Мастер-класс: «Технология проблемного обучения в начальной школе»
методическая разработка (2 класс)

Свидерская Елена Николаевна

Цель мастер класса: представить   апробированную модель педагогической деятельности по проблемно – диалогическому методу обучения учащихся.

 

Задачи:

•показать практическую значимость проблемно-диалогического метода;

•создание условий для развития творческой деятельности учащихся, путём включения в содержание всего образовательного процесса разные формы, приёмы и методы проблемного обучения;

•выявление преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_26_aprelya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МАОУ «Светлинская СОШ№2"

Светлинский район, п. Светлый

 Свидерская Елена  Николаевна

Мастер-класс: «Технология проблемного  обучения в начальной школе»

 Цель мастер класса: представить   апробированную модель педагогической деятельности по проблемно – диалогическому методу обучения учащихся.

Задачи:

•показать практическую значимость проблемно-диалогического метода;

•создание условий для развития творческой деятельности учащихся, путём включения в содержание всего образовательного процесса разные формы, приёмы и методы проблемного обучения;

•выявление преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами

Ход мастера – класса.

- Добрый день, уважаемые коллеги, я учитель начальных классов Свидерская Елена Николаевна. У каждого педагога есть свои педагогические находки, которые помогают достичь результатов обучения. Я приглашаю вас к участию в мастер – классе по теме: «Технология проблемного диалога  » (слайд презентации)

Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы предлагаю Вам игу «Поздороваемся ладошками». Разверните ладони  друг к другу, но не прикасайтесь ими. Прикасаемся только пальцами , начиная с большого и проговаривая такие слова:

  Желаем успеха большого всегда и везде! Здравствуйте!

       Начать мастер – класс мне хочется  со стихотворения Н.Рыленкова

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

         Действительно знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.

        Возникает вопрос: Какими  методами и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности-ученика, думающего, самостоятельного, умеющего жить среди людей?

            Для достижения этой цели существует множество развивающих программ. Однако, я считаю, что развитие личности может происходить при работе по любой программе. Всё зависит от того, какими методами и приёмами пользуется учитель.

      По мнению учёных   на сегодняшний день проблемно -_диалогическое обучение – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

      Следовательно, если учитель желает получить такой тройной эффект, он должен осваивать проблемно -_диалогическую технологию.

               Таким образом, цель моего мастер-класса: представить   апробированную мною модель педагогической деятельности по проблемно – диалогическому методу обучения учащихся, выявить преимущества данной технологии по сравнению с традиционными методами.

 - Уважаемые коллеги, я прошу вас мне в этом помочь.

-  Каждому  учителю знакомы термины « проблемный урок», «традиционный », что обозначают? (ответы) (слайд презентации)

             Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков

         Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

-   Рассмотрим модель  традиционного урока. (ответы) (слайд презентации)

- Она  такова: Сообщение темы урока, объяснение нового,   закрепление, сам.  работа.

(слайд презентации)

- Представлена  модель урока по проблемно- диалогическому методу обучения: этапы: проблемная ситуация, поиск решения, выражение решения, творческая работа. (слайд презентации)

       -   Чем они похожи? Оба урока преследуют одну цель - усвоение новых знаний. На этом сходство закончилось.

     - Проблемно диалогическое    обучение ни в коем случае не отбрасывает ничего ценного из традиционной педагогики.

        Обязательно должны остаться уроки других типов: уроки отработки навыков, умений, уроки контроля и др.

       С чего начинается  любой проблемный урок? Конечно же,  с проблемной ситуации. (слайд презентации)

       С.Л.Рубинштейн утверждал: "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия".

         Проблемная  ситуация  создается  с   учетом  реальных   противоречий,   значимых   для детей.  Только  в   этом   случае   она   является   мощным   источником   мотивации   их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление.  

Проблемная ситуация  создана.  Школьники столкнулись с противоречием и испытывают удивление или затруднение.   Следующий этап- постановка учебной проблемы.

               

       (слайд презентации)

  Постановку проблемы и поиск решения должны выполнить ученики в специально организованном учителем диалоге.  

        Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.  

  По определению Е.Л.  Мельниковой

 1.Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу.  

 2.Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;  

-  Что происходит на традиционном уроке?

       Постановка проблемы сводится к сообщению темы. Согласитесь, это не вызывает у детей большого познавательного энтузиазма.

      Поиск решения  - сообщение нового материала. Это не гарантирует понимание материала большинством класса.  

    Если внимательно присмотреться к таблице «Классификация методов введения знаний»,  станет очевидной одна вещь. Колонка традиционных методов – это учительский монолог: « я говорю – ты молчишь». Все остальные методы представляют собой монолог учителя с учениками : «Я словечко – ты словечко». Иначе говоря, существуют две противоположные возможности вести новые знания на уроке: традиционный монолог и проблемный диалог

    Я убедилась: то что « открыто» самими детьми требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.

       Установлены взаимосвязи проблемно-_диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной.

    Традиционный урок всегда фронтален.

Согласитесь, нет никакой необходимости разбивать класс на группы, для того, чтобы объявить тему и объяснить новый материал. А проблемно-диалогические методы дают колоссальные возможности варьирования форм обучения.  

         Предлагаю рассмотреть этап постановки проблемы на фрагменте урока литературного чтения по теме: И.А. Крылов «Ворона и лисица» (слайд презентации)

         Я читаю текст, но не называю жанр,  предлагаю детям определить жанр нового произведения. Дети предполагают: (слайд презентации)

 - Это сказка о животных!

-   Это басня!     ( Возникла Проблема! )  Ее нужно решать.  

Рассмотрим этап поиска решения.

 Решать будем в группах, вас коллеги прошу помочь Получилось 2 гипотезы.

  1 группа: проверяет гипотезу- сказка.

2 группа: проверяет гипотезу-  басня.

- -Как мы  будем узнавать?

  Составляем план действий(слайд презентации)

Вспомни: признаки сказки (басни)

Назови опорные слова

Проверь характерны ли данные признаки для произведения.

Сделай вывод.

Проверим гипотезы в группах.

- Вспомним правила работы в группах

 (Обычно в классе делю детей  4-5 групп. Поиск решения идет по другому сценарию. Сначала фронтальная проверка ошибочной гипотезы, а решающую гипотезу проверяем в группе или паре)

Выступление групп.

- Наши группы готовы.Слово предоставляется 1 группе.

Проверим 1 гипотезу

Назовите признаки сказок о животных  (по ходу на доске вывешиваются опорные слова: развлечение, волшебство, песенки, тема: дружба) (слайд презентации)

Побуждение к контраргументу

 Это произведение не для развлечения, оно поучительное. Нет песенок и троекратного повторения действий, нет дружбы и взаимовыручки  (контраргументы)

- Значит,  нельзя считать произведение сказкой о животных. (Убираю гипотезу с доски.) (слайд презентации)

Слово предоставляется 2 группе

Проверим 2 гипотезу

-У нас есть еще одна гипотеза-басня.

 Какие черты характерны для басни? (опорные слова - Волшебство, иносказание и мораль)

 -Значит, ваша гипотеза о басне?

-Вернемся к нашей проблеме: каков же жанр произведения? Убираю знак вопроса. (слайд презентации)

-Это басня, потому что здесь есть все признаки басни. (Открытие нового знания)  (слайд презентации)

 

   Итог.  Новое знание открыто.

Можно приступать к следующему этапу урока    

Хочется отметить, что проблемный диалог можно успешно реализовать на любом предмете.

 Например: Проблемные уроки(слайд презентации)

                   
Урок русского языка.
                                     Тема «Ударение»

На доске записаны слова: пропасть, замок, свёкла, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу, полки. Учитель просит в один столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. Во второй – ударение падает на второй слог. Обучающиеся зачитывают свои ответы. Они понимают, что вариантов много и теряются в своих догадках. Учитель предлагает обратиться к словарю. Обучающиеся приходят к выводу, что ударение может изменить смысл слова и любой из вариантов был правильным.



                                           Урок окружающего мира.
Изучая, природную зону арктических пустынь, можно начать с ситуации:
Глубокая ночь. В городе работают магазины, открыты школы. Почему?
Не все ребята знают о полярной ночи.
Тема: « Тундра»
Рассказ путешественника:
«…И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов». Как это может быть? Такая ситуация вызовет интерес к изучаемой теме.

                                         
Урок математики.  
Тема урока «Скобки». На доске запись:
9-3+4=10
9-3+4=2
- Почему в одинаковых примерах получились разные ответы?
- В каком примере нарушили порядок действий?

     Итак, я на собственном опыте убедилась, что   проблемный диалог гарантирует усвоение нового материала большинством класса.

         Давайте вернемся к нашему вопросу:   Какими  методами и технологиями необходимо владеть современному педагогу для развития личности-ученика?

      Мне хочется узнать ваше мнение: отвечая на вопросы,    которые у вас на столе,  сравните проблемный и традиционный уроки, какому из них Вы отдали предпочтение? Обсудите в группе  

 

1 группа

  Вставьте в предложения подходящие слова:

1) Дети больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируются их мышление и речь   на … (уроке).

2) Ученики осуществляют творческую деятельность и, значит , обретают творческие способности на … (уроке).

 Сравнивая проблемный и традиционный уроки, какому из них Вы отдали предпочтение?

2 группа: 

Вставьте в предложения подходящие слова

1) Школьники имеют возможность отстаивать собственную позицию, рисковать, проявлять инициативу, в результате чего вырабатывается бойцовский характер на …

(уроке).

2) Главным на современном уроке  должен стать … (монолог или диалог?)

 

Сравнивая проблемный и традиционный уроки, какому из них Вы отдали предпочтение?

3) Вывод:

 Выступление мое.

 Учитывая ваши мнения, мнения ученых,  я могу твердо сказать.

     Постепенно уходит в прошлое традиционная школа – школа объяснения знаний. Все активнее набирает силу школа развития. Её важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и дает основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Проблемное обучение – всерьез и надолго.

  Ценность данного опыта можно выразить словами: «Теперь я не представляю, как можно работать иначе. Ведь это так здорово – открывать знания вместе с детьми!»  

  Спасибо вам за помощь. (слайд презентации)

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

развлечение, волшебство, песенки,

тема: дружба

Это произведение не для развлечения, оно поучительное. Нет песенок и троекратного повторения действий, нет дружбы и взаимовыручки  

Волшебство, иносказание мораль

Гипотеза - басня

Гипотеза- сказка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Мастер-класс "Интерактивные технологии - инструментарий учителя Новой школы"

Мастер-класс раскрывает технологию интерактивного обучения...

Материалы мастер-класса "ИКТ на уроках в начальной школе"

В материалах - презентация и доклад по обозначенной теме....

Мастер- класс "Работа с загадками в начальной школе"

Одной из главных задач работы в 1 классе является повышение положительной мотивации к обучению. Использование загадок помогает сделать уроки более интересными, а значит, и усвоение материала более глу...

Мастер - класс Современные технологии обучения в начальной школе.

Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. В работе рассматривае...

Мастер-класс "Активные методы обучения в начальной школе"

В данной работе вы познакомитесь с активными методами обучения в начальной школе...

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...