Календарно – тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» для учащихся класса
календарно-тематическое планирование (4 класс)
Календарно – тематическое планирование
к рабочей программе
по учебному предмету
«Окружающий мир»
для учащихся класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx | 85.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Томаровская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Шевченко А.И.
Яковлевского городского округа»
«Рассмотрено» Руководитель МО______(Зюзюкина И.А.) Протокол №___ от «___»__________2019г. | «Согласовано» Зам. директора _______(Овчарова Н.А.) «___»___________2019г. | «Утверждаю» Директор школы _____________(Данилова А.В.) Приказ №___ от «___»_________2019г. |
Календарно – тематическое планирование
к рабочей программе
по учебному предмету
«Окружающий мир»
для учащихся 4 «Б» класса
2019 – 2020 учебный год
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Наименование темы | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Учебные материалы | Характеристика основной деятельности ученика | Приме ча ние | |||||||
План. | Факт. | Учебник; часть; стр. | Тетрадь; часть; стр. | Хрестома тия; часть; стр. | ||||||||||
ГЛАВА 1 «История Отечества» - 10 часов | ||||||||||||||
1 | Человек и общество | Древние славяне. Практическая работа «Работа с картой «Восточные славяне» | 1ч | 02.09 | 1; 7 – 11 | 1; 2 – 3 | 1; 150 – 157 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Моделировать древнеславянское жилище. Составлять план рассказа на материале учебника. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||||||
2 | Человек и общество | Картины быта и труда, традиции, верования | 1ч | 03.09 | 1; 12 – 17 | 1; 2 – 3 | ||||||||
3 | Человек и общество | Древняя Русь Входной контроль | 1ч | 09.09 | 1; 18 – 19 | 1; 4 – 5 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Прослеживать на карте Древней Руси путь «из варяг в греки». Характеризовать систему государственной власти в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
4 | Человек и общество | Путь из «варяг в греки» | 1ч | 10.09 | 1; 20 – 24 | 1; 4 – 5 | ||||||||
5 | Человек и общество | Крещение Руси | 1ч | 16.09 | 1; 25 – 29 | 1; 6 | ||||||||
6 | Человек и общество | Борьба Руси с западными завоевателями | 1ч | 17.09 | 1; 30 – 33 | 1; 7 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Находить на карте места сражений А. Невского. По иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей. Высказывать своё отношение к личности Александра Невского. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
7 | Человек и общество | Московская Русь: основание Москвы, князь Юрий Долгорукий. | 1ч | 23.09 | 1; 34 | 1; 8 – 9 | Понимать учебную задачу и стремиться её характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника. Обсуждать, какие личные качества князей сыграли роль в успехе их правления. Работать с терминологическим словарём. Составлять план рассказа на материале учебника. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
8 | Человек и общество | Первые Московские князья. П. р. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории Отечества | 1ч | 24.09 | 1; 35 – 38 | 1; 8 – 9 | ||||||||
9 | Человек и общество | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости (заседание клуба) | 1ч | 30.09 | 1; 39 – 41 | 1; 10 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Различать праздники народные, церковные. Составлять план рассказа на материале учебника. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
10 | Человек и общество | Сохранение традиционной обрядовости (вера в приметы). Современные сезонные праздники – дань традициям | 1ч | 01.10 | 1; 42 – 48 | 1; 10 | ||||||||
ГЛАВА 2 «Земля – планета Солнечной системы» - 3 часа | ||||||||||||||
11 | Человек и природа | Общие представления о Вселенной, Солнечной системе. Контрольная работа № 1 «История Отечества» | 1ч | 07.10 | 1; 49 – 53 | 1; 11 – 12 | 1; 158 – 160 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Работать в паре: по схеме строения Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности. Моделировать строение Солнечной системы. Извлекать из учебника цифровые данные о Солнце. Находить в дополнительной литературе, Интернете готовые сведения о Солнце, Солнечной системе, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | ||||||
12 | Человек и природа | Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца | 1ч | 08.10 | 1; 54 – 58 | 1; 13 – 15 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Моделировать движение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Устанавливать причинно – следственные связи между движениям Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
