Мастер - класс " Технология проблемного обучения"
план-конспект урока (3 класс) на тему
Мастер-класс по теме "Реализация технологии проблемно обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Реализация технологии проблемно обучения» Мастер-класс.
Подготовила: Аверина Любовь Владимировна, учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №6, г. Пыть-Ях, ХМАО-ЮГРА
Логин: averina.65@list.ru
Цель: показать развитие творческой активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроке
Ход занятия:
Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.
Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.
Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности.
Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Дж. Дьюи (1859-1952). В России дидактику проблемного обучения разработал И.Я. Лернер.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках небольших проблем и стремление решить их вместе с детьми.
Как же создавать проблемные ситуации? Об этом мы сегодня и поговорим.
1.Приём создания проблемной ситуации: одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.
Урок окружающего мира, 2 класс.
Тема: Ориентирование на местности.
В лес пошли за грибами. Очень весело. Грибок за грибком и отстали от взрослых, друзей. Оглянулись, кругом лес. Как быть? Выслушиваются мнения учеников.
Сколько мнений?
Какова будет задача урока?
2.Приём создания проблемной ситуации: столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием.
Русский язык, 3 класс. Тема: Правописание безударных гласных в приставках.
-Что такое приставка?
-Как найти приставку в слове?
Придумайте однокоренные слова к слову пробег
-В каких словах есть приставки?
бег
разбег
убежать
пробежка ( раз-, у-, про-)
-Какие приставки вы еще знаете?
А как пишутся приставки со словами?
-Какой корень в словах? Запишите слово, от которого образованы слова?
наследил
выследил
проследил (след)
- Какие это слова?
-Какая орфограмма в этих словах? (Безударная гласная)
-А в слове след?
Следующая группа слов:
заморозки
подморозил
разморозил
-Что объединяют эти слова?
-Сколько орфограмм в этих слове «мороз»?
О каких орфограммах мы вспомнили? В какой части слова они находятся?
- Сегодня мы узнаем новую орфограмму.
Работа в группах.
Карточка
1.Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Поставьте ударение. 2.Запишите слова в два столбика.
3.По какому признаку вы разделили слова?
4.Как графически обозначить эту орфограмму?
З…писал, х…дил, пр..ворчал, б..жал, ..тнёс, п…щал
(Каждая группа выполняет задание)
-Задание было одинаковое?
-Почему буквы вставлены разные?
Чего мы не знаем?
Сформулируйте тему урока.
Открытие новых знаний.
Поиск решений.
Работа с правилом.
Составление алгоритма.
3.Приём создания проблемной ситуации: обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием, предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.
Окружающий мир. 1 класс, «Откуда в снежках грязь?»
-Является ли снег, вода и пар одним веществом?
Стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»
-Опишите снег. (Белый, пушистый, чистый и т.д.)
-А как вы думаете чистый ли снег? (Снег ставим в теплое место, как растает-фильтруем воду.)
-Как вы думали сначала, а как вы думаете теперь?
Вывод: Теперь мы знаем, что снег не такой чистый, как раньше.
4.Приём создания проблемной ситуации: дать невыполнимое практическое задание.
Математика.2 класс. Тема: « Конкретный смысл умножения»
Решаем задачи:
- В бассейне на дорожках плывут по 3 спортсмена. Сколько спортсменов занимаются на пяти дорожках?
–Какое выражение получилось? 3+3+3+3+3=15(с.)
-Почему слагаемым выбрали число 3?
-Почему вы выбрали действие сложение?
-Сколько спортсменов получилось?
- Четыре паучка вышили по 6 цветков. Сколько всего цветков вышили паучки?
6+6+6+6=24 (цв.)
-Какое выражение получилось?
Почему слагаемым выбрали число 6?
-Почему вы выбрали действие сложение?
-Сколько цветков получилось?
Вывод:
-Что вы заметили в записи этих выражений? (Слагаемые повторяются)
- –А сейчас мы решим еще одну задачу. В школе 836 учеников. К празднику решили подарить книгу по цене 27 руб. Сколько рублей стоит эта покупка?
Попробуйте записать решение выражением.
-А почему возникло затруднение? (ответы)
Сформулируйте проблему. Как решить такие выражения?(ответы)
Попробуйте записать эту фразу: по 27 рублей взять 836 раз
-Какое слово надо заменить? Каким действием?
Эталон:
а + а + а +…. + а = а· в
в раз
5. Приём создания проблемной ситуации: дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
Математика, 3класс.
