Технология формирования стратегии поведенческих изменений учителей начальных классов
методическая разработка

Жиделева Елена Валентиновна

Моя цель –на примере опыта работы МО учителей начальных классов   показать, как  может влиять изменение профессиональной деятельности  на изменение качества успеваемости учеников.

   Планируемые результаты проекта:

- создание команды учителей с высоким уровнем корпоративной культуры;

- создание педагогически технологичной образовательной среды для обеспечения высокого качества знаний учащихся ;

- достижение высоких результатов качества образовательной и воспитательной деятельности на уровне начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Моя цель –на примере опыта работы МО учителей начальных классов   показать, как  может влиять изменение профессиональной деятельности  на изменение качества успеваемости учеников.

   Планируемые результаты проекта:

- создание команды учителей с высоким уровнем корпоративной культуры;

- создание педагогически технологичной образовательной среды для обеспечения высокого качества знаний учащихся ;

- достижение высоких результатов качества образовательной и воспитательной деятельности на уровне начального общего образования.

  На определенном этапе в школе наметилась устойчивая тенденция к небольшому снижению качества успеваемости.   Анализ управленческой деятельности выявил возможные причины отрицательной динамики:

  1. Многие учителя не помнили и не могли сформулировать цели и задачи  школы.
  2. В МО не было единой объединяющей идеи.
  3. Учителя предпочитают работать  каждый на себя,  то есть небольшое количество профессиональных связей.
  4. Отсутствие личной ответственности учителей за  результаты своего труда.

5. В планировании работы   главное место занимал вихрь неотложных дел – та ежедневная работа, которую необходимо выполнить сегодня, срочно, безотлагательно.

      Учителя  начальных классов включилось в работу по апробации проекта «Стратегия поведенческих изменений в управлении образовательным учреждением», разработанного директором нашей школы.  В его основе  лежит схема общей стратегии работы организации  «4 Дисциплины исполнения», предложенная  Шоном Кови* в  книге «Как достичь цели:  4 дисциплины исполнения».

    Стратегия поведенческих изменений требует изменения привычного образа действий коллектива, что является непростым.
   Мы стали проводить:

- проектно-стратегические сессии для формулировки исключительно важной цели (критически важной цели – КВЦ) ;

- проблемные педагогические Советоы  по работе над КВЦ;

- мониторинг качества образовательной деятельности каждым учителем и каждым управленцем;

- рейтингирование успешности профессиональной деятельности;

- публичный отчет МО о результатах профессиональной деятельности;

- психологические тренинги, ориентирующие на успех

- инновационные проекты

- опытно-экспериментальная работа

Технология формирования стратегии поведенческих изменений основана на четырех дисциплинах. 

Дисциплина № 1: четкая формулировка критически важной цели (КВЦ).

Следует ответить  только на 1 вопрос:  «Если все оставить на прежнем уровне, то изменения в какой области дадут наибольший результат?»

Таким образом, была сформулирована  КВЦ  МО учителей начальных классов     -  повысить уровень качества знаний в начальных классах с 74% до 80% к 25.05.2015г.

Эта цель стала для нас самой важной, т.к. при дальнейшем снижении качества знаний говорить об успешности работы коллектива становилось невозможным.

 Обязательное условие -  КВЦ должна поддаваться оценке. Результаты работы над КВЦ должны быть обусловлены не усилиями руководителя, а стараниями команды.

    Постоянным предметом мониторинга были выбраны  русский язык и математика, т.к. снижение качества знаний происходило именно за счет этих предметов.   Мониторинг проводился ежемесячно в целом  и по каждому учителю в отдельности:

      На итоговом педсовете мониторинг был представлен за каждый месяц  .

   Цель поставлена, но для ее осуществления  не все действия имеют равную силу. Успех работы будет зависеть от двух типов показателей: запаздывающих и опережающих.

Запаздывающие показатели (ЗП)  - показывают результат

Опережающие показатели (ОП)  - описывают действия, обеспечивающие успех ЗП

Учителям было необходимо ответить на  вопросы:
- Что мы можем сделать такого, что положительно отразиться на КВЦ?

- Какие сильные стороны своей команды можем  использовать?

- Что наши лучшие работники делают иначе, чем все остальные?

- Какие слабые стороны препятствуют достижению КВЦ?

    Были выработаны запаздывающие и опережающие показатели для МО учителей начальных классов

Если опережающих показателей  много, то сила давления ослабевает.

Расположив ОП в зависимости от важности, были выделены идеи,  обладающие наиболее важным воздействием на командную КВЦ:  (по тексту)

 

Были проведены:

  • входные контрольные работы;
  • логопедическое обследование устной и письменной речи детей;
  • разработано положение о работе со слабоуспевающими;
  • составлен график дополнительных занятий с детьми «группы риска»;
  • составлен список детей, готовых заниматься проектной деятельностью.  
         Каждый учитель определил свою личную КВЦ, которая  работала  бы на общую идею. В результате, в систему   вошли  приемы работы, которые, по мнению учителей, способствуют повышению качества. Их перечень вы видите на слайде.

