Бланковые методики в работе учителя-логопеда как инструмент фиксации состояния речевых процессов обучающихся- логопатов.
статья по логопедии по теме

В основе нарушений письменной речи, как правило, лежит незрелость психических процессов. Недостаточно сформирован­ные произвольные формы внимания, восприятия, памяти не по­зволяют младшему школьнику вовремя заметить ошибку и уст­ранить ее. В таких случаях помимо специфических смешений букв, перестановок букв и слогов появляются неспецифические замены и смешения символов. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бланковые методики в работе учителя-логопеда как инструмент фиксации состояния речевых процессов обучающихся – логопатов. Подготовила: учитель – логопед МБОУ СОШ № 10 Юзлиева Л. Д.

Слайд 2

Использование бланковых методик в диагностических целях Диагностика произвольности психических процессов Для учащихся 1 класса Карточка 1 Фамилия, имя учащегося ____________________ Класс _____ АМВКСАДАЛДАЛХАОААУЛО ИЧЗДОИАХОБЮАФЦНЧЛЛЖА ДЛПАВСМТААДЖЭНСВАОАМ АОМАСОАЛАДМЛЛАБВАОИГ НАМЛАЗЖНМЫЛЛАДХЖАША Карточка 2 Фамилия, имя учащегося __________________ Класс ____ Инструкция: просмотри строчки букв по порядку. Вычеркни все буквы У и обведи кружком все буквы И. ПИНГТУУИХНИИЦУЛУИХДЧУЗРГНЖИХУВИНКУХЙИБНГЖУЧХУИУДЙМИЧУЦХЧУРИГЙШШИНТУХУМЛШИНКНЫУИИДЛОУУХИЬАИУЧХУЦЙИГНКХДУЧУКЖНИКИУЙШЛУТ

Слайд 3

Для учащихся 2 – 4 классов Карточка 1 Фамилия ,имя учащегося ___________________ Класс ____ дата __________ Инструкция: просмотри ряды букв по порядку. Подчеркни: все буквы Г — одной чертой; все буквы П — двумя чертами; все буквы Т — тремя чертами. КСТПГУНТР0ИЛППЗГХТВПР0ШЛНГ0УТП ГМТИПУ ВЧХГДБТТАПУ ГКБЮДМБПГОТ ШТПЫЧТГЛДБКАПОРГЬХТБЮЛТТЫВСНГР ФЫУТИПТСГКБМИПЩЗЖГЮБТРГНКЙНМЭ ПИМТЬОРГВППДБМНПУГОЛШСМИТГПТШ ЧТГЛДБПАУГМИТПБДПОГЩДКГОДТИЛПБ ДГРТТМИПНКПБДЖЮКГСМДДТГПОЛГКГЬ ТДБОШГК АЕРГГСМ ПРОТД ЛБТОТУ ГЧИН

Слайд 4

Методика изучения уровня внимания и самоконтроля по П. Я. Гальперину и С. Л. Кабылицкой. Для учащихся 3-5 классов Карточка 1 Фамилия, имя учащегося ___________________ Класс _____ возраст _____ дата __________ время выполнения ________ Инструкция : исправь ошибки в данных предложениях, в том числе и смысловые. Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и трятапось за ними. Сонряки живучи и плодовиты. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. Количество обнаруженных ошибок ___________ Количество пропущенных ошибок _____________ Уровень развития произвольного внимания и восприятия _________________________________

Слайд 5

Методика Мюнстерберга «Оценка избирательности внимания» Для учащихся 1 – 2 классов Для учащихся 3 – 4 классов Карточка 2 Фамилия, имя учащегося ___________________ Класс _____ возраст _______ дата ___________ Инструкция: найди и подчеркни слова. Тема «Посуда» Ворнсахарницасвдоажбдюаблюдцечучайниколвд- кастрюлядвмаполовникыпждкщловсковородалата- релкачждквпстанстаканзхудмискаулраножикщдвл- ыисложкавзхлебницавилказковшик Карточка 1 Фамилия, имя учащегося ___________________ Класс ______ возраст ________ дата __________ Инструкция: среди букв спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их. ВПЗЯБЛИКГОГРАЧЗДЛЖУРАВЛЬШДП СКВОРЕЦДЮКУКУШКАХЖЗВОЛАСТОЧКА