13 | Человек и природа | Природные зоны нашей страны. Практическая работа «Работа с картой «Природные зоны России» | 1ч | 14.10 | 1; 59 – 63 | 1; 16 – 18 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Работать в паре: знакомиться с картой «Природные зоны России». Определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
ГЛАВА 3 «Путешествие по природным зонам России» - 12 часов | 15.10 | |||||||||||||
14 | Человек и природа | Ледяная зона (заседание клуба): климат, растительный и животный мир. Работа с гербарием. Тест «Земля – планета Солнечной системы» | 1ч | 15.10 | 1; 65 – 70 | 1; 19 – 21 | 1; 161 – 181 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Характеризовать природные зоны (на примере ледяной зоны, тундры, леса, степи, пустыни, субтропической зоны). Находить и показывать на карте природных зон ледяную зону, тундру, лес, степь, пустыню, субтропическую зону. Различать растения и животных ледяной зоны, тундры, леса, степи, пустыни, субтропической зоны, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Анализировать влияние современного человека на состояние природы, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. Характеризовать влияние человека на природные зоны. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Изготавливать макеты участков природных зон. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | ||||||
15 | Человек и природа | Ледяная зона (заседание клуба). Влияние человека на природу. | 1ч | 21.10 | 1; 71 – 73 | 1; 19 – 21 | ||||||||
16 | Человек и природа | Тундра: климат, растительный и животный мир. Работа с гербарием. | 1ч | 22.10 | 1; 74 – 80 | 1; 22 – 26 | ||||||||
2 четверть | ||||||||||||||
17 | Человек и природа | Тундра. Влияние человека на природу. | 1ч | 06.11 | 1; 80 – 83 | 1; 22 – 26 | ||||||||
18 | Человек и природа | Зона лесов: климат, растительный мир. Работа с гербарием. Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес. | 1ч | 07.11 | 1; 84 – 89 | 1; 27 – 31 | ||||||||
19 | Человек и природа | Животные леса. Роль леса в природе и жизни человека. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка. | 1ч | 12.11 | 1; 89 – 94 | 1; 27 – 31 | ||||||||
20 | Человек и природа | Зона степей: климат, растительный и животный мир. Работа с гербарием. | 1ч | 13.11 | 1; 95 – 100 | 1; 32 – 34 | ||||||||
21 | Человек и природа | Зона степей. Влияние человека на природу. | 1ч | 18.11 | 1; 101 – 103 | 1; 32 – 34 | ||||||||
22 | Человек и природа | Зона пустынь: климат, растительный и животный мир. Работа с гербарием. | 1ч | 19.11 | 1; 104 – 109 | 1; 35 – 36 | ||||||||
23 | Человек и природа | Зона пустынь. Влияние человека на природу. | 1ч | 25.11 | 1; 109 – 111 | 1; 35 – 36 | ||||||||
24 | Человек и природа | Субтропическая зона (заседание клуба): климат, растительный и животный мир. Работа с гербарием. | 1ч | 26.11 | 1; 112 – 117 | 1; 37 | ||||||||
25 | Человек и природа | Субтропическая зона (заседание клуба). Влияние человека на природу. | 1ч | 02.12 | 1; 117 – 121 | 1; 37 | ||||||||
ГЛАВА 4 «Родной край – часть великой России» - 10 часов | ||||||||||||||
26 | Человек и природа | Родной край – часть великой России. Экскурсия по родному краю. Контрольная работа № 2 «Природные зоны России» | 1ч | 03.12 | 1; 123 – 125 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Работать в паре: находить на карте России свой регион. Знакомиться с картой Белгородской области. Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности Белгородской области. Извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности и водоёмах края, полезных ископаемых. Работа со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности родного края. Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов. Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения встречаются в лесах родного края. Работа со взрослыми: наблюдение за растениями леса, определение их с помощью атласа – определителя. Выявлять зависимость растениеводства и животноводства в регионе от природных условий. Работа в группе: знакомство с одной из отраслей растениеводства или животноводства, готовить сообщения, представлять их классу. Работа в группе: знакомство с народными промыслами Белгородской области, заповедными местами, готовить сообщения, представлять их классу. Составлять памятку «Правила безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг». Принимать посильное участие в охране природы родного края. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | ||||||||
