, Лёб-система, система символов PECs, Boardmaker, Виджит, Сигсимволы | |
10 | Понимание слов, обозначающих названия членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), имёна членов семьи, учащихся класса, педагогов | 2 | В начале обучения на занятия рекомендуем приглашать членов семьи, использовать домашнее видео. Перед ребенком находится мама, педагог обращается с просьбой «Покажи, где мама». Когда ребенок научится соотносить реальный объект со словом, ему показывают фотографию мамы и говорят, что это тоже мама. Фотография должна быть портретной (формат А5). На следующих занятиях в отсутствии мамы ребенок учится показывать ее на фотографии, узнавать фото мамы из двух (трех-шести) фотографий других людей. В процессе обучения пониманию имен членов семьи используются фотографии. Ребенка знакомят с человеком, произносят его имя - «Это Таня», затем спрашивают: «Где Таня?», ребенок должен посмотреть или показать на названного человека. Затем учат выбирать одного названного человека из нескольких. На начальном этапе обучения названный человек должен находиться перед ребенком/в поле зрения ребенка, затем — в одном помещении с ребенком, но вне поля зрения. Как только ребенок научится узнавать реального человека по имени, переходят к узнаванию данного человека на фото. | ||
11 | Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 2 | При обучении пониманию существительных используются сначала предметы, затем их изображения на фотографиях, картинках. На начальном этапе для обучения выбирают предмет, который часто встречается ребенку в быту. Педагог кладет на стол предмет и просит ребенка: «Дай кружку» (слово «кружка» выделяется голосом и интонацией). Если ребенок выполняет просьбу - его поощряют, комментируя: «Умница, ты дал кружку!», если затрудняется выполнить - ему оказывают помощь (взрослый своей рукой берет руку ребенка так, чтобы рукой ребенка взять кружку и вложить ее во вторую свободную руку взрослого). Ребенка учат отличать этот предмет от других. Например, если в качестве предмета используется кружка, то вторым предметом является кубик. На стол помещают два предмета на равном расстоянии от ребенка, просят дать кружку. Если ребенок без ошибок дает предмет из двух, добавляют третий предмет (до 5-ти), предметы меняют местами. Сначала ребенок учится понимать название конкретного предмета (белая кружка с синей полосой). Для формирования обобщенного образа слова используются различные по внешнему виду кружки (разного цвета, размера и т.д.). Затем учат соотносить реальный предмет с его изображением. Педагог показывает и называет ребенку реальный предмет («это кружка»), показывает и называет фотографию/картинку/пиктограмму (« и это кружка») и кладет изображение к реальному предмету. Затем дает картинку ребенку и просит: «положи туда, где кружка» (ребенок кладет картинку рядом с реальным предметом). После этого добавляется второй предмет и ребенок должен положить картинку «кружка» к соответствующему предмету, выбрав из двух (до 5-ти). Когда ребенок научился соотносить предмет с его изображением, он учится выбирать изображение названного предмета из изображений других предметов. | ||
12 | Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 2 | Когда ребенок знает названия нескольких предметов из одной лексической темы (например, «овощи», «животные» и др.), его учат объединять данные предметы в группу. Педагог берет несколько предметов или их изображений, уже знакомых ребенку, объединяет их (обводит все предметы/изображения пальцем, раскладывает на одном листе, в одну коробку и др.) и называет обобщающим словом («это посуда»). После этого ребенок самостоятельно объединяет предметы/картинки в группу «посуда». На начальном этапе среди предложенных предметов/изображения находятся только предметы/изображения с посудой, затем к ним добавляются один/несколько предметов/изображений, не относящихся к данной группе. | ||
13 | Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | 2 | Обучение пониманию глаголов рекомендуется начинать с конкретных действий в быту или записанных на видео, затем переходить к изображениям действий на фотографиях, картинках. Ребенку демонстрируется само действие, выполняемое человеком в данный момент или на видео, педагог называет действие «пьет», затем просит ребенка показать на того, кто выполняет это действие «Покажи, кто пьет». Потом ребенок учится соотносить увиденное действие с изображенным на фотографии/картинке. При работе с изображениями действий подбираются фотографии/картинки, на которых изображены люди, совершающие простые действия (на начальных этапах обучения не рекомендуется использовать изображения животных). На каждый глагол подбирается несколько фотографий/картинок для того, чтобы избежать ассоциации слова с конкретным изображением. Каждый человек, изображенный на фотографиях/картинках, должен выполнять несколько действий. Например, если используются фото мамы, то на них она и пьет, и спит, и рисует, и т.д. В таком случае при выборе между несколькими действиями ребенок будет ориентироваться именно на действие, а не на субъект этого действия. | ||