Слайд 6

Диагностика уровня развития произвольности внимания и восприятия, зрительно-пространственного гнозиса, звукобуквенного анализа и синтеза Карточка 1 Фамилия, имя учащегося __________________________ класс ________ Возраст ________ дата __________ Инструкция: выбери и подчеркни те слоги и слова, которые написаны слева, в начале строки. СЕ СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ЕС СЕ ША ША АШ АЩ ША ЩА АПДАШААШ АЩ АШ ОБ БО БИ ОБ ОБ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО ТЫ ТЫ ИТ ТИ ТЫ ТИ ТБ ТЬ ЫТ ТЬ ТЫ ИТ ТЫ ОН НО ОП ОТ ПО ОН ОП НО ТО ОН НО ПО ГДЕ ДЕГ ГЕД ГДО ГЕД ЕГД ГДЕ ДОГ ГЕД ГДЕ НИЗ НИЗ ИНЗ НИВ НЦВ ИНЗ НИЗ НИЗ ЗИП АНЗ КОТ ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ КТО КОТ КТО ПУХ НУХ ПУЖ НХУ ПУХ ХУЛ ПХУ ПУХ ПХИ НУХ МАК КМА МОК КАМ КАШ ЛАК НАК КАМ МАК ЖАК СЛОН НОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН ЛОСН СЛОМ ВОДА ОДАВ ВАДО ВАДА ДАВО ВОДА БАДА ДОВА ВОДА ВЕРХ ВЕРХ ВЕРЖ ВСХР РЕХВ ВЕРХ ВСХР ВЕРХ ВСХР КЛЮЧ КЛЮЧ КСЮЧ ЧЛЮК КЛЮЧ ЛЮЧК КЛОЧ КМОЧ ЧАСЫ УАСЫ ЧАСИ АЧЕЫ ЧОСЫ ЧАСЬ ЧАСЫ СЫЧА ЧАСТО ЧАСОТ ТОСАЧ ЧАЕТО ЧОСТА ЧАСТО ОСТАЧ КАКОЙ КОКОЙ КОКАЙ KOKAT КАЙОК КАОЙК КАКОЙ КОМОК КОКОМ МОКОК КООМК КОМОК КОЛОК КОЖОК ЧАШКА ЧАЩКА КАЧАН! ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧА ПАЛЕЦ МАЛЕЦ ПАМЕЦ НАЛЕЦ ПАЛЕЦ МАНЕЦ Пропущено _____________ Ошибочно выделено _____________ Общее число ошибок ____________

Слайд 7

Исследование операций анализа и синтеза Для учащихся 1 — 2-го классов Карточка 1 Фамилия, имя учащегося __________________ Класс _____ возраст ________ дата __________ Инструкция: найди общую букву в словах каждой строчки. МАК, СОМ, УМ___________ ДОМ, РОСТ, ОКНА _______ ВАЗА, ЗОНТ, ЗУБ ________ ЛЕС, САД, ОСЫ __________ АИСТ, КОТ, ТРУБЫ ______ ЛИСА, МИР, КИТ_________ Карточка 2 Фамилия, имя учащегося _________________ Класс _______ возраст ________ дата _______ Инструкция : составь слово из букв. ХМО__________ ПСУ__________ СНО__________ МДЫ__________ ОКТ___________ ИСР___________ БКО___________ ЫНС__________ Карточка 3 Фамилия, имя учащегося ____________________ Класс ____ возраст ______ дата ______________ Инструкция: найди и выпиши общий слог. ЧИЖИ, СТРИЖИ____________ КАМЫШИ, ШАЛАШИ_______ ЧАШКИ, ЧАЙКИ____________ ЭТАЖИ, ЛЫЖИ_____________ ЩАВЕЛЬ, ЧАЩА____________ ГРУШИ, ШИНА_____________ ЖИТЕЛИ, ЛУЖИ____________ ЩУКА, ЧИЩУ______________ Карточка 4 Фамилия, имя учащегося ____________________ Класс _____ возраст ______ дата _____________ Инструкция: соедини линиеи слова, состоящие из одного набора букв. Например: ГОРОДА — ДОРОГА ДОМА ГОРА КИНО ТОК КУСТ КОНИ СТУК МОДА РОГА КОТ

Слайд 8

Для учащихся 3—4-го классов Карточка 5 Фамилия, имя учащегося ___________________ Класс ____ возраст ____ дата _________________ Инструкция: составь слова из данных букв. ААЛТРЕК__________________________ КОЖАЛ ___________________________ ДМОНЧЕА_________________________ ШКААЧ ___________________________ ИЛВАК____________________________ ЛДЮЕЦБ__________________________ ЖНО______________________________ Инструкция: найди лишнее слово и зачеркни его Карточка 6 Фамилия, имя учащегося ___________________ Класс _____ возраст ________ дата ___________ Инструкция: зашифруй слова с помощью данного шифра. С И Р У Л Т З А Б 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Образец: АРБУЗ — 83947 Стул ______________________ Зуб _______________________ Базар ______________________ Блуза ______________________ Лист _______________________ Таз ________________________ Салат ______________________

Слайд 9

Исследование активного и пассивного словаря Исследование временных представлений Для учащихся 2—3-го классов Карточка 1 Фамилия, имя учащегося ___________________ Класс _____ возраст ________ дата ___________ Инструкция: вставь пропущенное слово. Зима, __________ , лето, осень. Утро, день, _________ , ночь. Вторник, среда, четверг, _________ . Суббота, _____________, понедельник, вторник. Август, сентябрь, ______________, ноябрь. ____________, апрель, май, июнь. Суббота, воскресенье, ____________, вторник. Вчера, _____________, завтра, послезавтра. Карточка 2 Фамилия, имя учащегося ___________________ Класс _____ возраст ________ дата __________ Инструкция: выполни задание на временные представления. В году ____________ месяцев. В неделе _________ дней. В сутках _________ часов. В году_________ дней. В одном часе ___________ минут. Какие весенние месяцы ты знаешь? _________________________________________ . Какой день недели между четвергом и субботой? ____________________________. Какое время года бывает перед зимой? __________________________.

Слайд 10

Для учащихся 3—5-го классов Карточка 3 Фамилия, имя учащегося __________________ Класс _____ возраст ________ дата ____________ Инструкция: перепиши слова в таком порядке, чтобы они следовали от меньшего промежутка времени к большему. Час, секунда, минута, сутки. Месяц, век, неделя, год. Декада, столетие, сутки, неделя. Пятилетие, секунда, десятилетие, год. Час, минута, месяц, неделя. Полугодие, учебная четверть, зимние каникулы, учеб­ный год. Карточка 4 Фамилия, имя учащегося ___________________ Класс _____ возраст ________ дата ____________ В неделе ______ дней. Сколько времен года ты знаешь? ___________. Сколько в году месяцев? ___________. Как называется самый короткий месяц в году? Сколько часов в сутках? __________________. Какой день недели бывает между средой и пятницей? ___________. Какой месяц следует за октябрем? ___________. Сколько минут в одном часе? ____________. Какое время суток бывает перед ночью? ____________. Какие зимние месяцы ты знаешь? _____________________________________.

