План самообразования 2020-2024
материал
Материал содержит план по самообразованию учителя начальных классов на 2020-2024 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraz.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Нурлат
Школьное методическое объединение учителей начальных классов
План
профессионального самообразования
учителя начальных классов
Ивановой Клавдии Алексеевны
на 2020 -2024 г.
Единая методическая проблема школьной методической службы:
«Формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий посредством активных методов обучения»
Цель: совершенствование учебно – воспитательного процесса с учетом индивидуальных способностей учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья.
Индивидуальная методическая проблема:
«Использование системно-деятельностного подхода для формирования познавательных УУД младших школьников»
Обоснование выбора темы
- Условия возникновения данной проблемы.
С момента вступления человечества в постиндустриальное общество, в котором помимо традиционных источников информации, используемых педагогом в своей работе, появилось множество новых, в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития творческой личности, умеющей находить и получать информацию, способной самостоятельно ориентироваться в жизненном пространстве.
2. Актуальность проблемы
Авторы концепции новых федеральных образовательных стандартов отмечают, что в начале XXI в. мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности…». Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. История, основанная на фактах, событиях, оценках, представляет богатую картину социально-экономического, культурно-нравственного, коммуникативного опыта людей. И поэтому призвана способствовать формированию и воспитанию личности ориентированной в потоке социальной информации, умеющей видеть и творчески решать проблемы, взаимодействуя с другими людьми, активно применять полученные знания и умения в жизни, направленные в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному государству. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века вообще и обучения истории в частности помогает деятельностный метод обучения.
3. Постановка проблемы.
Изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы повышения качества знаний учащихся, обратившись к теме: «Системно-деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС». Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направил свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся через использование информационных технологий.
Цель самообразования:
Освоить новые формы и методы работы, способствующие формированию гражданина - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, культурам и народам.
Задачи:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- повышение мотивации и интереса к учению;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
- формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
- использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
- повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты самообразования
- Повысить качество преподавания предмета.
- Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
- создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, тесты, видеопособия, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
- Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
Обобщить опыт по исследуемой теме.
Принципы профессионального самообразования: непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер.
Источники самообразования: СМИ, специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, школьные научно-практические конференции.
Формы самообразования:
Индивидуальная:
- посещение уроков коллег;
- участие в педагогических советах школы;
- изучение научно – методической и учебной литературы.
- участие в работе методического объединения школы.
Групповая:
– участие в педагогических советах школы;
- участие в работе методического объединения школы;
- изучение научно – методической и учебной литературы;
- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.
План самообразования разработан на 2020-2024 г. г. и включает следующие этапы.
I. Теоретический этап: 2020 - 2021 г. г.
1. Анализ личных затруднений по данной проблеме.
2. Формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий, постановка цели и задач в своей работе.
3. Знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме самообразования.
4. Разработка системы мер, направленных на решение данной проблемы и внедрение ее в процесс обучения и воспитания.
5. Прогнозирование результатов в формате проведения цикла открытых уроков и мероприятий.
II. Практическое решение проблемы: 2020 - 2024 г. г.
1. Создание комплекта педагогических разработок.
2. Корректировка работы по данной проблеме.
3. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме самообразования.
4. Оформление результатов по теме самообразования.
5. Представление творческих отчетов о ходе самообразования: на педагогическом совете и школьном методическом объединении.
6. Посещение с обсуждением открытых уроков и мероприятий.
III. Оценочный этап: 2023 - 2024 г. г.
1. Анализ проделанной работы по проблеме.
2. Создание банка статей по теме самообразования.
3. Представление опыта на практических семинарах учителей, собственных сайтах и сайте школы.
Направления самообразования:
Содержание деятельности | Сроки | Форма результатов |
Раздел 1. Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы | ||
1. Изучение методической литературы, подготовка УМК по предметам, составление рабочей программы для 3 класса. | Сентябрь | конспекты |
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями (личностно-ориентированный и системно-детельностный подход в обучении; технологией уровневой дифференциации) через предметные издания и Интернет. | Текущий учебный год | Тезисы статей |
3.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | Текущий учебный год | Тезисы статей |
4 Вебинар на тему «Как мотивировать детей читать: три мощных школьных метода» | 2021 | |
5 Вебинар на тему « особенности оценки читательской грамотности в международном сравнительном исследовании PIRLS- 2021” | 2021 | |
6 Новые стандарты ФГОС для школ. Третье поколение в 2022 году | 2022-2024 | |
Раздел 2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса | ||
а) Научно-методическая работа | ||
1. Изучение и внедрение в практику своей работы системно- деятельностного подхода | Текущий учебный год | Тезисы статей |
2. Изучение современной педагогической технологии «Развитие критического мышления на уроке» (пособие для учителей общеобразовательных учреждений) | Текущий учебный год | Дидактические материалы |
3.Использовать в работе мультимедийные уроки, составленные методистами сообщества «ИКТ в начальной школе», как на уроке, так и во внеклассной работе. | Текущий учебный год | Электронные приложения |
б) Опытно-экспериментальная работа. | ||
| Текущий учебный год 2022 | Дидактические материалы |
Раздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности | ||
1. Участие в работе педсоветов, семинаров. | Текущий учебный год | выступления |
2.Участие во Всероссийском сетевом проекте «ЭМУ-Эрудит» | Декабрь | материал |
3. Участие в конкурсе дидактических материалов | Декабрь | материал |
4. Участие в республиканском и всероссийском конкурсе «Моя лучшая разработка» | 2020-2024 | |
Раздел 4. Участие в системе методической работы | ||
1. Принимать активное участие в работе РМО | Текущий учебный год | |
2. Организовать работу с одарёнными детьми Подготовить учащихся для участия
Организация проектно-исслевательской работы учащихся. | Текущий учебный год | Подбор заданий |
3. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. | Регулярно | Анализы посещенных уроков |
4. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, края, через Интернет и использовать в своей практике системно – деятельностный, дифференцированный подходы | 2020-2024 | Конспекты уроков |
5.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Создание презентаций к урокам | В течение года | Презентации |
6.Использовать электронную почту для контакта с единомышленниками. | 2020-2024 | |
7. Проводить открытые уроки для коллег по работе. | Текущий учебный год | Конспект урока |
Раздел 5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации | ||
Повышать квалификацию через: а) курсы ЯНДЕКСУЧЕБНИК «Функциональная грамотность: развиваем в начальной школе» б) семинар «Методика преподавания курса «Основы светской этики» с использованием УМК издательства «Просвещение»; в) районные семинары учителей начальных классов: | 2021 Текущий учебный год | |
Раздел 6. Охрана здоровья | ||
Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. Проводить на уроках коррегирующую гимнастику для глаз. Курсы «Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» | Регулярно 2021 |
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности в начальной школе и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».
4. Участие в системе школьной методической работы:
- Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
- Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
- Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
- Практические выходы (доклады, рефераты) – на муниципальной секции учителей истории, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
- Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования на 2020 - 2024 гг
План самообразования на 2020-2024 год "Использование кейс-технологий на уроках в начальной школе"...
План саморазвития 2020-2024 гг
В современной школе учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его работы Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образ...
План саморазвития 2020-2024 г.
Представление плана самообразования учителя....
Программа по самообразованию на 2020-2024 учебный год
Использование ИКТ в деятельности учителя начальных классов, как средство познавательной активности учащихся на уроках...
План самообразования на 2020-2024 учебные годы
план самообразования...
План самообразования учителя начальных классов на 2020-2024 учебный год
План саообразования учителя начальных классов на 2020 -2024 учебный год...
Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов Куклевой Галины Федоровны МАОУ г. Нягани «СОШ №14» на 2020-2024 учебные годы
В соответствии со стратегией развития образования ХМАО-Югры, стратегией развития школы, поставлена цель моей профессиональной деятельности: предоставление качественного образования,достижения максимал...