Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 2в класс
рабочая программа по логопедии (2 класс)
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, , «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.
Цель - развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат
городского округа Павловский Посад Московской области
«Утверждаю»
Директор МКОУ школы-интерната:
___________________Гришина М.Б.
« 01 » сентября 2017 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Альтернативная коммуникация»
2в класс
Составил (а): Данюшина Ирина Геннадьевна,
учитель - логопед
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.
Цель - развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Основными задачами коррекционной работы являются:
-выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации,
-овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Общая характеристика учебного предмета:
У ребенка с РАС умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Коррекционный курс включает следующие разделы:
Развитие речи средствами невербальной коммуникации. Импрессивная речь. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Чтение и письмо. Глобальное чтение.
В содержании логопедических программ учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.
У ребенка с ТМНР с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
Развитие речи средствами невербальной коммуникации . Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда,мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы дошкольной коррекционной педагогики:
- принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
- принцип коррекции и компенсации, позволяющий
определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения; - деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
Содержание программы.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» включает следующие разделы: «Жесты, символы и их значение», «Мимика и её роль в общении», «Жесты и символы: «Основные нужды»», «Я – ребёнок», «Ребёнок в семье», «Ребёнок и улица, повседневные действия» и другие.
Сопровождение учащихся с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью каждого года обучения осуществляется по этапам.
Этапы работы: подготовительный, коррекционный, заключительный.
На подготовительном этапе проводится обследование учащихся,
уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья.
На коррекционном этапе решаются задачи выработки навыков,
необходимых для формирования коммуникативной деятельности.
Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации
и адаптации, создаётся специальная речевая среда для стимулирования
речевого развития.
На этом этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие
внимания, восприятия, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и
речи.
Направления работы коррекционного этапа:
1. Развитие способности к использованию невербальных
компонентов коммуникации.
Задачи: −расширять рамки коммуникации с окружающими; −дать представления о невербальных средствах коммуникации; −развивать невербальные компоненты коммуникации.
Приёмы:
−развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный
жест, кивок и покачивание головой и т.д.);
−выполнение действий по невербальной инструкции;
−ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые
ситуативные вопросы;
−моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-
значимых жестов (да, нет, хочу, дай и т.д.);
−развитие мимики и жеста;
−жестовое приветствие и прощание;
−выполнение имитирующих движений;
−понимание и использование символов, картинок, рисунков.
2. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и
артикуляционной моторики.
Задачи:
−развивать мелкую моторику рук, чёткую артикуляционную
кинестезию, тактильную память;
−формировать представления о схемах лица и тела;
−развивать подвижность речевой мускулатуры;
−обучить восприятию артикуляционных укладов звуков путём развития
зрительно – кинестетических ощущений.
Приёмы:
−массажные расслабляющие (активизирующие) движения;
−пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;
−активизация пассивных и активных движений рук;
−артикуляционная и мимическая гимнастика.
3. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Задачи:
−развивать понимание ситуативной и бытовой речи;
−формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на
материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые
комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов,
обозначающих наиболее употребляемые предметы.
Приёмы:
−узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда,
животные, люди);
−показ картинок с изображением предметов, относящихся к
определённым категориям, различающимся по признакам;
−автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов
(да, нет, хочу, могу, буду);
−выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных
обозначений;
−побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных
восклицаний;
−активизация потребности в речевых высказываниях;
−развитие речевого подражания.
На заключительном этапе после проведённой коррекционной работы
осуществляется диагностика общеучебных навыков и коммуникативных
способностей.
В процессе таких занятий у учащихся повышается речевая активность,
обучающиеся становятся открытыми для общения, комплексный подход
позволяет решить задачи обучения, развития, воспитания. Устанавливается
эмоциональный контакт с неговорящими детьми, снимается напряжение,
развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка
восприятия, внимания, памяти через использование игровых приёмов.
Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и
потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.
Данное сопровождение обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
позволит улучшить их социальную адаптацию, даст возможность для
дальнейшего развития ребёнка и компенсации нарушений.
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Альтернативная коммуникация» обозначен как коррекционный курс, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение во 2 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 35 учебные недели.
Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности
« Альтернативная коммуникация».
Всего часов по четвертям 1 четверть (18 ч.), 2 четверть (14 ч.), 3 четверть (17 ч.), 4 четверть (18 ч.), итоговое количество часов (68 ч.)
Место предмета в учебном плане.
Количество часов, предусмотренных учебным планом -68 часов во II классе (2 часа в неделю).
