Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по предмету «окружающий мир» в 1 «Б» классе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)

Чернова Ирина Григорьевна

Программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой  «Окружающий мир» (Программы по учебным предметам. Примерный учебный план.– М.: Академкнига, 2013). 

Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой  «Окружающий мир». Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_okr._mir_1-b.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Белгорода

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного МО учителей начальных классов

Руководитель МО

________/Лихошерстова Н.В../

Протокол от

«    »    _____ 2017 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по УВР

_____/Чернова И.Г../

«____»__________2017г.

УТВЕРЖДАЮ

приказом директора МБОУ СОШ №31  г. Белгорода

Приказ от «___»____2017 г. № ___

____________ Е.В. Кайдалова

Календарно-тематическое планирование

к  рабочей программе

по предмету «окружающий мир»                 в  1 «Б» классе

(УМК «Школа России»)

учителя высшей квалификационной категории

Черновой Ирины Григорьевны

                                                             

 

         2017 -2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по предмету «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой  «Окружающий мир» (Программы по учебным предметам. Примерный учебный план.– М.: Академкнига, 2013). 

Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, Л. Г. Кудровой  «Окружающий мир». Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.

Окружающий мир в начальной школе изучается с 1 по 4 класс. Недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 2 часа.

На основании приказа управления образования администрации города Белгорода № 776 от 19.05.2017 года «Об осуществлении мониторинга учебных планов общеобразовательных учреждений на 2017-2018 учебный год» определена продолжительность учебного года в 1 классах – 32,2 недели;

На основании календарного учебного графика МБОУ СОШ № 31 г. Белгорода 2017-2018 учебный год начинается с 01.09.2017 г., а заканчивается в 1-х классах 25.05.2018 г.

На основании Постановлений Правительства РФ от14.10.2017.г. №1250 «О переносе выходных дней в 2018 году», в соответствии с приказом МБОУ СОШ № 31 г. Белгорода № 322  от 24 августа 2017 года «Об утверждении расписания уроков», на изучение предмета «окружающий мир в 1 «Б» классе в 2017-2018 учебном году отводится 58 часов.

      Программа корректирована за счёт перераспределения часов. Раздел «Живая природа» уменьшился на три часа и составляет 7 часов. Объединены темы:

Животные - часть природы.

Урок-путешествие. Животные - часть природы. Животные нашего края

Что общего у трав, кустарников и деревьев.

Урок-игра. Части растений

Как растения расселяются на новые места. Наблюдения за прорастанием семян, ростом растений.

Как растения расселяются на новые места. Наблюдения за способами распространения растений на новые места.

Раздел «Природа и её сезонные изменения» уплотнен на один час и составляет 36 часов. Объединены темы:

Урок – викторина: «Зелёная аптека».

Природа и мы.

Труд людей осенью

Труд людей осенью в нашем крае

Раздел  «Наша родина – Россия» уплотнен на два час  и составляет 7 часов. Объединены темы:

Москва – столица нашего государства.

Москва – столица нашего государства

Клуб «Мы и окружающий мир»

Письмо пишем в клуб «Мы и окружающий мир»

На основе приказа Департамента образования и науки Белгородской области от 27 августа 2015 года № 3593 «О внедрении интегрированного курса «Белгородоведение» с 1 сентября 2015 года вводится курс "Белгородоведение" в качестве дополнительного сопровождения урочной и внеурочной деятельности и дополнительного образования. Форма данных уроков - интегрированные занятия. В 1 классе  отводится 8 часов, из них 2 часа авторских


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные  УУД

Характеристика основной деятельности учащихся

Формы и средства контроля

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

план

факт

Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире – 8 часов

1

5.9

Введение в курс «Окружающий мир». Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала

Сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.

Формулировать и отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений (Как? Зачем? Почему?)

  Развитие психических процессов: память, речь, воображение, мышление.

умение слушать, выражать свои мысли

Бережное отношение к природе, результатам труда людей, формирование экологической культуры.

Знакомиться с учителем и одноклассниками.

Знакомиться с правилами поведения в школе.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, своё место в классе.

Различать правила поведения, которые допустимы или не допустимы в школе.

