мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе»
методическая разработка
мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_vystuplenie.docx | 17.18 КБ |
master-klass_prezentatsiya.ppt | 1.3 МБ |
urok_okruzhayushchego_mira_po_teme.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 р.п. Екатериновка Саратовской области Екатериновского района
Донец Веры Викторовны
«Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами использования технологии проблемного обучения на уроках, способствующих формированию познавательной самостоятельности учащихся и развития их творческих способностей.
Сценарий мастер – класса
1. Орг. момент
Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри! Я, Донец Вера Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 р.п. Екатериновка, рада Вас приветствовать.
2. Мотивация к мастер-классу.
- Я прочитаю вам интересный рассказ. Вот он.
В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес – это деревья, все остальное – лишнее!» и по его рассказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу!
Прошел год, второй, третий. И видит лесничий: в лесу что-то неладно. Везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Отчего деревья сохнут?»
- Как вы считаете, почему засохли деревья?
- О каких невидимых нитях говорится в рассказе?
Давайте придумаем название рассказа.
- О чем мы поговорим сегодня с вами?
Тема нашего урока «Невидимые нити».
- Какие цели мы перед собой поставим?
- для достижения наших целей, предлагаю отправиться в поход. А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Лес)
- Какие животные живут в лесу?
- Какие организмы составляют лесное сообщество?
- Назовите объекты живой природы.
- Как связаны между собой растения и животные леса?
- Какую пользу приносят растения животным?
- А какую пользу приносят животные растениям?
Итак, давайте подведем итог, как связаны между собой растения и животные леса?
Растения - дом для животных;
- пища для животных;
- место укрытия;
- материал для жилища.
Животные - уничтожают вредителей;
- распространяют семена;
- опыляют растения.
Работа в парах.
- Рассмотрите рисунок и приведите примеры связей в природе.
- Как человек может нарушить эти связи?
- Предлагаю дочитать статью, которую я начала читать в начале урока до конца и проверить ваши высказывания.
А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых…
- Давайте приведем еще примеры связей в природе. Где еще мы можем найти интересующую нас информацию? (Энциклопедия, атлас-определитель, интернет).
ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!
Божья коровка – отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей (подсчитали ученые). Если человек будет отлавливать божьих коровок за их красоту - будет распространяться тля, опасные насекомые – уменьшаться урожай, в садах и парках начнут гибнуть растения.
- Перед вами журналы, в них вы тоже можете найти примеры связей в природе.
- Молодцы! Вы много привели примеров связей в природе. Предлагаю закрепить наши знания и для этого поработаем в группах.
Работа в группах.
(Раздаю картинки, делю участников мастер-класса на 4 группы)
- Рассмотрите иллюстрации, определите, какая группа связей показана на ваших схемах? (проверяем, работаем с презентацией)
Давайте подведем итог, и скажем, какие связи есть в природе?
- в заключение, я хочу прочитать стихотворение Б.Заходера « Про всех на свете»
Все-все,
Все на свете,
На свете нужны!
И Мошки
Не меньше нужны,
Чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников –
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!
И, если мы с кем-то
Не очень дружны, -
Мы все-таки очень
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все, все на свете,
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Итог урока «Рефлексивный экран»
- Давайте подведем итог урока, а для этого каждый выскажется одним предложением, выбираю начало фразы из рефлексивного экрана:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я понял, что…
5. теперь я могу…
6. я научился…
7. у меня получилось …
8. я смог…
9. я попробую…
10. меня удивило…
11. мне захотелось
Оценка участников
Домашнее задание: повторить материал урока вы сможете на с. 64-67 учебника, по желанию составить и нарисовать один из примеров связей природы.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес – это деревья, все остальное – лишнее!» И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу…. Прошел год, второй, третий. И видит лесничий: в лесу что-то неладно. Везде торчат высохшие, голые деревья. Призадумался лесничий: «Отчего деревья сохнут?»
Невидимые нити.
Цели: - сформировать представления о существующей связи между живой и неживой природой; - уточнить представления о связи человека с окружающей средой.
Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем . Отправляемся в поход. Лес
Какие организмы составляют природное сообщество леса? Растения, животные и другие живые организмы – это обитатели леса. Какие животные живут в лесу?