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение групповых
занятий в первую половину дня. Занятия с группой проводятся 2 раза в неделю.. На занятия с группой обучающихся отводится 40 минут.
Рекомендуемая наполняемость групп для занятий – 5-6 обучающихся.
Критерии оценки умений и навыков обучающихся.
В соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
- класс.
Метапредметные, личностные, предметные результаты.
1. Потребность в коммуникации.
2. Способность понимать обращённую речь, понимать смысл
доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий,
символов.
3. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в
процессе общения:
−использовать предметы для выражения потребностей путём указания
на них жестом;
−использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи
сообщений;
−использовать графические изображения (символы) объектов и действий путём указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
4. Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления
природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
5. Умение использовать вербальные средства коммуникации.
Основные требования к умениям учащихся.
Обучающиеся должны уметь:
- понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и
графических изображений: рисунков, фотографий, символов и т.д.;
- использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд,
мимику, графические изображения, символы, коммуникативные тетради;
- использовать вербальные средства общения (слово);
- использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных
ситуациях;
-понимать слова, обозначающие объекты/субъекты (предметы,
материалы, люди, животные и т.д.);
- выполнять задания по словесной инструкции учителя;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании
- выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
- выполнять развивающие упражнения для рук;
- выполнять графические упражнения.
Наглядно-демонстрационный материал.
На занятиях используются: карточки с эмоциями, рисунки, графические
изображения, предметы, игрушки, дидактические пособия, символы,
индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения
(презентации), коммуникативные тетради для общения, сюжетные картинки
различной тематики для развития речи.
Календарно-тематическое планирование уроков альтернативная коммуникация во 2в классе
( 2 часа в неделю, 68 часов в год)
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | Изучение медицинских карт, сведений о семье ребёнка, данных о раннем речевом развитии. | 1 ч. | ||
2 | Обследование речи: -понимание обращённой речи. - внятность речи. -лексический строй речи. | 1 ч. | ||
3 | Психомоторное развитие: -мелкая моторика рук. -общая координация движений. -мимика. | 1 ч. | ||
4 | Обследование психических процессов. | 1 ч. | ||
5 | «Дом, мама, папа» | 1 ч. | ||
6 | «Брат, сестра, бабушка» | 1 ч. | ||
7 | «Дедушка» | 1 ч. | ||
8 | «Мужчина/Дядя» | 1 ч. | ||
9 | «Женщина/Тётя» | 1 ч. | ||
10 | «Мальчик» | 1 ч. | ||
11 | «Девочка» | 1 ч. | ||
12 | Сюжетно-ролевые игры «Моя семья» | 1 ч. | ||
13 | Сюжетно-ролевые игры «Моя семья» | 1 ч. | ||
14 | «Кошка» | 1 ч. | ||
15 | «Собака» | 1 ч. | ||
16 | «Кукла, кубики, мяч» | 1 ч. | ||
17 | «Кукла, кубики, мяч» | 1 ч. | ||
18 | Игры с предметами | 1 ч. | ||
19 | «Хлеб» | 1 ч. | ||
20 | «Суп» | 1 ч. | ||
21 | «Яблоко» | 1 ч. | ||
22 | «Макароны» | 1 ч. | ||
23 | «Пирог» | 1 ч. | ||
24 | «Молоко» | 1 ч. | ||
25 | «Чай» | 1 ч. | ||
26 | Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол» | 1 ч. | ||
27 | «Дверь» | 1 ч | ||
28 | «Окно» | 1 ч. | ||
29 | «Телевизор» | 1 ч. | ||
30 | «Свет/Лампа» | 1 ч. | ||
31 | «Телефон»,«Звонить (по телефону)» | 1 ч. | ||
32 | «Каша» | 1 ч. | ||
33 | «Банан» | 1 ч. | ||
34 | «Картошка» | 1 ч. | ||
35 | «Йогурт» | 1 ч. | ||
36 | «Яйцо» | 1 ч. | ||
37 | «Сок» | 1 ч. | ||
38 | Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол» | 1 ч. | ||
39 | Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол» | 1 ч. | ||
40 | «Тарелка» | 1 ч. | ||
41 | «Ложка» | 1 ч. | ||
42 | «Вилка» | 1 ч. | ||
43 | «Чашка» | 1 ч. | ||
44 | «Нож» | 1 ч. | ||
45 | «Резать (ножом)» | 1 ч. | ||
46 | Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол» | 1 ч. | ||
47 | Сюжетно-ролевая игра «Накрываем на стол» | 1 ч. | ||
48 | «Птица» | 1 ч. | ||
49 | «Дерево» | 1 ч. | ||
50 | «Цветок» | 1 ч. | ||
51 | Повторение темы «Собака», «Кошка» | 1 ч. | ||
52 | Сюжетно-ролевые игры | 1 ч. | ||
53 | Сюжетно-ролевые игры | 1 ч. | ||
54 | «Книга» | 1 ч. | ||
55 | Вопросы: «Где?» | 1 ч. | ||
56 | Вопросы: «Что?» | 1 ч. | ||
57 | «Здесь» | 1 ч. | ||
58 | «Там» | 1 ч. | ||
59 | Знакомство с «И (союз)» | 1 ч. | ||
60 | «Тёплый» | 1 ч. | ||
61 | «Горячий» | 1 ч. | ||
62 | «Холодный» | 1 ч. | ||
63 | «Чистый» | 1 ч. | ||
64 | «Грязный» | 1 ч. | ||
65 | Сюжетно-ролевая Игра | 1 ч. | ||
66 | Обследование речи: -понимание обращённой речи. - внятность речи. | 1 ч. | ||
67 | Психомоторное развитие: -мелкая моторика рук. -общая координация движений. - артикуляционная моторика; -мимика. | 1 ч. | ||
68 | Понимание и использование альтернативных средств коммуникации. | 1 ч. |
Учебно-методическое обеспечение предмета
Диагностическое обеспечение деятельности
- Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников М.: Айрис-пресс, 2000.