14 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) | 2 | Обучение пониманию местоимений рекомендуем начинать с притяжательных местоимений «мой», «твой». На занятии используются несколько предметов, один из которых принадлежит ребенку, а другой — взрослому. Например, можно взять ботинки. Взрослый просит ребенка:«Покажи, какой ботинок твой/ Где твой ботинок?», «Покажи, какой ботинок мой/Где мой ботинок?», выделяя местоимение голосом. Если ребенок знаетнекоторые части тела, его просят показать твой/мой нос (рот, глаз, руку и др.). Прежде чем переходить к работе над пониманием личных местоимений «он», «она», следует убедиться, что ребенок различает лица мужского и женского пола. На занятии используются несколько картинок, фотографий с изображениями мальчиков, мужчин. Взрослый вместе с ребенком рассматривает изображения, комментируя «Это мальчик — он», голосом выделяя местоимение. Затем просит ребенка: «Покажи, где он». Таким же образом происходит работа с местоимением «она», «они». | ||
15 | Понимание простых предложений | 2 | Сначала ребенок учится понимать простые нераспространенные предложения, состоящие из подлежащего и сказуемого. Например, Девочка ест. Он спит.и др. Обучение происходит на материале слов, уже знакомых ребенку (существительных, глаголов). Взрослый показывает картинку, называя полным предложением, что на ней изображено (например, мальчик рисует), затем просит ребенка «Покажи картинку, где мальчик рисует» и др. Аналогично происходит работа с другим предложением. Затем из двух картинок/фотографий ребенка просят показать: «Где мальчик рисует», «Где девочка пьет» и др. В дальнейшей работе простое предложение распространяется (например, девочка ест яблоко и др.) | ||
16 | Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) | 2 | Чтобы ребенок мог сообщать имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса), он должен уметь узнавать их среди других напечатанных слов, знать, где находятся карточки с напечатанными именами (например, коммуникативная тетрадь). Например, отвечая на вопрос «Как зовут твою маму?», ребенок указывает взглядом или жестом на карточку с именем. Пользуясь электронным устройством (планшетный компьютер, коммуникатор, читающая ручка Sotto), ребенок находит фотографии или карточки с именами членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) и нажимает на графическое изображение, устройство озвучивает имя. | ||
17 | Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки,одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 2 | Выражая свое желание, отвечая на вопрос, ребенок показывает карточку с графическим изображением (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), обозначающим предмет и объект (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Пользуясь электронным устройством (планшетный компьютер, коммуникатор, читающая ручка Sotto), ребенок находит нужное графическое изображение и нажимает на него. Электронное устройство озвучивает изображение. | ||
18 | Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | 2 | Выражая свое желание, отвечая на вопрос, ребенок показывает карточку с графическим изображением (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), обозначающим предмет и объект (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Пользуясь электронным устройством (планшетный компьютер, коммуникатор, читающая ручка Sotto), ребенок находит нужное графическое изображение и нажимает на него. Электронное устройство озвучивает изображение. | ||
19 | Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) | 2 | Ребенок учится показывать карточку с графическим изображением (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), обозначающим признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Например, учитель показывает предмет (например, красную кружку) или его изображение, задает вопрос: «Какая кружка?» и дает образец ответа: «Красная кружка». Пользуясь электронным устройством (планшетный компьютер, коммуникатор, читающая ручка Sotto), ребенок находит нужное графическое изображение и нажимает на него, устройство озвучивает слово. | ||
20 | Показ графических изображений для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 2 | Графическое изображение для обозначения обобщающих понятий включает группу предметов, например, кружка, кастрюля, тарелка обозначают посуду. Когда ребенок знает названия отдельных предметов из одной лексической темы, его учат объединять эти предметы в группу и обозначать обобщающим словом. Педагог кладет на стол несколько предметов или их изображений, затем задает вопрос: «Что это?», обводя рукой все предметы. После этого он подкладывает под предметы (их изображения) графическое изображение или слово, обозначающее обобщающее понятие, и говорит: «Это посуда». Затем учитель убирает графическое изображение или слово, обозначающее обобщающее понятие, задает тот же вопрос и ребенок отвечает. | ||