27 | Человек и природа | Московское время, часовые пояса. Практическая работа: работа с картой «Часовые пояса России». | 1ч | 09.12 | 1; 126 – 127 | 1; 40 | ||||||||
28 | Человек и природа | Карта твоего края. Поверхность и водоемы твоего края. Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг | 1ч | 10.12 | 1; 128 – 132 | 1; 38 – 39; 41 – 42 | ||||||||
29 | Человек и природа | Полезные ископаемые твоего края | 1ч | 16.12 | 1; 133 – 135 |
| ||||||||
30 | Человек и природа | Экскурсия в парк: растительный мир родного края | 1ч | 17.12 | ||||||||||
31 | Человек и природа | Проект «Растения твоего края» | 1ч | 23.12 | 1; 136 – 137 | 1; 43 | ||||||||
32 | Человек и общество | Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство) | 1ч | 24.12 | 1; 138 – 139 | |||||||||
3 четверть | ||||||||||||||
33 | Человек и общество | Народные промыслы твоего края. Экскурсия в краеведческий музей. | 1ч | 09.01 | 1; 140 – 143 | 1; 44 | ||||||||
34 | Человек и природа | Заповедные места твоего края. Посильное участие в охране природы родного края | 1ч | 10.01 | 1; 144 – 147 | 1; 45 | ||||||||
35 | Человек и природа | Соблюдение правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг. Тест «Родной край – часть великой России» | 1ч | 13.01 | ||||||||||
ГЛАВА 5 «Человеческий организм» - 12 часов | 14.01 | |||||||||||||
36 | Человек и природа | Общее представление о строении тела человека | 1ч | 14.01 | 2; 7 – 11 | 2; 2 – 3 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Характеризовать системы органов человека (их части и назначение). Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
37 | Человек и природа | Путешествие в мир клеток | 1ч | 20.01 | 2; 12 – 13 | 2; 4 – 5 | ||||||||
38 | Человек и природа | Самый большой орган чувств. Гигиена органов чувств | 1ч | 21.01 | 2; 14 – 16 | 2; 6 – 7 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Изучить свойства кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Работа в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждении кожи. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
39 | Человек и природа | Как человек двигается? | 1ч | 27.01 | 2; 17 – 20 | 2; 8 – 9 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. Следить за правильной осанкой на уроке и вне его. Выполнять физминутки. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
40 | Человек и природа | Пищеварительная система. Соблюдение правил безопасного поведения во время приёма пищи | 1ч | 28.01 | 2; 21 – 24 | 2; 10 – 12 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
41 | Человек и природа | Система кровообращения. Наблюдение за изменением пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки | 1ч | 03.02 | 2; 25 – 28 | 2; 13 – 14 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строение кровеносной системы. Практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов при различной нагрузке. Работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
42 | Человек и природа | Познакомимся с дыхательной системой | 1ч | 04.02 | 2; 29 – 31 | 2; 15 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
43 | Человек и природа | Всё о вдохе и выдохе | 1ч | 10.02 | 2; 32 – 33 | 2; 16 – 17 | ||||||||
44 | Человек и природа | Береги свои легкие | 1ч | 11.02 | 2; 34 – 35 | 2; 18 | ||||||||
45 | Человек и природа | Как почки удаляют из организма вредные вещества | 1ч | 17.02 | 2; 36 – 37 | 2; 19 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Характеризовать строение выделительной системы и её роль в организме. Моделировать строение выделительной системы. Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
46 | Человек и природа | Нервная система человека | 1ч | 18.02 | 2; 38 – 40 | 2; 20 – 21 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Характеризовать строение нервной системы и её роль в организме. Моделировать строение нервной системы. Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
ГЛАВА 6 «Изучаем органы чувств» - 8 часов | ||||||||||||||
47 | Человек и природа | Система органов чувств (заседание клуба) Контрольная работа № 3 «Организм человека» | 1ч | 24.02 | 2; 43 – 45 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Работа в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы про предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств. Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие. Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | ||||||||
48 | Человек и природа | Спроси у носа; что такое запах. Роль органа обоняния в жизнедеятельности организма. Гигиена. | 1ч | 25.02 | 2; 46 – 48 | 2; 22 – 23 | ||||||||
49 | Человек и природа | Высуни язык и скажи: «А». Роль органа вкуса в жизнедеятельности организма. Гигиена. | 1ч | 02.03 | 2; 49 – 51 | 2; 24 | ||||||||
50 | Человек и природа | «Взгляд» на глаз. Роль органа зрения в жизнедеятельности организма. Гигиена. | 1ч | 03.03 | 2; 52 – 56 | 2; 25 – 27 | ||||||||
51 | Человек и природа | Ухо не только орган слуха. Ухо – орган равновесия. Роль органа слуха в жизнедеятельности организма. Гигиена. | 1ч | 09.03 | 2; 57 – 61 | 2; 28 – 30 | ||||||||
52 | Человек и природа | Распознавание предметов путем соприкосновения с ними. Роль органа осязания в жизнедеятельности организма. Гигиена. | 1ч | 10.03 | 2; 62 – 63 | |||||||||
53 | Человек и природа | Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья. | 1ч | 16.03 | 2; 64 – 66 | 2; 31 | ||||||||
54 | Человек и природа | Проект «Роль органов чувств в жизнедеятельности человека» Тест «Органы чувств» | 1ч | 17.03 | 2; 67 – 68 | |||||||||
4 четверть | ||||||||||||||
ГЛАВА 6 «Путешествие по странам мира» - 6 часов | ||||||||||||||
55 | Человек и общество | Россия на карте. Сухопутные границы. Практическая работа «Работа с картой мира» | 1ч | 01.04 | 2; 69 – 73 | 2; 32 – 33 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Показывать на карте России её границы и пограничные государства. Обсуждать, почему с государствами – соседями нужно иметь добрососедские отношения. С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
56 | Человек и общество | Морские границы. Практическая работа «Работа с картой мира» | 1ч | 02.04 | 2; 74 – 79 | 2; 32 – 33 | ||||||||
57 | Человек и общество | Соединенные штаты Америки: расположение, столица, главные достопримечательности. Практическая работа «Работа с картой мира» | 1ч | 06.04 | 2; 80 – 83 |
2; 34 – 35 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Работа в группе: самостоятельно изучать материал о США. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Описывать достопримечательности США. Составлять викторину о США. В дополнительной литературе и Интернет находить интересные факты о США. Обсуждать цели международного туризма. Работа со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из США. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
58 | Человек и общество | Великобритания: расположение, столица, главные достопримечательности. Практическая работа «Работа с картой мира» | 1ч | 07.04 | 2; 84 – 86 | 2; 36 – 37 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Работа в группе: самостоятельно изучать материал о Великобритании. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Описывать достопримечательности Великобритании. Составлять викторину о Великобритании. В дополнительной литературе и Интернет находить интересные факты о Великобритании. Обсуждать цели международного туризма. Работа со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Великобритании. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
59 | Человек и общество | Франция: расположение, столица, главные достопримечательности. Практическая работа «Работа с картой мира» | 1ч | 13.04 | 2; 87 – 89 | 2; 38 – 39 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Работа в группе: самостоятельно изучать материал о Франции. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Описывать достопримечательности Франции. Составлять викторину о Франции. В дополнительной литературе и Интернет находить интересные факты о Франции. Обсуждать цели международного туризма. Работа со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Франции. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
60 | Человек и общество | Терроризм – международная опасность. Контрольная работа № 4 «Страны мира» | 1ч | 14.04 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Обсуждать пути защиты от терроризма. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | |||||||||
ГЛАВА 7 «Москва как летопись истории России» - 4 часа | ||||||||||||||
61 | Человек и общество | Москва как летопись истории России. День народного единства. Памятник Минину и Пожарскому | 1ч | 20.04 | 2; 93 – 95 | 2; 40 – 41 | 2; 145 – 155 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. Рассказывать об этом событии от имени участника ополчения. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||||||
62 | Человек и общество | Москва: память о войне 1812 года | 1ч | 21.04 | 2; 96 – 99 | 2; 42 – 43 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о бородинском сражении. Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной. Извлекать из Интернета сведения о биографиях героев войны 1812 года, готовить доклады, презентовать в классе. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
63 | Человек и общество | Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов | 1ч | 05.05 | 2; 100 – 103 | 2; 44 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны. Обсуждать, в чём значение Победы в ВОВойне для нашей страны и всего мира. Встречаться в с ветеранами войны, интервьюировать их. Выяснить в краеведческом музее, какой вклад внёс наш край в Победу. Собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе. Интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||
64 | Человек и общество | Памятники Москвы покорителям космоса | 1ч | 05.05 | 2; 104 – 107 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Извлекать из дополнительной литературы информацию об освоении космоса. Знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему. Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили 12 апреля 1961 года. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||||||||
ГЛАВА 8 «Мы – граждане России» - 3 часа | ||||||||||||||
65 | Человек и общество | Наша родина – Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации. Итоговая комплексная работа «Белый медведь» | 1ч | 11.05 | 2; 109 – 111 | 2; 45 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Обсуждать, зачем государству нужны символы. Знакомиться с особенностями герба, флага России, их историей. Выучить гимн России, отличать гимн России от стран других государств. Моделировать символы своего класса, семьи. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. | |||||||
66 | Человек и общество | Основной закон страны – Конституция России. Права ребёнка. | 1ч | 12.05 | 2; 112 – 116 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||||||||
67 | Человек и общество | Президент, Правительство и парламент страны. Депутат в Парламенте как представитель интересов региона | 15.05 | 2; 112 – 116 | Различать прерогативы Президента, Федерального Собрания и Правительства. Моделировать деятельность депутата. Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным СМИ. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |||||||||
68 | Человек и общество | Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема | 1ч | 18.05 | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Обсуждать потенциальные опасности у водоёмов. Запомнить правила поведения во время купания. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Шевченко А.И. Яковлевского района Белгородской области»
«Согласовано» Руководитель МО __________Кравченко О.В. Протокол № ___ от «____»____________2014 г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР МБОУ «Томаровская СОШ №1» ___________Овчарова Н.А. «____»____________2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Томаровская СОШ №1» _____________Истомина С.Я. Приказ № ___ от «___»______________2014 г. |
Календарно-тематическое планирование
Василенко Ирины Александровны
по учебному предмету
«Окружающий мир»
4 класс «Б»
2014 – 2015 учебный год
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЁННЫЕ В АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ И ИХ ОБОСНОВАНИЕ
Изменения в авторскую программу внесены не были.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ИХ СОЧЕТАНИЕ,
А ТАКЖЕ ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПРЕДМЕТНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком, проводятся нетрадиционные уроки: урок – соревнование, урок – экскурсия, заседания клуба.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, работа в паре, практические работы.
Формы контроля опорной системы знаний: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, практикум, контрольные работы, итоговая комплексная работа, тесты.
Согласно инструктивно – методического письма «О преподавании предметов в начальной школе в условиях перехода на ФГОС в Белгородской области в 2014-2015 учебном году» Департамента образования Белгородской области, Белгородского института развития образования по окружающему миру предусмотрено 4 контрольных работы и комплексная контрольная работа на межпредметной основе.
№п/п | Вид контроля | Тема | Номер приложения |
1 | Контрольная работа №1 | «История Отечества» | №1 |
2 | Контрольная работа № 2 | «Природные зоны» | №2 |
3 | Контрольная работа № 3 | «Организм человека» | №3 |
4 | Контрольная работа № 4 | «Страны мира» | №4 |
5 | Комплексная итоговая контрольная работа | «Белый медведь» | - |
Метапредметные и личностные результаты оцениваются качественно.
Четвертная промежуточная аттестация проводится на основании текущих отметок и отметок, полученных за выполнение контрольных работ, предусмотренных рабочей программой учебного предмета «Окружающий мир». Итоги обучающихся оцениваются по 5-балльной системе.
Четвертные, годовые отметки выставляются за 3 - 5 дней до начала каникул. Годовые оценки по учебному предмету «Окружающий мир» выставляются учителем на основании фактического уровня знаний и навыков обучающихся с учетом четвертных оценок.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Урокам сопутствуют компьютерные презентации, цифровые образовательные ресурсы, которые позволяют компенсировать недостаток наглядного материала по предмету «Окружающий мир»
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд | |||
1 | Учебно-методический комплект по программе «Перспективная начальная школа»: 1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч.– М: Академкнига/ Учебник, 2013. 3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Л.Г. Кудрова Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1 и № 2– М: Академкнига/ Учебник, 2014. Примерная программа: «Примерные программы начального общего образования» М: Просвещение, 2009 Авторская программа: «Окружающий мир» Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. (Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности:1-4 кл.: в 2 ч. /Сост. Р. Г. Чуракова – М.: Академкнига /Учебник, 2012 – Ч.2). Методические пособия для учителя: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник, 2013. | 22 22 1 1 1 | |
2 | Научно – популярные и художественные книги для чтения | + | |
3 | Справочная литература | + | |
Демонстрационный материал | |||
1 | Глобус | + | |
2 | Географические карты | + | |
3 | Иллюстративные материалы | + | |
4 | Магнитные плакаты по основным темам естествознания | + | |
5 | Портреты выдающихся людей России. | - | |
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства | |||
1 2 | Цифровые и информационные инструменты и источники CD-диски: «Академия младшего школьника» (1-4) «Учимся изучать историю» (8-12 лет) (работа с датами, картами, первоисточниками) Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Окружающий мир (1-4) Олимпиадные задания для 2-4 классов Справочник учителя начальных классов Уроки истории Коллекции электронных образовательных ресурсов 1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru 2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru Образовательные Интернет-порталы 1. Информационно-образовательный портал «Сетевой класс Белогорья» belclass.net/ 2. Сайт Министерства образования и науки РФ 3. Сайт Рособразования 4. Федеральный портал «Российское образование» 5. Российский образовательный портал 6. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования 7. Школьный портал 8. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» 9. Российский портал открытого образования 10. Журнал «Начальная школа» www.openworld/school 11. Газета «1 сентября» 12. ИнтерГУ.ru – Интернет-государство учителей 13. Сеть творческих учителей 14. Журнал «Наука и образование» 15. Международная ассоциация «Развивающее обучение» - МАРО 16.Сайт издательства «Академкнига/Учебник | 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
Учебно–практическое и лабораторное оборудование | |||
1 | Термометр для измерения температуры воздуха и воды | + | |
2 | Лупа | + | |
3 | Компас | + | |
4 | Цифровой микроскоп «Эксперт» | + | |
5 | Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения. Модульная система экспериментов на базе цифровых технологий | + комплект | |
6 | Муляжи овощей, фруктов. | + | |
7 | Модель «Торс человека с внутренними органами» | + | |
8 | Коллекции полезных ископаемых | + | |
9 | Коллекция плодов и семян растений | + | |
10 | Гербарии | + | |
11 | Комнатные растения | + | |
Технические средства обучения | |||
1. | Классная доска (магнитная) | 1 | |
2. | Колонки | 2 | |
3. | Компьютер | 1 | |
4. | Мультимедийный проектор | 1 | |
5. | Экран | 1 |
Приложение
Контрольная работа № 1 «История Отечества»
ЧАСТЬ 1
А -1 Объединение людей, связанных родственными отношениями, называли
1 – племенами 3 - стадами
2 – родом 4 – семьёй
А - 2 Основой хозяйства всех племен восточных славян было
1 – скотоводство 3 - охота
2 – земледелие 4 – рыбалка
А – 3 Варяги - это
1 – мирные люди 3 – торговцы и воины
2 – моряки 4 – земледельцы
А – 4 Какие моря соединил путь «Из варяг в греки»
1 – Чёрное и Северное 3 – Чёрное и Красное
2 – Балтийское и Белое 4 – Балтийское и Чёрное
А – 5 Год крещения Руси
1 – 899 3 – 1034
2 – 988 4 – 2009
А – 6 Невская битва произошла
1 – апрель 1240 г 3 – май 2009
2 – июль 1242 г 4 – июнь 1941
А – 7 Ледовое побоище произошло
1 – апрель 1240 г 3 – май 2009
2 – июль 1242 г 4 – июнь 1941
А – 8 Кто считается основателем Москвы
1 – Владимир Мономах 3 – Княжна Ольга
2 – Князь Олег 4 – Князь Юрий Долгорукий
А – 9 Год основания Москвы
1 – 1247 3 – 2009
2 – 1147 4 –1961
А – 10 Как называется холм, на котором в 1156 году был построен деревянный Московский Кремль?
