«Технология сотрудничества» Ф.Ф.Рахимова учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Пыть-Ях
статья (4 класс) на тему

              По новым образовательным стандартам РФ цель образования — подготовка всесторонне развитых личностей, способных ориентироваться в современном информационном обществе, самостоятельно мыслить, видеть возникающие проблемы, искать пути их решения, используя новые технологии, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно развивать свой интеллект, культурный уровень. Традиционный подход к обучению не всегда в полной мере позволяет это реализовать. Для решения этих задач, необходимо в структуру урока включать компоненты, которые присущи активным методам обучения. Надо использовать методики, которые являются наиболее эффективными, дают высокий положительный результат в повышении качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_novym_obrazovatelnym_standartam_rf_tsel_obrazovaniya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология сотрудничества»

Ф.Ф.Рахимова

 учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Пыть-Ях

 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

И.Г. Песталоцци

       Выступление сопровождается презентацией. Начальная школа  важная и значимая ступень в системе школьного образования, так как впервые ведущей деятельностью ребёнка становится учебная деятельность.

       Сейчас уже все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, – ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции.  Вот почему в стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание: на ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.

         Как научить школьников учиться? Учитель должен организовать сотрудничество детей, помочь им во взаимодействии, обеспечить условия для зарождения инициативности самого ребенка.

              По новым образовательным стандартам РФ цель образования — подготовка всесторонне развитых личностей, способных ориентироваться в современном информационном обществе, самостоятельно мыслить, видеть возникающие проблемы, искать пути их решения, используя новые технологии, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно развивать свой интеллект, культурный уровень. Традиционный подход к обучению не всегда в полной мере позволяет это реализовать. Для решения этих задач, необходимо в структуру урока включать компоненты, которые присущи активным методам обучения. Надо использовать методики, которые являются наиболее эффективными, дают высокий положительный результат в повышении качества образования.

Учителям раздаются листы   метод «Инфо-угадайка». Они в группах обсуждают, что знают о технологии сотрудничества. После обсуждения подводим итоги о технологии сотрудничества – слайд 2-6.

       Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы имели большой практический опыт работы в школе (св. 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания. Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали гл. редактор "Учительской газеты" В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик.

       Основные положения: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.), самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.

    Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.

    Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.

        Я хочу сегодня рассказать о своём опыте применения технологии сотрудничества на уроках в начальной школе. Конечно, данная технология не является новой, но педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти вовсе современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются: Переход от педагогики требований к педагогике отношений, Гуманно– личностный подход к ребёнку, Единство обучения и воспитания. Сотрудничество—такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Слайд 8 - 9

Сознание маленького ребенка рождается из его деятельности. Не индивидуальной, а совместной со взрослыми. Как организовать на уроке деятельность так, чтобы все дети были вовлечены в работу?   Даже при условии, что все дети знают ответы, у нас зачастую отвечают самые “активные”, поэтому у многих детей в классе развивается пассивность и в дальнейшем нежелание учиться. Набор учащихся в классе всегда с разным уровнем подготовки: одни очень слабые, которым требуется индивидуальная работа, другие средние, третьи с более высоким уровнем подготовки.  

  Значит, возникает необходимость найти такую форму организации учебного сотрудничества, которая позволила бы опросить максимальное  количество учащихся за короткое время, предоставила бы возможность высказаться каждому, оказать помощь другому, попросить помощи для себя и т.д.

Мир написан на два голоса. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге.

 М.М.Бахтин

Слайд 10-13

Пара или, как обозначают философы, диада – это элементарная и одновременно универсальная форма развития человека, как существа социального. В паре представлены в свернутом виде все возможности личностного, познавательного и социального развития.

Общая логика развития ребенка, присвоения им  интеллектуального, социального и личностного опыта может быть представлена как движение от совместной к совместно-разделенной (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и далее к самостоятельной деятельности.

Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий:

¨  Личностных (в паре ученик необходимо само-определяется относительно учебной задачи, относительно партнера, относительно своей и другой точки зрения, таким образом учебная работа приобретает личностный смысл; осуществляя в паре роли учителя и ученика, ребенок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается самооценка, растет познавательная активность и мотивация)

¨  Регулятивных (партнеры со-регулируют свою деятельность, определяют цель, план и контролируют результат)

¨  Познавательных (за счет интенсификации общения как мыследеятельности в диалоге возрастает глубина понимания материала, происходит рефлексия способов познания, отбор наиболее адекватных задаче умственных действий)

¨  Коммуникативных (развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми и толерантными)

Формирование пары

Способы:

Самый простой и естественный для школьного класса способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой.

Преимущества – не тратится время, постепенно накапливается опыт взаимодействия  именно у этой пары.

Недостатки – опыт ограничен индивидуальными особенностями данных детей. Сложилось – будут хорошо работать, не сложилось – будут конфликты.

Больший опыт может быть получен детьми в парах сменного состава. Способы образования таких пар могут быть разными в зависимости от целей и фантазии учителя:

- можно образовывать пары в назывном порядке, в зависимости от конкретных воспитательных или учебных целей. Можно предложить детям пересесть так, как обозначено на схеме класса, заранее подготовленной учителем.

- детьми хорошо воспринимается способ, основанный на жеребьевке или случайности (найдите пару к своей картинке, разрезанной открытке, к своей половинке пословицы, ответ к своей загадке, вытащите из мешочка номер и т.д.)

- еще варианты: ученики первого варианта пересаживаются по сигналу учителя на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут на последние («Эскалатор»);

ученики первого варианта с первого ряда переходят на второй ряд, со второго – на третий, а с третьего ряда идут на первый ряд;

Состав пар:

Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения (высокий — средний, средний — низкий).

Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом.

Редко получается совместная работа у пары детей с низким уровнем самоорганизации.

Случаются  ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на публичное выяснение причин, позвольте ему работать отдельно, но вернитесь к этой проблеме на следующих уроках;

Может встретиться ученик, с которым никто не хочет работать в паре. Учителю стоит поработать с ним самому, а в дальнейшем предусмотреть его включение в этот вид работы через отдельные поручения («Миша, послушай Олега, он правильно объясняет?  Олег, проверь Васину карточку, он все нашел?»)

Развитие навыка   работы в условиях шума

Одновременная работа в классе 10-15 пар детей, конечно, вызовет шум. Научите детей:

Работать в условиях шума.

Упражнение: раздайте каждому карточку со скороговорками. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою – мальчикам. Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед.

Регулировать уровень шума.

Упражнение: договоритесь с детьми, что если во время работы вы два раза хлопните в ладоши (или позвоните в колокольчик), и тогда все начнут говорить громче, на три хлопка (звонка) – все замолчат, на два – попробуют говорить так, чтобы слышал только партнер.

Установление  контакта и настрой на совместную работу

Для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения: «Зеркало» — один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями; «Попугай» — один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями; «Мостик» — пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками; «Равновесие» — участники удерживают равновесие стоя или сидя, взявшись за руки и отклоняясь на длину  рук. «Разминка пальчиков» —  соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

Умение слушать партнера и слышать то, что он говорит.

Это умение нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Для того, чтобы  договориться, понять друг друга, дети будут невольно стараться  строить речевое высказывание так, чтобы быть понятым.

Полезные  упражнения:- На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, правилом,  и т. д. Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.- Собирание картинки по словесной инструкции. У одного ученика в паре имеется карточка с нарисованным сюжетом (или рисунок из геометрических фигур), а у его партнера – ее разрезные части. Задача первого – руководить так, чтобы партнер как можно быстрее выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без помощи жестов. Затем дети меняются ролями или партнерами.

Этикет, или правила работы в паре

Еще одна трудность связана с неразвитостью у части детей, особенно первоклассников, способности к децентрации. Они не могут воспринять мнение, отличное от собственного и путают совпадение мнений и личную приязнь. Согласованность может быть достигнута на первых порах за счет введения соответствующего «этикета», правил вежливого спора:- высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?»- послушав партнера, уточни, правильно ли ты его понял. Скажи своими словами его мысль и спроси: «Я правильно понял?»- если ты не согласен, спроси у партнера: «Почему ты так считаешь? Это можно доказать?»

