Мастер -класс Технология проблемного обучения в начальной школе.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Ковалевская Татьяна Михайловна

Технология проблемного обучения способствует решению задач современной школы. Как же создать проблемную ситуацию на уроке? Существуют приемы создания проблемных ситуаций, с которыми мы хотели бы поделиться с вами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

                                                                                                          Г.А. Цукерман


    Добрый день! Сегодня я рада приветствовать настоящих мастеров своего дела и молодых педагогов, которые готовы учиться у этих мастеров.

Кто же по-нашему мнению мастер?  Это человек наделенный  мудростью, активный, счастливый и творческий.

М - мудрость, приобретается с годами.

А - активность, в ней сила, здоровье, успех.

С - счастье, А.С. Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"

Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

Учителю необходимо постоянно учиться. Одним из лучших путей  для этого  является  взаимообмен профессиональным опытом. Вот уже несколько лет являюсь  педагогом – наставником молодого специалиста нашей школы Мухиной Татьяны Константиновны. И сегодня мы хотели бы поделиться своим  опытом с вами.

Уважаемые коллеги, у вас на столе для каждого подготовлены «салфетки». Вам предлагается выполнить следующее задание:

1.  Сложите лист пополам и оторвите правый угол (так сделать 3 раза).

2.  Разверните салфетку.

3.  Покажите ее всем участникам.

Ни одной одинаковой салфетки нет.

Так сегодня и  в образовании - существует много популярных современных технологий, и все они должны  решить одну цель: развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Поэтому, приоритетным направлением в новых стандартах образования является деятельностный подход.

  Технология проблемного обучения способствует решению задач современной школы. Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

В настоящее время технология проблемного обучения нашла многочисленных сторонников среди учителей-практиков и ученых-методистов, которые разрабатывают и успешно реализуют  в своей практике  данную технологию.

Сущность  данной  технологии заключается в следующем: учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, ребёнок становится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Основное звено технологии – проблемная ситуация – спланированный, специально задуманный приём, направленный на пробуждение интереса у учащихся.

Елена Леонидовна Мельникова – автор технологии проблемного диалога, лауреат премии Правительства РФ в области образования, доцент кафедры начального и дошкольного образования АПКиППРО, г. Москва в свей книге «Проблемный урок, или  Как открывать знания с учениками»

отмечает, что «ученик проходит четыре звена научного творчества: 

постановку проблемы, поиск ее решения - на этапе введения знаний; 

выражение решения и реализацию продукта на практике - на этапе воспроизведения  знаний. При этом, ученик сам формулирует учебную проблему, открывает новое знание и выражает его в простых формах».

Универсальность технологии заключается в том, что использоваться и применяться может на любой образовательной ступени, на любом предметном содержании и на разных этапах урока.

Хочу обратить ваше внимание, что эта работа нелегкая и трудоёмкая. Этап введения знаний является наиболее сложной (и творческой) частью урока. При проблемном введении материала постановка проблемы  для исследования или темы урока должна формулироваться  самими учениками, поэтому на уроках предлагаю ученикам быть в роли ученых.

Как же создать проблемную ситуацию на уроке? Существуют приемы создания проблемных ситуаций, с которыми мы хотели бы поделиться с вами.

Татьяна Константиновна – молодой специалист  сегодня представит  некоторые приемы  применения данной технологии в своей практике.

Добрый день.

Хочу начать мастер-класс с таких слов:

Так ученик свернул бы горы,

Если дать ему эту точку опоры.

Такая есть у меня в запасе.

Я расскажу о ней в своём мастер-классе!

В рамках своей деятельности я применяю разные технологии и методы работы. Сегодня я хочу поделиться своим опытом  применения технологии проблемного обучения на уроках и показать примеры постановки проблемных ситуаций.

1. Сначала рассмотрим примеры проблемных ситуаций на уроках математики, которые вызывают у детей удивление или затруднение.

 «Дециметр»

- Саша измерял длину и ширину  тетради. Из полученных результатов он составил неравенства, причем оба из них верные. Как такое может быть?

16   < 20

2  >  16 

«Литр»

Шаг 1. В начале урока учитель демонстрирует ученикам две литровые колбы с водой (одна колба узкая и высокая, другая низкая и широкая) и спрашивает в какой воды больше.  Большинство детей отвечает что в высокой.

Шаг 2 . Учитель переливает воду в 2 одинаковые литровые банки.  Реакция удивления.

- Кто догадался, почему так получилось? Как нужно определять вместимость сосуда?

- одинаковой меркой.