1 – Вековой 3 - Боровицкий
2 – Московский 4 – Дубовый
ЧАСТЬ 2
В – 1 Какому полководцу принадлежит высказывание «Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет! На том стояла, стоит и стоять будет Русская земля"
В – 2 О каком сражении писал летописец: «И была тут страшная и большая сеча, был слышен треск поломавшихся копий и звук от ударов мечей, так что и замёрзшее озеро точно тронулось и не видно было льда, потому что он был полит кровью»?
В – 3 На Масленицу славяне пекли и ели блины – круглые, горячие и золотистые. Во время праздника с горы спускали горящие колёса. Что символизирует горячие блины и горящие колёса?
ЧАСТЬ 3
С – 1 Запиши одну из древнейших русских летописей
С – 2 Какие праздники древних славян отражали времена года
Контрольная работа № 2 «Природные зоны»
ЧАСТЬ 1
А -1 Участки суши со сходными природными условиями, сменяющимися в определённом порядке от полюса к экватору - это
1 – природные зоны 3 - горы
2 – природные условия 4 – равнины
А - 2 На территории России различают
1 – 7 природных зон 3 - 8 природных зон
2 – 6 природных зон 4 – 9 природных зон
А – 3 Песец – это животное
1 – тайги 3 – ледяной зоны
2 – степи 4 – пустыни
А – 4 Дуб – это растение
1 – нижнего яруса 3 – среднего яруса
2 – самого нижнего яруса 4 – верхнего яруса
А – 5 Обширные безлесые пространства, покрытые травянистыми растениями, называются
1 – лесом 3 – степью
2 – тайгой 4 – субтропической зоной
А – 6 В зоне пустынь
1 – снежный покров неглубокий, но очень плотный
2 – недостаточно влаги и песчаная или глинистая поверхность
3 – много солнечного света, но мало осадков
4 – вечная мерзлота
А – 7 Удивительное явление природы – северное сияние – можно наблюдать в
1 – тундре 3 – ледяной зоне
2 – зоне степей 4 – субтропиках
А – 8 Зона лесов расположена
1 – севернее зоны тундры 3 – южнее степи
2 – южнее зоны тундры 4 – севернее пустыни
А – 9 В каком парке собраны растения субтропических зон со всего мира
1 – «Дендрарий» 3 – «Приокско – Террасный»
2 – «Таймырский» 4 – на острове Врангеля
А – 10 Горные области на карте природных зон обозначены
1 – как области низкой поясности 3 - как области малой поясности
2 – как области средней поясности 4 – как области высотной поясности
ЧАСТЬ 2
В – 1 Составь цепь питания, которая сложилась в степи.
В – 2 Запиши растения Черноморского побережья Кавказа, занесённых в Красную книгу.
В – 3 Чья жизнь зависит от численности леммингов?
ЧАСТЬ 3
С – 1 У растений пустыни корни уходят глубоко в землю, а тундровых – располагаются в поверхностном слое. Чем это можно объяснить?
С – 2 Почему использование саксаула для отопления жилищ можно считать экологическим преступлением?
Контрольная работа № 3 «Организм человека»
ЧАСТЬ 1
А -1 Группы связанных друг с другом органов, согласованно выполняющих общую задачу в организме, образуют
1 – систему органов 3 – дыхание
2 – костную систему 4 – ткань этого органа
А - 2 Клетки любого человеческого органа, соединённые между собой межклеточным веществом, образуют
1 – систему органов 3 – дыхание
2 – костную систему 4 – ткань этого органа
А – 3 Самый большой орган чувств
1 – уши 3 – кожа
2 – глаза 4 - нос
А – 4 Подвижное соединение костей - это
1 – мышцы 3 – череп
2 – сустав 4 – позвоночник
А – 5 Что напоминает желудок
1 – резиновый мяч 3 – резиновую сливу
2 – резиновую грушу 4 – резиновый мешок
А – 6 По чему движется кровь от сердца к органам, принося им кислород и питательные вещества?