21 | Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | 2 | Ребенок учится показывать карточку с графическим изображением (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), обозначающим признак действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Например, учитель предъявляет ребенку аудиозапись с тихим и громким звучанием одного и того же музыкального инструмента. Ребенок с помощью учителя определяет громкость звучания инструмента и обозначает соответствующими пиктограммами. Затем аудиозапись прослушивается еще раз, учитель задает вопрос: «Как звучит инструмент?». Ребенок дает ответ, используя графическое изображение или электронное устройство (планшетный компьютер, коммуникатор, читающая ручка Sotto). | ||
22 | Показ графических изображений, обозначающих слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) | 2 | Перед ребенком лежат напечатанные слова «мой», «твой». Учитель задает вопрос: «Чей портфель?». Отвечая на вопрос, ребенок показывает нужное слово. Есть символы, обозначающие местоимения – схематически изображенные человечки. Например, человечек, указывающий на себя – «я», на другого – «ты» и т.п. С помощью этих символов ребенок также может отвечать на вопрос. | ||
23 | Показ графических изображений, обозначающих число и количество предметов (пять, второй и др.) | 4 | Отвечая на вопрос «Сколько?», ребенок пересчитывает предметы и показывает нужную карточку с цифрой | ||
24 | Составление простых предложений с использованием графических изображений | 6 | Ребенок учится составлять предложения из 2-х (3-х) слов. Каждое слово в предложении обозначается картинкой (пиктограммой). Пример. Учитель предъявляет ребенку картинку, на которой, например, девочка пьет сок, и произнося предложение: «Девочка пьет сок», последовательно выкладывает пиктограммы «девочка», «пьет», «сок». После этого ребенок учится сам составлять предложение в заданной последовательности (субъект, действие, объект). При этом ребенок может использовать картинки, пиктограммы, которые раскладывает последовательно или коммуникатор, поочередно нажимая изображения, которые озвучиваются. | ||
25 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий | 6 | При обучении узнаванию своего имени ребенок прикладывает карточку с напечатанным именем к своей фотографии. Затем ему предлагают несколько фотографий, среди которых есть его фотография, и ребенок прикладывает карточку со своим именем к своей фотографии. Потом ему предлагаются две карточки с напечатанными на них именами (графически контрастными, например, Света, Оля), он должен выбрать карточку со своим именем и приложить к своей фотографии. Если ребенок затрудняется найти карточку со своим именем, то ему показывают образец (дубликат карточки с его именем) и просят найти такую же. Позднее ребенок учится узнавать свое имя среди различных слов. Аналогичная работа проводится по обучению узнаванию имен друзей, родственников. Затем ребенок учится узнавать слова, обозначающие знакомые ему предметы. Например, названия конкретных продуктов, игрушек, предметов мебели, овощей, фруктов и т. д. После этого следует переходить к обучению различению объектов окружающего мира, явлений природы. Потом ребенок учится соотносить слова с изображением предметов. Проводят упражнение — составление цепочки, например, яблоко — фотография яблока – слово «яблоко». Если ребенок узнает предмет на изображении, то его сразу учат соотносить слово с изображением, а не с предметом. При соотнесении слова с действием используются карточки, на которых действие обозначено одним или двумя словами, например, раздеться, мыть руки и т.д. отвечает на вопросы, выражает свои желания и др.), при составлении расписания дня. Возможен ответ ребенка одним словом, но мы рекомендуем учить отвечать на вопросы, составляя предложение из 2-х и более слов. Например, я хочу рисовать. | ||
26 | Написание буквы (слога, слова, предложения) | 6 | Ребенок учится писать печатную букву без предварительной тренировки в написании отдельных ее элементов. Учитель дает образец написания буквы. Сначала ребенок вместе с учителем обводит контур буквы (тактильный: бархатная бумага, крупа, меховая) в соответствии с правилом написания буквы. Затем делает это самостоятельно. После этого ребенок учится писать букву по точкам. Начало написания буквы обозначено точкой, даются стрелочки-направления движения. Сначала точки располагаются близко друг от друга, постепенно количество точек уменьшается, и расстояние между ними увеличивается. Ребенок учится писать букву по образцу, по памяти. Затем ребенок учится списывать слоги, простые слова. Внимание ребенка обращается на то, что при написании нескольких слов между ними делается пропуск. |
Итого: 68 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
Образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (2 вариант), с ТМНР и РАС направлено на реализацию социальных требований к системе...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и РАС (вариант 8.4)
Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современ...
Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» АООП обучающихся с УО (ИН), вариант 2
Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (далее – Программа) разработана на основе требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоен...
Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
У обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интелле...