Притчи для детей начальных классов как эффективный инструмент при решении конфликтных ситуаций, для использования на уроках ОРКСЭ, для проведения классных часов, как материал для театрализованных представлений и других формах работы с детьми.
классный час (1 класс)

Андреянкова Ирина Дмитриевна

Сборник притч для работы с детьми в начальной школе (классные часы, уроки ОРКСЭ, театрализованные представления и др.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Притчи для детей начальных классов как эффективный инструмент при решении конфликтных ситуаций, для использования на уроках ОРКСЭ, для проведения классных часов, как материал для театрализованных представлений и других формах работы с детьми.

Что такое притча? Это короткая, насыщенная мудростью история, которая передает важные нравственные уроки. Часто притчи для детей представляют собой поучительные повествования на различные моральные темы. Ранее они использовались как один из способов воспитания, поскольку легко усваиваются детьми благодаря простоте языка и близости к их жизненному опыту. В отличие от басен, которые могут быть аллегоричными и сложными для восприятия, притчи понятны и доступны.

Притча служит средством передачи жизненной мудрости от старших к младшим. Ее отличает сжатость и способность остаться в памяти благодаря лаконичности и запоминающимся наставлениям. Обычно притча не имеет явной морали, а представляет собой материал для размышлений. Она включает два элемента: внешнюю, увлекательную историю и внутренний смысл, ради которого эта история рассказывается.

Сегодня притчи продолжают играть важную роль в воспитании детей, оставаясь интересными и доступными. Ученики начальных классов с удовольствием слушают и читают притчи, находят в них примеры добрых и плохих поступков, учатся размышлять о нравственных вопросах и делиться своими мыслями и впечатлениями. Важно, чтобы выбор притч соответствовал возрастным особенностям детей. Для лучшего воспитательного эффекта рекомендую дополнять рассказы примерами из жизни самих детей или их класса. Например, если один ученик обидел другого, можно прочитать притчу о ведре яблок и старом халате, чтобы помочь ребятам понять, как важно не обижаться и как негативные слова могут ранить. Таким образом, легко показать, что тот, кто обижается, как бы надев грязный рваный халат, а тот, кто ругается, словно несет ведро с отходами. Для наибольшего воспитательного эффекта рекомендую сопровождать притчи историями из жизни детей, из жизни класса. Например, если один ребенок обозвал другого и второй расплакался, обиделся, то в таких случаях стоит прочитать детям притчу о ведре яблок и о старом халате. Таким образом, ребята будут видеть, что тот, кто обижается, подобен тому человеку, который надевает по просьбе других грязный рваный халат. А тот, кто источает ругательства, подобен тому, кто несет с собой ведро с помоями.

Ведро яблок.

Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

— Кто чем богат, тот тем и делится!

Шарик и Мурка.

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить. И зачем казалось ей это: сама в большом доме живёт, а Шарик в крошечной будке. Но всё дело в том, что дом этот не её, а конура — Шарикова! И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а ещё добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!

Кончилось всё это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили.

Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать!

Грубость и зависть.

Вышла грубость на прогулку. Там накричала, тут нахамила. Идёт, довольная собой. Вдруг навстречу ей — зависть.

— И как же это, грубость, у тебя всё хорошо получается! — как всегда, стала завидовать она.

А грубость и ей:

— Ах, ты, такая сякая! И всем и всему ты завидуешь! Ну, скажи, есть ли хоть что на свете, чему бы ты не завидовала?

Задумалась зависть. Но тут заметила, что от грубости все шарахаются, никто её не любит, всем она неприятна. И поняла: что такая вещь всё же есть. Это — грубость. И правда. Чему тут было завидовать?

Два волка.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Два яблока.

Маленькая девочка принесла с улицы два яблока. Наверное, ее кто-то угостил.

— Мама, смотри, какие красивые яблоки!

— Да, красивые! Угостишь? — спросила мама.

Малышка посмотрела на яблоки. А потом откусила от одного яблока. На секунду задумалась и… — надкусила второе.

Мама удивилась. И подумала:

— Какая жадная девочка у меня растет. Оба яблока начала кушать, а мне так и не предложила ни одного.

Но к ее удивлению, девочка протянула маме одно яблоко со словами:

— Мамочка! Бери это яблоко! Оно – слаще!

Сердце мышонка.

Жил-был маленький Мышонок, который был несчастным, потому что всего боялся. Но больше всего он боялся попасть в лапы кошке.

Мышонок пришел к Волшебнику. И стал его просить:

— Сделай меня кошкой!

Волшебник пожалел мышонка и превратил его в кошку.

Но тогда эта кошка стала бояться собак.

Волшебник превратил бывшего мышонка в собаку. Но тогда он стал бояться волков.

Волшебник превратил его в волка. Но тогда он стал очень бояться охотников.

И тут Волшебник сдался. Он опять превратил его в мышонка и сказал:

– Ничто тебе не поможет. Потому что у тебя сердце трусливого мышонка.


Жадность.

— Жадность, а жадность, дай большую кастрюлю!
— Не дам, самой мало!
— Жадность, а жадность, дай кастрюлю поменьше!
— И поменьше не дам!
— Жадность, а жадность, дай тогда самую маленькую!
— Сказала, не дам, значит, не дам!
— Ну, не хочешь, как хочешь! На тебе тогда пирожок!
— Давай! А почему только один? Ты же ведь щедрость!
— Так я и хотела тебе побольше дать. А ты для этого кастрюли не дала!
Так жадность сама себя и наказала!


Мамина любовь.
Однажды к маме пришли её дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом: кого она любит больше все на свете?
Мать молча взяла свечу, зажгла её и начала говорить.
"Вот свеча — это я! Её огонь — моя любовь!"
Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.
"Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того что я дала, огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним…"
И так она зажгла столько же свечей, сколько у неё было деток, и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым.


Совесть.

Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий… На четвертый он решил избавиться он нее. Да не на день или два – навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал…

– Давай, – говорит, – совесть, в прятки играть!

– Нет, – говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

– Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

– Ладно, – говорит, – выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание.

Спустился он в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал человек: – Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:

– Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!


ПРИТЧА О ГРЯЗНОМ ХАЛАТЕ

🗣Один человек публично оскорблял мудреца:
— Ты безбожник! Ты пьяница и вор!
👵Мудрый человек в ответ лишь улыбнулся. Наблюдавший эту сцену хорошо одетый юноша спросил:
— Как же ты можешь подобные оскорбления терпеть? Неужели тебе не обидно?
💥Мудрец сказал молодому человеку:
— Если ты хочешь узнать мой секрет, тебе придется пройти со мной.
👘Мудрый человек зашел в пыльный чулан, зажег лучину и, порывшись в сундуке, нашел рваный, грязный старый халат. Бросил его юноше и сказал:
— Примерь, это тебе под стать.
🙎‍♂Юноша осмотрел его и возмутился:
— Зачем мне надевать на себя эти грязные обноски? Ты видишь, я одет в приличную и добротную одежду! Ты, наверное, спятил!
И бросил рваный халат обратно.
❗— Обрати внимание, — сказал мудрец, — ты почему-то не захотел примерять старые лохмотья. Точно так же и я не стал примерять к себе те грязные слова, которыми пытался достать меня тот человек.
💧Сможешь ли ты обижаться на оскорбления, если будешь понимать внутри себя основательно и твердо, что оскорбления — это лохмотья, которые тебе швыряют с чужого плеча люди? Конечно, никто не запретит тебе примерить чьи-либо оскорбления и даже носить их, если у тебя вдруг не окажется собственной одежды…

