Работа учителя начальных классов с родителями в рамках стратегии ФГОС НОО
статья по теме
XXI век еще только начался, а с человечеством уже начали происходить серьезные изменения относительно моральных ценностей: теряется значимость мнения общества, обычаев и традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sidorkovich_l.g.doc.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя начальных классов с родителями в рамках стратегии ФГОС НОО
Сидоркович Л.Г.
МБОУ СОШ №3 г.Армавира
XXI век еще только начался, а с человечеством уже начали происходить серьезные изменения относительно моральных ценностей: теряется значимость мнения общества, обычаев и традиций. Становится модно быть не как все, выделяться своим образом жизни, доказывать и отстаивать право на самоидентичность, причем иногда выводя себя на уровень демонстратизма. Появилась в широком доступе информация о массовых акциях сексуальных меньшинств, фактах эксгибицианизма и даже педофилии. Это оказывает свое разрушительное влияние на основной, хотя и самый маленький структурный компонент общества - семью. Семья - первый институт социализации человека, транслятор общепринятых норм и ценностей, которые как образец воспринимает ребенок с самого рождения. Известно, что поло-ролевая идентификация закладывается у человека до трёх лет, и естественно, что круг общения в этот период ограничен семьей, ближайшими родственниками, и лишь небольшую часть занимает общение со сверстниками и педагогами в дошкольных учреждениях (которые некоторые дети не посещают вовсе). «П Ф Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых».Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребёнка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п. При этом в связи с загруженностью на работе и стремлением обеспечить своей семье достойное существование у родителей не остается возможности дать системное семейное воспитание своим детям. «В.А. Сухомлинский с пристрастием обращался к родителям: “Какая бы ни была у Вас ответственная и сложная творческая работа на производстве, помните, что дома вас ждёт ещё ответственейшая, ещё сложнейшая, ещё тончайшая работа - воспитание человека. Везде вас можно заменить другим работником от сторожа животноводческой фермы до министра. А настоящего отца не заменит никто”. С появлением ребёнка в школе очень важно сразу познакомиться с его семьей и заручиться поддержкой родителей, для того чтобы выстроить дальнейшую стратегию взаимодействия, следуя идее педагогического треугольника «учитель – ученик – родитель». Учителю начальных классов необходимо налаживать контакты с семьей ученика для эффективности воспитательного процесса и достижения личностных результатов не только самих учеников, но и для повышения уровня педагогической культуры родителей. «Зорко одно лишь сердце», сказал А. де Сент Экзюпери. Бывает сложно наладить отношения с родителями даже опытному педагогу по многим причинам: сказывается разница в возрасте, воспитании, уровне образования. Негативно влияет и тотальное снижение авторитета учителей в глазах родителей, пропали уважительное отношение и безусловное доверие к деятельности педагога.
Поэтому в своей работе учителем начальных классов постоянно использую разнообразные формы взаимодействия с родителями: торжественное собрание, индивидуальная консультация, круглый стол, беседа, обучающий тренинг, конференция; обучающий семинар, семинар – практикум, оформление памяток для родителей. При работе с родителями в рамках стратегии ФГОС НОО руководствуюсь главной целью: достичь высшей степени взаимодействия для повышения результативности обучения и воспитания ребенка, создать благоприятные условия для формирования и развития личности учеников, их основных компетенций для успешной социализации в обществе. Для достижения цели систематически провожу родительские собрания, совместные акции, праздники, спектакли, круглые столы, а также привлекаю родителей к проектной деятельности и самостоятельной организации как минимум двух праздников для детей.
Ещё одним направлением деятельности учителя с родителями является организация психолого-педагогического обучения, в результате которого они начинают лучше понимать своего ребенка, его потребности, выявлять причины поступков и искать совместные пути разрешения возникающих у него затруднений. В рамках работы проведены родительские собрания на тему: «Оценивание работы учеников - как реагировать на негативные оценки», «Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников (теория и практика)», «Улучшение качества знаний детей: как помочь учителю?», «Мотивация в учебной деятельности. Знания имеют применение нужно только его раскрыть» и др. Проведены круглые столы с сообщениями родителей о своих методах воспитания, методах контроля деятельности, о поло- ролевой дифференциации и решении сложных ситуации в процессе общения.
Также необходимым является налаживание доверительных отношений участников «педагогического треугольника». Для этого провожу родительские лектории, собрания –диспуты, деловые игры, круглые столы, совместные выезды на природу. Неформальная обстановка способствует налаживанию микроклимата в коллективе, это необходимо как для детей, так и для родителей. Обязательным является проведение тематических и индивидуальных консультаций, причем не только в случае коррекционного, но и профилактического направления. Большой вклад внесла подготовка к театральному спектаклю, который объединил усилия большинства родителей, а сам результат раскрыл некоторых детей с необычной стороны.
В плане предстоящей деятельности апробация программы «Школы молодого родителя». Усовершенствование и доработка проводимых форм взаимодействия с родителями учеников.
Подводя итог, хочется заметить, что проблема взаимоотношения педагога с родителями учеников остается открытой, но при наличии системы, включающей различные по тематике и направленности формы работы станет возможной успешная работа по формированию полноценного гражданина своей страны обладающего всеми необходимыми компетенциями, а значит будет достигнута цель всего современного образования.
Список литературы:
- Баркан, Алла Ручной ребенок или непокорный… Какой вам нужен? Плюсы и минусы воспитания детей. – М.: Этерна, 2012. – 272 с.
- Камаровская Е.В. Помогите, у ребенка стресс! – СПб.: Питер, 2012.- 176 с. Косульникова Г.А. 5 способов убедить ребенка делать уроки: Долгожданное практическое пособие для родителей. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2012.–32 с.
- Алексеева Е.Е. Что делать, если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет: учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2012. – 224 с.
- Шахвердов Г. Г. П. Ф. Лесгафт. Очерк жизни и научно-педагогической деятельности. — Л.: Лесгафт, 1950.
Интернет- ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы учителя начальных классов с родителями
Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. Взаимодействие школы и семьи предпола...
доклад "Работа учителя начальных классов с родителями"
доклад "Работа учителя начальных классов с родителями"...
Опыт работы учителя начальных классов "Развитие творческих способностей младших школьников на классных часах и внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС".
Развитие творческих способностей младших школьников на классных часахи внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС...
План работы учителя начальных классов по организации мероприятий с детьми и родителями в рамках преемственности ДОУ и МБОУ.
Рабочий материал содержит план работы с будущими первоклассниками. Обеспечивает создание благоприятных условий для воспитания и обучения будущих первоклассников, охраны и укрепления их здоровья, обесп...
Система работы учителя начальных классов с родителями
Информация, которая будет интересна классным руководителям любого класса....
Работа учителя начальных классов с родителями учащихся
Работа учителя начальных классов с родителями учащихся...
«Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС»
laquo;Особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ по ФГОС»...