Слайд 11

Исследование операций обобщения и исключения Для учащихся 2 – 3 классов Карточка 1 Фамилия, имя учащегося __________________ Класс _____ возраст ________ дата _____________ Инструкция: угадай название целого по его частям. Перья, клюв, крылья, хвост. ___________________ Ствол, корни, листья, ветви . __________________ Грива, копыта, хвост, ноги. ___________________ Кабина, кузов, руль, колеса. __________________ Чешуя, плавники, жабры, хвост. _______________ Шнурки, подошва, каблук, голенище . __________ Страницы, корешок, обложка, тексты . __________ Карточка 2 Фамилия, имя учащегося __________________ Класс _____ возраст ________ дата ___________ Инструкция : допиши обобщающее слово. 1. Джинсы, рубашка___________________ . 2.Сахарница, блюдце___________________. 3.Кроссовки, сапоги____________________. 4.Грабли, вилы________________________. 5.Черника, малина_____________________. 6.Кит, жираф_________________________. Для учащихся 4 -5 классов Карточка 3 Фамилия, имя учащегося ____________________ Класс _____ возраст ________ дата _____________ Инструкция: запиши обобщающее слово. Утюг, пылесос, миксер___________________ Таблетки, микстура, мазь_________________ Комар, муха, муравей____________________ Рожь, пшеница, овес_____________________ Врач, плотник, каменщик_________________ Сметана, сыр, масло______________________ Дельфин, тюлень, морж___________________ Германия, Франция, Италия_______________ Карточка 4 Фамилия, имя учащегося _____________________ Класс _____ возраст ________ дата ____________ Инструкция : найди и вычеркни лишнее слово на строке. Пол, потолок, постель, стены. Руслан, Софья, Федор, Кирилл. Река, озеро, море, бассейн. Доберман, шакал, овчарка, пудель. Пилотка, фуражка, бескозырка, водолазка. Ежевика, брусника, абрикос, черемуха. Байкал, Волга, Нева, Енисей. Прилагательное, наречие, приставка, глагол. Ястреб, орел, сокол, воробей. Снеговик, снегирь, снимок, снег.

Слайд 12

Исследование грамматического строя речи Для учащихся 2—3-го классов Карточка 1 Фамилия, имя учащегося __________________ Класс _____ возраст ________ дата _____________ Инструкция : вставь нужные предлоги. Вчера ... нам приехали гости ... Вологды. ... обед подали котлеты ... рисом. Дорога ... деревню идет ... лес. Котенок закатил клубок ... диван. ... мосту мчались машины. Яркая лампа висела ... столом. Карточка 2 Фамилия, имя учащегося __________________ Класс _____ возраст ________ дата _____________ Инструкция : вставь подходящие по смыслу прилагательные. Осень Наступила _______________ осень. Реже выглядывает из-за ______________ туч ___________ солнышко. Дуют ______________ ветры. Часто льют ________________ дожди.Осень украсила лес ______________ одеянием. Под ногами шуршат _______________ листья. Все деревья в _______________ нарядах. Карточка 3 Фамилия, имя учащегося __________________ Класс _____ возраст ________ дата _____________ Инструкция: вставь нужные предлоги и окончания в данные предложения. Каждое лето мы едем погостить ... мор... . ... утра ... позднего вечер... припекает солнышко. Мы помогаем бабушк огород... . А потом бежим ... вод... . Мой брат любит строить крепости и замки ... песк... . Я умею нырять и часто достаю ... морск... дн... ракушки. Самую больш... и красив... раковин... я привез ... мам... . Карточка 4 Фамилия, имя учащегося __________________ Класс _____ возраст ________ дата _____________ Инструкция: вставь подходящие по смыслу слова в данные предложения. Самолет летел ________________ над землей. Сестра очистила мандарин от _______________. Не забудь ______________ зубы после еды. Кроме родных Аня пригласила на праздник своих ______________. У нашей козы появилось ______________ козлят. Мы с _______________ собрались на ______________ концерт. Вчера был вторник, а ________________ четверг. Мой друг _______________ веселую игру.

Слайд 13

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование в работе учителя-логопеда бланкового метода с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»

В данной работе представлены бланк экспресс-диагностики по Фотековой(адаптированный), таблица по анализу вида ошибок и таблица динамики количества ошибок за год.Все таблицы использую в написании отчет...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

речевая IT технология БОС в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы как средство коррекции речевых нарушений

В презентации представлены основные моменты и ключевые этапы работы с тренажёром Сметанкина. Рекомендации по вопросам: кому предназначена данная методика, кому противопоказаны занятия. Сколько раз в н...

«Организация работы учителей – логопедов по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР и ЗПР»

Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.Речь современных шк...

Организация работы учителей – логопедов по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР

В этой статье освещена организация работы учителя-логопеда по развитию речевой компетенции обучающихся с ТНР на занятиях по логопедической ритмике....

Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...