Вводится понятие «литр»

«Объем прямоугольного параллелепипеда»

- Длина плавательного бассейна 200м, а ширина 50м. В бассейн налили 2000000 л воды. Как вы полагаете, можно ли плыть в этом бассейне?

Практически на каждом уроке математики, помимо подобных приемов, я применяю задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с отсутствующим вопросом, с несколькими вариантами решений.

Они полезны для формирования внимательности, способности анализировать материал, активизирования познавательной деятельности. При помощи этих задач можно выяснить понимают ли дети содержание задачи, насколько могут осуществлять поиск нужной стратегии при решении, умеют ли установить наличие или отсутствие отношений между компонентами задачи, при работе над одной задачей удается осуществить разные виды деятельности.

1.На пляже строили башни из песка 7 ребят, а играли в мяч 10 ребят.

2. У Пети было несколько снежинок, а у Димы было 20 снежинок. Сколько снежинок было у мальчиков?

3. Длина стороны прямоугольника 8 см. Найдите площадь и периметр прямоугольника.

4. К чаю подали 9 пирожных «эклер», 6 пирожных «корзиночек» и 12 шоколадных конфет. Съели 11 пирожных. Сколько пирожных осталось?

5. На грядку высадили 15 кустов смородины и 5 кустов крыжовника. Сколько кустов крыжовника высадили?

2. Технология проблемного обучения, используемая в преподавании курса «Окружающий мир», помогает вовлечь в беседу всех детей в классе, научить их делиться своим опытом, впечатлениями, наблюдениями из жизни. Постановка проблемных вопросов приводит к тому, что ребенок стремиться их решить, а не боится.

Представляю вам проблемную ситуацию с противоречием между житейским представлением учеников и научными фактами.

«Термометр»

Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха + 5 °С. Нина решила проверить это сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика, подкрашенный жидкостью, показал + 20 °С.

Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле? (Взяла, комнатный термометр, измерила на солнце или держалась рукой за ртутный шарик).

На уроках я создаю проблемную ситуацию таким мотивирующим приёмом как «Яркое пятно». Суть приёма в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки, легенды, отрывки из художественной литературы и т. д.

«Природные зоны России. Тундра».

При изучении природной зоны тундра я использовала произведение Владимира Арсеньева «Совсем как в сказке».

-Бывает ли так?

«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались,  и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули».

- Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.

- Еще не бывают грибы выше берез.

- Ночью солнце не светит.

В ходе такой работы, первым шагом, у детей появился интерес к поиску правильного научного объяснения, которое расходится с их житейсиким представлением.  Вторым шагом на основе текста представляем научный факт.

Тема “природные зоны” требует особого внимания, так как все мы знаем, что задания на эту тему включены в ВПР.  На уроке по теме: “пустыня” предлагаю детям проблемный вопрос

 «Природные зоны России. Пустыня».

-  Много ли растений в пустыне?

- Очень мало, почти нет.

Я предлагаю ребятам, прочитать отрывок из научно-популярной статьи.

Лилия лисохвост может достигать внушительных размеров (около 2 метров в высоту). Могучий стебель несет на себе множество мелких цветков персикового цвета, источающих пленительный аромат).

Очень красив кактус «бобровый хвост». Некоторые колючие растения достигают гигантских размеров. Форма их очень разнообразна: сигаровидная, шарообразная, овальная, бочковидная.

Кактус «прыгающий чойя» напоминает плюшевого мишку. Но внешний вид растения обманчив. Это грозное растение при малейшем прикосновении выпускает сотни крючков-колючек, которые впиваются в тело неосторожной жертвы.

Что мы сначала предположили? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? В чем мы должны разобраться? Какую  проблему должны рассмотреть? “Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне.”

Подобные формы работы заставляют учеников задуматься и начать сравнивать, анализировать.

Проблемные вопросы и задачи, которые можно использовать на любом уроке окружающего мира

Проблемные вопросы:

1.Как летучие мыши узнают, что им пора на охоту?

2.Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василёк (цикорий) травой.

3.Смогут ли существовать на Земле водоросли  если исчезнет солнце?

4.Почему на вершинах высоких гор всегда лежит снег?

5.Хвоинки сосны держатся на ветке три года, а хвоинки пять-семь лет. Затем они опадают. Почему  же их называют вечнозелеными?

Проблемные ЗАДАЧИ:

1.За 20 дней до урока учащиеся получили задание: замочить горох, вести дневные наблюдения за ним и делать необходимые записи. В то же время я посадила такие же горошины в почву. К 20-му дню у детей проросший росток погиб, а мой продолжал расти. -Почему так произошло?  (Почва. Ее состав).

