Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда для повышения эффективности логопедической работы
статья по логопедии (4 класс)
Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:
-эмоциональная привлекательность;
-многофункциональность;
-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – логопедом;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsiholog_igry_i_uprazhneniya.docx | 439.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Юрина Александра Юрьевна
учитель-логопед
МК ОУ «Начальная школа - сад № 235»
г. Новокузнецк
Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда для повышения эффективности логопедической работы
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких детей — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия также использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук.
Их нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью традиционных, проверенных временем технологий. Помогая оптимизировать работу логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных функций.
В своей работе я использую нейропсихологические упражнения (нейроигры)− это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.
Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:
-эмоциональная привлекательность;
-многофункциональность;
-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – логопедом;
Активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.
С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются следующие задачи:
1. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
2. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
3. Развивается слуховое и зрительное внимание.
4. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач.
5. Происходит формирование слаженной, целостной работы мозга и всей функциональной системы (в дальнейшем самостоятельно овладевать различными умениями.) и др.
Такие упражнения полезны и детям, и взрослым.
Единство мозга складывается из согласованной деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Благодаря межполушарным взаимодействиям осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую).
- Нейропсихологические игры и упражнения можно легко и в доступной форме использовать в качестве физкультминуток на коррекционно-развивающих логопедических занятиях и увлекательные игры-упражнения для работы при коррекции дисграфии. Данные упражнения крайне интересны детям, что значительно повышает эмоциональный фон, подкрепляя тем самым мотивационную базу на коррекционных занятиях. В свою работу логопед может включать как отдельные упражнения, так и составлять комплексы упражнений.
- Упражнения для рук.
«Колечко». Подушечки большого пальца по очереди соприкасаются с подушечками указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца в прямом и обратном порядках. Выполняется под счёт или с одновременным проговариванием стихотворения, постепенно увеличивая скорость.
«Коза – корова». Чередование пальчиковых поз, при которых вверх выставляются то указательный и средний пальцы, то указательный и мизинец. Сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно. По мере усвоения упражнения можно предложить ребенку чередовать: «коза» – одной рукой, «корова» – другой.
«Нос-ухо». Указательный палец правой руки касается кончика носа. В это же время указательный палец левой руки касается мочки противоположного уха. Руки скрещены. Затем хлопок в ладоши, и положения рук меняются. Затем опять хлопок в ладоши. Упражнение выполняется под счёт с постепенным увеличение скорости.
«Кулак-ребро-ладонь». Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Выполняется в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками с постепенным увеличением темпа.
Несмотря на простоту и увлекательность, являются эффективным инструментом работы. Используются для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивают внимание, пространственные представления, улучшают реакцию.
Нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, развития познавательных способностей, усвоения лексических тем и т.д.
- Крупномоторные упражнения.
«Перекрёстные шаги». Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях ладонями вниз, ноги вместе. Ходьба на месте под счёт с перекрёстным касанием ладонями колен. Движение плеча направлено с движением руки. Взгляд перед собой. Положение головы неподвижно. По мере усвоения упражнения, выполняется касание колен локотками.
«Рука догоняет руку». Исходное положение: стоя, руки опущены вдоль тела, ноги вместе. Ходьба на месте под счёт с попеременным перемещением рук: правая рука на пояс, затем левая - на пояс. Правая рука - на плечо, левая - на плечо, правая - вверх, левая - вверх. Встреча - хлопок над головой, руки разводятся через стороны вниз. Далее упражнение выполняется с левой руки.
Помимо указанных выше упражнений на развитие межполушарного взаимодействия, специалистами Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии предлагаются вниманию такие упражнения, которые направлены непосредственно на коррекцию специфических ошибок на письме, таких как пропуски, недописывание, перестановка букв и слогов, зеркальное письмо, замена букв и др.
«Арабское письмо». Упражнение позволяет избавиться от пропуска букв и недописывания слов. Ведущий диктует слова, ребенок записывает их справа налево: Мальчик ест кашу. – Ушак тсе кичьлам.
«Перепутанные буквы». Методика, благодаря которой можно увеличить скорость чтения и научиться извлекать из текста фактическую информацию. Один из важных аспектов беглого и осмысленного чтения — умение предугадывать дальнейшее развитие событий уже по началу предложения. Такая способность и называется антиципацией, или смысловой догадкой.
«Найди спрятанные слова»
Это упражнение развивает внимание, а также стимулирует умение школьника находить слова среди хаотично расположенных букв.
Кроме того, развивается логика, внимание, усидчивость.
«Таблицы Шульте»
Инструмент для тренировки периферического зрения, концентрации внимания и параллельного восприятия информации. Развитие этих навыков помогает освоить технику скорочтения.
Упражнение "Назови Цвет".
Это простое упражнение прекрасно для утреннего тонуса, оно обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания, улучшает речь!
Попробуйте по порядку назвать ВСЕ ЦВЕТА, которыми написаны данные слова.
После завершения сделайте то же самое, начиная с конца.
Это упражнение ТРЕНИРУЕТ связь между нашим приземленным правым полушарием, которое отвечает за буквы и символы ,
и более творческим левым полушарием, в данном случае оно отвечает за цвета.
Упражнение «Подними руку и назови букву» (или «Алфавит»)
Помогает развить концентрацию внимания, переключение и ориентацию в пространстве.
Эти и многие другие упражнения, разработанные специалистами в области нейропсихологии, помогут не только воспользоваться обходными путями при коррекции нарушений, но и внести разнообразие в работу логопеда, увлечь ребенка, сделать коррекционные занятия для него значительно интереснее и желаннее, повысив тем самым результативность работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....
Информационные технологии в работе учителя-логопеда как средство повышения качества обученности школьников с ОВЗ
Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в последнее время весьма активизировалось. Трудно представить современного школьника и педагога, не знакомого тем или иным образом с компьют...
Использование ИКТ в целях повышения эффективности логопедической работы с обучающимися, имеющими речевые нарушения
Современные информационные технологии внедряются в различные сферы жизни. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования.Одним из ...
Логопедические пазлы как один из способов повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя –логопеда с детьми ОВЗ.
Реализуется логопедических, дефектологических занятиях, а также на любом уроке, имеющем своей целью развитие психических и фонематических процессов, лексики, грамматики....
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя- логопеда.
Скорость современной жизни велика, и это отражается на детях. Школьная программа постоянно меняется , растут требования в школе и нагрузка вне школы.Родители тоже ждут от детей высоких и быстрых...
«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда».
Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии. Для того, чтобы глубже понимать пр...
Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами
Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...