Как связаны между собой растения и животные леса? Какую пользу приносят растения животным? А какую пользу приносят животные растениям?
Растения Животные Дом для животных Пища для животных Место укрытия Материал для жилища Уничтожают вредителей Распространяют семена Опыляют растения
Работа в парах. Рассмотрите рисунок и приведите примеры связей в природе. Как человек может нарушить эти связи?
А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жучков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить. Не срубили бы их, не улетели бы птицы, не развелось бы много опасных для леса насекомых.
Это интересно. Божья коровка – отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей (подсчитали учёные). Если человек будет отлавливать божьих коровок за их красоту– будет распространяться тля, опасные насекомые – уменьшатся урожаи, в садах и парках начнут гибнуть растения.
Какая группа связей показана на этой схеме? Неживая природа Живая природа
Какая группа связей показана на этих рисунках? Животные Животные
Какая группа связей показана на этих рисунках? Растения Животные
Какая группа связей показана? Человек Природа
Невидимые нити – это связи, которые, есть в природе повсюду. Неживая природа Живая природа Животные Животные Растения Человек Животные Природа
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я научился… у меня получилось.. я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось… Рефлексивный экран:
повторить материал урока на с. 64-67 учебника; по желанию составить и нарисовать один из примеров связей природы. Домашнее задание:
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира по теме: «Невидимые нити»
Цели: формировать представления о существующей связи между живой и неживой природой; уточнить представления о связи человека с окружающей природой.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
1. формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
2. формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1. формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять,
обобщать);
2. формирование умений находить невидимые нити (познавательные УУД);
3. формирование умения выстраивать речевые высказывания;
4. формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);
5. формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Оборудование урока (создание подготовленной информационно – образовательной
среды): ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебники,
листы для практической работы, карточки для работы в группах, светофоры для
самооценки
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
1. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяю готовность учеников к уроку, создаю эмоциональный настрой - читаю текст - как вы считаете, почему засохли деревья? - придумайте название рассказа. -о чем поговорим сегодня с вами? - какие цели перед собой поставим? | Озвучивают тему и цель урока | фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, стремятся хорошо учиться и сориентироваться на участие в делах школьника | Устный опрос |
2 Актуализация знаний | Беседа по теме « Невидимые нити» между человеком и природой | - какие организмы составляют природное сообщество? -какие животные живут в лесу? -как связаны между собой растения и животные леса? | Отвечают на вопросы, формулируют выводы | фронтальная | Познавательные: общеучебные – строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о невидимых нитях; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок) | Устные ответы |
3. изучение нового материала | 1. Презентация 2. Работа в парах 3. Физминутка 4. Практическая работа с энциклопекдией | - рассмотрите рисунок и приведите примеры связей в природе. ЭТО ИНТЕСЕСНО | 1. просматривают презентацию 2. отвечают на вопросы 3. работают в парах 4. работают с энциклопедией | Фронтальная, Работа в парах | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; логические – осуществляют поиск нужной информации в энциклопедии. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения | Устные ответы Работа в парах Самостоятельна работа, самопроверка |
4. первичное осмысление и закрепление изученного | Работа с иллюстрацией (определение связей) | Формулирует задание, создает эмоциональный настрой; осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания | Выполняют задания по презентации | Индивидуальная работа | Личностные: провляют интерес к новому учебному материалу | Устные ответы |
5. итоги урока. рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения. Определить свое эмоциональное состояние на уроке | 1.Читаю стихотворение 2.Рефлексивная доска 3. оценка 4.д.з. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная Индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимают оценку учителя | Устные ответы Оценивание учащихся за работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе
Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе.
В презентации на основе увлечения учеников моего класса был изложен материал "Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе." ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИ ЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ представлены в виде...
Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.
В настоящее время отмечается усиление внимания к совершенствованию организации и содержания развивающего обучения. Главная задача образовательного процесса в совреме...
Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".
Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе
Методическое объединение нашей школы работает над темой: «Современные образовательные технологии обучения в начальных классах – залог успешной работы по ФГОС второго поколения».Цель : Совершенст...
Применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе
В статье описывается применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе...