Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».
методическая разработка по теме

Белова Наталья Владимировна

 

: Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Образовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»

  1. Технология проблемно - диалогического обучения
  2. Технология      формирования      типа      правильной      читательской деятельности.
  3. Технология оценивания образовательных достижений.
  4. Проектная технология

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов

Тема:

«Технология формирования типа

правильной читательской

деятельности».

Подготовила: учитель начальных классов Белова Н.В.

ТЕМА: Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Образовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»

  1. Технология проблемно - диалогического обучения.
  2. Технология      формирования      типа      правильной      читательской деятельности.
  3. Технология оценивания образовательных достижений.
  4. Проектная технология

Первый этап технологи - работа с текстом до чтения. Второй этап - работа с текстом во время чтения. Третий этап — работа с текстом после чтения.

Как учить детей вести диалог с автором?

Можно посоветовать учителю соблюдать последовательность действий:

1.        Научить видеть в тексте авторские вопросы.

  1. Включать творческое воображение учащихся.
  2. Научить задавать свои вопросы автору по ходу чтения.
  3. Помочь самостоятельно вести диалог с автором по   ходу первичного чтения.

Что такое комментированное чтение?

  1. Комментарий должен быть кратким и динамичным.
  2. Усиливает эмоциональную реакцию.
  3. Не должен превращаться в беседу!

4.        Комментировать текст только в том месте, где это действительно
необходимо.

Способы:

а)        рефрен

б)        включение воображения

в)        сам вопрос

г)        чувство меры

Использование повествовательного эквивалента.

Четыре сферы;

  1. Сфера осмысления содержания
  2. Реакция на художественную форму
  3. Эмоциональная сфера
  4. Сфера воображения

Что такое анализ текста?

Основная задача: помочь ребёнку   увидеть в тексте автора, «вычитать»

его   отношение   к   героям,   к   ситуации,   решить   проблему   «писатель   и

действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого «медленного»

. чтения, Оптимальный путь анализа для решения этой задачи - «вслед   за

автором».

Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю проемы работы:

  1. выделение ключевых слов
  2. беседы
  3. составление плана
  4. построение структурной модели текста
  5. наблюдение над системой образов
  6. комментированное чтение
  7. диалог с автором через текст

Комментированное чтение и диалог с автором через текст - это наиболее короткий и доступный «путь к автору», но недостаточно освоенный современной школой. Вместе с тем технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской, предполагает использование этих приёмов как основных.

Этапы технологии:

Первый этап технологи - работа с текстом до чтения - завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим ниши предположения».

Второй этап - работа с текстом во время чтения. После того как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания используем приём -диалог с автором.

С точки зрения сформировавшегося читателя - это естественная беседа с автором через текст.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным читателю по ходу чтения нужно задавать вопросы, прогнозировать текст и включать воображение.

Как учить детей вести диалог с автором?

Можно посоветовать учителю соблюдать последовательность действий:

1. Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы (прямые и скрытые).

Сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке ... (скрытая форма - а что там может быть?)

В первой же трубочке я нашёл орех, плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (прямой вопрос).

В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов - предположений - и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.

  1. Включать творческое воображение учащегося: по слову, детали, читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться эпизод (часть, всё произведение).
  2. Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в скрытой форме: Чем это можно объяснить? Почему именно так? Для чего? Кто такой?

Возникающие вопросы предполагают ответы предположения и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

4.        Помочь учащемуся самостоятельно вести диалог с автором по ходу
первичного чтения.

Переход от совместного обучающего чтения к самостоятельному должно произойти к концу 1 класса. Для этого нужно в тексте (в конце предложений) расставлять сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений), 3 - зеркало (включи воображение, загляни в «волшебное зеркало»).

Что такое комментированное чтение?

Комментируемое чтение преимущественно используется во время перечитывания текста. Что необходимо для того, чтобы состоялось именно комментируемое чтение?

1)        Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель.

  1. Если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения за них нужно цепляться и вплетать в общий разговор.
  2. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию. Ответы детей не должны быть развёрнутыми, отвечать с места не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, предложите им начало ответа, подскажите ответ интонацией.

4)        Комментарий не должен превращаться в беседу!

5)        Комментируется текст только в том месте, где это действительно
необходимо.

6)        Прерывание чтения ребёнка должно происходить естественно, для чего
следует использовать следующие способы:

а)        рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребёнком, за которым
следует сам комментарий или «свёрнутый вопрос»)

б)        включение воображения детей. (Представьте себе. Увидели?
Представили.)

в)        сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы:
свёрнут, сжат. (Догадались почему? Почему именно ...).

Нужно следить за речью: избегать слов Стоп! Достаточно! Хватит!

Комментарии к словарю текста. Не торопиться обращаться сразу к толковому словарю, а определять его значение в контексте, чтобы не нарушить целостно е восприятие текста.

И последнее - о чувстве меры. Не каждый текст требует подробного комментария, всё зависит от объема, глубины.

Ответы учащегося на уроках чтения.

В методике есть такой приём, как использование последовательного эквивалента - это глагол в повелительном наклонении, дающий установку на характер и объем ответа, он нацеливает ученика на развёрнутый, полный ответ: (расскажите, поясните, обоснуйте, сравните, опишите, аргументируйте).

Сравните: О чём беседовали ребята?

Расскажите, о чём беседовали ребята.

Третий этап работы с текстом (после чтения) предполагает следующие шаги:

  1. Формирование основного вопроса (проблемного).
  2. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации.
  3. Беседа об авторе (что узнали о нём из прочитанного текста).
  4. Выполнение творческих заданий - самостоятельность.

В читательскую деятельность ребёнка включены 4 сферы:

Эмоциональная

Воображения

Осмысление

Реакция на

содержания

художественную форму

- чтение по ролям

- выразительное

- рассказ о герое,

- отсутствует

чтение

событии, пересказ

(наблюдение над

-иллюстрирование

- пересказ от лица

языком)

- инсценирование

одного из героев

-        составление плана

-        вопросы и ответы

на контрольные вопросы учителя

Выбирая творческие задания нужно учитывать:

  1. художественную задачу текста;
  2. особенности класса в целом и отдельного ребёнка;
  3. учебные задачи (какую цель преследовали - развитие речи).

Работа над пониманием пословиц.

Работа над пониманием пословиц сложна и кропотлива, поэтому провожу ее в системе по трем направлениям:

.1. Различаем в_пословице прямой и иносказательный смысл.

  1. Выражаем мысль своими словами.
  2. Осознаем и переносим усвоенный концепт на жизненную ситуацию.

Затем даю упражнение на использование приема прогнозирование:

  1. собрать пословицы из разрозненных частей;
  2. исправить «неправильные» пословицы. (Придумать свою «скорлупку» по данному «ядрышку»).

1.        Общая мысль: у любого могут быть какие-то недостатки.

  1. И красивое яблоко бывает червивым.
  2. Хороший стул, а ножка шатается.
  3. И дорогая ручка может плохо писать.

2.        Общая мысль: если нет ничего лучшего, подойдет и то. что есть.

  1. Где нет фруктов, и редька за яблоко сойдет.
  2. Нет шубы - и куртку можно надеть.
  3. Нет сока - и водичка сойдет.
  4. Нет ручки - и карандаш сгодится.

3.        Общая мысль: человек, делает вещь, но сам ею не пользуется.

  1. У повара дома каши не найдешь.
  2. У водопроводчика - краны текут. .
  3. У портного нет костюма.

Задание по развитию воссоздающего воображения формулирую очень просто:

Представьте все, о чем вы читаете, на «мысленном экране», включайте его при каждой встрече с текстом. В ходе такой работы дети стали понимать, каким богатым может быть воображение: можно представить картины, звуки, запахи, вкус. Если ребята читают о переживаниях другого человека, то подключения эмоционального воображения приводит к сопереживанию героям.

Обучаю на уроках детей поиску подтекстовой информации, для чего использую следующие приемы:

  1. составление рассказов по предложениям;
  2. составление ремарок к репликам персонажей;
  3. составление рассказа о поведении героев по наблюдениям со стороны. Богатым источником творчества является природа. Так, например, во

время литературных разминок на уроке при работе в группах предлагаю закончить стихотворные строчки. На доске запись:

Упражнения на развитие навыка осознанного чтения.

Логические упражнения

Назови одним словом:

Чиж, грач, ласточка, сова ... Лошадь, корова, свинья, овца ... Телевизор, утюг, пылесос ... Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.

Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, жёлтый. Минута, время, час, секунда. Дорога, шоссе, тропинка, путь.

Упражнения на формирование навыка правильного чтения.

Упражнения, направленные на развитие внимания, памяти

  1. Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).
  1. Повтори,  что  сказал  учитель  (шесть  слов  попарно,  сходных  по звучанию):

Бочка - точка, бабушка - бабочка, кошка - ложка.

Упражнения на развитие беглости чтения.

Упражнения для расширения поля зрения

На рисунке, на картинке ставим зелёную точку, концентрируем на ней взгляд и затем называем предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу.

Упражнения на развитие выразительного чтения.

Чтение или рассказ знакомого текста с разной интонацией (радость, печаль, гордость, возмущение).

Развитие умения выдвигать гипотезы.

Гипотеза - это предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит подтвердить, как она становится теорией, если опровергнуть - превращается в ложное предположение.

Два способа проверки гипотез:

  1. теоретический
  2. эмпирический

логика

анализ других теорий

наблюдения эксперименты

Как развивать компоненты читательского воображения.

  1. дать словесное описание картины, фрагмент которого закрыт (психолог Дубровина, Светловской);
  1. повторить описание картины, с закрытыми глазами;
  1. картинка с чёрно-белым изображением, обсуждение цвета, учитель предлагает свой образ сравнить с готовым цветом;

.;.-;,: •   словесное рисование, иллюстрирование текста, пересказ. Если пересказ не полный, искаженный, то воображение не работало.

•        постановка живых  картин.  (Солнце - туча,  изобразить действия)
инсценирование, анализ игры актеров.

«Мысленный экран»: Закрыть глаза.

  1. Большая серая пт.ица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег.
  2. Синицы ссорились, трещали, и этот треск, напоминал быстрые удары ногтем по стакану (звук).
  3. Ему   дали   на   ужин:   жаренную   картошку,   заливное   из   окуней, творожники и сметану (вкус).
  1. Запах влаги, дождя и травы наполнил комнату (запах).
  1. Большая холодная капля упала на калено, другая поползла по руке (прикосновение).

Нужно подбирать модели и образы разной модальности.

Психолог Б.М. Теплов говорил о том, что чтение должно быть таким, «когда мысленно видишь и слышишь всё то, о чём идёт речь, когда мысленно переносишься в воображаемую ситуацию и живешь в ней».

Кроме прямых и скрытых вопросов нужно дошкольников учить прогнозированию.

-        придумать ответы на вопросы

(Куда лето прячется? Что ж ты, ёж такой колючий?) Шум большой в лесу стоит. (Что захотелось спросить у текста? Кто шумит? Медведь - ёж. Нынче тихо не пройдешь. Под лапками - листья палые шуршат.)

  1. предложить концовку сказки, текста
  2. прогнозировать содержание текста по заголовку
  3. знаки препинания !. ?

Задавать вопросы: к одному предложению.

  1. чтение предложения
  2. выделение главной мысли
  3. задавание вопросов по поводу основного смысла
  1. по содержанию дополнительной информации Нечепсуга —река, протекающая в нашем посёлке.
  1. Что такое Нечепсуга? (река)
  2. Нечепсуга - это река?
  3. Где течёт река Нечепсуга? (в нашем посёлке)
  4. Как называется наш посёлок? (Новомихайловский)
  5. Где он находится? (Туапсинский район, Краснодарский край)

-        уметь задавать вопросы на которые можно ответить «да» или «нет» - на
которые нельзя ответить «да» или «нет».

Выходим на проблемно - диалогическую технологию.

Минутки отдыха во время прослушивания текста (у дошкольников)

  1. воспитатель читает текст вслух, а все выполняют под чтение физические упражнения, соответствующие действиям (глаголы). (Шёл - больно было смотреть, огромный дуб, поскользнулся, посмотрел под ноги, сломал веточку, всё понял).
  2. сочинения нетрадиционного содержания:

(Сочинение - сон, пожелание Деду Морозу, письмо бабушке, сказка).

-        кукла оживает (Её настроение?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"

Отчет по воспитательной работе по теме "Формирование межличностных отношений младших школьников"....

Причины трудностей формирования письма.Выступление на методическом объединении учителей начальной школы ЧУ ОО "СОШ "Виктория".

Материал содержит анализ причин трудностей формирования письма. материал может быть полезен учителям начальных классов, учителям-логопедам....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов учителя Савиной А. М. на тему "Формы и методы работы со слабо успевающими детьми".

Ещё древние мудрецы говорили: "Увидеть и понять проблему - наполовину решить её." О формах  и методах работы со слабо успевающими учениками. Правила и рекомендации для учителя....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...

Формирование читательской грамотности младших школьников. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов Немского района

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественно-научная, компьютерная, юридическая, экономическая (финансовая). Среди ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагн...