Статья "Развитие критического мышления обучающихся: стратегии организации обсуждения (из опыта работы учителя начальных классов)"
статья
Современная школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Выпускник начальной школы должен овладеть умением учиться. В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения говорится, что у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kriticheskogo_myshleniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Никитина Марина Анатольевна
учитель начальных классов
ГБОУ школа 589
Колпинского района
г. Санкт - Петербург
Развитие критического мышления обучающихся: стратегии организации
обсуждения (из опыта работы учителя начальных классов)
Современная школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Выпускник начальной школы должен овладеть умением учиться. В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения говорится, что у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия. Из своего жизненного опыта работы в школе, осознаёшь, что с каждым годом все труднее становится поддерживать интерес ребёнка к учению. К сожалению, мотивация к активной познавательной позиции ослаблена. Это связано с тем, что у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе. Так же необходимо запомнить большой объем информации. Не мало важен и тот факт, что в современных учебниках материал изложен сложнее, чем в передах телевидения или в интернете.
Перед учителем встает непростая задача - как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни.
Чтобы реализовать данную, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
Одна из таких технологий - «Технология развития критического мышления».
Цель - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Суть данной технологии точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». В рамках технологии данные этапы получили новые названия и функции.
- вызов; (пробуждение интереса к предмету)
- осмысление; (осмысление материала во время работы над ним)
- рефлексия. (обобщение материала, подведение итогов)
Данная технология даёт возможность создать в классе атмосферу сотрудничества, возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, способствующих развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.
Рассмотрим стадию осмысление содержания (получение новой информации).
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
На стадии осмысления осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
Ученики читают или слушают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Дети ищут ответы на возникшие ранее вопросы и затруднения, готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Задачи этой фазы:
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Приведу примеры тех приемов, которые использую в своей работе.
Приём «Инсерт» часто использую на уроках окружающего мира и литературного чтения.
Например, при работе с текстом «Три состояния воды», учащиеся читают самостоятельно с пометками и заполняют таблицу «Инсерт».
Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы
Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:
«V» - поставьте «V» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
«+»- поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
«–» - поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;
«?» - поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После такого прочтения проходит проверка понимания и первичное закрепление.
- Что было для вас знакомым из прочитанного?
- Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
Прием «Чтение с остановками» очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Например, при изучении произведения Л.Н. Толстого «Акула».
По названию предположите, о чем будет рассказ?
Чтение части. (до слов «Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.…»)
— Как вы думаете, какие события могут произойти дальше?
— Что будет с мальчиками?
Чтение следующей части (до слов «Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. …»).
— Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
— Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?
Чтение рассказа до конца.
И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, обсуждают прочитанное. Главная роль учителя - координирующая.
Критическому мышлению нужно учить и важно, чтобы ученики могли использовать навыки в конкретной предметной деятельности.
В заключении хочется сказать, что одной из главных педагогических задач вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальность и создать условия для саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 И.А.Бурдюг
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однак...
Успешность адаптации обучающихся к школьной жизни. Из опыта работы учителя начальных классов Романенко Л. В.
Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается ра...
Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Развитие логического мышления по математике в начальных классах"
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли ...
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...
Приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации у обучающихся на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)
В данной статье рассмотрены некоторые приёмы и методя для формирования мотивации у детей начальной школы....
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке ( из опыта работы учителя начальных классов)
Одну из важных ролей в учебном процессе по развитию грамотности учащихся играет формирование учебной самостоятельности учащихся....
Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)
Современная начальная школа – важнейшее звено системы непрерывного образования развивающейся личности. Немаловажную роль в учебном процессе играет формирование учебной самост...