фронтальная беседа

2

12.9

Урок-путешествие. Где живёт семья Ивановых? Семья – самое близкое окружение человека. Моя семья и её состав.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Знать  адрес,  название  своего  города, улицы, номер  своего  дома, адрес  школы.

Выбирать маршрут безопасного движения от дома до школы. Соблюдать правила поведения

на дороге и улице.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Умение слушать и слышать.

Умение общаться со сверстниками.

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Готовить рассказ о семье, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями.

Приводить примеры заботы о младших членах семьи, престарелых, больных.

Оценивать свои личные качества и их проявления в семье.

текущий

3

14.9

 Мы познаём мир. Классный, школьный коллектив. Совместная учёба, игры, отдых.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала

Знать правила поведения в  природе.

Уметь  определять признаки  различных  объектов  природы; проводить простейшие  наблюдения  за  объектами  живой природы  и  уметь рассказывать  о  своих  наблюдениях.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Умение общаться со сверстниками.

Эмоционально-положительное отношение и интерес к родной стране, ее культуре, истории, традициям.

Обсуждать особенности взаимоотношений со

взрослыми, сверстниками.

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

текущий

4

19.9

Урок-путешествие. Мы познаём мир. Что такое безопасность? Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Знать  название  органов  чувств  и  их  функции.

Уметь  изучать  окружающий  мир  с  помощью  органов  чувств;  определять  признаки  различных  объектов   природы (цвет, форму, сравнительные размеры)

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

умение планировать работу

умение слушать, выражать свои мысли

 Сформирована мотивация в концепции «Здоровый человек – успешный человек».

Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества.

Оценивать степень личной ответственности за сохранения своего здоровья.

текущий

5

26.9

Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств. Практическая работа: «Различение звуков, определение вкуса, температуры с помощью органов чувств».

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала

Называть окружающие предметы и

их признаки.

Знать названия органов чувств и их функции.

Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются. 

Развивать умение осуществлять поиск информации с использованием учебника

умение планировать работу

умение слушать, выражать свои мысли

Эмоционально-положительное отношение и интерес к родной стране, ее культуре, истории, традициям.

Различать звуки, определять вкус, температуру с помощью органов чувств.

практическая работа

6

28.9

Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств. Практическая работа: «Различение мягкости, твёрдости, формы, влажности, цвета с помощью органов чувств».

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Перечислять органы чувств и их функции.

Определять признаки различных объектов природы

(цвет, форму, сравнительные размеры) с помощью органов чувств.

Определять и формировать цель деятельности.

Находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

умение слушать, выражать свои мысли

Самостоятельно определять и высказывать общепринятые правила поведения

Различать мягкость, твёрдость, форму, влажность, цвет с помощью органов чувств.

практическая работа

7

05.10.

Что нас окружает? Безопасность на улицах, дорогах.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала

Уметь различать объекты  неживой  и  живой  природы;  выделять   из  объектов  неживой  природы   изделия  человека.

Иметь представление   о  животных.

Сравнение групп рисунков с изображениями мира не созданного человеком и изделий, которые сделаны человеком.

Находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

умение слушать, выражать свои мысли

Возможные способы участия младших школьников в природоохранной деятельности.

Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края.

Анализировать ситуации во время экскурсии по своему городу с точки зрения безопасного поведения на дороге.

текущий, фронтальная беседа

8

10.10

Что нас окружает? Безопасный путь в школу и домой.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Уметь различать объекты  неживой  и  живой  природы;  выделять   из  объектов  неживой  природы   изделия  человека.

Иметь представление   о  животных

Развивать умение обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,

Находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

умение слушать, выражать свои мысли

Выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края.

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

текущий, фронтальная беседа

Живая природа – 7 часов

9

12.10.

 Животные - часть природы.

Урок-путешествие. Животные - часть природы. Животные нашего края.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала

Знать признаки живых организмов; отличительные признаки  зверей.

Уметь приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида. Раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных.

Определять и формировать цель деятельности на уроке.

Развивать умение осуществлять поиск информации с использованием источников

умение планировать работу

Развитие умения работать в паре.

Наблюдение над окружающим миром природы Воспитывать бережное отношение к природе.

Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности животных на примере своей местности.

текущий

10

19.10

 Дикие животные.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Знать название и внешние отличительные  признаки   8-10 животных.

