«Нейроигры - эффективные инструменты в работе учителя»
презентация урока для интерактивной доски
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Перед педагогами образовательных организаций, работающих с детьми со статусом ОВЗ, встаёт много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования их познавательной сферы.
Порой применение в работе с такими детьми общепринятых методов и приемов невозможно в силу их особенностей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае очень успешным становится применение в практике определенных упражнений , выполнение которых под силу каждому ребенку.
Нейропсихология – это междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки , нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
В работе с детьми с ОВЗ актуально использовать один из самых эффективных и интересных инструментов — нейроигру . Нейроигры - это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры, и, таким образом, без использования медикаментов воздействовать на дисфункции головного мозга. Простыми словами, при выполнении таких игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие стимулирование таких мозговых зон, которые связаны с мышлением, речью, вниманием, памятью и другими психическими процессами.
Нейроигры и упражнения помогают, если есть: проблемы с памятью; снижение внимания при выполнении задания; проблемы с усвоением учебного материала; зеркальное письмо (пишет буквы наоборот); нет чёткого понимания пространственных представлений («лево – право»); плохая координация, неуклюжесть; излишняя активность либо медлительность; плохо развита мелкая моторика рук (ребенок плохо рисует, пишет); леворукость; тики, заикание, навязчивые движения; отмечаются движения языком или другими частями тела, когда он рисует или пишет; быстро наступает усталость; желание заниматься в основном только тем, что интересно; частые головные боли; частый плач, проблемы со сном, аппетитом; проблемы в поведении, в отношении со сверстниками. Также нейроигры помогают в развитии и совершенствовании всех ВПФ
Преимущества использования нейроигр в педагогической практике: игровая форма обучения; эмоциональная привлекательность; многофункциональность; двигательная активность, а не статичное выполнение заданий только за столом; формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем , между детьми.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА - это такое неравенство больших полушарий мозга в обеспечении нервно-психической деятельности, при котором в отношении одних функций главным оказывается левое, а других – правое полушарие.
Хорошо о функциональной асимметрии сказали ученые: "Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные — за отдельными деревьями не видят леса".
Нарушение межполушарных связей искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. Вот почему необходимо развивать оба полушария, независимо от ведущей руки!
СУЩЕСТВУЕТ ОГРОМНОЕ КОЛИЧЕСТВО НЕЙРОИГР И УПРАЖНЕНИЙ, КОТОРЫЕ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА КАТЕГОРИИ: 1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц. 2. Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. 3. Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения. 4. Игры на межполушарное взаимодействие , кинезиологические игры При их выполнении развиваются межполушарные связи, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. 5. Массаж. 6. Ритмы. Данная технология используется как полноценное нейропсихологическое занятие, а также как элемент коррекции на других занятиях.
Примеры некоторых игр и упражнений, которые могут быть использованы в работе педагоги Предлагаем вашему вниманию упражнения и нейроигры , которые не требуют специального сложного оборудования и помещения. Упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме физминутки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами, о которых мы говорили ранее.
Уроки и занятия лучше начинать с дыхательной гимнастики , так как она оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Вот несколько упражнений, на самом деле их много, и все их можно найти на просторах интернета или в специальных изданиях.
Дыхательное упражнение «Свечка» Дети ставят палец перед ртом подушечкой к лицу. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось. Можно разнообразить немного: воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время или воздух выдыхается в несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.
Дыхательное упражнение «Сдувание с ладошки\плеча» Можно адаптировать к теме урока, к времени года. «Вдох – нос вверх, выдох – с правого или с левого плеча\ ладони сдуть листик, цифру, цветочек, снежинку и пр.
Глазодвигательные упражнения Так же на уроках нужно проводить быстрые упражнения для глаз , так как они помогают сохранить и улучшить зрение, а так же активизируют разные участки мозга. Считается, что если перед диктантом уделить пару минут такой разминке, то ученики напишут работу лучше.
Словесная зрительная гимнастика «Голову держим ровно, не поворачиваем, двигаются только глаза. Посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Глазками начертите круг, треугольник, квадрат, нарисуйте гриб. Закройте глазки. Открываем глаза».
Игровое упражнение «Муха»
На каждом уроке старайтесь проводить кинезиологические упражнения . Их можно проводить в качестве динамической паузы для смены видов деятельности .
«Ухо-нос» Одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.