           Наблюдая в классе разные виды  взаимодействия, учитель может позднее разыграть перед классом сценки таких споров или ссор с помощью игрушечных или нарисованных персонажей. Разыгрывать надо и отрицательный и положительный опыт, формируя тем самым у детей образ позитивного взаимодействия.

Для формирования уважительного отношения к собеседнику, выращивания стремления понимать и поддерживать  друг друга, с самого начала необходимо ввести  и неуклонно использовать ритуалы работы в паре. Для начала достаточно трех:-  Обозначение готовности пары к работе (это может быть знак из двух соединенных поднятых рук);- применение детьми  речевой формулы  уточнения понимания собеседника (парафраз, или  уточнение «Я правильно понял, ты… имел в виду»);- обязательное высказывание взаимной удовлетворенности/неудовлетворенности участников по окончании работы.

По мере развития форм парной работы  могут быть введены правила, касающиеся способов работы, приемов достижения согласия, правил аргументации и т.д.

Главное преимущество парной работы в том, что она дает возможность мыслить, говорить и действовать каждому ученику на уроке. Наличие рядом другого человека, который может задать простой вопрос (например, как ты понял, какой можно привести пример и пр.) уже является мощным стимулом для запуска процессов осознания и понимания материала.

Планируя работу в парах, учитель предварительно должен ответить на несколько вопросов:- для чего мне нужна работа в парах?- какое место она занимает в изучении данной темы и на данном уроке?- какие результаты я хочу получить? Далее, в зависимости от ответов на эти вопросы, можно выбрать подходящий вид парной работы.
                                                            слайд 14 – 22

При освоении работы в парах выделяют три этапа:

1 – организация специальной деятельности учителя и ребёнка, где педагог передаёт навыки социального общения.

2 – демонстрация учителем способов организации деятельности. Взаимодействие учащихся при руководящей роли педагога.

3 – самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного материала.

Выделяют три вида пар (по системе А.С.Границкой): статистическая (пара постоянного состава),динамическая (пара сменного состава),вариационная.

В статистической паре работа ведётся в режиме "взаимообучение"; "взаимоконтроль".

В динамической паре работа ведётся в режиме "коллективного взаимодействия".

В вариационной паре ведётся в режиме "обработке разнообразных материалов".

Я распределяю работу следующим образом:

На 1 этапе объясняю правила работы в паре (повернуться друг к другу, говорить шепотом, слушать и проверять партнера, быть доброжелательными, можно поприветствовать рукопожатием),приглашаю поработать в паре с учителем ученика (демонстрация).

В 1 классе данный этап провожу в форме игры «Учитель– ученик», т.к.не все дети вступают в контакт с партнером. На примере урока математики: Учащиеся встают в один большой круг и рассчитываются на первый второй. «Первые» номера делают шаг вперед и поворачиваются лицом к своим напарникам– «вторым»номерам. Внутренний круг (1номера) – учителя, внешний круг (2номера)– ученики. Учителя держат карточку. По команде «обсуждаем» все ученики читают пример и решают его. Учителя проверяют и поднимают вверх руки – знак готовности пары. Когда у всех пар руки подняты, звучит новая команда– переход хода. По ней все одновременно делают шаг вправо, образуя новую пару. Происходит перемещение по кругу. Вновь звучит команда «обсуждаем» и работа идет по карточке другого учителя. Так продолжается, пока каждый не придёт к исходному партнеру. Теперь поменяйтесь местами. Вторые номера будут учителями, первые– учениками. При такой организации деятельности у детей формируются навыки контроля и взаимоконтроля. Кроме того, никто не бездействует, каждый работает: контролирует и решает. Смена роли учителя и ученика оживляет интерес детей и их активность. Дети становятся свободными, чувствуют себя более раскованно. Эта игра позволяет не только закрепить знания, научить детей сотрудничать друг с другом, но и выступает в роли физминутки, т.к. дети находятся в движении.

Данную игру дети очень любят, поэтому использую её и в последующих классах: отрабатываем табличное сложение и вычитание, таблицу умножения, на уроках русского языка– правила проверки орфограмм.

Когда учащиеся освоили работу в парах в игровой форме, я применила вид работы статистической пары. (реализация 2 этапа)

Статистическая пара формируется пожеланию учащихся, так как фактор контактности и доброжелательности играет в этой паре решающую роль. В этой паре сидящие за одной партой ученики постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, контролировать, работая в режиме «взаимоконтроль». Статистическая пара является эффективным механизмом, обеспечивающим регулярное общение учащихся друг с другом на уроке, повышающим речевую и мыслительную активность каждого обучающегося.

Каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки, воспринимать, содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров.

Например: отработка навыков чтения: учитель читает текст вслух– дети следят. Затем все одновременно читают вслух вместе с учителем. После этого начинается работа в парах. Каждый ученик читает вслух товарищу, а затем выслушивает его чтение. В результате интенсивность тренировки в чтении вслух возрастает в несколько раз. Чтение в парах даёт возможность каждому ученику прочитать самостоятельно весь текст, а не отдельные предложения; один раз каждый слушал, как читает учитель, затем читал вместе с учителем, один раз слушал своего товарища и один раз читал весь текст вслух товарищу.

При знакомстве с новым текстом, если он довольно объёмный, учащимся предлагается читать его друг другу по абзацам. Более усложнённым вариантом такой работы является озаглавливание частей текста, когда дети не только попеременно читают текст, а совместно обдумывают заголовок каждой части.

Пересказ прочитанного текста ведётся тоже в паре.

На уроках русского языка– взаимодиктанты. Каждому ученику даётся карточка с определенным набором словарных слов.

Все ученики рассаживаются парами и приступают к работе:

1) первый ученик из пары читает текст, другой пишет;

2) второй  ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет;

3) затем каждый берёт тетрадь своего партнёра и проверяет диктант, не заглядывая в карточку;

4) после этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют (но уже вместе) сначала диктант первого ученика, потом диктант второго ученика;

5) ученик, допустивший ошибки, под контролем диктовавшего производит работу над ошибками, прописывая каждое неверно написанное слово 3 раза.

После совместной работу в течение некоторого времени по желанию учащихся может происходить смена партнеров, что создаёт предпосылки для перехода к работе в динамической и вариационных парах.

         Уже на первых уроках учу детей работать в парах, помогая друг другу выполнить задание, проверять работу соседа.
  Например, на уроке письма дети написали букву. Прошу найти у соседа букву, которая получилась лучше других, подсказать, что у соседа не получается. Это способствует формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
  На уроке математике проходим состав числа, и опять организую работу в парах.
  Возьмите 8 палочек, поделите их между собой. Сколько палочек у каждого. А как ещё можно поделить. А теперь расскажите друг другу, из каких чисел может состоять число 8.
  С первых дней учу детей работать в паре. Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); правила совместного обсуждения - все эти мелочи обсуждаются и опробуются на каждом уроке.

В динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. В микрогруппу объединяются учащиеся двух соседних парт. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров, каждый получает отдельный вопрос и опрашивает каждого. Работа ведется в строгой последовательности при смене партнёров: вначале опрашивают друг друга те, кто сидит за одной партой, затем учащиеся в четвёрке поворачиваются и опрашивают друг друга, а в конце опрашивают друг друга по диагонали. Такой порядок позволяет каждому опросить каждого и каждому ответить каждому, что и является основным механизмом работы в динамической паре. Работу в динамической паре использую на уроках русского языка, математики.

Высокая активность и эффективность работы при переходе от статистической пары к динамической сохраняются.

Вариационная пара является одним из видов коллективного обучения. В отличии от динамической пары, где распределяется по частям целое для всех общее задание, в вариационной паре отрабатываются разнообразные материалы.    

Работа ведётся в три такта.

1 такт – работа с рядом сидящим. Каждый спрашивает соседа устно по всей карточке. Партнеры задают вопросы друг другу, сравнивают ответы с записью на обороте. Проверяющий следит за ходом решения по записи на обороте карточки. После взаимопроверки и взаимообучения партнеры меняются карточками. Поворот к новому партнеру.

2 такт – работа с учеником, сидящим за соседней партой. Проверяющий работает по карточке, по которой только что был проверен сам. На обороте имеется запись ответов на вопросы или ход решения задачи либо примеров. После завершения работы происходит смена карточек. Поворот к прежнему партнеру.

3 такт-работа с прежним партнером, но по новой карточке. Работа завершена, как только вернулась своя карточка.

На уроке математики раздаются карточки с текстом задач на одной стороне и с краткой записью и решением на другой стороне. Режим 1-й – ознакомление с задачей и её решение, подготовка к объяснению решения. Режим 2-й – совместное чтение задачи с товарищем и объяснение её решения. Затем совместная работа над задачей товарища, смена партнёров после обмена карточками. У каждого в руках та карточка, которую он только что проработал с товарищем. Каждый ещё раз прочитывает задачу, просматривает её решение и готовится объяснять её новому партнеру. Снова обмен карточками и снова поворот к прежнему партнеру, но уже с новой карточкой. Каждый ученик проработает все 4 карточки и научится объяснять решение задачи.

В Федеральных стандартах второго поколения важнейшей задачей  системы образования  является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

В результате изучения всех предметов в начальной  школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.     Слайд 23  Подводя итог нашей встрече коротко опишите  «сотрудничество» используя синквейн.  

http://intermeda.ru/inter/stat/tehnologiya-sotrudnichestva-v-nachalnoy-shkole.php

 http://www.uchportal.ru/load/24-1-0-29037

http://www.proshkolu.ru/user/corneeva/file/1042735/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ispolzovanie-tehnologii-sotrudnichestva-na

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,119259/Itemid,118/

http://ppt4web.ru/pedagogika/ispolzovanie-tekhnologii-sotrudnichestva-na-urokakh-v-nachalnykh-klassakh.html

http://www.proshkolu.ru/user/Marushak/file/2737841/

http://сетевичок.рф/uroki/catalog/tehnologiya-sotrudnichestva-v-nachalnoy-shkole.php

http://salhina.ucoz.ru/load/sovremennye_pedagogicheskie_tekhnologii/doklad_po_teme_quot_pedagogika_sotrudnichestva_v_nachalnoj_shkole_quot/3-1-0-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Применение сетевых и дистанционных образовательных технологий Меркотан Веры Викторовны, учителя начальных классов МБОУ СОШ №43 станицы Северской Северского района Краснодарского края.

Применение сетевых и дистанционных образовательных технологий Меркотан Веры Викторовны, учителя начальных классов МБОУ СОШ №43 станицы Северской Северского района Краснодарского края....

Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Воспитательная технология КТД в образовательном процессе

"Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируется благодаря взаимному влиянию. Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира состав...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе с применением кейс – технологии, проведённого учителем начальных классов МБОУ «Лицей им. Г.Ф.Атякшева» Гайсиной Ф.З

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и журавль»Цели:получить новый способ действия героев, основанный на жизненном опыте детей; закрепить знания о видах сказок.Задачи:1)познакомить учащихся ...

Тема по самообраозованию учителя начальных классов МБОУ СОШ № 14 Ивановой Е.В. «Технология создания ситуации успеха для учеников во внеурочное время»

Тема по самообраозованиюучителя начальных классовМБОУ СОШ № 14Ивановой Е.В.«Технология создания ситуации успеха дляучеников во внеурочное время»...

Классный час ГОД НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ. ГЕНЕТИКА И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ. 1 сентября 2021 года. Подготовила: Герасименко Наталия Алексеевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ №15

Поговорим о науке. Откуда она берёт свои корни.ГЕНЕ́ТИКА — раздел биологии, занимающийся изучением генов, генетических вариаций и наследственности в организмах.Мы такие разные но очень похо...