Тема: Умножение двузначного числа на однозначное.
4 · 6 = 24
20 · 3 = 60
9 · 8 = 72
14 · 6 = ?
Возникла проблемная ситуация.
- Вы смогли выполнить задание?
-Почему? (Мы такое задание еще не выполняли.)
-Чем это задание не похоже на предыдущее?
-В чем затруднение?
-Кто догадался какая задача стоит сегодня перед вами?
(Научиться …. )
-Кто может сформулировать тему урока? ( …)
Возникла заинтересованность, так как никто.
Поиск решений. Работа в группах.
1) Выдвигаются гипотезы
2) Представители групп выдвигают варианты решений. Принимаются все варианты, даже ошибочные. Подводящий диалог учителя:
-Какой вариант решения самый рациональный, удобный?
Составляем алгоритм умножения двухзначного числа на однозначное.
Работа в парах. (У детей набор карточек. Надо разложить в нужном порядке.)
Алгоритм
- Заменяем первый множитель суммой разрядных слагаемых (10+4)
- Записываем полное выражение (10+4)·6
- Умножаем десятки на число (10·6)
- Умножаем единицы на число (4·6)
- Складываем произведения ( 60+24)
- Нахожу результат (60+24=84)
Новое открыто!
Предлагаю сформулировать вопросы по изученному материалу и задать вопросы друг другу. Дети придумывают выражения нового вида и решают.
6. Приём создания проблемной ситуации: дать задание сходное с предыдущим, доказать, что ученики не выполнили.
Русский язык.. 4 класс
Тема: Глаголы
Что учащиеся знают:
-определение глагола
-понятие о спряжении в настоящем и будущем временах.
-личные ударные окончания
Что учащиеся умеют:
-находить глаголы,
-определять спряжение в настоящем и будущем временах.
Ребятам предлагаю карточки. Повторить ударные окончания глаголов I спряжения и II спряжения.
Работа у доски. Распределение глаголов по спряжениям:
Встаёшь, решишь, поёт, веселит, уберём, грызёте, говорим, пригласите, согнут, шуршат, кле…т
Кле..т - ????
Ориентирую на окончание. К какому спряжению относится глагол?
Вы можете чётко определить?
Окончание ударное?
Задание выполнено?
Почему? Побуждение к осознанию противоречия.
-Что вы хотели сделать ?( определить спряжение)
Какие знания вы применяли? (Ориентировались на ударные окончания)
Задание не выполнено.
Какой будет тема урока?
-Как определить спряжение глаголов, если окончание безударное?
Чтение правила.
-По какой части слова определить спряжение глагола:
(глагольный суффикс и - II спряжения, -а-, -у-, -я- , -е - I спряжения
Работа в группах. Составление алгоритма:
Самопроверка
1.Глагол с безударным личным окончанием
2.Поставить глагол в неопределенную форму.
Если суффикс а, у, е, я Если суффикс и
Глагол I спряжения Глагол II спряжения
1.Нахожу
глагол с безударным окончанием
2.Ставлю в неопределенную форму
3. Выделяю глагольный суффикс
4.Определяю спряжение
если суффикс не и если суффикс и
Глагол I спряжения Глагол II спряжения
Вывод:
Сегодня я попыталась показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках не только формирует ту систему знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного: кто сдержанно, а кто с нетерпением и восторгом, торопясь, чтобы его не опередили в «открытии», и обижаясь иногда на себя, если не сумел быть первым, а иногда на меня «почему выбрала другого, а не меня». А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Именно это заставляет меня искать что-то новое, всегда быть в поиске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Технология проблемного обучения"
Мастер-класс "Технология проблемного обучения"....
Мастер-класс "Технология проблемного обучения"
мастер-класс...
Мастер класс Технология проблемного обучения
Презентация на МО...
Мастер - класс "Технология проблемного обучения"
Мастер- класс "Технология проблемного обучения в начальной школе"...
мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе»
мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе»...
Мастер-класс: «Технология проблемного обучения в начальной школе»
Цель мастер класса: представить апробированную модель педагогической деятельности по проблемно – диалогическому методу обучения учащихся. Задачи: •показать практическую зна...
Мастер -класс Технология проблемного обучения в начальной школе.
Технология проблемного обучения способствует решению задач современной школы. Как же создать проблемную ситуацию на уроке? Существуют приемы создания проблемных ситуаций, с которыми мы хотели бы подел...