     Дисциплина № 3 –создание мотивационного табло
   Известно, что «
Люди действуют по-другому, когда  ведут счет своим достижениям»2.       Информационное табло отражает достижение поставленной задачи. Каждый член команды может определить, на каком месте к достижению цели он находится.
   На Табло 1 видно, что успехи коллектива пошли вверх, в апреле произошел спад, который завершился подъемом. В итоге  нашей работы в течение года, КВЦ достичь 80% была значительно превышена.

     На Табло в виде смайликов представлены достижения учителей в сентябре и октябре в зависимости от количества проведенных с классом мероприятий.

      Табло обновляется по мере поступления новой информации. Табло № 3 имеет вид лэп-бука, в котором отражаются ОП и ЗП, реализация идей и проектов учителями, мониторинг качества успеваемости.

   Дисциплина № 4 – организовать отчетность сотрудников. 
«Пока мы не будем нести ответственность друг перед другом, «вихрь неотложных дел» постепенно поглотит нашу цель»
3.
     Отчеты происходят раз в неделю и длятся 20 – 30 минут. Учителя отвечают на вопрос: «Какие 1 – 2 важных действия я смогу предпринять на следующей неделе, чтобы повлиять на успех команды?», сообщают, удалось ли им выполнить обязательства, взятые на предыдущую неделю; хорошо ли они работают над опережающими  и запаздывающими  показателями; берут обязательства на следующую неделю. Электронная форма отчетности, разработанная учителями,   позволяет экономить время проведения собрания:

Критерии успешного собрания по КВЦ:

  • регулярность;
  • краткость и насыщенность;
  • руководитель отчитывается первым, выступая образцом;
  • проводить критический обзор табло;
  • анализировать причины успехов и неудач;
  • поздравлять сотрудников с успешным выполнением обязательств;
  • принимать высокоэффективные обязательства  на следующую неделю

          Благодаря дисциплине №4 создается еженедельный  подробный  план реализации поставленных задач, который адаптируется к проблемам и возможностям, которые нельзя предугадать в годовом стратегическом плане.
        Работая над принятыми обязательствами, учителя получили возможность не тратить время на второстепенные дела, а уделить максимум внимания тем, которые принесут наибольшую пользу.

      Возможное количество профессиональных связей в результате проделанной работы между учителями начальных классов было доведено  с 30 до 60. Стало проводиться больше коллективных совместных дел.

    В результате планомерной работы  поставленная КВЦ – достичь уровня качества 80%, была выполнена и достигла 81%.

                      Этапы изменения поведения членов команды

       1 этап: подготовка.  Спланировать четкие КВЦ, опережающие и запаздывающие показатели, оформить информационное табло, регулярно проводить собрания по КВЦ.

  1. этап: запуск.  Начальная фаза требует сосредоточенности и усилий – особенно от руководителя.  Необходимо  принимать активное участие в процессе внедрения КВЦ. Определить, кто из сотрудников служит образцом для подражания, а кто сопротивляется переменам.

        3 этап: практическое применение.

  • Строго следовать процессу, а уж потом – результату.
  • Брать обязательства и еженедельно отчитываться на собраниях по КВЦ.
  • Отслеживать результаты на табло.
  • Открыто решать все проблемы с теми, кто сопротивляется работе команды.

 4   этап: оптимизация.  Поощрять как можно большее количество идей. Отмечать превосходную реализацию идей и праздновать успехи.

  1. этап: привычка. Создать культуру высококачественной реализации  структуры 4ДИ.  Придать 4ДИ статус операционной системы.

       В конечном счете, стратегия поведенческих изменений направлена на оптимизацию работы с детьми, повышение их мотивации, вовлеченности в учебу и жизнь школы в целом. Только энергичные, творческие, дружные учителя способны научить детей быть успешными.
   Продукт может быть использован другими образовательными учреждениями в организации работы с педагогическим коллективом.        
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Работа учителя начальных классов с родителями в рамках стратегии ФГОС НОО

XXI век еще только начался, а с человечеством уже начали происходить серьезные изменения относительно моральных ценностей: теряется значимость мнения общества, обычаев и традиций....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ МЕТОДИЧЕСКОГО объединения учителей начальных классов

Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся....

Описание технологии формирования типа правильной читательской деятельности на основе использования методического пособия для учителей начальных классов Соболевой О.В.

Даны этапы технологии комментированного чтения; рекомендации, как вести диалог с автором; какие творческие задания можно дать после прочтения текста....

Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся (методическое объединение учителей начальных классов).

  Методическое бъединение учителей начальных классовФорма проведения  - деловая играТема. Педагогические технологии формирования здорового образа жизни обучающихся.Цель: Создание усло...

«Технология сотрудничества» Ф.Ф.Рахимова учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Пыть-Ях

            По новым образовательным стандартам РФ цель образования — подготовка всесторонне развитых личностей, способных ориентироваться в современном информацио...

Статья "Развитие критического мышления обучающихся: стратегии организации обсуждения (из опыта работы учителя начальных классов)"

Современная школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Выпускник начальной школы должен овладеть умением учиться. В федеральных...