1 – по венам 3 – по сердцу
2 – по артериям 4 – по лёгким
А – 7 Самые мелкие бронхи называются
1 – альвеолами 3 – бронхиолами
2 – бронхами 4 – капиллярами
А – 8 Главные органы, образующие и выделяющие мочу, называются
1 – почками 3 – мочеточниками
2 – легкими 4 – желудком
А – 9 Запиши органы чувств
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А – 10 Запиши органы нервной системы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЧАСТЬ 2
В – 1 Запиши известные тебе клетки крови.
В – 2 Все органы в организме должны работать согласовано. Запиши систему, которая управляет всеми органами в организме.
ЧАСТЬ 3
С – 1 Запиши пищевые продукты, которые содержат белки.
С – 2 Запиши предположение, что может произойти с человеком при повреждении какого – либо нерва, например при повреждении нервов пальца руки?
Контрольная работа № 4 «Страны мира»
ЧАСТЬ 1
А -1 Россия расположена на материке
1 – Америка 3 – Африка
2 – Евразия 4 – Австралия
А - 2 Россия имеет самую протяжённую сухопутную границу с
1 – Белоруссией 3 – Финляндией
2 – Украиной 4 – Норвегией
А – 3 Столица США -
1 – Вашингтон 3 – Лондон
2 – Москва 4 – Париж
А – 4 Столица Франции -
1 – Вашингтон 3 – Лондон
2 – Москва 4 – Париж
А – 5 Столица Великобритании -
1 – Вашингтон 3 – Лондон
2 – Москва 4 – Париж
А – 6 Самый знаменитый памятник Нью – Йорка, ставший символом США -
1 – Букингемский дворец 3 – куранты
2 – Эйфелева башня 4 – статуя Свободы
А – 7 Одна из главных достопримечательностей Лондона -
1 – Букингемский дворец 3 – куранты
2 – Эйфелева башня 4 – статуя Свободы
А – 8 Символ современного Парижа –
1 – Букингемский дворец 3 – куранты
2 – Эйфелева башня 4 – статуя Свободы
А – 9 Лувр –
1 – художественный музей Франции 3 – художественный музей Великобритании
2 – художественный музей США 4 – художественный музей России
А – 10 Власть в Великобритании осуществляется
1 – президентом 3 - королевой
2 – королём и парламентом 4 – королевой и парламентом
ЧАСТЬ 2
В – 1 Рассматривая карту Азии, на ней можно найти имена российских путешественников, первооткрывателей далёких по тем временам морей и заливов. Запиши эти географические объекты.
В – 2 С какими прибалтийским государством граничит Калининградская область?
ЧАСТЬ 3
С – 1 Символ Парижа – Эйфелева башня – одна из самых высоких башен в мире. Она на 228 метров выше Статуи Свободы – символа США. Вычисли и запиши высоту Статуи
С – 2 Запиши 14 государств и их столицы, граничащих с Россией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета "Математика" для 3 класса
Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета «Математика» для 3 А класса составлено на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку для общ...
Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета "Изобразительное искусство" для 3 класса
Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета «Изобразительное искусство» для 3 А класса составлено на основе Примерной программы начального общего образования по изобраз...
Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета "Музыка" для 3 класса
Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета «Музыка для 3 А класса составлено на основе Примерной программы начального общего образования по музыке для общеобразовательных уч...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по предмету «окружающий мир» в 4 «Б» классе
Календарно-тематическое планирование для 4 «Б» класса по «Окружающему миру» составлено на основе Рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс Ф...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по предмету «окружающий мир» в 1 «Б» классе
Программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственно...
Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета "Русский язык" для 4 класса
Тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета «Русский язык» для 4 А класса составлено на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку для о...
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе
Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....