Уметь раскрывать особенности внешнего вида  и  жизни животных, приводить примеры домашних и диких  животных.

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

умение выполнять учебную задачу

участие в обсуждении

Воспитание бережного отношения к братьям нашим меньшим. Оценка своего и чужого поведения в природе.

Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности  диких животных на примере своей местности.

текущий, индивидуальный опрос

11

24.10

Домашние животные.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала

Раскрыть отличительные признаки  насекомых

Рассматривая иллюстрации учебника,  извлекать  информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых

Развивать владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных связей.

умение выполнять учебную задачу

участие в обсуждении

Воспитывать бережное отношение к природе.

Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности домашних животных на примере своей местности.

Группировать объекты природы по признакам: домашние – дикие животные.

текущий

12

26.10

Насекомые – часть живой природы.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Знать отличительные признаки  насекомых.

Уметь раскрывать  особенности внешнего вида  и  жизни насекомых;  называть насекомых родного края.

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы

умение выполнять учебную задачу

Развитие умения работать в группе.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Различать животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.

Характеризовать особенности насекомых на примере своей местности.

текущий

13

9.11

Урок – экскурсия. Растения – часть живой природы. Растения нашего края.  Правила безопасного поведения на водоёмах осенью.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала

Знать  общие признаки  для  всех  растений;  название  органов растений (корень, стебель, лист,  цветок, плод, семена);   названия  и  внешние  отличительные  признаки  8-10  растений ( на  уровне  рода).

Уметь  различать  части  растений,  отображать  их  в  рисунке.

 

Умение актуализировать свои знания

Умение самостоятельно планировать пути  достижения целей

участие в обсуждении

Воспитывать бережное отношение к природе.

Характеризовать особенности растений на примере своей местности.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека.

Освоение правил поведения на водоёмах осенью.

текущий, фронтальная беседа

14

14.11

Что общего у трав, кустарников и деревьев.

Урок-игра. Части растений.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями

Описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Ориентироваться в своей системе знаний

Умение самостоятельно планировать пути  достижения целей, отличать новое от уже известного с помощью учителя

участие в обсуждении

Воспитывать бережное отношение к природе Выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Определять части цветкового растения.

текущий

15

16.11

Как растения расселяются на новые места. Наблюдения за прорастанием семян, ростом растений.

Как растения расселяются на новые места. Наблюдения за способами распространения растений на новые места.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала

Знать  способы  распространения  семян.

Уметь   анализировать  строение  семени  и  делать  выводы  о  способах  распространения  каждого  растения.

Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление общих признаков

Учиться высказывать свое предложение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника Наблюдение над способом распространения растений на новые места.

умение выполнять учебную задачу

Проведение опыта с семенами клёна и ясеня

Развитие умения работать в группе.

высказывание предположений

Воспитывать бережное отношение к природе. Соблюдать  правила
экологического   поведения в природной среде.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Вести наблюдения за прорастанием семян, ростом растений, за способами распространения растений на новые места.

текущий, индивидуальный опрос

Природа и её сезонные изменения – 36 часов

16

21.11

Природа и её сезонные изменения. Урок – экскурсия  с целью наблюдения за изменениями в природе. Безопасное поведение в лесу.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала

Знать  основные  признаки  времён  года, название  каждого  времени  года   и  их  последовательность;  правила  безопасности  на  воде   в  летнее  время  и  на  льду  в  зимнее  время,  правила  безопасности  при   катании с  гор  в  зимнее  время.

Развивать умение обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой

  Уметь  анализировать   изменения  природы осенью

отличать новое от уже известного с помощью учителя отличать новое от уже известного с помощью учителя

участие в обсуждении

Объяснять с позиции общечеловеческих ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие и плохие

Знакомство со связью состояния природы с состоянием растений, с правилами поведения в лесу.

Описывать сезонные изменения в природе осенью.

Характеризовать признаки осени.

Анализировать народные приметы, связанные с погодой осенью, проверять их достоверность.

Освоение правил поведения в лесу.

Оценивать конкретные примеры поведения в лесу.

текущий, фронтальная беседа

17

23

Урок – экскурсия «Жизнь растений осенью».

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);

наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Развивать умение обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,

отличать новое от уже известного с помощью учителя

участие в обсуждении

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

Выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Описывать сезонные изменения в природе осенью.

Наблюдать погоду осенью самостоятельно и описывать её состояние.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Жизнь растений осенью».

текущий, фронтальная беседа

18

28

Жизнь растений осенью.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала

Знать  о  труде  людей  осенью  в  саду,  огороде,  поле.

Уметь различать овощи  и  фрукты.

Умение актуализировать свои знания

 находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт

участие в обсуждении

Воспитание положительного отношения к труду людей.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений и осени.

текущий

19

30

Труд людей осенью Труд людей осенью в нашем крае.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала

Знать  особенности  жизни  животных  осенью  в  связи  с  подготовкой  к  зимнему  периоду.

Использовать приобретённые знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения задач, связанных с бытовыми ситуациями.

Уметь устанавливать связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе с изменениями в жизни животных.

 находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт

участие в обсуждении

Воспитание бережного отношения к братьям нашим меньшим.

Анализировать примеры использования человеком богатств  природы.

текущий

20

5

Как животные готовятся к зиме.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала.

Знать  основные  признаки  времён  года и  их  последовательность;

называть и оценивать правила безопасного поведения на льду (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);

Умение актуализировать свои знания

Обобщение жизненных наблюдений изменениях в окружающей их природе с приходом зимы

умение выражать свои мысли

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животных и зимы.

текущий

21

7

Как животные готовятся к зиме.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала.

Определять внешние свойства воды, понимать ее необходимость для жизни на планете. Формулировать выводы на основе наблюдений и опытов. Высказывать свою точку зрения.

Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы.

Обобщение жизненных наблюдений изменениях в окружающей их природе с приходом зимы

умение выражать свои мысли

Соблюдать правила безопасного поведения у водоёмов зимой.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животных и зимы.

текущий

22

12

Пришла зима.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала.

Знать  о  труде  людей  зимой.

Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы.

Обобщение жизненных наблюдений изменениях в окружающей их природе с приходом зимы

умение выражать свои мысли

Воспитание положительного отношения к труду людей.

Описывать сезонные изменения в природе зимой.

Характеризовать признаки зимы.

Наблюдать погоду зимой самостоятельно и описывать её состояние.

Анализировать народные приметы, связанные с погодой зимой, проверять их достоверность.

текущий

23

14

Пришла зима. Опыт: чист ли снег?  

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала.

Знать  признаки зимы.

Иметь  элементарное представление     об  образовании  снежинок.

Уметь  обобщать  жизненные  наблюдения  об  изменениях  в  окружающей  природе  с  приходом  зимы.

Знакомство со свойствами снега.

Обобщение жизненных наблюдений изменениях в окружающей их природе с приходом зимы

умение выражать свои мысли

Оценка своего и чужого поведения в природе.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Проводить опыт: чист ли снег?

текущий, индивидуальный опрос

24

19

Снежные загадки. Опыты: лёд – замёрзшая вода и тонкий лёд опасен.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала.

Знать  о  зимовке  животных, о  работе  лесника  зимой.

Уметь оказывать  помощь животным  зимой.

Умение актуализировать свои знания

Развивать умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

умение выражать свои мысли

Воспитывать бережное отношение к природе.

Анализировать народные приметы, связанные с погодой зимой, проверять их достоверность.

Проводить опыт: лёд – замёрзшая вода и тонкий лёд опасен.

текущий, индивидуальный опрос

25

21

Жизнь лесных зверей зимой.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Иметь представление о зимующих птицах родного края и их жизни зимой.

Вести наблюдение объектов окружающего мира. Формулировать выводы на основе наблюдений

Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Развивать умение осуществлять поиск информации

Совместно договариваться о правилах общения и поведения

Выполнять правила поведения в природе

Воспитание бережного отношения к братьям нашим меньшим.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животных и зимы.

текущий

26

26.12

Жизнь лесных зверей зимой. Животные нашего края зимой.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала.

Знать  признаки,  по  которым  из  всех  животных  выделяется  особая группа – группа  птиц;  виды  зимующих  птиц.

Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Использование источников информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения

Оказывать посильную помощь птицам.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Извлекать необходимую информацию по заданию учителя из учебника и дополнительных источников (словари, хрестоматии) о животных родного края и обсуждать полученные сведения.

текущий

27

11.01

Как помочь птицам зимой. Птицы нашего края.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Уметь оказывать  помощь  зимующим  птицам.

Знать о зимующих птицах и их жизни зимой.

Обобщать  жизненные  наблюдения.

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

умение выражать свои мысли

Уметь оказывать  помощь  зимующим  птицам.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности птиц и зимы.

текущий

28

16

Как помочь птицам зимой.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала.

Знать  признаки  рыб;  о  жизни  некоторых  животных  и  растений  подо льдом.

Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

умение выражать свои мысли

Воспитывать аккуратность. Соблюдать правила безопасного поведения у водоёмов зимой.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Называть примеры заботливого ухода за птицами зимой.

текущий

29

18

Есть ли жизнь в воде подо льдом.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Перечислять основные признаки рыб; иметь представление о жизни некоторых животных

и растений подо льдом.

. Обобщать  жизненные  наблюдения.

Развивать умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

умение выражать свои мысли

Воспитывать аккуратность. Соблюдать правила безопасного поведения у водоёмов зимой.

Описывать сезонные изменения в природе зимой.

Характеризовать признаки зимы.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

текущий

30

23

Есть ли жизнь в воде подо льдом.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала.

Знать  о  жизни  деревьев  и  кустарников  в  зимний период,  делать  выводы  из  наблюдений.

Иметь  представление   о  внутреннем  строении почки.

Наблюдение за жизнью деревьев и кустарников зимой.

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

умение выражать свои мысли

Уметь оказать помощь деревьям зимой.

Описывать сезонные изменения в природе зимой.

Характеризовать признаки зимы.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

текущий

31

25

Урок – экскурсия «Как зимуют травы, кустарники, деревья?». Виды перекрёстков.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала.

Знать отличия деревьев и кустарников  зимой.

Уметь определять разные виды деревьев  и  кустарников  по  силуэтам, коре, почкам, плодам.

Использование источников информации для получения дополнительной сведений об окружающем мире.

 находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт

участие в обсуждении

Воспитание бережного отношения к природе

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Как зимуют травы, кустарники, деревья?»

Обсудить виды перекрёстков.

текущий, фронтальная беседа

32

30

Как зимуют травы, кустарники, деревья?

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Знать названия кустарников и деревьев родного края.

Уметь определять разные виды деревьев  и  кустарников  по  силуэтам, коре, почкам, плодам.

Использование моделей и схем

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

умение устанавливать рабочие отношения

Уметь соблюдать правила безопасности при проведении экскурсии, бережного отношения к природе

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Называть примеры заботливого ухода за растениями зимой.

текущий

33

1.02

Урок – экскурсия «Учимся различать деревья и кустарники родного края зимой». Правила безопасного поведения на водоёмах зимой.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала.

Знать  основные  признаки  времён  года и  их  последовательность

Знать особенности труда людей весной.

 Уметь обобщать  жизненные  наблюдения за  трудом людей весной.

Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом весны.

Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

умение устанавливать рабочие отношения

 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Характеризовать особенности растений зимой на примере своей местности.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека.

Освоение правил поведения на водоёмах зимой.

текущий, фронтальная беседа

34

6

Учимся различать деревья и кустарники зимой.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Определять основные признаки

времени года; правила

безопасности на воде и на льду в весеннее время.

Анализировать наблюдения за изменениями, происходящими в природе с приходом весны.

сопоставление своих действий с образцом

Вступать в учебный диалог, строить монологическое высказывание

Воспитание положительного отношения к труду людей. Знать правила безопасного поведения весной на улице и вблизи водоёмов

Характеризовать особенности растений зимой на примере своей местности.

Извлекать необходимую информацию по заданию учителя из учебника и дополнительных источников (словари, хрестоматии) о деревьях и кустарниках родного края и обсуждать полученные сведения.

35

8

Пришла весна. Правила безопасного поведения на водоёмах весной.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала.

Знать правила поведения на экскурсии; названия     животных и растений  родного  края; раннецветущие  растения.

Определять основные признаки

времен года; правила

безопасности на воде и на льду в весеннее время.