2.Много рек течет со всех сторон в моря и озера. Кажется, что моря должны переполниться и затопить сушу. Почему этого не происходит? (Круговорот воды в природе).

3.Почему, несмотря на изменения, которые происходят в неживой природе зимой, комнатные растения по-прежнему остаются зелеными, а некоторые из них даже цветут? («Комнатные растения»).

3. На уроках русского языка, на этапе формирования новых понятий и способов действий, я использую разные проблемные вопросы.

Это повышает мотивацию учащихся к изучению новой темы.

Задачи-проблемы ставят ученика в условия неопределенности, и возникновение здесь ошибок вполне возможно. Я обращаю на них внимание школьников, предупреждая, что могут быть “ловушки”.

 «Главные члены предложения»

Учитель: Серёжа и Маша прочитали предложение:  Школьники пошли в музей. Серёжа считает, что в предложении говорится о школьниках, а Маша считает, что в предложении говорится о музее. С кем ты из ребят согласишься?

«Сложные слова»

На доске записано слово мухоловка. Учитель вызывает  двух учащихся и предлагаю выделить корень.

Один ученик выделяет один корень. Второй ученик выделяет два корня

Разные мнения вызывают реакцию удивления.

«Число имен существительных»

На доске записаны слова: дерево, птица, мёд, молоко, пирог, доброта. Задание: поставьте и запишите данные имена существительные в форме множественного числа. Ребята сталкиваются с проблемой невозможности выполнения задания.

Один из приемов используемый на уроках русского языка предлагаю рассмотреть детально.

«Спряжение глаголов»

Предлагаю вам рассмотреть проблемную ситуацию в роли учеников. Проблемную ситуацию представляю используя приём «Яркое пятно», предлагаю для этого отрывок из рассказа Эдуарда Шима.

- Прочитай рассказ.

Прилетела пчела. Я всегда боялся пчел. Вдруг они ужалят?

А теперь не боюсь. Если пчелу не обижать, то и она не тронет.

- Пчела , не тронешь?

-Не трону. Неохота мне нападать. Если ужалю, сама умру.

- Что интересного из него можно узнать?

- Какие слова автор изменяет? В столбиках запиши, как изменялись слова. (обратить внимание, что во 2 и 3 столбце по два слова)

Им. сущ

гл.

гл.

гл.

пчела

боялся

ужалят

не трону

пчел

не боюсь

ужалю

не тронешь

пчелу

-

-

не тронет

Проанализируйте как изменилось каждое слово в тексте.

Как изменяется имя существительное? как изменялся первый глагол, второй и третий? почему их нельзя было не изменять? Подпишите под каждым столбиком как изменялись слова.

Им. сущ

гл.

гл.

гл.

по падежам

по временам

по числам

по лицам

- Какой глагол стоит в будущем времени? ЗапишиТЕ ЭТОТ глагол еще раз (можно без частицы не), но теперь в указанном порядке.

           Мест.      Ед.ч.                                           Мест.       Мн.ч.  

1-е л.      я          трону                         у             мы            тронем             ем

2-е л.      ты       тронешь                  ешь          вы            тронете            ете

3-е л.      он        тронет                       ет            они           тронут              ут

- Как вы изменили глагол? (по лицам и числам) Знаете, ли как называется такое изменение?

- Молодцы, вы добавили в копилку знаний новое научное понятие “изменение глаголов по лицам и числам” - то есть спряжение глаголов.

Рефлексия и заключение

Приём «Я возьму с собой»

- Уважаемые участники мастер-класса, буду очень рада, если вы «что-то возьмёте с собой».

- Расскажите,  какой прием вам понравился и  вы возьмёте с собой?

Чтобы не вы не ушли с мастер-класса с пустыми руками приготовили вам подарки -  информационная карта.

Хочу закончить мастер-класс словами  К. Д. Ушинского: “Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни”.

Всем спасибо за продуктивную работу, надеюсь, что это время вы провели с пользой для себя. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Технология проблемного обучения"

Мастер-класс "Технология проблемного обучения"....

Мастер - класс " Технология проблемного обучения"

Мастер-класс  по теме "Реализация  технологии  проблемно обучения.       Как ставятся   перед учащимися на уроках небольшие  проблемные ситуации...

Мастер - класс "Технология проблемного обучения"

Мастер- класс  "Технология проблемного обучения в начальной школе"...

мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе»

мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе»...

Мастер-класс: «Технология проблемного обучения в начальной школе»

Цель мастер класса: представить   апробированную модель педагогической деятельности по проблемно – диалогическому методу обучения учащихся. Задачи: •показать практическую зна...