ПРИТЧА ОБ ОБИДЕ
Обида – это такой маленький зверёк. С виду он совсем безобидный. И если с ним правильно обращаться, то вреда он вам не принесёт. Обида, если не пытаться её одомашнить, прекрасно живёт на воле и никогда никого не трогает. Но все попытки завладеть обидой, сделать её своей, кончаются всегда плачевно…
Зверёк этот очень маленький и юркий. Он может случайно попасть в тело любого человека. Человек это сразу почувствует. Ему становится обидно. Это зверёк кричит человеку:
- Я нечаянно попался! Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Я хочу наружу!
Но человеки давно разучились понимать языки тварей земных, особенно таких маленьких зверьков… Есть такие, которые сразу отпускают обиду. Но есть и такие, которые ни за что не хотят её отпускать. Они сразу называют её своею и носятся с ней, как с писаной торбой. Постоянно думают о ней, заботятся… А обиде всё равно не нравится в человеке. Она крутится, ищет выход, но сама она никогда не найдёт пути… Такой вот непутёвый зверёк. Да и человек тоже непутёвый… Сжался весь и ни за что не выпускает свою обиду… Таит её в себе… А зверёк то голодный, кушать ему хочется… Вот и начинает он потихоньку кушать человека изнутри… И человек чувствует это. То там заболит, то здесь… Но не выпускает человек из себя обиду… Потому что привык он к ней… Да и она потихоньку привыкает к своему хозяину. Кушает, растёт, жиреет и перестаёт двигаться… Находит внутри человека что-нибудь вкусненькое, присасывается и сосёт и гложет…
И в конце концов прирастает обида к чему-нибудь в теле человека и становится частью его… Слабеет человек, хворать начинает, а зверюга внутри всё толстеет…
И невдомёк человеку, что только и надо - взять и отпустить обиду! Пусть себе живёт, в своё удовольствие! И ей без человека лучше и человеку без неё легче живётся.
Обида – это такой маленький зверёк… Если вдруг поймаешь ненароком - отпусти её, пусть себе бежит!

ПРИТЧА О ГНЕВЕ

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрамы остаются. Поэтому никогда не срывайся, чтоб не оставить шрамы на чужих сердцах.

ПРИТЧА О том, что добрые дела распознаются не сразу

Учитель дзен вёл повозку, в которой сидела женщина со своим ребёнком. Выпало много снега, и утро было очень холодным. На небе не было солнца, было облачно. Учитель начал замерзать, и женщина в повозке тоже. Он увидел, что она постепенно становится синей и теряет сознание. Тогда он взял ребёнка, вытолкнул женщину из повозки и уехал прочь.
Женщина была шокирована. Она пустилась бежать, кричать, вопить, проклинать...
А через полкилометра этого сумасшедшего марафона, учитель остановил повозку, посадил её и сказал: «Теперь всё в порядке. Я должен был сделать это, иначе вы умерли бы».

Притча «Гвозди»

Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...

Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.

Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:

– Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.

Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.

Старайся не ранить их...

Притча «Светлячок»

Солнце садилось. По полянке бежали зелёные волны, пропадая на горизонте. Вокруг пахло вечерней прохладой. Птицы замолчали, уступив место нашему герою. Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. Это был светлячок – маленькая букашечка. Его пение нельзя сравнить с трелью соловья. Он просто пел, пел от любви, которая наполняла его маленькое существо, от любви к жизни. И, хоть его вокальные данные были не ахти, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него всегда было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. Глупый светлячок не понимал, что это всё не потому, что он пел задушевные песни о красоте и был парнем «что надо», а лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зеленым огоньком, а переливался всеми цветами радуги как хорошо гранёный бриллиант. А бриллианты в цене, поэтому-то он и стал таким популярным светлячком.

Ведь у людей тоже есть одна интересная черта: если один человек сказал, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой решит во что бы то ни стало стать его другом (ведь он ничем не хуже), за ним третий, четвёртый и т. д., а зачем – никто не знает, просто это престижно.

А светлячок безмятежно пел свою незатейливую песенку. Он не знал наизусть слов этой песни и не повторил бы её дважды. Он просто пел о том, что видел, а видел он прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, слёзы росы и любовь. Он во всём видел любовь.