сопоставление своих действий с образцом

Вступать в учебный диалог, строить монологическое высказывание

Воспитание основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Описывать сезонные изменения в природе весной.

Характеризовать признаки весны.

Анализировать народные приметы, связанные с погодой весной, проверять их достоверность.

Освоение правил поведения на водоёмах весной.

текущий

36

20

Пришла весна.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Знать раннецветущие  растения, причины раннего  цветения  растения.

Уметь  отличать  раннецветущие  растения  от  остальных растений.

Развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической   деятельности в жизненных ситуациях;

сопоставление своих действий с образцом

Вступать в учебный диалог, строить монологическое высказывание

Воспитание основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Извлекать необходимую информацию по заданию учителя из учебника и дополнительных источников (словари, хрестоматии) о весне и обсуждать полученные сведения.

Наблюдать погоду весной самостоятельно и описывать её состояние.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

текущий

37

22

Какие растения весной цвести торопятся? Практическая работа: рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Знать об изменениях жизни  животных весной.

Устанавливать взаимосвязи в природе; отвечать на вопросы по рисунку

Уметь  устанавливать  взаимосвязи в природе;

анализировать  и отвечать по рисунку.

умение слушать и выражать свои мысли

Воспитание основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.

Характеризовать особенности растений весной на примере своей местности.

Проводить практическую работу: «Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев  в почках»

 с обсуждением.

практическая работа

38

27

Какие растения весной цвести торопятся? Длительное наблюдение за распусканием почек.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Знать  правила охраны

животных в весеннее время.

Иметь представление о гнездовании  птиц.

Наблюдение за птицами. 

Передавать свои впечатления об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах

умение слушать и выражать свои мысли

Выполнять правила охраны животных в весеннее время.

Характеризовать особенности растений весной на примере своей местности.

Начать проводить длительное наблюдение: за распусканием почек.

текущий, индивидуальный опрос

39

1.03

Как животные весну встречают.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала.

Знать когда появляется потомство у животных.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации.

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста)

умение слушать и выражать свои мысли

Забота о потомстве животных.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животных  и весны.

40

6.03

Как животные весну встречают. Наблюдение за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Уметь сравнивать потомство и животных-родителей.

 Уметь  устанавливать  взаимосвязи в природе

Развивать умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

умение слушать и выражать свои мысли

Выполнение правил охраны животных в весеннее время.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животных  и весны.

Провести наблюдение за повадками домашних животных, за жизнью насекомых, диких птиц.

текущий, индивидуальный опрос

41

13

Про больших и маленьких.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала.

Знать об основных изменениях с приходом  лета в неживой и живой природе.

Уметь  устанавливать  взаимосвязи в природе в летний период.

Уметь анализировать  и обобщать полученную информацию  при наблюдении.

Оформлять свою мысль в устной речи

умение слушать и выражать свои мысли

Иметь представление  об оздоровительных и закаливающих процедурах.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности животных  и весны.

Пересказывать и понимать тексты о природе.

текущий

42

15

Про больших и маленьких.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала.

Знать питательные и целебные свойства ягод.

Уметь приводить примеры ядовитых ягод своего края.

Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Оформлять свою мысль в устной речи

умение слушать и выражать свои мысли

Воспитание основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Извлекать необходимую информацию по заданию учителя из учебника и дополнительных источников (словари, хрестоматии) о животных и их детёнышах родного края и обсуждать полученные сведения.

Называть примеры заботливого ухода за животными.

текущий

43

20

Лето пришло. Правила безопасного поведения на водоёмах летом.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала.

Характеризовать объекты окружающего мира.

Знать питательные и целебные свойства ягод. съедобные и ядовитые ягоды своего края.

Формулировать выводы на основе наблюдений.

Высказывать свою точку зрения.

умение слушать и выражать свои мысли

умение слушать и выражать свои мысли

Описывать сезонные изменения в природе летом.

Характеризовать признаки лета.

Анализировать народные приметы, связанные с погодой летом, проверять их достоверность.

Освоение правил поведения на водоёмах летом.

текущий

44

22

Урок – экскурсия. Лето пришло.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала.

Знать признаки и названия грибов, правила сбора грибов.