- Лалаева Р.И., Венедикторова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно – методическое пособие. СПб.: Союз, 2001.
- Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. / Г.В.Чиркина. М., 2003.
- О.Б. Иншакова. Альбом для логопеда. М., 2003.
Программно – методическое обеспечение деятельности
- Инструктивно-методическое письмо. /О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе./ Под ред. Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П. М.,1996.
2. А.В.Ястребова. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя – логопеда. М., «Просвещение», 1984.
3. Л.С. Волкова. Логопедия. М., 1989.
4. Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Пособие для логопедов. М., 2001.
5. Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина. Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР. Воронеж, 2012.
6. А.Р. Сайфуллина. Комплексное планирование для логопедических групп. Волгоград, «Учитель» 2013,
7. Бакисова Л.О. « Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия». Волгоград, «Учитель», 2015г.
8. И.Н. Садовникова. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983г.
9. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. М., 2003.
10. Е.В.Мазанова. Школьный логопункт: документация, планирование и организация коррекционной работы, М. ГНОМ и Д, 2009.
11. Е.В.Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
12. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты 13 занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
13. Е.В.Мазанова. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д, 2008.
14. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М., ГНОМ и Д 2008.
15. В.В.Коноваленко, В.С.Коноваленко. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия. М., ГНОМ и Д, 2006.
16. С.Ю. Ильина. Речевое развитие умственно отсталых школьников 5-9 классов. С-П. Каро, 2005.
17. С.Ю. Ильина. Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием. С-П., Каро, 2006
18. Е.В.Метусс, А.В.Литвина,. и др., Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс), 2008.
19. Е.Ф. Рау, В.И. Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. М., 1980.
20. Н.П.Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В.Леонтьева. Коррекция письменной речи 1-4 кл., 2009.
21. Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов. М. Владос, 2003.
22.О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Пальчиковая гимнастика. М., 2002.
23. Ю.А. Вакуленко. Физкультминутки. Волгоград «Учитель», 2007.
24.И.С. Лопухина. 550 упражнений для развития речи. С-П., 2004.
Список литературы
1.Адаптированная рабочая программа adaptation.ptosv.ru
2.Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №3. – Цветная вкладка.
3. Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми / СПб: Союз, 2011
4. Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2011
5. Кириллова, Е.В. Начальные этапы коррекционной работы с безречевыми детьми / / Логопедия. 2005. № 3 (9)
6. Кириллова, Е.В. К вопросу о дифференциальной диагностике безречевых детей / / Детская и подростковая реабилитация. 2007. № 1 (8)
7. Кириллова, Е.В., Мамаева, А.В. Формирование основ коммуникации у безречевых детей 7—9 лет со сложной структурой дефекта// Детская и подростковая реабилитация. 2007. № 2 (9).
8. Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей -М.: Издательство Гном и Д, 2008
9. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
10. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] /М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2012
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
12. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова идр.; Подред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011
13. Рудакова, Е.А. Разработка индивидуальной программы обучения ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014.
14. Царёв, А.М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014.
15. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2 вариант), 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по предмету "Речь и коммуникация" 1 класс
Программа предназначена для обучающихся 1 (дополнительного) класса со сложной структурой дефекта...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 1в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО речи и альтернативной коммуникации 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Речь и альтернативная коммуникация 1 класс...
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации, 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....