Мастер - класс "Технология проблемного обучения"
учебно-методический материал
Мастер- класс "Технология проблемного обучения в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО»
Две-три мысли, два-три впечатления поглубже
выжитые в детстве собственным усилием
(а если хотите, так и страданием),
проведут ребёнка гораздо глубже в жизнь,
чем самая облегчённая школа…
От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов.
Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД?
Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь?
Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу?
Ответ на эти вопросы даёт технология проблемного обучения.
Технология проблемного обучения универсальна: так как открывать знания можно на любом учебном предмете. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: постановку проблемы, поиск решения проблемы, описание решения и его реализацию.
Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание.
Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания.
- На своих уроках я особенно активно использую проблемные ситуации, возникшие с «удивлением» и проблемные ситуации, возникшие с «затруднением».
I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”
- Начнём с ситуации, возникающей с «удивлением»
Приём 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
- Математика, 2 класс.
Учитель делает на доске запись:
(2 + 7) ∙ 3 =27
2 + 7 ∙ 3 = 23
Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!
Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
Учитель: Что надо изменить в левой части, чтобы равенства стали верными?
Ученики: Поставить скобки (2 + 7) ∙ 3 = 27
Учитель: Где вы поставите скобки?
- Ещё один пример использования этого приёма:
Слайд 6
- Русский язык, 3 класс
Учитель: Разберите по составу слово пролетел
Какие орфограммы встретились в этом слове? (безударная гласная)
В каких частях слова безударная гласная? Можно ли проверить?
Ученики: В корне можно – проверочное слово (лёт), а приставку нужно запомнить, приставки пра – не бывает.
Возникновение слов (прабабушка, прадедушка, правнук)
Учитель : Давайте разберём эти слова по составу. Что заметили?
Чем является пра- в этих словах?
Приставка пра- используется в словах со значением «самый первый, самый древний», их немного, но они встречаются в русском языке.
Приём 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.
Окружающий мир, 2 класс.
Учитель: Таня, Лена и мама на зимние каникулы поедут на Байкал, а Ваня и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи.
(Приложение)(набор вещей для поездки)
(Разыгрывается сбор вещей: 2 команды, 2 чемодана и карточки с названием вещей)
Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления)
Задание я вам дала одно. А содержание чемоданов разное? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Почему так вышло?
Чего мы не знаем?
(Побуждение к формулированию проблемы.)
- Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос)
Прием 3. Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.
Русский язык, 3 класс.
Учитель: На доске слова: низкий, низко
Сравните эту пару слов? Что общего?
Ученики: Корень.
Учитель: Тогда чем они отличаются?
Ученики: Окончаниями.
(Дети младшего школьного возраста ещё не имеют представления о наречиях, и об отсутствии у них окончания. Это позволяет создать проблемную ситуацию.)
Учитель: Измените форму слова низкий.
(Дети убедились, что - ий окончание)
Аналогично попытаемся изменить слово низко. Не получилось?
Итак, что вы сначала думали по поводу "о"?
Ученики: Что это окончание.
Учитель: А что оказалось потом?
(Побуждение к осознанию противоречия.)
Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.)
Что же такое "о" в слове низко? (Проблема как вопрос.)
Ученики: Суффикс.
II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"
- Теперь рассмотрим ситуации, возникшие с «затруднением».
Прием 4. В проблемной ситуации "с затруднением" даётся задание на первый взгляд не решаемое. Познакомимся с одним из приёмов, как можно выйти из этой ситуации.
Математика, 2 класс.
Обучающимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению одинаковых слагаемых, например: 3 + 3+ 3+ 3= 12. Затем дается задача: "На одну рубашку пришивают 7 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 25 рубашек?" - практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще,либо считать будут долго. (7+7+7+7+7+7+7+7+………………………) Знакомство с умножением.
Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.
Математика, 2 класс.
Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.)
Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 6. (Обучающиеся испытывают затруднение.)
Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)
Какова же будет тема нашего урока?
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.
Прием 6. Самый сложный, т. к. выполняется (как и прием 3) в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает задание, похожее на предыдущее. Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учителю требуется аргументированно доказать, что задание школьниками все-таки не выполнено. После этого у ребят и возникает затруднение. Прием 6 похож на прием 3. В каждом по два шага. Причем первый шаг заставляет ученика ошибиться, а второй разоблачает эту оплошность. Разница в том, что в приеме 3 ошибка допускается из-за житейского представления ребенка, а в приеме 6 - из-за применения школьником уже имеющихся научных знаний не в той ситуации.
Русский язык, 3 класс.
Учитель предлагает детям распределить слова в 2 столбика: с разделительным ъ и ь знаком. (шаг 1) учитель диктует слова, дети повторяют правило о месторасположении этих знаков. (шаг 2) Диктует слово от.утюжить.
Ребята сталкиваются с затруднением. Вспоминаем правило, что ъ разделительный знак пишется между приставкой и корнем. Почему же в этом слове не ставится ъ? (ребята соображают, что ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук). Не выполнено ещё одно условие – ъ пишется только перед гласными буквами е, ё, ю, я.
Вышеперечисленные приёмы я часто использую на уроках математики и русского языка. На уроках чтения и окружающего мира наибольшего эффекта достигает использование приёма «Яркое пятно». Не секрет, что торжественно объявленная новая тема чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Где же выход? Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.
Приведенные выше примеры далеко не весь перечень приемов. Однако, все приемы проблемного обучения объединяет одно – наличие проблемы в той или иной форме, которую учащимся необходимо решить. Эти приемы постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель.
Я считаю. что именно за проблемным обучением будущее современной школы.
Систематическое включение подобных заданий формирует и развивает метапредметные учебные действия: соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.
Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....
Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.
Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...
Мастер-класс "Технология проблемного обучения"
Мастер-класс "Технология проблемного обучения"....
Использование элементов проблемного обучения в начальной школе. Мастер-класс.
Одним из видов обучения, способствующего развитию ребенка, является проблемное обучение. Проблемное обучение – это ориентация учебного проце...
Мастер-класс 2: «Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника»
Целью моего мастер-класса является демонстрация эффективности использования проблемного обучения для развития познавательной активности младших школьников....
Мастер-класс "Технология проблемного обучения"
мастер-класс...
Мастер - класс " Технология проблемного обучения"
Мастер-класс по теме "Реализация технологии проблемно обучения. Как ставятся перед учащимися на уроках небольшие проблемные ситуации...