Формулировать выводы на основе наблюдений

Развивать умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

участие в коллективном обсуждении

Воспитание основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Лето в нашем крае»

Описывать сезонные изменения в природе весной.

Характеризовать признаки весны.

Анализировать народные приметы, связанные с погодой весной, проверять их достоверность.

Освоение правил поведения на водоёмах весной.

текущий, фронтальная беседа

45

3.04

Урок – экскурсия. В лес по ягоды пойдём. Знакомство с дорожными знаками.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Уметь различать съедобные и несъедобные грибы, приводить примеры съедобных грибов своего края.

Формулировать выводы на основе наблюдений

Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста)

участие в коллективном обсуждении

Воспитание основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Рассказывать о роли ягод в природе и жизни людей.

Рассказывать о дорожных знаках.

текущий, фронтальная беседа

46

5

В лес по ягоды пойдём.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала

Знать лекарственные растения, о целебной силе растений, правила сбора.

Формулировать выводы на основе наблюдений

Развивать умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

участие в коллективном обсуждении

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении и поступках.

Рассказывать о роли ягод в природе и жизни людей.

Пересказывать и понимать тексты о ягодах.

текущий

47

10

Урок – путешествие: «С лукошком за грибами».

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Иметь представление  о  приёмах использования лекарственных растений. Приводить примеры лекарственных растений  

Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Развивать умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

участие в коллективном обсуждении

Соблюдать правила экологического поведения в природе

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

текущий

48

12

С лукошком за грибами. Правила сбора грибов.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала

Знать, что обозначает термин «экология», что человек и его отношение к природе влияет на то, будут ли жить или исчезнут растения, животные.

Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Развивать умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

участие в коллективном обсуждении

Выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Пересказывать и понимать тексты о грибах.

текущий

49

17

Зелёная аптека. Физическая культура, закаливание, игры на свежем воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Называть виды растений и животных родного края

Умение актуализировать свои знания

Развивать умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

умение слушать и выражать свои мысли

Воспитывать бережное отношение к природе

Различать лекарственные растения (на примере своей местности).

Рассказывать о роли лекарственных растений в природе и жизни людей.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества.

Оценивать степень личной ответственности за сохранения своего здоровья.

текущий

50

19

Урок – викторина: «Зелёная аптека». Природа и мы.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала

Приводить примеры растений и животных

родного края, занесенных в Красную книгу.

Знать виды и формы помощи человека природе.

Умение актуализировать свои знания Развивать владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных связей.

Перерабатывать полученную информацию:

делать выводы о результате совместной работы в парах, группах и всего класса

Воспитание основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм Учиться выполнять различные роли в группе.

.

Извлекать необходимую информацию по заданию учителя из учебника и дополнительных источников (словари, хрестоматии) о лекарственных растениях родного края и обсуждать полученные сведения.

текущий, индивидуальный опрос

51

24

Урок – экскурсия «Природа и мы». Правила противопожарной безопасности.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала

Приводить примеры растений и животных

родного края, занесенных в Красную книгу.

Знать виды и формы помощи человека природе

Развивать владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно- следственных связей.

Перерабатывать полученную информацию:

делать выводы о результате совместной работы в парах, группах и всего класса

Воспитание основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

текущий, фронтальная беседа

Наша родина – Россия – 7 часов

52

26

Итоговая комплексная работа за год

Урок контроля знаний

Знать и понимать изучаемый материал

Умение актуализировать свои знания

контроль, коррекция, оценка действий

выражать свои мысли

Формирование ответственного и уважительного отношения к природе, родному краю, чувства гордости за свое государство.

Самоконтроль, самооценка, самокоррекция .

Контрольныйтематический

53

3.05

 «Наша родина – Россия».

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Знать название нашей планеты, государства, его столицы.

Находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город

Находить в тексте учебника нужную информацию о стране, символах государства.

Перерабатывать полученную информацию:

делать выводы о результате совместной работы в парах, группах и всего класса

Воспитание эмоционально-положительного отношения и интереса к родной стране, ее культуре, истории, традициям, представителям других народов

Находить и показывать территорию России, её государственную границу.

Обмениваться сведениями о родной стране, полученными из источников массовой информации.

