Мастер - класс " Технология проблемного обучения"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Аверина Любовь Владимировна

 Мастер-класс  по теме "Реализация  технологии  проблемно обучения.    

   Как ставятся   перед учащимися на уроках небольшие  проблемные ситуации  и  решаются   вместе с детьми.                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_obucheniya.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Реализация  технологии  проблемно обучения» Мастер-класс.

Подготовила: Аверина Любовь Владимировна, учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №6,  г. Пыть-Ях, ХМАО-ЮГРА                                                                                              

Логин: averina.65@list.ru

Цель: показать развитие творческой активности учащихся  через создание проблемных ситуаций на уроке

                                                                Ход занятия:

       Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.

       Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности.

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Дж. Дьюи (1859-1952). В России дидактику проблемного обучения разработал И.Я. Лернер.

        Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

         Для меня в процессе обучения  главным является постановка перед учащимися на уроках небольших проблем и стремление решить их вместе с детьми.                                            

           Как же создавать проблемные ситуации? Об этом мы сегодня и поговорим.

1.Приём  создания  проблемной  ситуации:  одновременно  предъявить  противоречивые  факты,  теории,  мнения.

Урок  окружающего  мира,  2  класс.

Тема: Ориентирование на местности.

В лес пошли за грибами. Очень весело. Грибок за грибком и отстали от взрослых, друзей. Оглянулись, кругом лес. Как быть? Выслушиваются мнения учеников.

Сколько  мнений?

Какова  будет  задача  урока?

2.Приём  создания  проблемной  ситуации: столкнуть  мнения  учеников  вопросом  или  практическим  заданием.

Русский  язык,  3  класс. Тема: Правописание  безударных  гласных  в  приставках.

-Что  такое  приставка?

-Как  найти  приставку  в слове?

Придумайте  однокоренные  слова  к  слову  пробег

-В каких  словах  есть  приставки?

бег

разбег

убежать

пробежка  (  раз-,  у-,  про-)

-Какие  приставки  вы  еще  знаете?

А  как   пишутся  приставки   со  словами?

-Какой   корень  в  словах?  Запишите  слово,   от  которого  образованы  слова?

наследил

выследил

проследил  (след)

- Какие  это  слова?

-Какая  орфограмма  в  этих  словах?  (Безударная  гласная)

-А  в  слове след?

Следующая  группа  слов:

заморозки

подморозил

разморозил

-Что  объединяют  эти  слова?

-Сколько  орфограмм  в  этих  слове  «мороз»?

О  каких  орфограммах  мы  вспомнили?  В какой  части  слова  они находятся?  

-  Сегодня  мы   узнаем  новую  орфограмму.

Работа   в  группах.

Карточка

1.Прочитайте  слова. Вставьте  пропущенные  буквы.  Поставьте  ударение. 2.Запишите  слова  в   два  столбика.  

3.По  какому   признаку  вы  разделили  слова?

4.Как  графически  обозначить  эту  орфограмму?

З…писал, х…дил,  пр..ворчал,  б..жал,   ..тнёс,  п…щал

(Каждая  группа  выполняет  задание)

-Задание  было  одинаковое?

-Почему   буквы  вставлены  разные?

Чего  мы  не  знаем?

Сформулируйте  тему  урока.

Открытие  новых  знаний.

Поиск  решений.  

Работа  с  правилом.

Составление  алгоритма.

3.Приём  создания  проблемной  ситуации:  обнажить  житейское  представление  учащихся  вопросом  или   практическим  заданием,  предъявить  научный  факт  сообщением,  экспериментом,  наглядностью.

Окружающий  мир.  1 класс, «Откуда  в  снежках  грязь?»

-Является  ли  снег,  вода  и  пар  одним  веществом?

Стихотворение  К. Бальмонта  «Снежинка»

-Опишите  снег. (Белый,  пушистый, чистый  и  т.д.)

-А  как  вы  думаете  чистый  ли  снег?   (Снег  ставим  в  теплое  место, как  растает-фильтруем  воду.)

-Как  вы  думали  сначала,  а  как  вы  думаете  теперь?

Вывод: Теперь  мы   знаем,  что  снег  не  такой  чистый,  как  раньше.

4.Приём  создания  проблемной  ситуации:   дать  невыполнимое  практическое  задание.

Математика.2 класс. Тема: « Конкретный  смысл  умножения»

Решаем  задачи:

  1. В  бассейне  на  дорожках  плывут  по  3 спортсмена. Сколько  спортсменов  занимаются  на  пяти  дорожках?

–Какое  выражение   получилось?  3+3+3+3+3=15(с.)

-Почему  слагаемым  выбрали  число  3?

-Почему  вы  выбрали  действие  сложение?

-Сколько  спортсменов  получилось?

  1. Четыре  паучка  вышили  по  6  цветков. Сколько  всего  цветков  вышили  паучки?

6+6+6+6=24 (цв.)

-Какое  выражение   получилось?  

Почему  слагаемым  выбрали  число  6?

-Почему  вы  выбрали  действие  сложение?

-Сколько  цветков  получилось?

Вывод:

-Что  вы  заметили  в  записи  этих  выражений?  (Слагаемые  повторяются)

  1. –А  сейчас  мы  решим  еще  одну  задачу. В  школе  836  учеников.  К  празднику  решили  подарить  книгу  по  цене 27  руб. Сколько  рублей  стоит  эта  покупка?

Попробуйте  записать  решение  выражением.  