Закончив песенку, светлячок заметил, что у него появился слушатель: белокурый мальчик сидел рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу. Светлячок обрадовался, что у него есть зрители (он уже привык к вниманию), и постарался вложить в перелив своего панциря всю красоту, которую только мог. К его удивлению, мальчик не взглянул в его сторону. Светлячок даже чуть-чуть обиделся. Но решил всё-таки узнать, понравился ли мальчику его блеск (хотя он в этом не сомневался):

– Ну, как? – деловито спросил он, играя лучами уходящего солнца.

– Красиво… – сказал мальчик с каким-то изумлением в голосе.

– Какое красивое солнце, будто зрелая вишня, – фальшивил светлячок, придумывая всё новые и новые сравнения. А мальчик продолжал неподвижно сидеть, смотря в сторону остатков уходящего солнца.

Светлячок до утра пел мальчику, а на рассвете убежал к своим друзьям, которые наперебой звали его к себе, чтобы похвастаться известным гостем – бриллиантовым светлячком.

Светлячок пропадал среди лести и восхищения и лишь иногда прибегал на полянку, где в любое время его ждал мальчик. Светлячок ему пел, рассказывал о своих похождениях, а потом исчезал. Они были знакомы уже целый год.

Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, года. И светлячок постарел. И, о, беда, он потускнел и перестал быть похожим на бриллиант. И однажды, когда он пел свои дифирамбы красоте перед толпой зевак, кто-то шепнул: «Чего вы тут глазеете, слепые что ли? Он же тускл, как кусок стекла». Один сказал...

Друзей больше не было, в гости не звали, им не восхищались, а кто-то ещё и сказал, что слуха у него нет. В отчаянии побрёл светлячок куда глаза глядят. И прибрёл, на своё удивление, всё на ту же полянку, где ждал его мальчик. Светлячок подошёл к нему и вздохнул. Но мальчик услышал и, не оборачивая головы, спросил:

– Что случилось? Я так по тебе соскучился.

– А разве ты не видишь?

– Нет, – честно ответил мальчик.

– Ну, и ладно, – сказал светлячок.

– Расскажи мне, что ты видишь, – попросил мальчик.

– Что? – удивился светлячок.

– Ну, спой свою песенку. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву... Вот бы хоть разок взглянуть на это.

И только тут светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит он или нет. Ему важно то, что он говорит, то, что он приходит. Он ему нужен даже без блеска. Он ему нужен!

– Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.

– А что это такое? Ты раньше не пел мне об этом.

– Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.

Притча о Плутархе

У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку».

По иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»

Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и выполняли её по-разному.

Поэтому, прежде всего, необходимо осознание школьниками полезности своего учебного труда, осознание мотивов своей деятельности.

Урок бабочки

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможность летать… А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

Лист бумаги и черная точка

Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги.

– Что вы здесь видите? – спросил Учитель.

– Точку, – ответил один.

Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку.

– Приглядитесь внимательнее, – сказал Учитель.– Здесь черная точка, – сказал другой ученик.– Нет! – возразил третий ученик, – здесь маленькая черная точка. Так ведь?

Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия, и посмотрели на Учителя в ожидании, что же он скажет:

– Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа…

И добавил, после долгой паузы:

– Значит, мне есть еще чему вас учить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Способы и решения конфликтных ситуаций в семье"

В интересной форме проходит рабочее родительское собрание....

"Современные формы и проведение классных часов в начальной школе"

Цель этой статьи - обратить внимание  на возрастные, психологические особенности младших школьников влияющих на их отношение и участие в классных собраниях, а так ж...

Классный час на тему: "Решение конфликтных ситуаций"

ЦЕЛЬ:- познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими;- ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях- применение навыков конструктивного разрешения ко...

Рекомендации и занимательные материалы для проведения классных часов на тему "Уважительное отношение к культуре других народов"

Современный человек живет в многонациональной среде, ему приходится общаться с людьми разных национальностей и этносов, чтобы выстраивать ровные дружеские отношения он должен проявлять уважение к куль...

«Современные формы проведения классных часов в начальной школе»

laquo;Классный час — это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с ...

Классный час «Решение конфликтных ситуаций».

    познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими;— ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях— применение...