текущий

54

8.05

Знакомство с государственной символикой.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала

Знать государственную символику России; текст гимна России.

Выполнять правила поведения при прослушивании Государственного гимна

Находить в тексте учебника нужную информацию

соотносить словесное описание с иллюстрациями

выражать свои мысли

 Формирование чувства гордости за свое государство, уважения к государственным символам России (герб, флаг, гимн)

Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран.

Прослушивать и петь гимн РФ.

текущий

55

10

Урок – экскурсия: Моя малая родина. Достопримечательности родного края. Общественный транспорт. Правила пользования общественным транспортом.

Урок изучения и первичного закрепления  нового материала

Знать и уметь  описывать  достопримечательности  Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д. важнейшие  исторические события  в  истории  Москвы.

Находить на карте России Москву; извлекать  нужную информацию  из дополнительных источников.

строить монологическое высказывание

Вступать в учебный диалог

Освоены и приняты идеалы равенства, социальной справедливости, разнообразия культур как демократических гражданских ценностей.

Наблюдать в родном городе исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, фактом.

Объяснить основные правила пользования общественным транспортом.

текущий, фронтальная беседа

56

15

Москва – столица нашего государства.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Знать и уметь  описывать  достопримечательности  Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д. важнейшие  исторические события  в  истории  Москвы.

Находить в тексте учебника нужную информацию

Из дополнительной информации извлекать главное и представлять одноклассникам

Развивать умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

работа в группе работа в парах

 Освоены и приняты идеалы равенства, социальной справедливости, разнообразия культур как демократических гражданских ценностей. Заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я – гражданин России», чувства сопричастности и гордости за Родину, народ и историю.

Показывать местонахождение Москвы.

Описывать элементы герба Москвы. Подготавливать небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы на основе дополнительной информации.

текущий

57

17

Москва – столица нашего государства.

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Знать и уметь  описывать  достопримечательности  Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д. важнейшие  исторические события  в  истории  Москвы.

Находить в тексте учебника нужную информацию

Из дополнительной информации извлекать главное и представлять одноклассникам

Развивать умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

работа в группе работа в парах

 Освоены и приняты идеалы равенства, социальной справедливости, разнообразия культур как демократических гражданских ценностей. Заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я – гражданин России», чувства сопричастности и гордости за Родину, народ и историю.

Показывать местонахождение Москвы.

Описывать элементы герба Москвы. Подготавливать небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы на основе дополнительной информации.

текущий

58

22

Клуб «Мы и окружающий мир»

Письмо пишем в клуб «Мы и окружающий мир»

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Соблюдать правила членов клуба «Мы и окружающий мир».

Подписывать конверт и писать письмо. Иметь представление   об  основных  достопримечательностях  своего  края.

Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

строить монологическое высказывание Умение делать выводы

Вступать в учебный диалог

Уметь соблюдать правила безопасного поведения в городе во время экскурсии, правила дорожного движения.

Обсуждать цели и задачи клуба «Мы и окружающий мир»

текущий

59

24

Урок – экскурсия. Экскурсия в краеведческий музей.

Урок обобщения и систематизации знаний

Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы

Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному

материалу.

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила

Вступать в учебный диалог

Сформировано общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве.

Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей.

текущий, фронтальная беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" для 1 класса. УМК "Начальная школа XXI века"

Календарно- тематическое планирование по предмету  "Окружающий мир"   для 1 класса по ФГОС  (по учебнику 2011г. издания) . УМК  "Начальная школа XXI века"...

Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» для 2 класса на 2012-2013 учебный год.(система Л.В. Занкова)

Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» для 2 класса на 2012-2013 учебный год. (система Л.В. Занкова)...

Пояснительная записка и Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс УМК «Школа России»

Пояснительная записка и Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир» 4 класс УМК «Школа России» ...

Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" для 2 класса УМК " Школа России"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9365777","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 83px; width: 120px;"}}]]Календарно-тематическое планирование по п...

Календарно-тематическое планирование по предмету "окружающий мир" для 4 класса

Календарно-тематическое планирование по предмету "окружающий  мир" для 4 класса расчитано на 34 часа в году (1 час в неделю). Планирование составлено на основе рабочей программы группы учителей н...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....