-А  почему  возникло  затруднение? (ответы)

Сформулируйте  проблему.  Как  решить  такие  выражения?(ответы)

Попробуйте  записать  эту  фразу:  по  27  рублей  взять  836  раз

-Какое  слово  надо  заменить?  Каким  действием?

Эталон:

а + а + а +…. + а  = а· в

         в  раз

5. Приём  создания  проблемной  ситуации: дать  практическое  задание,  не  сходное  с  предыдущим.

Математика, 3класс.

Тема:  Умножение  двузначного  числа  на  однозначное.

4 · 6 = 24

20 · 3 =  60

9 · 8 = 72

14 · 6 = ?

Возникла  проблемная  ситуация.

- Вы  смогли   выполнить  задание?

-Почему?  (Мы  такое  задание  еще   не  выполняли.)

-Чем  это  задание  не  похоже  на  предыдущее?

-В  чем  затруднение?

-Кто  догадался  какая  задача  стоит  сегодня   перед  вами?

(Научиться  ….  )

-Кто  может  сформулировать  тему  урока?  ( …)

Возникла  заинтересованность,  так  как  никто.

Поиск  решений.  Работа  в  группах.

1) Выдвигаются  гипотезы

2) Представители  групп  выдвигают  варианты решений. Принимаются  все  варианты,  даже  ошибочные.  Подводящий  диалог  учителя:

-Какой  вариант  решения  самый  рациональный,  удобный?

Составляем  алгоритм    умножения  двухзначного  числа  на  однозначное.

Работа  в  парах.  (У  детей  набор  карточек.  Надо   разложить  в  нужном  порядке.)

Алгоритм

  1. Заменяем   первый  множитель  суммой  разрядных  слагаемых (10+4)
  2. Записываем  полное  выражение  (10+4)·6
  3. Умножаем  десятки  на  число (10·6)
  4. Умножаем  единицы  на  число (4·6)
  5.  Складываем  произведения  ( 60+24)
  6. Нахожу  результат  (60+24=84)

Новое  открыто!

Предлагаю  сформулировать   вопросы  по  изученному  материалу  и  задать  вопросы   друг  другу.  Дети  придумывают   выражения  нового  вида  и  решают.  

6. Приём  создания  проблемной  ситуации: дать    задание  сходное  с  предыдущим,  доказать,  что  ученики  не  выполнили.

Русский  язык..  4  класс

Тема: Глаголы

Что  учащиеся  знают:

-определение  глагола

-понятие  о  спряжении  в  настоящем  и  будущем  временах.

-личные  ударные  окончания

Что  учащиеся  умеют:

-находить  глаголы,

-определять  спряжение  в  настоящем  и  будущем  временах.

Ребятам  предлагаю  карточки.  Повторить  ударные  окончания  глаголов I спряжения  и  II спряжения.

Работа   у  доски.  Распределение  глаголов  по  спряжениям:

Встаёшь,  решишь,  поёт,  веселит,  уберём,   грызёте,  говорим,   пригласите,   согнут,  шуршат,  кле…т  

Кле..т  -  ????

Ориентирую  на  окончание.  К  какому    спряжению  относится  глагол?

Вы  можете  чётко  определить?

Окончание  ударное?

Задание  выполнено?

Почему?  Побуждение  к  осознанию  противоречия.

-Что  вы  хотели  сделать ?( определить спряжение)

Какие  знания  вы  применяли? (Ориентировались   на  ударные  окончания)

Задание  не  выполнено.

Какой  будет  тема  урока?

-Как  определить  спряжение  глаголов,  если  окончание  безударное?

Чтение  правила.

-По  какой  части  слова    определить   спряжение  глагола:

(глагольный  суффикс  и - II  спряжения,   -а-, -у-, -я- ,  -е - I  спряжения

Работа   в  группах.  Составление  алгоритма:

                       Самопроверка

1.Глагол  с  безударным  личным  окончанием

2.Поставить    глагол  в  неопределенную  форму.

Если  суффикс а, у, е,  я                  Если  суффикс  и

Глагол  I  спряжения                        Глагол  II  спряжения

 

1.Нахожу

глагол  с  безударным  окончанием

2.Ставлю  в  неопределенную  форму

3. Выделяю  глагольный  суффикс

4.Определяю  спряжение

если  суффикс  не  и        если  суффикс   и

Глагол  I  спряжения                        Глагол  II  спряжения

Вывод:

       Сегодня я попыталась показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках  не только формирует ту систему  знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему  возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного: кто сдержанно, а кто с нетерпением и  восторгом, торопясь, чтобы его не опередили в «открытии», и обижаясь иногда на себя, если не сумел быть первым, а иногда на меня «почему выбрала другого, а не меня». А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Именно это заставляет меня искать что-то новое, всегда быть в поиске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Технология проблемного обучения"

Мастер-класс "Технология проблемного обучения"....

Мастер - класс "Технология проблемного обучения"

Мастер- класс  "Технология проблемного обучения в начальной школе"...

мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе»

мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе»...

Мастер-класс: «Технология проблемного обучения в начальной школе»

Цель мастер класса: представить   апробированную модель педагогической деятельности по проблемно – диалогическому методу обучения учащихся. Задачи: •показать практическую зна...

Мастер -класс Технология проблемного обучения в начальной школе.

Технология проблемного обучения способствует решению задач современной школы. Как же создать проблемную ситуацию на уроке? Существуют приемы создания проблемных ситуаций, с которыми мы хотели бы подел...