«Кулак-ладонь-ребро» Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
«Лезгинка» Левую руку сложить в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз
«Оладушки» Правая рука лежит ладонью вниз, левая рука – ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения упражнения темп движений можно ускорять. Мы играли в ладушки – Жарили оладушки. Так пожарим, повернем и опять играть начнем.
«Фонарики» «Фонарики зажглись» – пальцы выпрямить. Фонарики погасли – пальцы сжать в «Фонарик погас – фонарик зажегся» - пальцы одной руки сжаты, а другой выпрямлены. Поменять положение рук.
«Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе
«Локоть-колено» Левый локоть — к правому колену, правый локоть — к левому колену. Повторите это упражнение по 5 раз в каждую сторону
«Коза-заяц-вилка» «Заяц» : средний и указательный пальцы вытянуты вверх, при этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. «Коза» : указательный палец и мизинец вытянуты вверх, при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. «Вилка» : вытянуты вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) , расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони.
«Алфавит» Дети называют верхнюю букву в клеточке и одновременно поднимают правую руку, если под ней бука «П», или левую руку, если под ней буква «Л». Если же это буква «О», то надо поднять одновременно две руки.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБЕИХ РУК. - письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой); - раскрашивание двумя руками ( можно связать с темой урока ); - письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, цифр;
Нейрогимнастика (с усложнением)
«Рисование в воздухе» Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и др. (20–30 сек.). Сначала – симметричные рисунки, а для детей постарше – разные.
Дорожки просты и очень эффективны для развития межполушарного взаимодействия. Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы.
Ребенку требуется выбрать крышечки соответствующего цвета и одновременно двумя руками передвигать крышечки по дорожкам.
Следующие игры можно использовать в рамках внеурочной деятельности, продленки или прогулок. Игру «Рисование двумя руками» можно использовать не только на листе и доске, но и адаптировать на манке, песке, снегу, сухой земле и пр. На улице также можно использовать палочки, веточки – что усложняет задание.
Выкладывание узоров двумя руками Выкладывание узоров из камней, пуговиц, крышек и т.п. Можно брать предметы одного цвета, а можно задание усложнить и попросить детей брать предметы разных цветов.
«Поймай цвет»
«Поймай число\цифру» Поймай цифру. Пройдись по порядку (прямой, обратный порядок). Поймай число. Левая рука указывает на десятки, правая – на единицы.
«Стаканчики» Передвигаем стаканчики по инструкции педагога. Развивает пространственную координацию, межполушарное взаимодействие, коммуникативные навыки.
Предполагаемые результаты использования нейроигр и упражнений: активизация энергетического потенциала организма (повышение общей работоспособности) и улучшение всех жизненно важных процессов; улучшение: - внимания (устойчивости и концентрации); - памяти; - речи; - мышления; улучшение качества освоения учебного материала; развитие творческих способностей; приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля.
Вывод: Систематическое использование нейроигр и упражнений оказывает положительное влияние на качество обучения, развитие познавательных способностей, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блог как инструмент в работе учителя
Выступление на педагогической конференции (август 2010г.)...
Семинар-практикум:"Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая эффективному усвоению учебного материала".
Зачастую работа школьного логопеда сводится к работе с учащимися начальных классов. Конечно, и в средних, и в старших классах всегда найдутся учащиеся, кому нужна квалифицированная помощь коррек...
Бланковые методики в работе учителя-логопеда как инструмент фиксации состояния речевых процессов обучающихся- логопатов.
В основе нарушений письменной речи, как правило, лежит незрелость психических процессов. Недостаточно сформированные произвольные формы внимания, восприятия, памяти не позволяют младшему школьнику в...
«Цифровые инструменты в работе учителя начальной школы»
Уроки с использованием цифровых образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе. Сейчас уже невозможно представить школу будущего без Интернета. Как учителю, так и ученик...
Технологическая карта урока как инструмент повышения качества работы учителя
В материале раскрывается структура технологической карты урока....
Притчи для детей начальных классов как эффективный инструмент при решении конфликтных ситуаций, для использования на уроках ОРКСЭ, для проведения классных часов, как материал для театрализованных представлений и других формах работы с детьми.
Сборник притч для работы с детьми в начальной школе (классные часы, уроки ОРКСЭ, театрализованные представления и др.)...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда для повышения эффективности логопедической работы
Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:-эмоциональная привлекательность;-многофункциональность;-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;-формирова...